Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль марийцев и удмуртов в формировании тулвинских татар и башкир как этнической группы. Тептяри
После падения в 1552 г. Казанского ханства и присоединения подвластных ему территорий к Русскому государству заметно усилилось движение на восток татар, марийцев, удмуртов, чувашей. Основными факторами, повлиявшими на развитие группы в этот период, было появление в нижнем течении реки Тулва русского населения и освоение верховий Тулвы переселенцами – татарами, удмуртами, марийцами. В монографии «Пермские татары и башкиры» подробно исследуется история формирования тептярей. История формирования тептярей и закрепления за ними локального этнонима связана со временем присоединения Казанского ханства к Русскому государству в середине 16 в. Тогда мигрировавшие из Среднего Поволжья татары, а также группы удмуртов, марийцев, возможно, мордвы поселились на землях башкир по припуску. «Существуя в виде особой этнографической и диалектной группы, эта группа и составила основу формирования тептярей. Слово «тептярь» в Тулвинском поречье применялось для обозначения нерусского населения, платившего ясак за пользование земли башкир. С отменой башкирского общинно-вотчинного земледелия тептяри полностью интегрируются в социальную среду башкир, но название «тептярь» продолжало сохраняться, обозначая жителей ряда сел. Такая же история с арской (удмуртской) субэтнической группой, проживающей в деревне Усть-Ашап». (Тулвинские татары и башкиры.с.46-47). Переселенцы были вынуждены считаться с владельческими правами башкир Тулвинского поречья, полученными в 1596 году, поэтому селились в качестве припущенников и платили оброк за землю башкирам. С удмуртским компонентом связывают основание своих сел жители Елпачихи, Краснояра, Аклушей, Тюндюка, Усть-Ашапа, Константиновки. Об удмуртах-арах рассказывают также в Султанае, Таныпе, Бардабашке. Переселение удмуртов в Тулвинское поречье подтверждается и письменными документами. Но эти группы переселенцов оказались малочисленными и оторванными от родственного окружения. Коренное тюркское население оказало на них сильное социальное и духовное воздействие. Эта ситуация вела постепенно к полной ассимиляции пришельцев коренным населением. «Здесь поселился один дед по имени Буклыш (или чуваш, или мордва). От деда Буклыш и пошло название. (с.Аклуши. от Илькаевой Маулии,1925 г.р.)
«Ары в Аклуши приехали первые, старшего звали Илькай. Илькаевы – арская фамилия. Аклуши вначале называли Буклыш, но название не понравилось и переименовали». с.Аклуши, от Нурбединова Нурмухамеда,1928 г.р.)» «На берегу реки Ашап заселились люди. Там, где Ашап и Тулва соединяются. Рассказывали, что эти люди по национальности были удмурты». (д. Старый Ашап. От Туктамышева Ихсана, 1917 г.р.) (Тулвинские татары и башкиры. С.268 – 270) Таким образом, удмурты сыграли определенную роль в формировании тулвинских татар и башкир. Как считают пермские ученые, возможно, что поток переселенцев-удмуртов на волне их миграционного движения в Северную Башкирию и смежные районы, в том числе в современный Куединский район Пермского края. Возможно, что поток переселенцев шел не напрямую из южных районов Удмуртии на Тулву, а через Северную Башкирию и через территорию нынешнего Куединского района. Удмурты–переселенцы в основном были представлены выходцами из южных районов современной Удмуртии, которые к этому времени уже испытали значительное влияние со стороны тюркской культуры, что и явилось фактором, ускорившим ассимиляционные процессы новоприходцев на Тулве. Пермские ученые выявили, что в формировании притулвинских татар принимали участие и марийцы, их участие прослеживается на основе некоторых исторических преданий. Например, в селах Танып и Брюзли ими были записаны исторические предания, согласно которым некоторые семьи этих сел вели свое происхождение от марийцев. Но их переселение в поречье Тулвы не было массовым, поэтому участие марийцев в формировании татар и башкир по р. Тулва не было значительным. Определенную роль в формировании притулвинских и башкир сыграли и татары, расселенные в Прикамье в поречье Сылвы и Ирени. Особенно активным было их участие в формировании населения верховьев р.Тулва. Как же происходило взаимодействие припущенников, казанских татар, марийцев и удмуртов с башкирским населением? Важными факторами, повлекшими за собой интеграцию народов, стали переход башкир к земледелию и, как следствие этого, появление постоянных поселений. Кроме этого, башкиры, проживавшие в низовьях р.Тулва, под давлением русских, поселившихся на этих землях, вынуждены были переселяться в верховья реки, где к этому времени уже обосновались припущенники. Например, с таким переселением связывают свое основание своих деревень жители Елпачихи, Бичурино, Чалково, Мостовой, Краснояра. Часто башкиры поселялись в деревнях, основанных татарами и удмуртами.
Потомки этих переселенцев стали соотносить себя с местными татарами и башкирами. Кроме этого, на позднем этапе в формировании тюркского населения Тулвы участвовали башкиры и татары северо-запада Башкирии. В Х1Х в. Они подселились во вновь основанные деревни юго-запада и юго-востока Тулвинского поречья. Определенную роль в формировании рассматриваемой группы сыграли сылвенско-иренские татары, обосновавшиеся в тулвинских деревнях Сосновка и Константиновка. При изучении самоидентификации населения Бардымского района пермские ученые отметили, что «многоуровневая структура этнической самоидентификации этнокультурной группы тулвинских татар и башкир включает и сохранение на уровне самосознания субэтнического деления, что вызвано особенностями многокомпонентного формирования группы. К такому внутригрупповому (локальному) уровню самоидентификации можно отнести бытование этнонимов «тептярь, мишяр, кряшен, ар». Как правило, эти этнонимы закрепили память о тех этнических и социальных компонентах, которые принимали участие в формировании группы».(Тулвинские татары и башкиры.с. 46)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.158.106 (0.006 с.) |