Установление ордынского господства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Установление ордынского господства.



В результате завоевательных походов в составе основанной Чингиз-ханом империи монголов сложилось три ее западных улуса, которые постепенно стали самостоятельными государствами (Улусы Чагатая, Хулагу и Джучи). Самым большим улусом был улус потомков Джучи, восточная часть которого стала уделом старшего сына Джучи – Орды-Ичена – и получила позднее название Синей Орды, а западная часть стала уделом второго сына – Батыя, известным в русских летописях как Золотая Орд.Батыев погром не сломил волю русского населения к сопротивлению. Ханам Золотой Орды потребовалось еще 10 лет, чтобы закрепить свое господство над Русью. Отказавшись признавать зависимость от Орды западные и северо-западные земли, которые практически не затронуло нашествие. Быстро оправилась от погрома Юго-Западная Русь. Даниил Галицкий демонстративно отказался явиться в орду за ярлыком. В начале 50-х годов владимирский князь Андрей Ярославич попытался объединить все враждебные Орде силы, однако ордынская рать их разбила. В 1259г. Юго-Западная Русь вновь подверглась нашествию и Даниил Романович был вынужден признать свою зависимость от хана. Разоренная и разграбленная Русь еще не имела достаточно сил, чтобы противостоять Орде.Освободительная борьба против захватчиков затруднялась усилением децентрализации и ослаблением великокняжеской власти.Временное усиление власти князя при А. Невском, распространившем свою власть на города Смоленской, Черниговской и Новгородско-Псковской земель, было поддержано ханами, нуждавшимися в ее силе и авторитете для утверждения господства Орды в землях, которых не коснулось нашествие, и для содействия в проведении переписи и обложения народа данью. Ханы Золотой Орды также всячески способствовали феодальному дроблению русских земель и разжиганию усобиц между князьями, стремясь не допустить усиления отдельных князей. Ханы сталкивали послушных им князей с опасными и неугодными Орде князьями, устраняли последних убийствами в ханской ставке или же посылкой против них ханских ратей. Превратив выдачу ярлыков в объект соперничества и торга между князьями, в орудие политического давления на них, ханы намеренно нарушали сложившийся на Руси наследования «стола» и вмешивались в княжеские усобицы, используя их в качестве предлога для грабительских вторжений на Русь.В 1257г. монгольские писцы («численники») произвели перепись населения русских земель для обложения данью и повинностями. Вначале дань собиралась натурой, затем была переведена на деньги («серебро»). Единицей обложения служило каждое городское и сельское хозяйство. Тяжесть постоянной дани усугублялась частыми требованиями ханов присылки им дополнительных крупных сумм. В пользу хана шли также отчисления с торговых пошлин. Существовали также ямская и подворная повинности, обязанность давать «корм» проезжавшим ордынским чинам и их свите.

23.Социально-экономическое развитие северо-восточной Руси в XIV–XV вв. Конец XIII-XIV вв. – время роста крупное землевладения. Вспомним, что первые вотчины (княжеские, церковные, боярские) появляются еще в Киевской Руси. В последующее время этот процесс продолжается. Однако вопрос о путях возникновения частной земельной собственности вызывает в науке споры. Одни видят возможность ее появления «снизу», когда наиболее состоятельный общинник превращает свой надел в собственность (аллод), начинает эксплуатировать менее состоятельных крестьян, становясь постепенно мелким вотчинником. Другой путь – «сверху», когда боярские вотчины образовывались путем пожалования великим князем земли. Наконец, была возможна и покупка земли у общины на средства, полученные от неземледельческих доходов (например, торговли). Последняя была характерна для Новгородских земель.

Более быстро крупным землевладельцем становится церковь. Возможность ее развития, в частности, была связана с веротерпимостью монголо-татар, поэтому церковные земли освобождались от даней. С середины XIV в. в монастырях происходит переход с «келиотского» устава к «общежитийному». В первом случае монастырь состоял из ряда обособленных келий, а жившие в них монахи имели свое хозяйство, и, таким образом, монастырь в целом не являлся собственником. Во второй половине XIV в. Сергий Радонежский проводит реформу. Согласно «общежитийному» уставу монахи должны были отказаться от личной собственности, а монастырь становится общиной с коллективной собственностью, получает возможность широко приобретать имущество, в том числе земли. Монастырям начинают жаловать земли князья. Именно этим путем создается первоначальное богатство большинства монастырских вотчин. Со временем, обретя экономическое могущество, церковь станет соперником великих князей (а потом и царей) в борьбе за государственную власть.

Но, несмотря на свой рост, крупное частное землевладение в XIV-XV вв. не являлось господствующим. В Северо-Восточной Руси (не говоря о Севере) преобладало свободное общинное крестьянское землевладение. Община в XIV-XV вв. называлась волостью, или «черной волостью». Отсюда название – черносошные крестьяне (сам термин «крестьяне», обозначавший сельских земледельцев, появляется в конце XIV в.). Вопрос о социальной природе собственности в черной волости – сложный и спорный. Ряд исследователей полагают, что черные земли находились в полной собственности крестьянских общин (их аллодиальные владения). Другая точка зрения исходит из существования на Руси в XV в. государственного феодализма. Следовательно, крестьяне считаютя феодально-зависимыми от государства в целом, а налоги рассматриваются как форма феодальной ренты. Наконец, третьи говорят о черных крестьянах как собственниках своих земель наряду с государством. Спор этот далек от завершения, но ясно одно: положение черносошных крестьян было легче, чем частновладельческих.

Впрочем, частновладельческие крестьяне не были однородной массой. Они делились на следующие основные категории: половники и серебреники. Половники представляли собой обезземельных крестьян, получавших на обзаведение своим хозяйством определенную денежную ссуду, которую были обязаны погашать половинной долей урожая. Они являлись резервом для вовлечения в зависимость свободного крестьянства. Серебреники – это крестьяне, которым господин давал в долг деньги («серебро») с условием последующей уплаты с процентами («серебро ростовое») или же работы за проценты («серебро издельное»).

Уровень эксплуатации в XIV-XV вв. был слабым. Основной формой эксплуатации был натуральный оброк: крестьяне за пользование землей обязаны были платить необходимыми продуктами сельскохозяйственного производства. С конца XV-начала XVI в. натуральный оброк постепенно заменяется денежным, причем А.А.Зимин отмечает, что «денежная рента конца XV в. генетически восходит к дани».

В виде отдельных повинностей существовала отработочная рента: крестьяне обязаны были, например, ловить рыбу, варить пиво, молотить рожь, прясть лен, косить траву. Если они принадлежали монастырю, то еще и работать на пашне, заниматься ремонтом построек и т.д. Что касается наиболее тяжелой повинности крестьян – барщины – то она появляется в конце. XV-начале XVI в.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.006 с.)