Продуктовые подкомплексы и экономические отношения в продуктовых подкомплексах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Продуктовые подкомплексы и экономические отношения в продуктовых подкомплексах



 

Агропромышленная интеграция может и не иметь организационного оформления. В этом случае отношения между интегрируемыми предприятиями строятся на договорной основе. К такой форме интеграции относятся продуктовые подкомплексы АПК.

Продуктовый подкомплекс представляет собой совокупность предприятий и организаций, последовательно выполняющих стадии производственного цикла – от производства сырья до получения готовой продукции. Основой продуктового подкомплекса являются вертикальные взаимосвязи по линии производства сельскохозяйственного сырья, его переработки и реализации конечной продукции.

Продуктовый подкомплекс не является единым организационно-правовым формированием. Производство сельскохозяйственной продукции, ее переработка и реализация осуществляются в нескольких взаимосвязанных сферах, представленные различными самостоятельными предприятиями.

По выполняемым функциям и роли в производстве продуктов питания и обеспечении ими населения в продуктовых подкомплексах выделяют сферы:

I сфера – производство средств производства для сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и других отраслей подкомплекса;

II сфера – производство сельскохозяйственной продукции;

III сфера – переработка сельскохозяйственного сырья;

IV сфера – производственная инфраструктура подкомплексов (заготовка, хранение, транспортировка и реализация готовой продукции)

Структура продуктового подкомплекса характеризуется вкладом в стоимость конечного продукта каждой сферы. При рациональной структуре подкомплекса основная часть стоимости конечного продукта (до 80%) создается в третьей и четвертой сферах. Здесь обеспечивается переработка сельскохозяйственного сырья, его хранение, фасовка и упаковка готовой продукции. Однако в большинстве продуктовых подкомплексов в этих сферах создается не более 50% розничной стоимости продукта.

Рациональная структура продуктовых подкомплексов обеспечивает:

- получение максимального количества конечной продукции при минимальных затратах труда и средств на единицу продукции;

- соединение в едином техническом процессе производства, хранения, переработки и реализации продукции;

- равномерную загрузку производственных мощностей перерабатывающих предприятий;

- высокую конкурентоспособность продукции.

При установлении оптимальных пропорций между сферами подкомплексов необходимо учитывать особенности сельского хозяйства: сезонный характер поступления сельскохозяйственного сырья, наличие большого количества скоропортящейся и малотранспортабельной продукции, зависимость результатов сельскохозяйственного производства от погодных условий, низкий уровень механизации производственных процессов в отдельных отраслях и т. д.

По отраслевому признаку выделяют восемь продуктовых подкомплексов: зернопродуктовый, картофелепродуктовый, свеклосахарный, плодоовощеконсервный, виноградно-винодельческий, мясной, молочный, масложировой.

Зернопродуктовый подкомплекс – ведущий в агропромышленном комплексе, он в значительной степени определяет продовольственную безопасность страны. От его состояния во многом зависит развитие других подкомплексов АПК. Зерно служит сырьем для пищевой, комбикормовой, химической, текстильной и других отраслей. Оно является источником кормов для скота и птицы, основой питания для населения.

Картофелепродуктовый подкомплекс — один из важнейших. Картофель является технической и фуражной культурой. Из картофеля вырабатывают крахмал, спирт, патоку и ряд других продуктов. В нашей стране основная масса картофеля потребляется в свежем виде, доля промышленной переработки его незначительна (менее 10%).

Свеклосахарный подкомплекс дает сахар и большое количество отходов: жом, патоку (мелассу) и фильтрационный осадок (дефекат). Жом широко используют на корм скоту, патоку применяют для сдабривания грубых кормов и приготовления комбикормов, а также производства этилового спирта и хлебопекарных дрожжей.

Плодоовощеконсервный подкомплекс — это совокупность отраслей сельского хозяйства, промышленности и торговли, занятых производством, заготовкой, хранением, переработкой и реализацией плодов, ягод и овощей.

Молочный и мясной подкомплексы поставляют продукты питания, отличающиеся высокой пищевой ценностью и хорошими вкусовыми качествами, а также сырье для легкой промышленности.

Виноградно-винодельческий подкомплекс состоит из 3 сфер. Первая сфера охватывает отрасли промышленности, выпускающие средства производства для виноградарства, виноделия и связанных с ними заготовительных и торговых организаций, а также предприятия и организации, поставляющие эти средства. Ко второй сфере относятся виноградарство и связанные с ним другие отрасли сельского хозяйства (питомниководство, поставляющее саженцы). Третья сфера включает отрасли, осуществляющие заготовку, хранение, переработку винограда, а также реализацию винограда в свежем виде, соков.

Масложировой подкомплекс производит ценные продукты питания, такие как растительное масло, маргарин, майонез и т. д. В объеме потребляемых жиров на долю растительных масел приходится более 60%. В современных условиях увеличивается пищевое потребление растительных масел как более дешевых. Часть масла, непригодного в пищу, используется при производстве мыла, олифы, линолеума, клеенки и других изделий.

Экономические отношения – это форма связей, посредством которых реализуются экономические интересы предприятий в процессе производственной деятельности и при обмене ее результатами. Эти отношения строятся на основе договоров.

Договор – соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Он обозначает двухстороннюю (многостороннюю) гражданско-правовую сделку, которая является юридическим фактом и порождает правовые и хозяйственные связи между участниками соглашения. В договоре закрепляется согласие сторон на определенное взаимодействие. С его помощью предприятия регулируют взаимные поставки материальных средств и объемы оказываемых услуг, цены, расценки и тарифы на продукцию и услуги, определяют санкции за невыполнение условий договора. В договоре регламентируются права, обязанности и ответственность сторон за конкретные результаты.

Важное значение в развитии данных подкомплексов имеет экономический механизм, определяющий поведение товаропроизводителей в условиях рыночных отношений. Экономический механизм – это совокупность методов и рычагов экономического воздействия на товаропроизводителей с целью эффективной мотивации их производственной и инвестиционной деятельности. Основу его составляет система ценовых и финансово-кредитных отношений; соответственно его главными элементами являются цены, налоги, кредит, бюджет, страхование. Действенный механизм должен обеспечивать эквивалентный обмен между сельским хозяйством и промышленностью, насыщение продовольственного рынка за счет приоритетного и эффективного развития отечественного производства.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.007 с.)