Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Третий час физической культуры с учётом возрастных особенностей развития учащихся среднего и старшего возраста

Поиск

 

Школьный возраст особенно благоприятен для обучения прикладным движениям. Именно в эти годы наиболее легко усваиваются и совершенствуются разнообразные формы двигательных действий, что объясняется, прежде всего, интенсивным развитием функций двигательного анализатора, естественное возрастное формирование которого в основном заканчивается к 14 – 15 годам. (В. С. Фарфель). Физические качества школьников отчасти совершенствуются в процессе обучения двигательным действиям, предусмотренным школьной программой. Однако если рассматривать ППФП, направленное воздействие на те или иные физические качества обеспечивается соответствующим подбором физических упражнений и методикой занятий. Поэтому важнейшие требования к методике воспитания качеств ППФП в период возрастного становления организма – всесторонность воздействий, соразмерность нагрузок и функциональных возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития.

Рассмотрим особенности воспитания основных физических качеств, наиболее востребованных в ППФП в зависимости от возрастных особенностей.

 

Воспитание в ППФП ловкости и связанных с ней способностей.

Экспериментально показано (В.П. Назаров и др.), что упражнения, направленные на развитие координации движений, даже при относительно небольших объёмах нагрузки уже в младшем школьном возрасте быстро дают значительный положительный эффект. В целях воспитания ловкости как способности преобразовывать движения в соответствии с меняющейся обстановкой шире всего используют игры, характеризующиеся разнообразием двигательных действий и динамичностью ситуаций. Это подвижные игры с образным сюжетом, предполагающим комплекс различных действий, имитирующих различные профессии, где присутствуют элементы бега, прыжков, бросания и ловли предметов в сочетании с кроссовым бегом и другими упражнениями на местности, связанными с преодолением препятствий и ориентированием. Для наиболее полного и активного проявления детьми ловкости целесообразно регулярно обновлять и варьировать упражнения, проводить их в новых, более сложных, условиях.

Чтобы совершенствовать координацию движений, их точность и экономичность, в занятия ППФП включают постепенно усложняющиеся задания, требующие строгого соблюдения заданных пространственных и временных параметров движений (направления, амплитуды, темпа и т. д.), а также, упражнения на расслабление и равновесие.

Для совершенствования точности пространственной ориентировки у школьников, осваивающих ППФП, такие методические подходы и приёмы, как «смежные задания» (например, выполнение разбега для прыжка в длину с привычной, несколько увеличенной и уменьшенной длиной шага), «контрастные задания» (например, броски мяча в цель с резко различающегося расстояния, скажем, с 5 и 10 метров) и временное выключение зрительного контроля (ведение мяча с завязанными глазами, «ласточка» с закрытыми глазами и т. д.).

В возрасте 12 – 13 лет сравнительно легко поддается направленному развитию и способность поддерживать равновесие тела в статических и динамических режимах. Динамика развития этого качества видна из таблицы:

Возраст, лет

Отклонения от прямой при прохождении 15-метрового отрезка с закрытыми глазами см.

Устойчивость тела при стоянии на одной ноге с закрытыми глазами, сек.

мальчики девочки
  7 8 9 10 11 12 13 14 15 Взрослые   90.9 75.8 62.6 50.2 42.0 32.4 33.0 32.6 32.0 32.0   - 8.3 10.8 12.7 14.4 15.5 16.9 17.5 17.8 22.3   - 8.8 11.4 13.0 14.5 15.6 16.5 17.0 17.4 24.5  

Возрастные показатели динамического и статического равновесия

(по Е. Я. Бондаревскому)

 

В физическом воспитании на этом этапе целесообразно использовать следующие упражнения на равновесие: упражнения на гимнастической скамейке и бревне, ходьба по качающемуся бревну, прыжки на подкидном мостике, передвижение по канату, подвешенному за два конца, подвижные игры с элементами требующими удержания равновесия в усложнённых условиях опоры, и т. д.

Совершенствованию функций вестибулярного анализатора, от которого зависит способность поддерживать равновесие, необходимая во многих профессиях, содействуют такие упражнения, как: повороты, наклоны, быстрые вращательные движения головой в различных плоскостях, бег с внезапными поворотами и остановками, бег боком и спиной вперёд, прыжки с поворотами, акробатические упражнения, упражнения на перекладине и других гимнастических снарядах. Отличительной особенностью выполнения упражнений при занятиях ППФП является их «привязка» конкретному виду деятельности.

В качестве методических приёмов целесообразно использовать выполнение упражнений «на равновесие» без зрительного контроля, на фоне утомления и предварительного раздражения вестибулярного анализатора (например, упражнения на бревне после многократных вращений).

 К числу приёмов усложнения требований относятся: уменьшение площади опоры, введение прыжков, поворотов и других дополнительных движений, исключение облегчающих движений руками, увеличение темпа выполнения.

Снижению утомляемости и повышению экономичности профессиональных действий служит воспитание способности точно регулировать величину мышечных усилий. Этому содействует, кроме всех прочих упражнений, имеющие предметно обозначенную цель и количественно оцениваемый результат, например метание малого мяча в цель, броски баскетбольного мяча в корзину, вращения на одной ноге с остановкой в заданной плоскости, в начерченном на полу круге с разметкой и т. п.

 

Воспитание в ППФП силовых способностей

 

Показатели мышечной силы у детей младшего школьного возраста невелики. Например, предельный груз, который могут поднять семилетние одной рукой, составляет всего несколько килограммов. К одиннадцати годам показатели силы существенно возрастают и в дальнейшем продолжают увеличиваться в течение всего школьного периода, но неравномерно (см. график и таблицу)

 График темпов прироста мышечной силы в различном возрасте (1 – мальчики, 2 – девочки)

(по Ф. Г. Казаряну)

 

 

Возраст, лет

Плечо

Туловище

Бедро

Голень

Стопа
сгиба- тели разгиба- тели сгиба- тели разгиба- тели сгиба- тели разгиба- тели сгиба- тели разгиба- тели сгиба- тели
8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 100 121.0 124.9 170.0 185.3 204.1 301.7 290.9 359.6 486.5 474.4 100 127.1 133.5 186.0 191.6 237.32 326.5 340.8 427.3 474.9 510.7 100 120.6 129.4 194.9 154.9 214.3 281.0 308.8 382.8 426.7 426.2 100 119.9 131.6 171.4 174.4 212.4 264.7 291.9 331.7 378.3 404.3 100 115.6 126.5 201.2 181.7 204.8 313.4 387.7 471.9 602.3 576.5 100 118.8 148.3 179.7 196.5 225.8 287.2 329.4 369.2 424.6 392.5 100 125.6 148.4 201.9 174.4 215.4 298.6 358.6 451.1 562.5 512.7 100 132.4 142.0 196.4 194.3 241.4 360.9 369.0 513.9 659.9 476.8 100 122.6 143.1 189.3 198.3 233.3 295.2 324.8 387.1 450.3 583.9

 

Таблица темпов увеличения абсолютной мышечной силы (в % по отношению к 8-летним)

 (по Ф. Г. Казаряну)

 

В связи с тем, что в младшем школьном возрасте в период интенсивного роста тела мышцы больше растут в длину, чем в поперечнике, применение упражнений, способствующих наращиванию мышечной массы, оказывается малоэффективным и потому нецелесообразно. В целом же направленные воздействия на силовые способности существенно меняют динамику их возрастного развития (см. график):

 

График динамики показателей абсолютной суммарной силы мышц у школьников в процессе выполнения специально направленных силовых упражнений и без них (по Ф. Г. Казаряну)

а – показатели силы без направленного воздействия силовых упражнений; б – показатели силы в процессе направленных занятий силовыми упражнениями

Темпы развития мышечной силы у детей обусловлены возрастными морфофункциональными изменениями костно-мышечной системы, общим биологическим созреванием организма, степенью двигательной активности и другими факторами. Костно-мышечный аппарат достигает степени развития, свойственной взрослым, лишь к 18 – 20 годам.

Проявление силы в любом возрасте зависит от развития мышечной массы, что иллюстрирует таблица:

Возраст, лет.   Показатели Новорожденные 8 12 15 18 Взрослые
Вес мышц (в % к весу тела)………………………. Сила мышц рук, кг… Становая динамометрия, кг…   23.3 -   -   27.2 17.5   35.0   29.4 23.2   52.0   32.6 36.4   92.0   44.2 44.1   125.0   41.8 49.3   155.0

 

Таблица возрастного отношения веса мышц к весу тела и показатели мышечной силы (по А. В. Малькову)

 

Учитывая возрастные особенности развития двигательного аппарата, в младшем и среднем школьном возрасте не следует форсировать развитие собственно силовых способностей. Основные задачи на первом этапе должны состоять в том, чтобы обеспечить максимальную степень гармонического развития всех мышечных групп, содействовать образованию достаточно прочного «мышечного корсета», укрепить дыхательную мускулатуру. Нужно воздействовать на группы мышц, которые без применения упражнений развиваются особенно медленно (мышцы живота, косые мышцы туловища, отходящие мышцы верхних конечностей, мышцы задней поверхности бедра, приводящие мышцы нижних конечностей).

Показатели силы у мальчиков во всех возрастных группах (особенно после 13 лет) выше, чем у девочек (см. график динамики показателей абсолютной суммарной силы мышц). Наиболее интенсивно у девочек сила возрастает в период с 9 до 14 лет, у мальчиков – от 11 до 13 лет.

Всё это необходимо учитывать в методике применения силовых упражнений ППФП (дозировании их, определении силовых нормативов, дифференцировании для мальчиков и девочек и т. д.)

Для воспитания силовых способностей у школьников используют разнообразные средства: гимнастические общеразвивающие упражнения с отягощениями (с набивными мячами, гантелями и т. д.) и с сопротивлением партнёра; силовые игры типа перетягивание каната или «боя всадников»; статические упражнения (удержание определённой позы или веса), комбинированные упражнения (например, ходьба по гимнастическому бревну, удерживая мячи на вытянутых в стороны руках), тяжелоатлетические упражнения с малой, а затем и нормальной штангой и упражнения скоростно-силового и силового характера из других видов спорта.; упражнения на гимнастических снарядах (подтягивания, подъёмы и др.) и акробатические упражнения (стойки и др.). Предусматривается и использование силовых упражнений в естественных условиях (на открытых спортивных площадках, на местности) – броски, метания, толкание камней, приседание, ходьба с грузом, многоскоки на песке, бег в воде, бег в гору и т.д. Для прикладного развития отдельных мышечных групп широко применяются локальные силовые упражнения. Специальное внимание следует уделять упражнениям для дыхательных мышц, в том числе дыхательным упражнениям с сопротивлением, т. к. правильное дыхание является условием дальнейшего совершенствования прикладной техники. Этому, также способствуют ходьба на длинные дистанции, бег и другие упражнения циклического характера с глубокими дыхательными движениями.

Состав этих средств и методика их применения видоизменяются в зависимости от возраста учащихся, пола и конкретных особенностей индивидуального физического развития.

На протяжении всего младшего школьного возраста не следует включать в занятия упражнения, связанные с максимальными и вместе с тем продолжительными мышечными напряжениями, в частности с длительным сохранением статических поз (предельная величина отягощений не должна превышать 1/3 – ½ веса собственного тела). Перетягивание в шеренгах, лазание по канату без помощи ног, висы на одной руке, поднимание и переноска гимнастических скамеек менее, чем четырьмя детьми, упражнения с набивными мячами, весом более 1 кг. выполнение стойки «смирно» более 5 – 8 сек.. Эти и подобные им нагрузки могут при неверной дозировке привести к нарушению осанки и другим нежелательным последствиям. В то же время необходимо воспитывать у детей способность к мышечным усилиям, в том числе и статическим, но кратковременным, которые исключают длительную задержку дыхания, «натуживание» (особенно нежелательные для девочек).

В занятиях с детьми младшего школьного возраста следует уделять особое внимание упражнениям, укрепляющим крупные мышечные группы (спины и живота), от развития которых во многом зависит правильная осанка. Типичными средствами воспитания силовых способностей у детей 7 – 9 лет у детей являются: общеразвивающие упражнения с предметами, лазание по наклонной скамейке, по гимнастической стенке, прыжки, метания, бег по наклонной плоскости, игры с элементами единоборств и др.

 Для 10 – 11-летних требования к проявлению силы повышаются. Общеразвивающие упражнения выполняются с более значительными отягощениями (гимнастическими палками, набивными мячами и т. д.), шире используются упражнения в смешанных упорах и висах. (продолжительностью до 10 сек., считая добавочные движения ногами), лазание по вертикальному канату в три приёма, метание лёгких предметов на дальность, проводятся игры с выраженными силовыми напряжениями динамического характера («Бой петухов», «перетягивание через черту») и т. д.

К 14 – 15 годам детям доступны значительные силовые напряжения. С подростками можно начинать направленную силовую тренировку, правда, с ограничением веса внешних отягощений примерно 60 – 70 % от максимального объёма силовой нагрузки (не допускаются повторения «до отказа» и т. п.). Как показывает опыт и исследования (А. П. Кураченков, Р. Е. Мотылянская и др.), тренировка с тяжестями в этом возрасте при индивидуальной рациональной дозировке может давать полезный эффект, в том числе для развития опорно-связочного аппарата.

Начиная с 13 – 14 лет силовые нагрузки у девочек всё больше отличаются от таковых у мальчиков как по интенсивности, так и по объёму. У девочек преобладают упражнения с отягощением весом собственного тела, в качестве внешних отягощений используются преимущественно гимнастические предметы или другие, относительно нетяжёлые снаряды. и подсобные средства, больше для локальных силовых упражнений.

 

Воспитание в ППФП скоростных способностей

 

Повышенная возбудимость и лабильность нервных процессов в детском возрасте (см. таблицу) – благоприятная предпосылка для воспитания быстроты двигательной реакции и быстроты движений.

Количественные оценки измерявшихся показателей

Возраст, лет

8 12 15 17
Прирост в % ……………………………………………………………………………… Темпы прироста (разница в %)……………………………………………….. 100   128 28 132 4 158 26

 

Таблица изменения некоторых показателей подвижности нервных процессов в возрастном аспекте (по Р. Л. Рабиновичу)

 

Вместе с тем невысокая степень развития силы и выносливости у младших школьников ограничивает у них скоростно-силовые проявления и скорость в упражнениях циклического характера. Учитывая это, при воспитании быстроты в младшем (особенно) и среднем школьном возрасте воздействуют преимущественно на такие скоростные способности, как быстрота двигательной реакции, быстрота отдельных движений и способность увеличивать в короткое время темп движений, не осложнённых отягощениями.

Соответственно, используют разнообразные упражнения, требующие быстрой реакции на заранее обусловленные сигналы (звуковые, зрительные, тактильные), быстрых локальных движений и кратковременных перемещений. Это, например, упражнения в бросании и ловле малого мяча, упражнения с короткой и длинной скакалкой (в бегание и вы бегание), игры («Салки», «Вызов номеров» и др.), эстафеты с бегом, упражнения в свободном беге с дополнительными заданиями на внезапные остановки, возобновления и изменения направления передвижения.

При воспитании быстроты у детей в ППФП предпочтение целесообразно отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения Стандартное выполнение упражнений с максимально возможной скоростью может привести к образованию «скоростного барьера» уже в детском возрасте. Большую ценность в силу этого представляют сюжетные подвижные, а позже и спортивные игры. Игры характеризуются постоянно варьирующими условиями проявления скоростных способностей, поэтому позволяют зачастую более эффективно воздействовать на их развитие, чем стандартные пробежки «на быстроту». Присущий ролевым играм эмоциональный фон и коллективные взаимодействия также способствуют максимальному проявлению скоростных возможностей.

К среднему школьному возрасту всё более значительное место в составе средств воспитания быстроты занимают скоростно-силовые упражнения типа прыжков, метаний, многоскоков, спрыгиваний и выпрыгиваний в темпе, переменных ускорений в беге (с варьированием как скоростных характеристик бега, так и внешних условий – в гору и с горы, по различному грунту) и т. п. Определённое место занимает и повторное преодоление коротких дистанций (30, 40, 50, 60 м. и др.) с максимальной скоростью. В занятиях со старшеклассниками применяется комплекс собственно скоростных, скоростно-силовых упражнений и упражнений для развития скоростной выносливости, в том числе в формах, характерных для спринтерских видов спорта. В целях воспитания скоростных способностей на этом этапе продолжают использовать, естественно, и игры. Рекомендуется систематически чередовать стандартно-повторные методы упражнений с методами переменного упражнения, сочетая их и в рамках отдельного занятия. Показана, например, целесообразность такого порядка выполнения скоростных упражнений на занятии:

а) скоростные упражнения в затруднённых условиях: 3 – 4 ускорения в гору, или по лестнице, или по опилочной дорожке;

б) повторный бег с «контролируемой» околопредельной скоростью по гаревой дорожке;

в) кратковременные ускорения в облегчённых услолвиях (по склону холма, по наклонной дорожке и т. п.). Принимая во внимание тенденцию к стабилизации скорости движения с возрастом и относительно небольшие количественные сдвиги в максимальных проявлениях быстроты (см. график), следует постоянно заботиться об эффективных методах и приёмах мобилизации подростков и юношей на выявление скоростных возможностей и в то же время создавать условия, которые исключали бы чрезмерную напряжённость, скованность движений.

 

График изменения максимальной скорости

 бега в период с 13 до 18 лет (по Л. Н. Жданову)

                1 – мальчики, 2 – девочки

 

 Значительный эффект в этом отношении могут давать, как свидетельствуют исследования (Л. И. Валигура и др.),формирование соответствующей психологической установки путём направленного разъяснения, убеждения, а также идеомоторные упражнения (мысленное воспроизведение правильных движений на старте, во время ускорения и т. п.), создание соревновательных, прикладных ситуаций. С коростные упражнения у детей необходимо сочетать с упражнениями в рациональном расслаблении мышц, в том числе и в процессе выполнения самих скоростных упражнений (бег с подчёркнутым расслаблением мышц голени после отталкивания, контроль за фазами напряжения и расслабления во время игр с мячом и т. д.).

 

 

Воспитание выносливости в ППФП

 

Показатели выносливости (особенно статической и скоростной) у детей младшего школьного возраста незначительны. Например мощность работы, которая может быть сохранена в течение 9 минут у детей 9 лет составляет только 40% мощности, сохраняемой взрослыми на протяжении такого же времени (Н. Н. Яковлев). Однако уже к 10-летнему возрасту дети становятся способными без выраженных признаков снижения работоспособности неоднократно повторять скоростные действия (например ускоренный бег 30 м. с короткими промежутками для отдыха) или малоинтенсивную работу (медленный, сравнительно продолжительный бег).

Развитие выносливости, как и других физических способностей, на различных этапах возрастного созревания организма происходит неравномерно (см. таблицу):

Возраст, лет

Интенсивность бега на 30 м (в % от максимальной)

60%

70%

90%

время, сек. разница по годам

время, сек.

разница по годам

время, сек.

разница по годам
8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 49.5 51.2 57.9 74.8 76.0 83.6 92.2 93.7 167.3 181.4   +17 +6.7 +16.9 +1.2 +7.6 +8.6 +1.5 +73.6 +14.1

37.1

38.3

56.3

65.3

68.4

81.3

89.8

91.8

129.2

139.4

  +1.2 +18.0 +9.0 +3.1 +12.9 +8.5 +2.0 +37.4 +10.2

31.3

32.3

44.6

44.8

45.0

58.2

64.6

72.8

85.9

102.2

  +1ю0 +12.3 +0.2 +0.2 +13.2 +6.4 +8.2 +13.1 +16.3
                 

 

Таблица изменения с возрастом продолжительности бега с различной интенсивностью у мальчиков, подростков и юношей 8 – 17 лет (по А. Н. Макарову)

 

Как видно из таблицы, первое значительное увеличение продолжительности бега с указанной интенсивностью наблюдается у мальчиков в 10 лет; затем в 12 и 13 лет; у юношей в 16 лет этот показатель выносливости возрастает наиболее существенно. После этого периода продолжительность бега с каждым годом сокращается, если не проводится направленной тренировки.

Вопреки распространённой прежде точке зрения, современные исследования (А. Н. Макаров и др.) и практика детского спорта убеждают, что уже в младшем школьном возрасте следует направленно воздействовать на развитие выносливости разного типа, в первую очередь выносливости в работе умеренной и переменной интенсивности, не предъявляющей особенных требований к возможностям организма.

Воспитанию выносливости необходимо уделять достаточное место во всех формах работы по физическому воспитанию с детьми – в рамках основной школьной программы, во внешкольных занятиях и, особенно, на третьем часе в профессионально-прикладной тренировке.

Решая задачу воспитания выносливости в рамках прикладной подготовки в школе нужно тщательно учитывать большие возрастные различия в приспособительных реакциях организма к повышенным физическим нагрузкам. В экспериментах на животных показано (К. П. Рябов и др.), что продолжительные нагрузки могут вызвать замедление прибавки в весе растущего организма, подавлять функции желез внутренней секреции, обусловливать ряд патологических процессов.. Нагрузки, направленные преимущественно на развитие выносливости, допустимы лишь при систематическом квалифицированном врачебном и педагогическом контроле.

При воспитании выносливости в ППФП у младших школьников целесообразно пользоваться подвижными играми, включающими кратковременно-интенсивные повторяющиеся двигательные действия с сюжетными паузами. («Два мороза», «Волк во рву» и т. п.), а затем и играми с повышенной моторной плотностью («Не давай мяча водящему», «Мяч – капитану» и т. д.). При достаточно умелом регулировании режима двигательной активности занимающихся, игры, особенно ролевые и спортивные, могут существенно содействовать развитию выносливости разного типа, в том числе и выносливости в непрерывной работе циклического характера, Этот эффект наиболее значительно проявляется на первых этапах физического воспитания.

Однако, игровая деятельность не позволяет достаточно направленно и строго дозированно воздействовать на отдельные факторы, определяющие различные виды выносливости. Отсюда понятно стремление использовать уже на первых этапах ряд средств и методов, которые позволяют оказывать точно дозированные воздействия (бег на различные дистанции, бег на лыжах и другие упражнения циклического характера, а также, серийно выполняемые гимнастические и другие обще подготовительные упражнения, организованные в форме «круговой тренировки»).

Согласно исследованиям (А. Н. Макаров) воспитание выносливости в беге у школьников 11 – 12 лет целесообразно начинать с кроссовой подготовки и равномерного пробегания со скоростью 2 – 3 м/сек 200 – 400-метровых отрезков дистанции повторно в чередовании с ускоренной ходьбой (30 – 50 м в темпе 150 шагов/мин). Как правило в результате регулярных занятий такими упражнениями за 1 – 2 месяца удаётся существенно увеличить продолжительность пробегаемых дистанций. после этого целесообразно вводить дополнительно переменный бег, который дозируется по схеме: 200 – 400 м. со скоростью 2 – 3.5 м/сек и 30 – 50 м ускоренного бега (4 – 4.5 м/сек). При систематической тренировке общий километраж, преодолеваемый в таких упражнениях, может достигать в отдельных занятиях 2 – 3 км, а длина кроссовой дистанции 10 км (у мальчиков 11 – 12 лет).

По мере возрастного созревания организма для воспитания выносливости можно использовать более широкий комплекс упражнений – циклических(бег на различные дистанции, передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, гребля и т. д.), ациклических и смешанных. Основной организационно-методической формой использования ациклических и смешанных упражнений в этих целях является круговая тренировка по методу длительной интенсивной и непрерывной работы.

В процессе воспитания выносливости у детей важно создать оптимальные условия для функционирования систем кислородного обеспечения организма. С этой целью в единстве с основными упражнениями «на выносливость» применяют специальные дыхательные упражнения, стремятся проводить занятия в атмосфере, богатой кислородом (на открытой площадке, в парке, в зале с мощной вентиляцией и т. п.).

Учитывая особенности возрастной динамики выносливости у девушек (падение её показателей после 14 лет), для них предусматривают менее значительные нагрузки «на выносливость», чем у юношей. Вместе с тем и для девушек необходимо предусматривать такую систему упражнений, которая исключила бы у них регресс выносливости в старшем школьном возрасте.

 

 

Воспитание в ППФП гибкости и подвижности суставного аппарата

Гибкость, в отличии от других физических качеств человека начинает регрессировать в силу возрастных факторов уже в первые годы жизни. По мере окостенения хрящевых тканей уменьшается подвижность в сочленениях; к 13 – 16 годам завершается формирование суставов и они становятся менее податливыми морфологическим изменениям; прочнее становится связочный аппарат, и он с каждым годом всё меньше поддаётся воздействиям на растягивание, эластичность связок становится менее совершенной. Всё это выражается в уменьшении предельно возможной амплитуды движений. Так уже к 10 – 12 –летнему возрасту она уменьшается в голеностопных суставах почти на 25% (Ф. Л. Доленко); в суставах позвоночного столба подвижность может всё более уменьшаться с 14 – 15-летнего возраста (см. график):

График возрастных изменений активной и пассивной подвижности

     в суставах позвоночного столба (по Б. В. Сермееву)

(цифры по оси ординат со знаком «+» обозначают увеличение глубины

наклона после прохождения уровня горизонтали стоп на измерительном

приспособлении; цифры со знаком «-«- шкала до уровня коризонтали

Этому естественному регрессу гибкости можно противодействовать в процессе физического воспитания тем эффективнее, чем моложе возраст воспитуемых.

Как показано специальными исследованиями (Р. А. Белов, Б. В. Сермеев), у школьников младшего возраста гибкость поддаётся направленному увеличению значительно легче, чем у старшеклассников. К примеру под влиянием серии упражнений в растягивании у детей 10 – 12 лет подвижность в плечевом суставе увеличивается на 10 – 12%, в суставах позвоночного столба –  на 8 – 9%, в тазобедренном - на 10 – 12%, тогда как у подростков и юношей 15 – 17 лет – всего лишь соответственно на 5 – 6, 4 – 5 и 8 – 10%.

В физическом воспитании ставится задача - обеспечить к старшему школьному возрасту такую степень всестороннего развития гибкости, какая позволила бы овладеть совершенными формами основных жизненно важных движений и с возможно высокой результативностью прояалять основные физические качества – ловкость, быстроту, силу, выносливость. Если эта задача решена, в дальнейшем (в старшем школьном возрасте) предусматривается главным образом не увеличение, а сохранение на оптимальном уровне достигнутых показателей гибкости.

Основными средствами воспитания гибкости, которые можно рекомендовать в рамках ППФП, являются упражнения в растягивании – многократно повторяемые с постепенно возрастающей и возможно полной амплитудой движений гимнастические упражнения относительно локального характера (махи руками и ногами, наклоны и вращательные движения туловища, фиксация конечностей и туловища в положениях, связанным с максимальным растягиванием мышц и т. д.). Они применяются в младшем школьном возрасте главным образом в активном динамическом режиме, хотя, вводится и определённая доля статических и пассивных упражнений.

При необходимости обеспечить значительные сдвиги в развитии гибкости за относительно сжатые сроки рекомендуются, в частности, такие пропорции в упражнениях (по Е. П. Васильеву): примерно 40% активных – динамических, 40% пассивных и 20% статических упражнений. Существуют ориентировочные рекомендации по количеству повторений, темпу движений или времени выдержек (Р. А. Белов и др.). Так, для движений в плечевых и тазобедренных суставах от 15 – 20 (в 7 – 8-летнем возрасте) до 30 – 45 (в 13 – 17-летнем возрасте) повторений в серии; темп при активных упражнениях – в среднем одно повторение в секунду, при пассивных – одно повторение за 1 – 2 секунды; выдержка в статических положениях – 4 – 6 секунд.Одно из главных ограничительных правил, каким надлежит особенно строго руководствоваться при воспитании гибкости при занятиях ППФП, состоит в том, что достигаемая степень её развития не должна приходить в противоречие с формированием рациональной осанки. Т. к. зачастую причиной её нарушения бывает перерастяжение связок, фиксирующих положение тела в вертикальной стойке.

Можно коротко подытожить всё вышесказанное и сформулировать задачи для среднего и старшего возраста, решаемые ППФП. Они различны:

Для среднего школьного возраста:

· содействовать укреплению здоровья и нормальному физическому развитию;

· способствовать развитию двигательных качеств: быстроты, скоростно-силовых, мышечной силы, выносливости и подвижности в суставах;

· закреплять навык правильной осанки при передвижениях и в статических позах;

· формировать рациональные и сложные жизненно-прикладные, а также спортивные виды движений в игровой и соревновательной обстановке;

· обучать основам техники выполнения отдельных упражнений гимнастики, легкой атлетики, плавания, лыжного и конькобежного спорта, спортивных игр (баскетбол, волейбол, гандбол, футбол);

· ознакомить с основами самоконтроля и дозирования нагрузки по ЧСС во время занятий физическими упражнениями

Средства физического воспитания в среднем школьном возрасте — основные циклические упражнения, упражнения в метаниях, прыжках, лазании, преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий, основы техники спортивных игр, а также новые технологии двигательной активности: аэробика, фитнесс и др.

Роль учителя на занятиях ППФП в среднем школьном возрасте заключается в том, что он уже организатор и помощник. При проведении занятий учитель акцентирует внимание на приобретении навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями и их влиянии на различные системы организма.

Для старшего школьного возраста:

· укреплять здоровье, содействовать всестороннему физическому развитию, достижению и поддержанию высокой работоспособности в процессе обучения;

· обеспечивать всестороннее развитие всех двигательных качеств;

· углублять знания основ спортивной тренировки и самоконтроля;

· формировать устойчивую привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, умение составлять индивидуальную программу занятий физическими упражнениями и систематически использовать ее в процессе самосовершенствования.

Физическое воспитание в 9—10-х классах проводится по двум разным программам: для юношей и для девушек. В старшем школьном возрасте используются групповой и индивидуальный методы организации занимающихся, а при развитии двигательных качеств — посменный и самостоятельный. Уроки ППФП носят характер спортивной тренировки. Учитель физкультуры выполняет функции тренера-методиста.

 

Таким образом, при организации ППФП на третьем часе физической культуры в школе необходимо учитывать возрастные физические, морфологические и психические особенности развития учащихся для более успешного изучения дисциплины и исключения негативных и травмирующих факторов.

 

3.3. Выводы и рекомендации по проведению третьего часа

 физической культуры

 

Исходя из поставленных задач и проведя анализ научно-методической и научно-популярной литературы, изучив состояние вопроса по предмету исследования, а так же, раскрыв проблематику введения третьего часа физкультуры, места ППФП в школьном учебном процессе, рассмотрев зависимость методов ППФП от возрастных особенностей развития учащихся, можно сделать следующие выводы и рекомендации.

 

Выводы:

 1. Раскрыв сущность понятия «современный урок физической культуры», изучив структуру и содержание современного урока, а также его проведение, мы пришли к выводу, что вопрос о ценностях спортивной культуры, об их месте в системе научного спортивного знания остается малоизученным. На сегодняшний день к занятиям спортом привлечено не более 10% населения России. Тем самым не используется в полной мере ценностный потенциал спортивной культуры. В связи с этими обстоятельствами перед образованием ставится задача формирования жизнеспособной личности и новых методов организации физического воспитания в школе.

2. ППФП является неотъемлемой частью физического воспитания. Целью ППФП является достижение психофизической готовности человека к успешной профессиональной деятельности. На основании цели, выделяются следующие задачи ППФП:

- развитие ведущих для данной профессии физических качеств;

- формирование и совершенствование прикладных двигательных навыков;

- повышение устойчивости организма к внешним воздействиям условий труда;

- воспитание специфических для данной профессии волевых и других психических качеств;

- повышение функциональной устойчивости и приспособление организма человека к неблагоприятным воздействиям условий труда (вибрация, шум и т.п.);

- содействие формированию физической культуры личности, укрепление ее психики.

Решение этих задач предоставляет возможность наиболее полного использования ценностного потенциала физической культуры чер



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.88.132 (0.011 с.)