Издержки экономического роста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Издержки экономического роста.



Экономический рост сопровождается возрастанием экономических и социальных издержек. К основным издержкам обеспечения экономического роста можно отнести:

·   Альтернативные издержки, т.е. отказ от части текущего потребления, для

обеспечения экономического роста и увеличения потребления в будущем (необходи-мость жертвовать текущим по­треблением (потреблением в настоящем), чтобы обеспе-чить экономический рост и иметь возможность увеличить потребление и благососто-яние).

· Издержки, связанные с уменьшающейся отдачей от капитала.

· Издержки, связанные с загрязнением окружающей среды.

3. Тест. Рынок является: средством создания сбережений, механизмом регулирования

производства товаров и услуг, механизмов осуществления контактов между покупате-лями и продавцами, саморегулирующейся системой взаимодействия экономических субъектов. Отметить правильный ответ.

 

  Билет №17.

1. Взаимодействие совокупного спроса и предложения. Макроэкономическое равно-

весие и его составляющие.

Ответ.

Взаимодействие совокупного спроса и предложения.

 Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения, являющееся основой жизни рыночной экономики дает ответ, что производить, для кого производить и по какой цене продавать произведенную продукцию, чтобы извлечь необходимую прибыль для дальнейшего развития.

Экономическое равновесие - это соответствие между имеющимися ограниченными ресурсами (земля, труд, капитал, деньги), с одной стороны, и возрастающими потребно-стями общества - с другой.

Макроэкономическое равновесие - результат равномерного кругооборота составных частей валового внутреннего продукта и национального дохода. При отсутствии каких-либо препятствий весь ВВП будет представлять совокупное предложение, а весь валовой национальный доход - совокупный спрос.

Составляющие макроэкономического равновесия.

Поддержание общего макроэкономического равновесия осложнено рядом обстоятельств.

  Во-первых, это наличие внешних эффектов. Вторым фактором является научно-технический прогресс.

Важна сбалансированность таких составляющих элементов общественного воспро-изводства как потребление, сбережения, инвестиции и их обобщающих величин - совокупного спроса и совокупного предложения.

2. Рынок монополистической конкуренции: основные черты, определение цены и

объёма производства.

Ответ.

Рынок монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция – тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определённый контроль над продажной ценой товара (или услуги).

На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и её конкурентами.

Основные черты, определение цены и объёма производства на рынке монополи-стической конкуренции.

  Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает некоторой рыночной властью над своим товаром: она может повышать или же понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов.

  Однако эта власть ограничивается как наличием достаточно большого количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм.

Особенность рынка монополистической конкуренции состоит также в том, что здесь предприятие сталкивается с двумя разными кривыми спроса: той, что отображает пары цена — количество, когда данное предприятие варьирует цену, а его конкуренты нет, и той, что отображает эти пары, когда все продавцы изменяют свои цены соответственно.

Поскольку продукция, производимая монополистическими конкурентами, легко взаимозаменяема, то спрос па продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены его продукции, но и от цен на продукцию других конкурентов.

Чем выше степень дифференциации продукта, тем более несовершенна конкуренция на рынке и тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных.

Объём производства не всегда является определяющим на рынке монополистической конкуренции.

Фирмы, не располагающие ресурсами для конкуренции по широкому фронту, могут сосредоточить свои усилия на производстве специализированной продукции, которая предназначена для определенных групп потребителей. Такая конкурентная стратегия называется стратегией специализации, которая направлена на удовлетво-рение особых нужд особых групп покупателей, а не на рынок в целом.

 

3. Тест. Если при пропорциональном увеличении количества факторов в 2 раза, объём

производства также возрастёт в 2 раза, то имеет место: фиксированная пропорция, постоянная отдача от масштаба, возрастающая отдача от масштаба, уменьшающаяся отдача от масштаба. Отметить правильный ответ.

 

  Билет №18.

1. Инфляция: причины и последствия. Антиинфляционная политика.

Ответ.

Инфляция: причины и последствия

 Инфляция (от лат. inflatio — вздутие) – это снижение покупательной способности денег, связанное с повышением цен, в результате которого нарушается денежное обращение, появляются избыточные деньги по сравнению с реальными потребностями оборота.  Общие причины инфляции:

- неравномерное развитие отраслей народного хозяйства;

- сокращение объёма национального производства;

- нарушение равновесия между спросом и предложением;

- сокращение выпуска дешёвых товаров в связи со структурными изменениями в производстве;

- непродуманная экономическая политика государства;

- избыточная эмиссия денег;

- необоснованное повышение заработной платы (например, под давлением профсоюзов);

- увеличение издержек производства;

- повышение налогов.

Последствия инфляции.

· Экономические последствия:

- торможение развития экономики;

· - усиление диспропорции в экономике;

- нарушение механизмов денежной, кредитной, финансовой систем (люди не хотят держать обесценивающиеся деньги, начинают покупать недвижимость, золото, обменивать деньги на иностранную валюту);

- расстройство кредитной системы (невыгодно давать кредиты);

- рост спекуляции;

- стихийное перераспределение доходов (при инфляции проигрывают кредиторы, продавцы, работники бюджетных предприятий, а выигрывают должники, импортёры, работники реального сектора).

· Социальные последствия:

- усиление социальной неустойчивости в обществе;

- снижение уровня жизни населения вследствие падения реальных доходов;

- обесценивание денежных сбережений;

- увеличение трат на текущее потребление;

- сокращение доли сберегаемых денежных средств;

- обострение социальных противоречий.

Антиинфляционная политика

Цели

1). Выработка мер, способных преодолеть инфляцию.

2). Создание условия для адаптации населения к инфляции.

Направления антиинфляционной политики

1). Адаптационные меры (приспособление к инфляции):

· Индексация доходов, позволяющая смягчить социальную напряжённость.

· Компенсационные выплаты.

· Контроль за соотношением цен и заработной платы(государство рекомендует

ориентиры установления цен и зарплаты)

2). Ликвидационные меры (антиинфляционные):

· Снижение инфляции путём активного спада производства и роста безработицы.

· Совершенствование рыночной инфраструктуры.

· Регулирование валютного курса.

· Демонополизация производства.

Проведение денежной реформы

· Нуллификация – замена старых денежных знаков на новые.

· Деноминация — укрупнение денежной массы, обмен её на новые в определён-

ном соотношении

· Ревальвация – повышение золотого содержания или валютного курса денежной

еди­ницы государства, т.е. процесс, про­тивоположный девальвации;

· Девальвация – уменьшение золотого содержания де­нежной единицы (при

золотом стан­дарте) или снижение ее обменного курса по отношению к иностранным валютам (ранее - по отношению к золоту).

 

2. Деньги: понятие, виды, функции и свойства. Спрос и предложение на деньги.

Ответ.

Деньги: понятие, виды, функции и свойства

Деньги - это особый вид универсального товара, который является общим эквивалентом стоимости других товаров.

Виды денег.

Деньги в своем развитии прошли несколько форм материальных носителей:

1). Полноценные (действительные) деньги - это деньги, у которых номинальная стоимость соответствует реальной стоимости металла, из которого они изготовлены, (золотые, серебряные, медные).

 В течение многовековой истории использования серебряных и золотых монет было замечено, что в обращении монеты постепенно стираются. Стершиеся монеты перестают быть действительным эквивалентом реализуемых товаров. Это и привело к необходимости замены металлических денег знаками стоимости, то есть бумажными деньгами. Так возникли неполноценные деньги.

2). Неполноценные деньги (знаки стоимости) - это деньги, номинальная стоимость которых выше реальной (бумажные, монеты из дешевых металлов).

По сравнению с золотыми деньгами они имели определенные преимущества: легче хранить и они более удобны в расчетах.

В 80-е годы XX столетия с развитием компьютеров и интернета появились электронные деньги.

3). Электронные деньги — это платежные средства, которые хранится на электронном носителе, и позволяют осуществлять безналичные расчеты посредством мобильной связи и интернета.

Функции денег.

1). Мера стоимости. Деньги измеряют стоимость всех товаров путем

установления цены. (Цена-стоимость выраженная в деньгах).

 Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой товара. Однако сами деньги цены не имеют. Стоимость денег не может быть выражена в них самих. Для сравнения цен различных товаров их выражают в одинаковых единицах, т.е. сводят к одному масштабу цен.

  Масштабом цен называется весовое количество металла, принятое в данной стране за денежную единицу и служащее для измерения цен всех товаров. Имеются существенные различия между деньгами как мерой стоимости и деньгами как масштабом цен:

- мера стоимости складывается стихийно, а масштаб цен устанавли-вается в законодательно порядке.

 Как мера стоимости золото относится ко всем товарам. В качестве масштаба цен золото относится к самому себе. Это значит, что принятое за денежную единицу количество золота сравнивается с другим количеством золота, представляющим цену товара.

 Мерой стоимости служит денежный товар, стоимость которого изменяется с изменением количества труда, необходимого для его производства. Масштабом цен служит фиксированное весовое количество металла, которое не изменяется в связи с изменением стоимости самого металла.

  После прекращения размена кредитных денег на золото официальный масштаб цен утратил свой экономический смысл.

 В современной западной экономической литературе функция меры стоимости называется функцией единицы счета.

  Под единицей счета понимается денежная единица, служащая для измерения стоимости товара.

2). Средство обращения. Данная функция денег служит для оплаты приобретаемых товаров и создает условия для преодоления индивидуаль-ных временных и простран-ственных границ, характерных для прямого обмена товара на товар. В этой функции деньги должны выполнять два обязательных условия:

- они должны пользоваться всеобщим признанием в качестве денег;

- использование денег должно быть санкционировано государством.

3). Деньги как средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты.Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Последующие изменения цены на товар уже не влияют на сумму долга, которую нужно оплатить деньгами.

 4). Средство накопления. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег со временем снижается.

 5). Мировые деньги. Данная функция реализуется процессе обслуживания экономиче-ских связей между странами. При этом деньги функционируют как всеобщее покупатель-ное и платежное средство.

 Мировыми деньгами обычно считают резервные валюты (в настоящее время это доллар США, швейцарский франк, евро, английский фунт, японская иена). Главная особенность мировых денег состоит в том что они используются без участия и согласия страны производителя.

3. Тест. Законы природы: не зависят от воли людей, вечны, открываются и

применяются людьми в рамках экономических отношений. Отметить правильный ответ.

 

  Билет №19.

1. Взаимодействие инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.

Ответ.

Взаимодействие инфляции и безработицы.

 Взаимосвязь инфляции и безработицы отражает закон Оукена. Если фактический уровень безработицы соответствует естественному, то действительный темп инфля-ции без учета шоков предложения будет равен ожидаемому. Если уровень безрабо-тицы ниже естественного уровня, происходит увеличение заработной платы и темпов прироста цен.

Инфляция и безработица взаимосвязаны между собой. Английский экономист А. Филлипс на основе эмпирических исследований показал, что рост безработицы существенно замедляет рост цен и заработной платы, а уменьшение безработицы сопровождается ростом цен и заработной платы. Инфляция и безработица не могут увеличиваться одновременно.

Кривая Филлипса. Кривая Филлипса показывает обратную взаимосвязь между темпами инфляции и нормой безработицы. Чем выше темп инфляции, тем ниже доля безработных.

2. Необходимость и сущность государственного регулирования безработицы.

Ответ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.033 с.)