Духовная культура Руси в IX – начале XIII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовная культура Руси в IX – начале XIII вв.



Восточные славяне поклонялись рекам, озерам, колодцам, рощам, отдельным деревьям, камням необычной формы, которые наделялись сверхъестественными свойствами. Поклонение силам природы запечатлено в многочисленных фантастических существах - леших, водяных, русалках. Все славянские боги символизировали главные природные стихии: Перун - бог грозы и молнии (впоследствии бог войны и оружия), Даждьбог и Хоре - солнечные божества, Стрибог - бог ветров, Мокошь - божество женского начала природы и женских работ и др. Особым почитанием пользовалась земля, которая олицетворялась в образе женского божества плодородия. Ее называли «кормилицей», «матерью» («мать сыра земля») По мнению Л. Лебедева, почитание русскими язычниками «матери-земли» - отнюдь не наивность, а свидетельство высокого уровня развития религиозного сознания.Отсюда вполне логичен переход в более позднем народном сознании мифологического образа «матери-земли» в образ Богородицы-Заступницы. Связи между богами внутри пантеона и их иерархия выявляются при анализе закономерностей перечисления богов в летописных списках: обнаруживается связь Перуна с Велесом, Стрибога с Даждьбогом и Сварогом, периферийное место Симаргла и Мокоши. В глубокой древности на Руси возник культ предков. Он строился на убеждении, что жизнь человека продолжается и после физической смерти, но в несколько ином качестве. Православие выступило этическим регулятором средневекового общества – основой его духовной жизни, общественных идеалов и культурных ценностей. Для религиозной этики характерно вычленение смертных грехов или страстей, борьба с которыми составляла основу праведной жизни. Это – чревоугодие, блуд, алчность, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость, грехи, символизирующие отпадение человека от Бога.Русское православие ориентировало человека на покорность и смирение, духовное преображение, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Это способствовало распространению такого неизвестного западному христианскому миру феномена, как духовность. Его главное основание: непрестанная молитва, покой и сосредоточенность – собирание души.

18.Культурное взаимодействие между землями Руси в IX – начале XIII вв. Прогрессивность народной культуры в эпоху становления и укрепления Древнерусского государства особенно проявилась в создании 10в. нового эпического жанра – героического былинного эпоса. Народ воспевал в былинах борьбу с варягами и первым эпическим героем стал Микула Селянинович, пахарь-богатырь. Народ воспевал подвиги Ильи Муромца, крестьянского сына, боровшегося с Соловьем-Разбойником. Народ поставил во главе всего киевского цикла былин князя Владимира Красное Солнышко, в образе которого слились два реальных Владимира – Владимир Святославович и Владимир Мономах.

Горожане были передовой частью народных масс; их руками, умом и художественным вкусом создавалась вся бытовая часть феодальной культуры: крепости и дворцы, белокаменная резьба храмов и многокрасочная финифть на коронах, корабли с носами «по-звериному» и серебряные браслеты. Мастера гордились своими изделиями и подписывали их своими именами. Горожане общались с иноземными купцами, ездили в другие земли, были грамотны, умели считать.

Исключительно важным было открытие в Новгороде берестяных грамот 11-15вв. Торговые сделки, частные письма, ответы о выполнении хозяйственных работ, донесение о походе, приглашение на поминки, загадки, стихи и многое другое раскрывают эти замечательные документы, подтверждая широкое развитие грамотности среди русских горожан.

Вскоре после крещения Руси в городах началась большая работа по переводу и переписке книг. Русским книжникам была известна литература на старославянском, греческом, еврейском, латинском языках. Существенным отличием русской культуры от стран Востока и Запада является применение родного языка.

Крупнейшими произведениями русской литературы, созданными в этот период, являются «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Киево-Печерский патерик» и, конечно, летописи, среди которых видное место занимает «Повесть временных лет» Нестора (начало 11в.). Русские писатели 11-13вв. заставляли своих слушателей и читателей думать о судьбах Русской земли. При всем патриотизме русской литературы, в ней нет и следа проповеди агрессивных действий. Характерной чертой является и отсутствие шовинизма, гуманное отношение к людям различных национальностей.

Серьезным вкладом в историю мировой культуры является и русская архитектура. Имевшие опыт в строительстве крепостей, башен, дворцов, деревянных языческих храмов, русские архитекторы с поразительной быстротой освоили новую византийскую технику кирпичного строительства и украсили крупнейшие русские города великолепными монументальными сооружениями.

Русская живопись и рисунок дошли до нас в виде фресок, икон, книжных миниатюр. В живописи, как и в архитектуре, русские мастера на первых порах были учениками византийцев.

Основная масса уцелевших до нашего времени произведений живописи и скульптуры относится к церковному искусству. Светское искусство известно нам лишь частично.

Русские средневековые соборы, как и соборы западноевропейских стран, были образцами очень умелого и точного использования всех видов искусства. До наших дней сохранились такие здания, как Софийский собор в Киеве (1037г.), Спасский собор в Чернигове (1036г.) и Софийский собор в Новгороде (1045г.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.006 с.)