Практики конструирования персонажа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практики конструирования персонажа.



Персонаж конструируется по правилам дискурса и никогда не является простым отражением какого-либо субъекта из внедискурсивной реальности.

Персонажи запоминаются лучше, чем сюжеты. Мы склонны понимать события как истории взаимодействия людей.

Методика анализа практик конструирования персонажа:

1. Анализ, в соответствии с какими дискурсивными правилами выбран персонаж. Например, это персонаж, типичный для фикционального (или нефикционального) дискурса, для произведений определенного жанра.

2. Определение типа персонажа (уникальная личность, типичный представитель социальной группы, персонаж-символ, антигерой). Определить тип персонажа помогает его имя и то, как его называют другие персонажи – прозвище, типичные характеристики и др.

Социальный типаж – персонаж, демонстрирующий личностное выражение типичных черт какой-то социальной группы. Типичное поведение, типичные эмоции тесно связаны с социальной средой, в которой существует данный типаж. Типичный герой – это не тот, каких большинство. Он отражает типичные тенденции и конфликты времени, «настроение эпохи». Евгений Онегин – «лишний человек» в дворянском обществе первой трети ХIX века.

Идеализированный персонаж – тот, чья личность воплощает некоторый вариант общественного идеала, социально-психологические потребности общества. Княжна Марья в романе Л.Толстого «Война и мир» - это идеальная женщина для дворянского общества.

Отрицательный персонаж (антигерой) может оказаться в центре некоторых произведений, когда адресат может извлечь некоторый жизненный урок из его истории. Чтобы вызвать симпатию, персонажу не обязательно быть хорошим, но он должен быть интересным.

Так, в известном американском сериале «Во все тяжкие» на примере антигероя Уолтера Уайта показан процесс постепенного морального самоубийства, когда положительный герой-неудачник постепенно превращается в жестокого и безжалостного наркобарона. Тем не менее по ходу сериала зритель сопереживает этому персонажу, так как в его внутреннем мире противоречиво переплетены положительные и отрицательные черты характера.

3. Характеристики персонажа, которые переданы с помощью его поступков и речи.

4. Характеристики персонажа, которые передает окружающая его обстановка, социальное окружение: в какой обстановке вырос, где и с кем живет сейчас, чем занимается.

5. Анализ отношений с другими персонажами. Как реагируют на данного персонажа другие участники истории (его все любят, или все ненавидят, или что-то еще).

Функциональная характеристика персонажей по В.Я.Проппу (книга «Морфология волшебной сказки») дает обобщенные роли персонажей, которые встречаются в любом типе текстов: герой (протагонист), лжегерой, вредитель (антагонист - персонаж, противостоящий главному герою), даритель, помощник, принцесса, тот, кто вдохновляет героя на свершения (отец принцессы, например). Функции могут совмещаться. Не все сюжеты содержат полный набор персонажей.

6. Эволюция персонажа.

Важно при анализе проследить, есть ли на протяжении повествования внутреннее развитие персонажа, или он остается неизменным, тем же самым.

Варианты эволюции: а) От плохого к хорошему: Чарли Бэббит, эгоистичный в начале истории герой Тома Круза в фильме «Человек дождя»; б) От хорошего к плохому: Майкл Корлеоне в фильме «Крестный отец», Уолтер Уайт в сериале «Во все тяжкие».

В эволюции героя должно быть понятно, что именно вызвало изменения, какие сложные ситуации заставили его меняться (в случае Уолтера Уайта – смертельная болезнь, отсутствие денег, затем – испытание большими деньгами, опасность для жизни).

Следует оценить, соблюдается ли правило правдоподобия: каждое изменение внутреннего мира героя должно быть связано с каким-то событием.

В жанрах приключения, комедии, детектива герои обычно не меняются: Джеймс Бонд (даже в исполнении разных актеров), Индиана Джонс, Шерлок Холмс. Это закон жанра: герой проявляет одни и те же черты характера, которые позволяют сюжету развиваться, а затем повторяться в разных ситуациях. В комедийных сериалах весь сюжет может разрушиться, если герой изменится. Поэтому от серии к серии жизнь его ничему не учит (например, персонажи популярного российского сериала «Ольга»).

План анализа текста из определенного дискурса



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.006 с.)