Происхождение пермских татар 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение пермских татар



Происхождение пермских татар

Пермские татары – этнографическая группа казанских татар, расселенная на территории Пермской области и в смежных районах Екатеринбургской области. По дореволюционному административно-территориальному делению относились к Пермскому, Осинскому, Красноуфимскому и Кунгурскому уездам Пермской губернии. В17-18 вв. были известны еще и как «кунгурские татары» (по названию уездного центра – г.Кунгура). По культурно-бытовым особенностям пермские татары подразделяются на четыре группы – муллинскую, кунгурскую, таноповскую и красноуфимскую.

В настоящее время пермские ученые-этнографы кунгурских татар называют сылвенско-иренскими татарами. «В наше время сылвенско-иренские татары проживают в Березовском, Кунгурском, Октябрьском, Ординском, Уинском, Пермском, Суксунском, Чернушинском районах Пермской области. Переписью 1989 г. их было записано в количестве 37 388 человек (24,9 % всего татарского населения Пермской области».       (Чагин Г.Н., Черных А.В. Народы Прикамья. Пермь,2002.с.35)

Согласно этого же источника, в Бардымском районе по переписи 1989 года проживало 24952 человека башкир, а татар – 1459, т.е. нерусское население района составляет свыше 90 %. Однако эти данные отражают только статистические данные, которые не учитывают этнические особенности населения данной территории. Сами пермские ученые используют термин «притулвинские татары и башкиры», поскольку этническое происхождение населения Тулвинского поречья привлекает пристальное внимание как пермских этнографов, так и ученых Казани и Уфы. До настоящего времени не выработано общей концепции их этнического происхождения, которая устраивала бы всех.      

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЯ ТУЛВИНСКИХ ТАТАР И БАШКИР

(второй вариант. Тоже правильный, «башкиризированный»)

Прежде чем перейти к рассказу об этническом происхождении и расселении татар и башкир в Тулвинском поречье, необходимо отметить, что люди здесь жили с древнейших времен. «Археологические памятники Бардымского района представлены стоянками, городищами, селищами, могильниками, которые охватывают период с каменного века по железный век…Интереснейшим археологическим источником эпохи ВПН (великое переселение народов) в Бардымском районе является Кудашевский могильник (IV – V вв. н.э.). Вещевой набор и обряд захоронения, зафиксированные в некрополе, демонстрируют появление импортных предметов западного производства и курганный способ погребения умерших».

С 1970-х годов исследования археологических древностей в Бардымском районе проводятся отрядами КВАЭ Удмуртского государственного университета под руководством кандидата исторических наук О.А.Казанцевой. По последним данным, в настоящее время в районе известно 45 памятников археологии. «Археологические источники представляют самый древний пласт истории населения Бардымской земли. По обнаруженным и изученным материалам прослеживается местный финно-угорский компонент, что фиксируется в предметах материальной культуры, а с IV в. н.э. – многокомпонентный «пришлый», отмеченный в традициях погребальной обрядности древних людей».

Исторического Башкортостана

Со второй половины 20 века Тулвинское поречье довольно активно изучается учеными Башкортостана. Результаты основных исследований собраны в научном издании «Башкиры-гайнинцы Пермского края», изданном в Уфе в 2008 году. На основе полевого материала последних десятилетий XXв., архивных документов и литературных источников исследованы вопросы расселения, демографии, различные аспекты этнографии и т.д. К примеру, исследовались традиционный костюм башкир-гайнинцев, традиции питания, строительства жилищ. Однако в выводах ученых, если внимательно вчитаться, нет категоричного утверждения, что в культуре башкир-гайнинцев Пермского края (т.е. населения Бардымского района) преобладает «башкирское» начало. Несколько примеров: «Традиционный костюм гайнинцев по составу, характеру одежд, набору украшений включается в северо-западный комплекс…», - отмечает С.Н.Шитова в статье «Традиционный костюм в XVIII – первой половине XXв.». Влияние татарской культуры, по мнению исследователя, проявлялось в распространении казанских головных уборов, обуви, татарских покроев одежды. Таким образом, что у гайнинских башкир в одежде «башкирское», если самими учеными признается, что головные уборы, обувь и одежда – татарские?

Примерно такие же выводы по исследованиям традиций питания (исследование Э.В.Миграновой): «…влияние татарской кухни сказалось на ассортименте мучных блюд, у русского населения были заимствованы кисели и квасы, пироги, супы…Сходство с кухнями финно-угорских народов проявляется в употреблении отдельных кушаний из рыбы и дичи, мясных пельменей…». Автором отмечается, что традиционные башкирские кушанья (вяленое мясо, кумыс и айран, сухой творог) не являются характерными для населения Бардымского района.

К такому же отрицательному выводу пришли башкирские ученые, изучавшие женское рукоделие: «В ткачестве и вышивальном искусстве гайнинцев сохранились местные термины, не известные другим группам башкир».

Другой крупным изданием является сборник научных материалов «Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа», вышедшего в Уфе в 2006 году. В рамках данной работы из этого издания нужно отметить доклад А.В.Черных (поскольку это материалы научно-практической конференции к 70-летию С.Н.Шитовой). Доклад называется «Башкиры Пермского края по материалам переписи 2002г.». Формулировка темы говорит о том, что пермские ученые признают, что территория современного Бардымского района действительно была заселена башкирами. В другом издании читаем статью А.В.Черных «Этнический состав населения и особенности расселения в Южном Прикамье в XVI – первой половине XXв.»: «Самое северное башкирское племя гайна владело землями по р.Тулва. Основу племени составлял булгаро-угорский и тюркский компоненты…С середины XVII – начала XVIII века Южное Прикамье заселялось также удмуртами, марийцами и казанскими татарами…».

Таким образом, эти земли исконно были башкирскими землями и входят в территорию, которую в научной литературе называют Историческим Башкортостаном. Вотчинные права гайнинских башкир на свои земли подтверждались письменными источниками. В 1596г. они получили жалованную грамоту русского царя Федора Ивановича на земли «по обе стороны Камы реки… В конце XVIII-начале ХХ вв. гайнинцы представляли собой одну из наиболее многочисленных, компактно и плотно расселенных групп башкирского населения».

В трудах башкирских ученых (Асфандияровы, Кулбахтин) приводится много статистических данных по учету и переписи населения Гайнинской волости, где основное население фигурирует как «башкиры».

 

 Влияние татарской культуры на формирование тулвинских татар и башкир

Этнические корни и история населения Тулвинского поречья довольно пристально изучается и учеными Казани, поскольку, по их мнению, эта группа входит в этническую основу татарской нации. Они считают, что Пермский край в целом и Тулвинское поречье в частности не являлись территорией первоначального этнического облика татарского этноса. Однако на более поздних этапах – при капитализме, например – «вливание» приуральско-тюркского населения в состав татарского этноса было довольно активным. «Основная масса татар в Приуралье и на Урале появилась в XVII-XVIII вв. В Пермское Приуралье переселенцы – казанские татары - шли, видимо, из Предкамья, с территории позднейших Казанской и Вятской губ. Башкирское Приуралье заселялось татарами из Казанского Поволжья и мишарями из Окско-Сурского междуречья и Предволжья. На южном Урале и в Зауралье оседали казанские татары, касимовские и крещеные татары-нагайбаки, а также мишари. На протяжении XVIII-XIX столетий в крае происходила и вторичная миграция татарского населения…Заселение Урала и Приуралья разными по происхождению, районам истока группами татарского населения, к тому же различавшимися сословным статусом, предопределило у них многих особенностей социального, этнографического характера».

По мнению казанских ученых, изучение этнокультурных особенностей данной группы сопряжено с рядом сложностей. Во-первых, мигранты в Приуралье будучи выходцами из среды различных групп казанских татар, мишарей и касимовских татар, после переселения перемешались между собой и полностью утеряли свои «материнские» этнокультурные признаки. Во-вторых, в Приуралье татары сблизились с местным тюркским населением, главным образом с башкирами, испытав определенное воздействие со стороны этого населения, но одновременно включив его в орбиту своего этнокультурного развития – вплоть до ассимиляции. В результате в районах интенсивного взаимодействия татар и башкир – классическим примером которому является Тулвинское поречье - этнокультурная и языковая граница между двумя этносами фактически исчезла. Это подтверждается исследования казанских лингвистов: «Анализ большого фактического материала … дает полное основание утверждать, что говор тюркского населения Пермской области есть один из говоров среднего диалекта татарского языка. По составу фонем, характеру оформления грамматических показателей, основному словарному фону он является татарским».

Учеными также были предприняты попытки изучения этнотерриториальных комплексов традиционной одежды у татар Приуралья. Проведенные исследования позволили ученым создать единую карту-основу по головным уборам, нижней и верхней одежде, обуви приуральских татар (в группу приуральских татар ученые Казани включают и население Притулвья). Согласно этой карте пермские татары входят в северо-западный ареал. «Анализ элементов костюма, бытующих у татар, проживающих в этом ареале, позволяет утверждать, что абсолютное большинство их было связано и развивалось под влиянием культурных традиций татарского этноса и, безусловно, прежде всего, казанских татар».

Пермские ученые также считают, что «…поволжские татары принесли с собой развитую систему отправления исламского культа, школы, более развитую хозяйственную технику. Неудивительно, что влияние их на культуру было огромным. По всей вероятности, культура и язык поволжских татар оценивались башкирами выше своих, и это привело к развитию элементов бикультуризма, формированию на основе башкирского племени Гайна особой диалектной группы татарского языка. Общность языка связана с родственностью исходных булгаро-угорских компонентов, принимавших участие на ранних этапах в этногенезе как татар, так и северных башкир».

Таким образом, историю формирования тулвинских татар и башкир можно представить в виде такой схемы. В ХII – XIV вв. в Тулвинское поречье проникают башкирские племена, которые ассимилируют местное автохтное население. Основной территорией проживания гайнинских башкир являлось нижнее течение р.Тулва. С XVI века в верхнем течении Тулвы появляются припущенники-тептяри, основу которых составили казанские татары, удмурты и марийцы. В то же время в низовьях р.Тулва появляется русское население, под давлением которого башкиры вынуждены переселяться в верховья реки, где они смешиваются с тептярским населением.

 Пермские ученые считают, что формирование единой этнокультурной общности, которую они называют тулвинскими татарами и башкирами, завершилось только к середине Х1Х в.

 


 

 

Происхождение пермских татар

Пермские татары – этнографическая группа казанских татар, расселенная на территории Пермской области и в смежных районах Екатеринбургской области. По дореволюционному административно-территориальному делению относились к Пермскому, Осинскому, Красноуфимскому и Кунгурскому уездам Пермской губернии. В17-18 вв. были известны еще и как «кунгурские татары» (по названию уездного центра – г.Кунгура). По культурно-бытовым особенностям пермские татары подразделяются на четыре группы – муллинскую, кунгурскую, таноповскую и красноуфимскую.

В настоящее время пермские ученые-этнографы кунгурских татар называют сылвенско-иренскими татарами. «В наше время сылвенско-иренские татары проживают в Березовском, Кунгурском, Октябрьском, Ординском, Уинском, Пермском, Суксунском, Чернушинском районах Пермской области. Переписью 1989 г. их было записано в количестве 37 388 человек (24,9 % всего татарского населения Пермской области».       (Чагин Г.Н., Черных А.В. Народы Прикамья. Пермь,2002.с.35)

Согласно этого же источника, в Бардымском районе по переписи 1989 года проживало 24952 человека башкир, а татар – 1459, т.е. нерусское население района составляет свыше 90 %. Однако эти данные отражают только статистические данные, которые не учитывают этнические особенности населения данной территории. Сами пермские ученые используют термин «притулвинские татары и башкиры», поскольку этническое происхождение населения Тулвинского поречья привлекает пристальное внимание как пермских этнографов, так и ученых Казани и Уфы. До настоящего времени не выработано общей концепции их этнического происхождения, которая устраивала бы всех.      



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.013 с.)