Казанские походы Ивана IV и присоединение Поволжья. Внешняя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Казанские походы Ивана IV и присоединение Поволжья. Внешняя



Укрепление самодержавной власти в Российском государстве и создание более мощной военной организации создали условия для активизации внешней политики. Первоочередной задачей в этом отношении была ликвидация постоянной угрозы вторжений со стороны Казанского ханства.

Вся вторая половина 40-х годов прошла в дипломатических и военных попытках добиться ликвидации очага агрессии в Казани. Но попытки эти были неудачными. Ставленнику Москвы Шах-али не удалось удержаться в Казани, а два русских похода в 1547-1548 и 1549-1550 годах были безуспешными. На рубеже 50-х годов началась подготовка к решительному удару по Казани. Овладение ею было важно в связи с потребностью в земле для дворян, а также для развития торговли – оно открывало путь по Волге к странам Востока.

Весной 1551г. на правом берегу Волги была поставлена деревянная крепость Свияжск, ставшая опорным пунктом для ведения военных действий против Казани. Наступление России на Казань встревожило турецко-татарскую коалицию. Крымский хан Девлет-Гирей нанес удар с юга, намереваясь вторгнуться в центральные области России и тем самым сорвать наступление России на Казань. Но в Москве предвидели возможность такого нападения и крымский хан вынужден был уйти обратно. Во второй половине 1552г. русское войско во главе с Иваном IV осадило Казань. В результате штурма 2 октября 1552г. Казань была взята.

Затем последовало присоединение Башкирии. В 1556г. была взята Астрахань. В 1557г. русскому государству присягнул мурза Исмаил – глава Большой Ногайской Орды. Вся Волга теперь стала русской.

49.Ливонская война. Задачи укрепления централизованного государства выдвигали необходимость усиления его связей с Западной Европой. Теперь, когда решена была проблема безопасности на Востоке, можно было приступить к борьбе за выход на морское побережье, что имело особенно важное значение. В морском побережье было заинтересовано развивающееся купечество, а в прибалтийских землях нуждалось растущее дворянство.

После соответствующей дипломатической и военной подготовки Иван IV начал в 1558г. Ливонскую войну. Война началась успехами русского войска. Пали Нарва и Дерпт, и уже летом 1558г. русские воины стояли на Балтийском берегу. Войска наступали на Ревель и Ригу, дошли до границ Восточной Пруссии и Литвы. Но вскоре ход войны изменился. Внутри страны по отношению к Ливонской войне не было единодушия. Феодальную знать мало интересовали балтийские берега, гораздо больше ее волновала судьба собственных вотчин. Видные члены «Избранной Рады» были противниками Ливонской войны. Под влиянием ближайшего советника А.Ф. Адашева и учитывая внутреннюю обстановку, Иван IV в разгар успехов в Прибалтике согласился на перемирие в течение лета 1559г. Тем временем в Прибалтике обстановка изменилась

Успехи России встревожили соседние государства, не желавшие допускать ее к морскому берегу. Кроме того, разваливающийся Ливонский орден представлял собой легкую поживу. Польски король Сигизмунд взял под свой протекторат Ливонию. Весной 1560г., когда возобновились военные действия, Ливонский орден прекратил свое существование, а раздел его территорий продолжался. В результате перед Россией вместо слабого Ливонского ордена оказались сильные противники – Литва, Швеция, Дания. В продолжающейся войне удар был нанесен Литве, и в 1563г. русские войска вошли в Полоцк. Но дальше дела пошли хуже. В январе 1564г. у Полоцка русская армия была разбита войсками литовского гетмана Радзивилла Рыжего. Летом последовало новое поражение русских войск – на этот раз под Оршей. Одновременно произошел набег крымских татар с юга. Положение резко обострилось. В сложной обстановке Иван IV собрал в 1566г. Земский собор для обсуждения вопроса о продолжении Ливонской войны. На Соборе дворяне решительно поддержали правительство в продолжении Ливонской войны.

Во второй половине 70-х годов началось новое наступление русских войск в Прибалтике, приведшее к овладению почти всей ее территорией. Но успехи были недолговременными. Уже в 1578г. русские войска потерпели ряд поражений. В 1579г. шведы вторглись в Новгородскую землю, а новый польский король Стефан Баторий штурмом взял Полоцк. В следующем году Баторий взял Велиж и Усвят и осадил Великие Луки, а с юга снова совершили нападение крымские татары. В 1581г. Стефан Баторий подошел к Пскову, но взять его не удалось. Неудача осады Пскова вынудила Стефана Батория заключить в 1582г. Ям-Запольское перемирие с Россией, по которому Россия потеряла Велиж на границе Смоленской земли, но сохраняла устье р. Нева. По перемирию со Швецией (1583г.) Россия отдавала Нарву, Ям, Копорье, Ивангород.

Неудача в Ливонской войне была следствием того, что экономика России не могла выдержать длительного напряжения в борьбе с более сильным противником.

Спустя год после перемирия со Швецией, в 1584г., Иван IV умер.

50.Начало завоевания Сибири Россией в конце XVI в. 1555 году сибирский хан Едигер признал вассальную зависимость от Царства Русского и пообещал платить Москве дань — ясак (правда, в обещанном объёме дань ни разу уплачена не была). В 1563 году власть в Сибирском ханстве захватил шибанид Кучум, который был внуком Ибака. Он казнил хана Едигера и его брата Бек-Булата.

Новый сибирский хан прилагал немалые усилия для укрепления роли ислама в Сибири. Хан Кучум перестал платить дань Москве, однако в 1571 г. прислал полный ясак в 1000 соболей. В 1572 г., после того как крымский хан Девлет I Герай разорил Москву, сибирский хан Кучум полностью порвал даннические отношения с Москвой. В 1573 г. Кучум отправил своего племянника Махмут Кули с дружиной с разведывательными целями за пределы ханства. Махмут Кули дошел до Перми, потревожив владения уральских купцов Строгановых. В 1579 г. Строгановы пригласили дружину казаков (больше 500 человек), под начальством атаманов Ермака Тимофеевича, Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиты Пана и Матвея Мещеряка для защиты от регулярных нападений со стороны Кучума. 1 сентября 1581 дружина казаков, под главным начальством Ермака, выступила в поход за Каменный Пояс (Урал), положив начало колонизации Сибири русским государством. Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку, участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. В 1582 году, 26 октября Ермак овладел Кашлыком и начал присоединение Сибирского ханства к России. Потерпев поражение от казаков, Кучум откочевал на юг и продолжал оказывать сопротивление русским завоевателям до 1598 года. 20 апреля 1598 г. он был разбит тарским воеводой Андреем Воейковым на берегу р. Обь и бежал в Ногайскую Орду, где был убит. Вскоре был убит и сам Ермак.Последним ханом был Али, сын Кучума. На рубеже XVI и XVII веков на территории Сибирского ханства поселенцами из России были основаны города Тюмень, Тобольск, Берёзов, Сургут, Тара, Обдорск (Салехард). В 1601 г. на реке Таз, впадающей в Обскую губу, был основан город Мангазея. Тем самым открылся морской путь в Западную Сибирь (Мангазейский Морской Ход). С основанием острога Нарым была покорена Пегая Орда на востоке от Сибирского ханства.

51.Формирование государственной идеологии России и её отражение в официальной литературе в конце XV–XVI вв. На рубеже XV-XVI вв. в русской литературе наступает решительный перелом, положивший конец тенденциям лирического и психологического характера литературы предыдущего характера.К концу XV в., ко времени княжения Ивана III относится образование русского централизованного государства, окончательно покорившего удельные княжества. В 1480 г. произошло окончательное освобождение Руси от татарской зависимости. В международной жизни Руси начинает играть очень важную роль, не в последнюю очередь вызванную так называемой Флорентийской унией и завоеванием Константинополя турками в 1453 г., Уния (т.е. союз), заключенная Византией с Римом, предполагала греко-православной церкви с латинской, католической - взамен ее Византия надеялась получить военную помощь от Запада. В России унию не признали, а завоевание Царьграда турками стали рассматривать как божью кару грекам за отказ от православия. Греческое православие в глазах представителей русского благочестия было дискредитировано, зато православие русское стало выглядеть как единственное «правильное» вероучение. Во второй половине XV в. зарождается теория «Москва - третий Рим», т.е. Москва была объявлена преемницей Византии. В начале XVI в. она будет окончательно оформлена в послании монаха старца Филофея к Василию III. Филофей высказал довольно распространенное в русской публицистике мнение о греховности всего латинского (католического) мира. И первый Рим, и второй (т.е. Константинополь) пали из-за своего «нечестия», третий же Рим (Москва) стоит непоколебимо, «а четвертому не быти».

Эта идея вызвала к жизни целый ряд памятников, культивирующий пышный, торжественный и монументальный стиль. Все они отражали новую официальную идеологию русского государства, оправдывающую притязания самодержавной Москвы на всемирно-историческую роль. К числу подобных памятников принадлежат «Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 году» (приписывается Нестору-Искандеру, датируется 2-ой пол. XV в.), цикл повестей о вавилонском царстве (сложилась в конце XV - начале XVI вв.), «Послание о Мономаховом венце» (начало XVI в.), «Сказание о князьях Владимирских» (1510-1520 гг.). В последних двух излагалась легенда о происхождении правящей на Руси династии Рюриковичей от полководца Пруса, брата римского императора («Августа-кесаря»), о подтверждении династических прав московских князей «Мономаховым венцом», якобы полученным Владимиром Мономахом от византийского императора.

52.Основные публицистические произведения в России и их характеристика (конец XV–XVI вв.) Формирование государственной идеологии, освященной авторитетом церкви, проходило в условиях обостренной общественно-политической борьбы, вызванной столкновением самых различных социальных слоев общества. Не говоря уже о классическом конфликте боярства и служивого дворянства, оно затронуло даже церковно-общественную среду. Отсюда небывалый расцвет жанра публицистики в литературе того времени. Публицистичность, откровенная политическая тенденция буквально пронизывала все книжные памятники русской словесности, от легендарных сказаний до религиозных проповедей. Публицистика была самым живым явлением в древнерусской литературе XVI в.

Самым выдающимся представителем религиозной публицистики в конце XV - сер. XVI вв. стал Максим Грек (1480-1556). Византийский книжник-энциклопедист, он прибыл в Россию по приглашению великого князя Василия III для перевода Толковой Псалтыри. К этому времени он успел уже соприкоснуться с гуманистическими веяниями Ренессанса (в 1490-1496 гг. он жил в Италии) и пережить настоящий духовный кризис под впечатлением проповедей Джироламо Савонаролы, гибель которого Максим описал, находясь уже в Московии. Приняв иноческий сан (в миру писатель звался Михаил Триволис), Максим Грек отрекся от прежних идей и предался на Афоне изучению богословия, но отзвуки культуры Ренессанса давали о себе знать во многих его поздних сочинениях русского периода. Литературное наследие Максима Грека довольно обширно - это многочисленные слова, поучения, беседы, полемические сочинения против еретиков. Его публицистика полна резких обличений церковных и общественных непорядков на Руси. В одном из своих сочинений Максим Грек аллегорически изобразил Россию в виде вдовицы, в черном платье сидящей в пустыне и окруженной дикими зверьми. Жена объясняет автору, что ее имя Василия (т.е. Царство), и она плачет, потому что ею правят властолюбцы и славолюбцы, не пекущиеся о благе государства. Максим Грек считал царскую власть священной, но царь, с точки зрения писателя, должен править на основе правды и справедливости, опираясь на боярство и воинство.

Язык сочинений Максима Грека книжный, не допускающий просторечий или разговорной лексики. Он писал в строгом соответствии с византийскими правилами риторики и грамматики, следя за четкостью, логической последовательностью и аргументированностью своих сочинений.

Особое место в истории русской публицистики XVI в. принадлежит Ивану Пересветову Равновесный идеолог служивого дворянства, Пересветов доказывал необходимость сильной самодержавной власти и устранения боярства. Жанры сочинений Пересветова - легендарно-публицистическая повесть и челобитная, перерастающая рамки документа и становящаяся художественным произведением.

Стиль сочинений Пересветова отличается ясностью и доходчивостью, он выражает свою мысль предельно выразительно, используя афоризмы и живую разговорную речь, восходящую порой к формам деловой письменности.

Свои сочинения Пересветов непосредственно подавал в виде челобитных Грозному, и царь вроде бы должен был благодарить за них публициста: ведь Пересветов в своих сочинениях во многом предвосхитил его политическую программу. Однако нам очень мало известно о второй половине жизни писателя. Некоторые исторические документы глухо свидетельствуют о том, что Пересветов погиб во времена опричнины в царских застенках.

Наиболее известные сочинения Пересветова - аллегорические повести «Сказание о царе Константине» и «Сказание о Магмете салтане». В первой повести Пересветов говорил о пагубном влиянии боярской власти на судьбу государства. Во второй излагал свою положительную программу. Да, Пересветов выступал за сильную самодержавную власть, но тут же добавлял, что основа державы -»правда» (справедливость), а «коли правды нет, то всего нет». И уж совсем еретическим считалось утверждение Пересветова, что «бог не веру любит, а правду». «Правды» в Московском государстве, по Пересветову, не было. Не менее еретически звучали мысли публициста, что все люди, независимо от происхождения, «дети Адамовы», что всякое закабаление происходит от «диавола». В качестве идеального самодержавного владыки в повести Пересветова выступал Магмет-салтан, покоритель христианского Константинополя. Пересветова ничуть не смущала принадлежность его идеального государя (которого он ставил в пример Грозному) к мусульманской религии. Все это не слишком соответствовало официальной идеологии самодержавия. В сочинениях публициста намечался идеал просвещенной монархии.

Публицистика Пересветова носит сугубо светский характер. Если Максим Грек до того, как попал в Россию, побывал в Италии и на Афоне, то Пересветов, выходец из литовской Руси, служил в Польше, в Венгрии, в Молдавии - и там успел соприкоснуться с идеями западных гуманистов. Максим Грек тоже в свое время подвергался гонениям - заточению в тюрьме, ссылке, но судьба Ивана Пересветова (можно сказать, первого русского «западника») была еще трагичней.

53.Научные знания в России и их реализация на практике в конце XV–XVI вв. С деятельностью еретиков в конце 15-16вв. были связаны первые попытки выхода за рамки канонических представлений об окружающем мире. Они много занимались астрономией и имели переводные таблицы для вычисления лунных фаз и затмений. Еретики 15в. были знакомы с произведениями средневековой и античной философии, им были известны основные понятия логики и некоторые вопросы теоретической математики (понятия плоскости, линии, неделимых чисел, бесконечности).

Зачатки научного знания существовали в 16в. в виде чисто практических сведений по различным повседневным делам. Государственные потребности вызвали необходимость измерения земельных площадей, и в 1556г. было составлено руководство для описывающих отводимые земли писцов с приложением землемерных начертаний. Развитие торговли и денежного обращения привело к развитию практических знаний в области арифметики. В 16в. умели производить действия над числами с дробями, пользовались знаками «+» и «-».

Довольно широко были распространены фантастические представления о Земле (небо круглое, Земля четырехугольная, стоит на бесконечной воде, за океаном находится земля с раем и т.д.).

Мистическое истолкование природных явлений было очень распространено, существовали специальные книги – «астрологии», «лунники», в которых содержались приметы и гадания. Но наряду с этим накапливались и развивались конкретные практические знания. В 1534г. с немецкого языка был переведен «Вертоград», содержавший много медицинских сведений. При переводе его пополнили некоторыми русскими сведениями. В 1581г. для обслуживания царской семьи была устроена первая в Москве аптека.

Появляются конкретные сведения о расположении различных частей Земли. Московский посол Григорий Истомин в 1496г. проехал на парусниках из устья Северной Двины в Берлин и Копенгаген, открыв возможность сношений России с Западной Европой Северным морским путем. В «Торговой книге», составленной во второй половине 16в. содержались сведения о других странах, необходимые для внешней торговли.

54.Живопись и зодчество в России: основные направления и новые тенденции развития в конце XV–XVI вв. Укрепление российской государственности уже в конце 15в. стимулировало восстановление древних и сооружение новых построек Московского Кремля. Каменное строительство, хоть и в небольшой степени, начало применяться для возведения жилых построек. Применение кирпича открыло новые технические и художественные возможности.

Для развития архитектуры Руси большое значение имела перестройка Московского Кремля. В 1471г., после победы над Новгородом, Иван III и митрополит Филипп решили построить новый Успенский собор, который должен был превзойти своим величием древнюю новгородскую Софию и отразить могущество Российского государства. Для этого в 1475г. в Москву приехал итальянский инженер и архитектор Аристотель Фиораванти, который и построил новый Успенский собор – выдающееся произведение русского зодчества, обогащенное элементами итальянской строительной техники и архитектуры эпохи Возрождения.

Для перестройки Кремля были приглашены из Италии мастера Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Алевиз Миланец и др. В 1485-1516гг. под их руководством были поставлены новые стены и башни (сохранившиеся до нашего времени) Кремля. Тогда же сложилась его внутренняя планировка. В центре находилась Соборная площадь со зданием Успенского собора и колокольней Ивана Великого, достроенной в начале 17в. На юго-западной стороне площади появился Благовещенский собор, который строили псковские мастера. В 1481-1491гг. Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари построили Грановитую палату для приема иностранных послов.

В 16в. уже строились каменные церкви с шатровым завершением.

В 1532г. в подмосковном дворцовом селе Коломенское в ознаменование рождения долгожданного наследника Василия III – Ивана Васильевича, будущего Грозного, была возведена шатровая церковь Вознесения, являющаяся подлинным шедевром русского и европейского средневекового зодчества.

Венцом русской архитектуры 16в. стал Покровский собор – храм Василия Блаженного – на Красной площади в Москве, воздвигнутый в память взятия Казани в 1555-1560гг. В концу столетия среди художников выработалось особое направление, так называемая «строгановская» школа – по имени покровителей этого направления богатых купцов Строгановых. В этой школе ценились техника письма, умение передать детали на очень ограниченной плоскости, внешняя живописность (Прокопий Чирин, Никифор, Истома, Назарий, Федор Савины).

Демократические тенденции проявлялись у живописцев, связанных с посадскими кругами Ярославля, Коломны, Нижнего Новгорода. Здесь можно встретить изображение Богоматери, похожей на русскую крестьянку, довольно реальное изображение бревенчатых стен и башен монастырей.

Идет развитие искусства книжной миниатюр, которые с большой подробностью передают реальные картины исторических событий. Искусство оформления книги, унаследованное у древнерусских книжников, продолжало успешно развиваться и в 16в. Большого развития достигло художественное шитье, особенно в мастерской князей Старицких. В конце столетия шитье начинают украшать ее и драгоценными каменьями.

55. «Смута» и её трактовка в исторической науке. В этот период страна находилась в глубочайшем кризисе. Происходили кровавые конфликты, борьба за власть между служилыми людьми, боярством, посадскими людьми с другой часть общества, в которой крестьянство являлось пассивной массой, страдающей от обеих группировок. Ученые по разному объясняют причины этих событий. Карамзин, Соловьев как борьбу государственного начала с анархией (казачество). Более комплексный подход был характерен для Платонова, определявшего смуту как сложное течение действий и переплетение сложных сил.

В советской исторической науке понятие смуты отвергалось, а события 17в. характеризовались как первая крестьянская война, осложненная внутриполитической феодальной борьбой за власть.

Важнейшей предпосылкой смуты стал хозяйственный кризис конца 16в., убыль тяглового населения, увеличение налогового и феодального бремени.

Численность казачества росла, оно было недовольно политикой центральной власти. Борис Годунов запретил казакам появляться в русских торговых городах и вести там торговлю, что также приводило к росту противоречий.

После смерти Ивана IV (1598г.) обострился политический кризис, вызванный борьбой разных бояр за власть. Пресечение династии вслед за опричниной обострило духовный кризис. Отсутствие законного природного царя могло осознаваться как страшная угроза всему русскому народу и стране. Это привело к появлению самозванцев, в которых народ видел спасителей.

Помимо внутренних причин влияние оказали и внешние факторы. Разладом в Русском государстве пытались воспользоваться соседи, вмешивающиеся в ее внутренние дела, что также обострило социальные противоречия.

В 1584 году на престоле оказывается слабоумный Федор Иванович. При нем был создан опекунский совет во главе с Борисом Годуновым. Фактически управляя страной, Борис Годунов смог добиться относительной социально-экономической и политической стабилизации: было усилено закрепощение крестьян, облегчено положение посадских людей, основаны новые города (Самара, Саратов, Курск, Белгород). Во внешней политике Б.Г. удалось ликвидировать последствия Ливонской войны. По Тявзинскому договору Россия вернула некоторые земли.

Однако положительные изменения омрачались трагедией в Угличе, где в 1591г. при невыясненных обстоятельствах погиб царевич Дмитрий. Официальная комиссия во главе с Шуйским, назначенным БГ, засвидетельствовала несчастный случай. Широкое распространение получили слухи о причастности БГ к этой смерти. Современный анализ всех обстоятельств смерти и политической обстановки в стране показывает, что БГ эта смерть могла только навредить.

В начале 1598г. умер бездетный Федор Иванович и на правление Земским собором избирается Борис Годунов (1598-1605), который обещал заботиться о подданных, не прибегать к казням. БГ зарекомендовал себя как талантливый деятель, планировавший ряд реформ, призванных обеспечить поступательное развитие стран, думая о сближении Москвы и Запада. На службу приглашались иностранцы, а русские молодые дворяне отправлялись на учебу за границу. Однако успешное правление БГ было прервано природной катастрофой.

1601-1602гг. из-за дождей и заморозков погиб практически весь урожай, что привело к голоду. Власти временно устанавливают Юрьев день, раздают хлеб из царских амбаров.

В народе это бедствие восприняли как наказание за грехи, все более распространялись слухи о греховности Годунова, так же как и его царствования. Начались первые народные выступления.

В 1603г. царским воеводам с большим трудом удалось подавить движение боевых холопов. Однако слухи о чудесном спасении царевича Дмитрия власти остановить не смогли.

56.Основные этапы Смуты в Российском государстве. 1-й период смуты.

В октябре 1604г. с небольшим отрядом (4000 человек) Лжедмитрий перешел русскую границу около Чернигова и оказался на юго-западной окраине, куда стекались холоп, беглые крестьяне, лица служилого сословия. В январе 1605г. царские войска нанесли сокрушительное поражение отряду самозванца. Практически сразу от него отказались поляки и сам он планировал сбежать в Польшу. Считая его наследником престола, население заставило его продолжить борьбу. Учитывая эти настроения, проникавшие и в центральные районы, в царских войсках началось брожения, а после смерти БГ (1605) часть из них перешла на его сторону.

В Москве был свергнут и убит наследник Годунова 16-летний Федор. А после того как М. Нагая «узнала» своего сына, Лжедмитрий въехал в столицу и 30 июня 1605г. венчался на царство. Однако обстановка оставалась крайне сложной. Духовенство и боярство были недовольны его простотой, а элементы западничества во взглядах и поведении настораживали. В итоге самозванец так и не нашел опоры в элите политического общества. Не получили обещанного и служилые люди. Лжедмитрий раздавал земли дворянам юга весной 1606г. он объявил призыв на службу и стал готовиться к походу на Крым, что вызвало недовольство. Рост казачества, его нежелание возвращаться к производственному труду, заставило Лжедмитрия вывести казачество из Москвы, что ослабило его позиции в городе. Сохранялось крепостничество, тяжелые налоги. Простых людей отталкивали не только изменения политики доброго царя, но и его поведение. Вместе с тем, отказавшись выполнять обещания, данные польскому королю, самозванец потерял его поддержку.

Май 1606г. – переворот, поводом к которому послужила свадьба с М. Мнишек и поведение сопровождавших ее поляков. Бояре стимулировали народное недовольство. В результате заговора Лжедмитрий был убит, а царем на импровизированном земском соборе был провозглашен Шуйский.

2-й период смуты. Шуйскому (1606-1610) пришлось дать крестоцеловальную запись, в которой он обещал не казнить без суда и не отнимать имущество у родственников осужденных. Несмотря на все старания Шуйского (например, остатки царевича Дмитрия перевезли в Архангельский собор и канонизировали, что превращало сторонников самозванца в еретиков). Слухи о новом чудесном спасении царя снова распространились по Москве.

В июне 1606г. в г. Кутивле под руководством воеводы князя Шаховского и бывшего служилого холопа Болотникова поднялся мятеж против центральной власти. Болотников двигался к Москве, уничтожая бояр и воевод. Нанеся ряд поражений войскам Шуйского, они осеню осадили Москву, к которой подошли также отряды тульских дворян, возглавляемые Липуновым и Пашковым, которые в решительный момент перешли на сторону царя, что предопределило поражение Болотникова. Вначале Болотников отступил к Калуге, а потом к Туле, соединившись с отрядами другого самозванца, царевича Петра Федоровича.

После длительной осады в сентябре 1607г. Тула была взята, а руководители арестованы и казнены.

3-й период смуты.

Хотя восстание было подавлено, но смута на этом не прекратилась, т.к. основные противоречия не были разрешены. Летом 1607г. в Стародубе появился Лжедмитрий II. Его поддерживала польская шляхта, спасающаяся от Сигизмунда III и примкнувшие остатки болотниковских войск.

Подойдя к столице, Лжедмитрий II укрепился в Тушино, откуда его прозвище «Тушинский вор». В его лагере оказалась и М. Мнишек, признавшая в нем спасшегося мужа. К Лжедмитрию II перешли некоторые московские бояре и дьяки. Отряды тушинцев разоряли страну, грабили население, что вызывало его недовольство. В феврале 1613г. на земском соборе, в деятельности которого приняли участие представители всех сословий, новым царем был избран Михаил Федорович Романов (1613-1645), сын митрополита Филорета.

57.Международное положение Российского государства в конце XVI– начале XVII вв. Приход к власти представителя суздальской ветви Рюриковичей боярина Василия Шуйского не принёс успокоения. На юге вспыхнуло восстание Ивана Болотникова (1606—1607), породившее начало движения «воров». 1608 году крымские татары впервые за долгое время перешли Оку и разорили центральные русские области. Польско-литовскими войсками были разгромлены Шуя и Кинешма, взята Тверь, войска литовского гетмана Яна Сапеги осаждали Троице-Сергиев монастырь, отряды пана Лисовского захватили Суздаль. Даже города, добровольно признавшие власть самозванца, беспощадно разграблялись отрядами интервентов. Поляки взимали налоги с земли и торговли, получали «кормления» в русских городах. Всё это вызвало к концу 1608 года широкое национально-освободительное движение[9]. В декабре 1608 года от самозванца «отложились» Кинешма, Кострома, Галич, Тотьма, Вологда, Белоозеро, Устюжна Железнопольская, в поддержку восставших выступили Великий Устюг, Вятка, Пермь[9]. В январе 1609 года князь Михаил Скопин-Шуйский, командовавший русскими ратниками из Тихвина и онежских погостов, отразил 4-тысячный польский отряд Кернозицкого, наступавший на Новгород. В начале 1609 ополчение города Устюжна выбило поляков и «черкасов» (запорожцев) из окрестных сёл, а в феврале отбило все атаки польской конницы и наёмной немецкой пехоты. 17 февраля русские ополченцы проиграли полякам сражение под Суздалем. В конце февраля «вологодские и поморские мужики» освободили от интервентов Кострому. 3 марта ополчение северных и северо-русских городов взяло Романов, оттуда двинулось к Ярославлю и взяло его в начале апреля. Нижегородский воевода Алябьев 15 марта взял Муром, а 27 марта освободил Владимир.

Правительство Василия Шуйского заключает с Швецией Выборгский договор, по которому в обмен на военную помощь шведской короне передавался Корельский уезд. Русское правительство должно было также оплачивать наёмников, составляющих большую часть шведского войска. Выполняя обязательства, Карл IX предоставил 5-тысячный отряд наёмников, а также 10-тысячный отряд «всякого разноплемённого сброда» под командованием Я. Делагарди. Весной князь Михаил Скопин-Шуйский собрал в Новгороде 5-тысячное русское войско. 10 мая русско-шведские силы заняли Старую Русу, а 11 мая разбили польско-литовские отряды, подступавшие к городу. 15 мая русско-шведские силы под командованием Чулкова и Горна разбили польскую конницу под командованием Кернозицкого у Торопца.К концу весны от самозванца отложилось большинство северо-западных русских городов. К лету численность русских войск достигла 20 тысяч человек. Поляки и запорожцы овладели и городами северской земли; население Стародуба и Почепа полностью погибло во время вражеского штурма, Чернигов и Новгород-Северский сдались.4 июля 1610 года состоялась Клушинская битва, в результате которой польская армия (Жолкевский) разбила русско-шведское войско под командованием Дмитрия Шуйского и Якоба Делагарди; в ходе битвы немецкие наёмники, служившие у русских перешли на сторону поляков. Полякам открылся путь на Москву.

58.Последствия и значение Смутного времени в истории Российского государства. Смутное время было закончено с большими территориальными потерями для Руси. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия; западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами. Не смирившись с национальным и религиозным гнётом, с этих территорий ушло практически всё православное население, как русские, так и карелы. Русь потеряла выход к Финскому заливу. Шведы покинули Новгород лишь в 1617 году, в полностью разорённом городе осталось только несколько сотен жителей.

Смутное время привело к глубокому хозяйственному упадку. Во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза. В западных уездах (Ржевском, Можайском и т. д.) обработанная земля составляла от 0,05 до 4,8 %. Земли во владениях Иосифо-Волоколамского монастыря были «все до основания разорены и крестьянишки с жёнами и детьми посечены, а достольные в полон повыведены… а крестьянишков десятков пять-шесть после литовского разорения полепились и те ещё с разорения и хлебца себе не умеют завесть». В ряде районов, и к 20-40 годам XVII века населённость была всё ещё ниже уровня XVI века. И в середине XVII века «живущая пашня» в Замосковном крае составляла не более половины всех земель, учтённых писцовыми книгами.

59.Люблинская уния 1569 г. и Украина. Сигизмунд-Август созвал в Люблине общий сейм, в котором должны были принять участие, как представители Польши, так и представители Великого Княжества Литовского. Разумеется, магнаты, шляхта и высшее духовенство, ибо широкие народные массы <в эту эпоху нигде не спрашивались и в решении вопросов о своей судьбе не участвовали. <>Представители Польши предложили свой проект унии, который, в главном, состоял в следующем:

<>— Польша и Великое Княжество Литовское составляют одно нераздельное государство — "Речь Посполитую".

— Они имеют одного короля, который выбирается совместно и коронуется в Польше.

— Сеймы впредь должны быть общие, не раздельные Польши и Литвы, как было раньше.

— Общая монета и финансовая политика.

— Свобода поселения поляков в Литве, а литовцев в Польше.

— Отторжение от Великого Княжества Литовского и присоединение непосредственно к Польше всех "русских" (украинских) земель Великого Княжества Литовского и южной части Белоруссии. — Сохранение автономии Великого Княжества Литовского, с отдельным войском и внутренним финансовым управлением (Литовская казна).

Проект вызвал негодование представителей Литвы, которые покинули сейм и уехали из Люблина. Но не все. Многие православные (русские магнаты и шляхта Великого Княжества Литовского) остались и подписали Люблинскую Унию.

Когда на основании этого Сигизмунд издал манифест об отторжении от Литвы русских земель, представители Литвы вернулись в Люблин и 1-го июня 1569 года подписали этот чреватый последствиями исторический документ.

Во владении Литвы осталась только территория, населенная литовцами и большая часть Белоруссии. Вся Украина-Русь, границы которой тогда простирались на юге — по линии Каменец-Подольск — Умань — Днепр (с запада на восток); на востоке — Новгород-Северский, Стародуб, Глухов, Гадяч, Полтава (несколько восточнее), на севере — несколько южнее Припяти, а на западе — по Карпатам — все отошло к Польше.

Кончился более чем двухсотлетний период сосуществования Украины-Руси с литовцами и начался период непосредственного подчинения Польше.

60.Конфессиональная борьба на Украине и Брестская церковная уния. Опираясь на поддержку Сигизмунда III они скоро поставили под свой контроль государственные учреждения, общественную элиту, церковные кафедры, школу и направили все это против Южной и Западной Руси. Местная православная иерархия оказалась неспособной сдержать это давление католицизма. Попытки же православных мирян оказать давление на православное духовенство побудило их обратится к идее иезуита Скарги об унии православия и католицизма. В декабре 1595г. папа Климентий VIII дал согласие на принятие православных украинских земель под свой протекторат. В октябре 1596г. в Бресте состоялся церковный собор, на котором киевский митрополит Михаил Рогоза и большинство православных епископов признали верховенство римских пап и католического вероучения. При этом сохранялись церковные обряды и церковнославянский язык богослужений. Было принято решение о соединении церквей в форме унии. В итоге появилась греко-католическая церковь, ее служители освобождались от налогов, могли создавать семью. Уния произошла в эпоху Европейской Реформации. Несмотря на сопротивление украинской знати, братств, казачества к 1623г. свыше 1800000 украинцев и белорусов стали униатами. Лишь львовская и перемышевская епархии долго оставались православными (до 1700 и 1691гг.).

Подлинного равенства между римско-католической и греко-католической церквями так и не было достигнуто. Даже в сенате митрополит униат получил место только в 1790г., за 5 лет до последнего раздела Речи Посполитой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.066 с.)