Массовая культура как объект дискурс-анализа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Массовая культура как объект дискурс-анализа.



Массовая культура (поп-культура, масскультура, культура большинства) – культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе; включает в себя СМИ, массовую литературу, кинематограф, музыку, изобразительное искусство, спорт и т. д. Она возникла в индустриальном обществе в результате распространения грамотности, рассчитана на большую аудиторию, формирует у людей стандартные вкусы и формы культурного потребления. Ее появление породило представление о том, что культура большинства менее ценна, чем культура, доступная образованному меньшинству. Обсуждается оппозиция высокой (элитарной) и низкой (массовой, упрощенной) культуры.

В постиндустриальном (постмодерном) обществе деление на высокую и низкую культуру постепенно утрачивает актуальность, научные исследования и художественные практики показывают, что граница между так называемой элитарной и массовой культурой относительна, отнесение конкретного произведения к одной из групп часто зависит от точки зрения и глубины анализа.

Тем не менее взгляды, согласно которым массовая литература и массовое кино, например, произведения в жанре мелодрамы или детектива, – это нечто второсортное, широко распространены. Такую позицию можно объяснить в том числе привычкой к ранжированию, выстраиванию иерархий и противопоставлений: первосортное / второсортное. Между тем разные культурные формы и жанры могут сосуществовать вне иерархии, мирно располагаясь рядом друг с другом. Когда мы говорим о популярной музыке (попса) или литературе (беллетристика, трэш-литература), то их популярность означает не только «упрощенность» формы и содержания, но и востребованность, распространенность таких произведений.

Массовая культура (МК), появившаяся в индустриальном обществе, сохраняется и развивается в постиндустриальном. С конца Х1Х века широко тиражируемые произведения литературы, музыки, а затем и кино стали товаром, который потребляют наряду с сотнями других товаров. И сегодня фильмы, сериалы, комиксы, компьютерные игры – это всё товары, которые имеют рекреативную функцию: помогают снять напряжение, расслабиться, получить удовольствие.

Оригинальность текстов МК всегда хорошо дозирована: она призвана усиливать ожидания аудитории, давать ей чуть больше привычного, но ни в коем случае не разрушать эти ожидания радикально. МК, рассказывая одни и те же истории с небольшими вариациями, дает адресату чувство стабильности, устойчивости окружающего мира и тем самым избавляет от тревог, вселяет уверенность, что хорошие люди всегда победят плохих, что зло будет наказано, а добро восторжествует. Типичные, стереотипные герои поддерживают в адресате чувство его собственной «нормальности». Поэтому и ценности МК консервативны: любовь и дружба, семья, патриотизм.

Тем не менее именно тексты массовой культуры часто первыми формулируют общественные страхи и предубеждения и тем самым способствуют тому, чтобы они осмыслялись и, по крайней мере частично, преодолевались. Кроме того, массовая культура – ресурс для развития культуры высокой, и наоборот. Подтверждение этому – постоянно появляющиеся новые фильмы о Шерлоке Холмсе, новые экранизации «Анны Карениной», «Войны и мира».

Возрастающая роль массовой культуры определила и то, что с начала ХХ века писательство окончательно определяется как профессия, и это снимает с художника, писателя, драматурга ореол пророка, учителя нации, морального авторитета. Зато сегодня автор популярного романа, режиссер и актеры фильма-блокбастера становятся звездами: дают интервью, участвуют в шоу, дают кулинарные советы. То есть они являются лидерами мнений.

Типология дискурсов

Теория дискурса позволяет формировать в лингвистике, философии, социологии, культурологии объекты исследования разного объема и по разным основаниям. Это обеспечивает гибкость подходов и большую свободу исследователя. Приведем некоторые основания для классификации дискурсов и обусловленные ими разновидности конкретных дискурсов.

По сфере коммуникации: Научный, Деловой, Публицистический, Повседневный (бытовой), Художественный.

По области объектов, которые описываются: Научный: медицинский, биологический, филологический, философский и др.

Деловой: юридический, политический, административный.

По тематике текстов: дискурс войны, дискурс мигрантов, дискурс романтической любви и другие.

Внутри одного тематического дискурса могут быть представлены дискурсы, разные с точки зрения глубины и аспекта рассмотрения темы. Так, тема мигрантов может обсуждаться внутри научного или политического дискурса, а также в дискурсе массмедиа или дискурсе повседневности (бытовые разговоры).

По типу соотношения с реальностью: фикциональные и нефикциональные дискурсы (non-fiction). К фикциональным, то есть «вымышленным», относятся, например, дискурсы художественной литературы, кино, театра. Нефикциональные дискурсы – журналистский, исторический, мемуарный. Мы воспринимаем их тексты как информирующие о реальных событиях.

По историческим периодам функционирования: античный, средневековый, дискурс модерна (современности), дискурс постмодерна (постсовременности).

Границы между разными дискурсами часто бывают нечеткими, они проницаемы и подвижны, и это объясняется тем, что коммуникация никем не регулируется из какого-нибудь единого центра, это область живой речевой практики.

Итак, существует множество оснований для типологии дискурсов, в рамках конкретных типологий может быть несколько оснований классификации.

Субъектные позиции дискурса.

Ведущие позиции дискурса как способа организации коммуникации – это позиция Субъекта речи и Адресата.

Более подробного рассмотрения требуют разновидности позиции Субъекта речи, прежде всего позиция автора, которая многим кажется простой и очевидной.

«Автор» – это функция некоторых видов дискурса, результат конструирования в тексте образа некоего разумного существа, которое и называют автором.

Исторически авторство стало приписываться текстам далеко не сразу. Например, мифы, летописи, иконы создавались вне представления, что у них может быть какой-то автор. В настоящее время понятие «автор» также применимо далеко не ко всем дискурсам и текстам, однако для большого числа текстов она представляется естественной. Мы не нуждаемся в представлении об авторе уличного объявления «Проезд закрыт» или рецепта на лекарство от простуды. А вот имя режиссера популярного фильма важно, по крайней мере, для части зрителей.

Наличие функции-автор делает текст объектом присвоения. Из права собственности на текст для того человека, которого называют автором, следует определенный риск (он несет ответственность за сказанное или написанное), но есть и выгода (гонорар, литературная известность).

Функция-автор выступает критерием истинности текста. Истина текста по-разному выглядит в разных дискурсах: в художественных текстах это индивидуальная, принадлежащая автору истина, а в научном тексте, пусть и имеющем автора, истина «найдена», считается, что она объективна, независима от автора, не связана с его личностью.

Кроме того, автор некоторой группы текстов, особенно в фикциональных дискурсах, гарантирует стилистическое единство принадлежащих ему произведений и постоянный уровень их ценности: любой текст А. Пушкина считается обладающим особенными художественными достоинствами.

В научном, публицистическом и некоторых других дискурсах автор должен гарантировать концептуальную, теоретическую связность и непротиворечивость своих текстов.

В некоторых дискурсах мы воспринимаем субъекта речи-автора как реальную биографическую личность: журналист, рэпер, собеседник в бытовом общении. Часто они используют прямое обращение к адресату как такой же реальной личности.

В фикциональных дискурсах субъекта речи называют повествователем, лирическим героем, подчеркивая тот факт, что его нельзя приравнивать к личности человека, который создал текст. Поэтому нет смысла в ходе дискурсивного анализа уделять специальное внимание биографической личности автора текста или сценариста, режиссера в кино.

Субъектная позиция конструируется в ходе реализации специфических дискурсивных практик, она всегда анонимна и безлична. Реальный говорящий, конечно, существует во внедискурсивной реальности, но в пространстве дискурса он говорит в соответствии с правилами дискурсивных практик.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.130.108 (0.005 с.)