Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткий словарь психологических и медицинскихтерминов⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
АДАПТАЦИЯ (лат. adaptatio — приспособление) — приспособление строения и функций организма кусловиям существования в окружающей среде. В психотерапии различают адаптацию психологическую, под которой понимают приспособление психической деятельности человека к условиям окружающей среды; социальную — приспособление человека к определенным формам социальной деятельности. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА (от лат. accentus — ударение) — крайние варианты психической нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного ряда психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. АСТЕНИЯ (греч. astheneia — бессилие, слабость) — психопатологическое состояние, характеризующееся слабостью, повышенной утомляемостью, эмоциональной неустойчивостью, повышенной чувствительностью к внешним раздражителям, нарушениями сна. АУТИЗМ ДЕТСКИЙ (греч. authos — сам) — психопатологическое состояние, характеризующееся наличием у ребенка: — нарушения способности устанавливать отношения с людьми с начала жизни; — крайней отгороженностью от внешнего мира с игнорированием раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными; — недостаточностью пользования речью как средством общения; нарушением употребления личных местоимений (дети старше трех лет продолжают говорить о себе в 3-м лице); — монотонным повторением звуков и движений; — страхом изменений в обстановке; — монотонными механическими играми с неигровыми предметами и т. п. БРЕД — расстройство мышления, представляющее собой совокупность болезненных представлений, рассуждений и выводов, овладевающих сознанием больного, искаженно отражающих действительность и не поддающихся коррекции извне. Основные признаки бреда: 103 — бред является следствием душевной болезни и, таким образом, в корне отличается от заблуждений и ошибочных убеждений психически здоровых людей; — бред всегда ошибочно отражает действительность; — бредовые идеи непоколебимы и не поддаются коррекции (в старину говорили, что «и сто мудрецов не переубедят безумного»); — бредовым идеям присущи ошибочные основания («кривая логика»). ВНУШЕНИЕ (суггестия; лат. suggestio — внушение) — воздействие
на психику человека, при котором путем преимущественно не осознаваемой психической активности создается установка на функциональное развертывание ее резервов. Внушение реализуется, если оно соответствует логическим построениям, присущим мышлению пациента, эмоционально и этически неприемлемые тезисы психотерапевтического воздействия отметаются. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ (лат. hallutinatio — видения) — расстройства восприятия, при которых кажущиеся образы возникают без реальных объектов. ГИПНОЗ (греч. hypnosis — сон) — особое состояние психики человека, отличающееся и от бодрствования, и от обычного сна, характеризующееся повышенной способностью гипнотизируемого воспринимать внушение и снижением чувствительности, восприимчивости ко всем другим влияниям. Традиционно выделяют следующие стадии гипноза: — малый гипноз (сомноленция), характеризующийся дремотой, чувством отяжеления конечностей, приятного тепла и отдыха; — средний гипноз (гипотаксия) — признаки его: легкий сон, «восковая гибкость» (застывание в положении, приданном клиенту гипнотизером), снижением болевой чувствительности и восприимчивости к внешним раздражителям (сохраняется лишь тесный контакт между гипнотизируемым и гипнотизирующим — раппорт); — большой гипноз (сомнамбулизм) — глубокий сон, избирательность раппорта (восприятие лишь слов гипнотизирующего), восприятие внушенных образов, реализация постгипнотических внушений (за исключением внушений, категорически неприемлемых личностью пациента). ДЕПРЕССИЯ — патологическое психическое состояние, характеризующееся пониженным настроением, снижением умственной и двигательной активности, инстинктивных побуждений (чувства голода, сексуального влечения, стремления к самосохранению), пессимистическими оценками себя и своего положения в окружающем мире. ДИСФОРИЯ (греч. dysphoria — раздражение, досада) — расстройство настроения с преобладанием мрачности, угрюмости, раздражительности, агрессивности, которое может наблюдаться при многих психических заболеваниях. НЕВРОЗЫ (от греч. neuron — нерв, osis — суффикс, означающий болезнь) — психогеннные (как правило, конфликтогенные) нервно-пси-
104 хические расстройства, заболевания личности, возникающие в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека. Для неврозов характерны: — обратимость патологических нарушений, независимо от их длительности; — психогенная природа заболевания, которая определяется существованием связи между клинической картиной невроза, особенностями системы отношений, присущими личности больного, и наличием конфликтной ситуации; — специфичность клинических проявлений, состоящая в преобладании эмоциональных и вегетативных расстройств. НЕВРОЗ АСТЕНИЧЕСКИЙ — патологическое состояние, возникающее в связи с продолжительно действующей психотравмирующей ситуацией, умственным или физическим переутомлением и характеризующееся легкостью перехода от раздражения к слезам, повышенной возбудимостью и быстрой истощаемостью, нарушениями сна. НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ - патологическое состояние, характеризующееся преобладанием в клинической картине навязчивых состояний — воспоминаний, воспроизводящих психотравмирую-щую ситуацию, мыслей, страхов (фобий), действий. НЕВРОЗЫ ДЕТСКИЕ — неврозы, наблюдающиеся в детском возрасте, характеризующиеся незавершенностью клинической симптоматики, преобладанием так называемых моносимптоматических неврозов (невротическое заикание, тики, расстройства сна, ночное недержание мочи (энурез), патологически привычные действия — сосание пальца, кусание ногтей, навязчивое выдергивание волос — трихостилломания и др.). ПСИХОПАТИЯ (от греч. psyche —душа, pathos — страдание, болезнь) — расстройства личности, проявляющиеся: — выраженностью патологических свойств личности, вызывающих нарушения социально-психической адаптации; — тотальностью патологических особенностей, определяющих весь психический облик индивидуума; — их относительной стабильностью, малой обратимостью. ПСИХОТЕРАПИЯ (от греч. psyche — душа, terapie — лечение) — система лечебного воздействия на психику, а через психику — на весь организм и поведение больного человека. Понятие «психотерапия» имеет как узко медицинский смысл (метод лечения), так и более широкий (включая организацию труда и быта, профилактику психотравмирую-Щих факторов). СЕНСИТИВНАЯ (от лат. sensus — чувство) акцентуация характера — склад характера, для которого типичны повышенная чувствительность, ранимость, неуверенность в себе, преувеличенная совестливость, склонность к сомнениям, застревание на своих переживаниях. 105 ШИЗОФРЕНИЯ — прогредиектное психическое заболевание, характеризующееся разнообразными психопатологическими расстройствами (бред, галлюцинации и др.) и протекающее с обязательным развитием психического дефекта в эмоционально-волевой сфере (аутизация, эмоциональное отупение и т.п.). Заболевание шизофренией выше всего i< подростковом и юношеском возрасте. ЭМПАТИЯ (греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния другого человека сопереживанием. ЭПИЛЕПТОИДНАЯ (синоним — инертно-импульсивная) акцентуация характера — склад характера, проявляющийся сильной эмоциональной возбудимостью, приступами гнева, ярости, возникающими по сравнительно незначительному поводу, злопамятностью. При резкой выраженности подобных черт можно говорить об эпилептоидной психопатии (или расстройстве личности инертно-импульсивного типа).
ЛИТЕРАТУРА Амбрумова А. Г. Непатологические ситуационные реакции в суицидологической практике//Научные и организационные проблемы суицидо-логии. М., 1983. С. 40-51. Амбрумова А. Г. Роль личности в проблеме суицида//Актуальные проблемы суицидологии. Тр. Моск. НИИ психиатрии МЗ РСФСР, Т. 92. М., 1981. С. 35-49. Амбрумова А. Г., Вроно Е. М. О ситуационных реакциях у подростков в ■ суицидологической практике//Журн. невропатологии и психиатрии › им. С. С. Корсакова. 1985. Т. 85, вып. 10. С. 1557 - 1560. Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности//Актуальные проблемы суицидологии. Тр. Моск. НИИ психиатрии МЗ РСФСР, Т. 82. М., 1978. С. 6 - 28. Беляускаите Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка//Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1987. С. 67 - 80. Бородин С. В., Михлин А. С. Мотивы и причины самоубийству/Актуальные проблемы суицидологии. Тр. Моск. НИИ психиатрии МЗ РСФСР. i Т. 82; М.,1982. С. 28-43. Булацель П. Самоубийство с древнейших времен и да наших дней. М., 1900. Вулис Р. Если ваш близкий страдает душевной болезнью: Руководство для ' членов семей, друзей и социальных работников. М.: Нолидж, 1998. Желдак И. М., Игумнов С. А. Групповая психотерапия эмоциональных и поведенческих расстройств в детском возрасте: Методические реко- ! мендации. Минск: МЗ Республики Беларусь, 1997.. Захаров А. И. Групповая психотерапия неврозов у детей: Методические рекомендации. Л., 1979. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 1995. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л.: Медицина, 1982. Игумнов С. А. Клиническая психотерапия детей и подростков. Минск: Бе- [ ларуская навука, 1999. Каплан Г. И., СэдокБ.Дж. Клиническая психиатрия. М.: ГЭОТАР МЕДИ- : ЦИНА, 1998. Карабанова О. А. Работа с родителями//Основы возрастно-психологического консультирования: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во Московского университета, 1991. С. 63 — 76. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. КарнегиД. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей... Минск: Беларусь, 1990. 107 Кондратенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск: Беларусь, 1988.
Кондратенко В. Т., Донской Д. И., Игумнов С. А. Общая психотерапия: Руководство для врачей. Минск: Вышэйшая школа, 1999. КочарянА. С, Кочарян С. С. Психотерапия сексуальных дисгармоний. М.: Медицина, 1994. ЛичкоА. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. Минухин С, Фишман Ч. Техники семейной терапии. М.: Класс, 1998. Мишина Т. М. Исследование семьи в клинике и коррекция семейных отношений//Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983. С. 255-281. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. М.: Класс, 1997. Рожнов В. Е. Гипносугтестивная психотерапия. М.: Медицина, 1975. Рожнов В. Е., МацановА. К. Психотерапия в онкологии //Руководство по психотерапии/Под ред. В. Е. Рожнова. 2-е изд. Т.: Медицина, 1979. С. 559-571. Старшенбаум Г. В. Формы и методы кризисной психотерапии: Методические рекомендации. М.: МЗ РСФСР, 1987. Шевченко Ю. СДобридень В. П. Онтогенетически ориентированная психотерапия (методика ИНТЭКС): Практ. пособ. М.: Российское психологическое общество, 1998. ШертокЛ. Гипноз. Л.: Медицина, 1982. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие. М.: Форум, 1996. Эйдемиллер Э. Г., ЮстицкисВ. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999. ЭриксонЭ. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. Drake R., GatesC, Cotton P., WhitakerA. Suicide among schizophrenics. Who is at risk?//J. Nerv. Ment. Dis. 1984. № 172. P. 613 - 617. Everly G. S., Rosenfeld R. The Nature and Treatment of the Stress Response. A Practical Guide for Clinicians. N.-Y. L.: Plenum Press, 1981. Gibson M. Hypnosis with children//British Journal of Experimental and Clinical Hypnosis. 1984. Vol. 12. P. 31 - 34. Kaplan H. I., Sadock B. J. Synopsis of Psychiatry. 6th Edition. Baltimore: Williams and Wilkins. 1991. Minuchin S. Families and Family Therapy. Cambrige: Harvard University Press, 1974. Olness К Hypnosis in pediatric practice//Current Problems in Pediatrics. 1981. Vol. 12. P. 3-47. Webb /V. B. Play Therapy with Children. N.-Y., 1991. Williams D. Т., Singh M. Hypnosis as a facilitating therapeutical adjunct in child psychiatry//Journal of the American Academy of Child Psychiatry. 1976. Vol. 15. P. 326-342. 108
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.03 с.) |