Основные цели игровой психотерапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные цели игровой психотерапии



Игровая психотерапия:

• помогает в установлении диагноза;

• помогает в установлении контакта между психотерапевтом и ребенком-пациентом;

• дает средства для работы с механизмами психологической защиты ребенка (играющими важную роль в развитии эмоциональных и поведенческих расстройств);

• помогает словесному выражению чувств;

• помогает ребенку выразить неосознаваемые конфликты и тем самым уменьшить эмоциональное напряжение;

• расширяет круг интересов ребенка.

В настоящее время игровая психотерапия нашла широ кое применение не только в стационарной и амбулаторной психотерапевтической практике, но и в педагогической практике, а также в больницах общего профиля.

16


ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ИГРОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Игровая психотерапия оказалась эффективной при решении самых разнообразных детских проблем:

• при невротических и протекающих по типу соматических расстройствах у детей;

• для улучшения эмоционального состояния детей после развода родителей;

• для снижения тревоги у госпитализированных детей;

• для облегчения состояния при психосоматических заболеваниях (бронхиальной астме, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, неспецифическом язвенном колите, нейродермите и т. д.);

• для ослабления агрессивности в поведении;

• для улучшения успеваемости детей с затруднениями в обучении;

• для коррекции эмоционального состояния детей, подвергшихся насилию или живущих в условиях психической напряженности («заброшенные» дети) и т. д.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

Игрушки и материалы, необходимые для игровой психотерапии, можно сгруппировать в три больших класса:

I. Игрушки из реальной жизни:

• кукольное семейство;

• кукольный домик;

• детская посуда;

• машины;

• «медицинский набор» и т.п.

II. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию и страх:

• игрушечные солдатики;

• оружие;

• маски волка, бандита, чудовища и т. д.

Ш. Средства для творческого самовыражения:

• пластилин или глина;

• краски, карандаши и фломастеры;

• конструкторы, детская мозаика и т. д.


ГЛАВА 3

ТРУДНО ЧЕЛОВЕКУ, ЕСЛИ ОН ОДИН... ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Психотерапия в детском и подростковом возрасте может проводиться в форме индивидуальных, групповых и бифокальных (предполагающих совместную работу детских и родительских групп) игровых занятий, органично включающих различные варианты психотерапевтического тренинга (тренинт разрешения проблем, тренинг коммуникативных навыков), сочетаться с детскими вариантами нервно-мышечной релаксации (расслабления) и аутогенной тренировки, элементами гипносуггестии.

Показаниями для групповой психотерапии в детском и подростковом возрасте А. И. Захаров (1979, 1982, 1995) считает характерологические и аффективные нарушения, возникшие или обострившиеся при длительном течении невроза, обусловливающие проблемы в межличностных отношениях и препятствующие выздоровлению в процессе индивидуальной психотерапии:

• неадекватный (не соответствующий ситуации) уровень притязаний;

• эгоцентризм;

• неустойчивость самооценки;

• излишняя застенчивость, скованность и неуверенность в общении;

• тревожно-мнительные черты характера;

• фобические реакции и т. д.

Противопоказаниями для групповой психотерапии считаются:

• отрицательное отношение к лечению ребенка (подростка) или его родителей;

18


• выраженные расторможенность и агрессивность;

• сниженный интеллект.

Цель групповой психотерапии состоит в восстановлении психического единства личности посредством нормализации ее межличностных отношений.

Собственно терапевтическая задача групповой психотерапии связана с эмоциональным отреагированием конфликтных ситуаций в группе и ослаблением угрожающих образов в сознании посредством их условного изображения в игре (т. е. групповая психотерапия по методике А. И. Захарова — одна из методик «терапии отреагирования»).

Клинико-психологические критерии формирования детско-подростковой группы:

1) разноплановость структуры группы при клинической и психологической совместимости ее участников (в группе воспроизводятся условия, напоминающие общение больных в жизни; включаются в состав дети с разной тяжестью заболевания, разными возрастом, полом, темпераментом и т. д., поскольку группа — модель жизненных отношений);

2) необходимое условие — закрытый характер группы и отсутствие повторных больных. При необходимости повторного лечения детей, прошедших первый цикл групповых занятий, целесообразно включать в состав «продвинутых» групп.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.005 с.)