Урок как основная форма организации занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок как основная форма организации занятий



 по физической культуре в школе

 

Урок является основной формой организации занятий по физической культуре в школе. Отличительные черты урока следующие: постоянный состав учащихся, соответствие учебного материала утвержденной программе и рабочему плану, точное расписание занятий, применение различных методов обучения, руководящая роль учителя.

Современный урок по физической культуре делится на три части - вводную, основную и заключительную.

Вводная часть - это организованный приход учащихся в зал или на спортивную площадку, рапорт, приветствие и постановка учителем конкретных задач, способствующих психологической готовности учащихся к их решению.

Систематическое выполнение строевых упражнений направлено на формирование правильной осанки, двигательной культуры. Правильный подбор упражнений в движении, ходьбе, беге способствует улучшению работы органов дыхания, кровообращения, обмена веществ, укреплению опорно-двигательного аппарата.

Упражнения подготовительной части должны соответствовать задачам урока. Например, на уроке с изучением элементов игры в баскетбол это могут быть передвижения в игровой стойке, бег спиной вперед, упражнения для кистей во время ходьбы или бега, остановки во время бега и повороты, бег с изменением направления, прыжки с двойного шага; на уроке по легкой атлетике - спортивная ходьба, медленный бег, ускорения, прыжки. Используются подготовительные упражнения из того вида легкой атлетики, которым учащиеся будут заниматься в основной части урока. Если это прыжки, то подготовительными упражнениями могут быть прыжки через один, три, пять шагов, в длину с места с полным выпрямлением ног, тройные, пятерные, упражнения на силу в гимнастическом городке. Ходьба включается для активного отдыха.

В основнойчасти урока даются теоретические сведения, осуществляется обучение технике движения, воспитание физических способностей - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

В основной части урока с наибольшей эффективностью должны быть использованы оборудование, инвентарь, технические средства, чем достигается постоянная занятость учащихся, высокая плотность урока. В ней учитель может решить одну задачу по изучению нового материала и две-три задачи на закрепление пройденного.

В начале основной части разучиваются новые движения, технически сложные гимнастические упражнения, движения из легкой атлетики и другие разделы программы. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков и умений проводится в середине и конце основной части.

Для поддержания эмоционального тонуса на уроках рекомендуется завершать основную часть подвижными или спортивными играми, которые имеют большое обучающее и воспитательное значение, развивают смелость, настойчивость, решительность в преодолении препятствий, честность, взаимовыручку, самостоятельность и чувство коллективизма. Игровая деятельность относится к числу потребностей ребенка в тренировке мышц, укреплении здоровья, волевой закалке.

В заключительной части урока проводятся специальные упражнения, способствующие снижению функционирования всех систем организма до исходного уровня, снятия повышенной эмоциональности учащихся, а также осуществляется подготовка к организованному уходу их с занятия. Кроме этого, учитель информирует о содержании домашнего задания и особенностях методики его выполнения.

Для снижения возбуждения сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем, уменьшения напряжения мышечных групп используются медленный бег, различные виды ходьбы, передвижение под музыку, танцевальные шаги, упражнения на расслабление, правильную осанку, внимание, спокойные игры. В заключение подводятся итоги урока, выставляются оценки, дается домашнее задание.

В практике работы общеобразовательной школы используются несколько типов уроков: урок физической культуры общефизической подготовки и урок физической культуры профессионально-прикладной подготовки для специализированных классов. Первый проводится с учащимися, отнесенными к основной и подготовительной медицинским группам, и организуется в общеобразовательных школах на основе программы по физической культуре. Второй позволяет на базе общей физической подготовки развивать способности и качества, необходимые для будущей профессиональной деятельности.

Прежде всего, учителя физической культуры определяют профессионально важные способности и качества и подбирают комплексы упражнений, развивающие их.

Урок лечебной физической культуры проводится с учащимися, которые по состоянию здоровья относятся к специальной медицинской группе. Такие занятия имеют следующие особенности:

- в подготовительной части урока учащиеся проводят подсчет пульса, выполняют дыхательные упражнения, а затем общеразвивающие упражнения малой, затем средней интенсивности;

- основная часть урока содержит комплексы специальных упражнений лечебной направленности и учебный материал по различным видам спорта;

- заключительная часть соответствует общепринятым положениям.
Практика рекомендует, чтобы ученики в специальной группе во время урока строились не по росту, а по функциональным возможностям — слабые, средние, сильные.

Учебный процесс в специальных группах делится на два периода — подготовительный и основной.

Перевод учащегося из специальной группы в подготовительную или основную осуществляется после углубленного врачебного осмотра и оценки физической подготовленности.

Учебно-тренировочный урок — основная организационная форма занятий с юными спортсменами, в котором часть урока конкретизируется в зависимости от вида спорта.

В подготовительной части урока значительное место занимает функциональная подготовка к предстоящей основной деятельности, что достигается выполнением легко дозируемых упражнений.
Основная часть урока посвящается обучению технике движений или воспитанию физических способностей и характеризуется наибольшей физиологической нагрузкой. Для овладения техникой движений применяются подготовительные и специальные упражнения, а для воспитания физических способностей — следующие упражнения и в такой последовательности:
- упражнения, направленные на воспитание быстроты и выносливости выполняются обычно после упражнений на быстроту;

- упражнения, направленные на совершенствование координационных способностей, как правило, выполняются в начале основной части урока;

- упражнения, направленные на воспитание гибкости обычно чередуются с упражнениями на силу и скоростно-силовую способность.
В заключительной части выполняются несложные упражнения с постоянно понижающейся интенсивностью, строевые и порядковые упражнения. Подсчитывается пульс, учитель подводит итог занятий, дает задание на дом.

Продолжительность учебно-тренировочного урока зависит от возраста и спортивной квалификации юных спортсменов.

Практика показывает, что эффективность осуществления задач в значительной мере определяется четкой дозировкой тренировочного воздействия (продолжительность и интенсивность выполнения одного упражнения, пауза между упражнениями и количество повторения упражнения).

Естественно, что содержание средств, их разнообразие и разнонаправленность будет способствовать и разносторонней физической подготовке учащихся.


2. Профессионально-прикладная физическая подготовка в школьных учебных заведениях

 

 

2.1. Личная и социально-экономическая необходимость подготовки человека к труду

 

Идея использования средств физической культуры в процессе подготовки человека к труду не является принципиально новой. Еще в 1891 году П.Ф. Лесгафт писал, что вводя физическое образование в профессиональную школу, мы имеем возможность достичь искусства в ремесле. Профессор Гориневский, выступая в 1923 году на съезде врачей отмечал, что кроме хорошей организации труда, снижающей опасность профессии, кроме улучшения быта и условий труда в санитарном отношении, необходимо улучшить профессиональные качества специалиста путем физических упражнений, которые делают человека приспособленным к более трудной деятельности и стойким к неблагоприятным факторам.

Одним из первых дал теоретическое обоснование ППФП В. В. Белинович (1959). Автор определил задачи ППФП, направленные на содействие всестороннему физическому развитию и достижению высокого уровня физической подготовленности учащихся, а также развитие физических качеств, особенно важных для данной профессиональной деятельности и воспитание специфических волевых качеств. Общепринято, что в содержании прикладной физической подготовки должны входить обычные средства - физические упражнения и виды спорта, но подобранные и организованные в соответствие с поставленными задачами.

В основе влияния занятий физическими упражнениями на успешность профессиональной деятельности лежит механизм переноса двигательного навыка, умений, сформированных в области физической культуры, на результат овладения навыками и умениями в трудовой деятельности.

Основная направленность занятий заключается в том, чтобы увеличить диапазон функциональных возможностей организма человека, расширить арсенал его двигательной координации, а также обеспечить эффективную адаптацию организма к различным факторам трудовой деятельности.

По данным Р.Т. Раевского (1985) недостаточный уровень развития физических качеств молодых инженеров промышленных предприятий является причиной 24 % всех задержек в работе, аварий, остановкой оборудования, а недостаточный уровень психических качеств и того больше - 37 % ошибок.

В нефтяной промышленности от 20 до 53 % случаев аварийных отказов техники происходит из-за ошибок человека в двигательной, чувственной, умственной сферах.  Около 40-50 % травм - вследствие неудовлетворительного зрения операторов (Панов Г.Е., 1977).

По данным американских ученых 98 % авиакатастроф происходит из-за ошибок пилотов и диспетчеров и только 2 % из-за отказа техники.

Все вышесказанное делает актуальным вопрос о повышении эффективности функционирования человеческого фактора в системе человек-машина-среда (СЧМС).

С этой целью ученые изучали эффективность профессиональной деятельности представителей различных специальностей и определили, что она во многом зависит от уровня развития двигательных и психических качеств человека. Так по данным И.Д. Карцева с соавторами (1968) установлено, что не всегда здоровые подростки одинаково успешно осваивают одну и ту же работу. Успешное освоение профессии возможно лишь при наличии соответствия определенных психофизиологических качеств человека, специфическим требованиям, предъявленным производственными процессами именно к этим профессионально важным качествам. На основании выявления таких качеств и физиологических функций, необходимых для освоения конкретных профессий, группировки этих профессий и изучения, степени развития функций у подростков, хорошо осваивающих профессию и не сумевших ее освоить, разработаны критерии профессиональной пригодности подростков для большого числа профессий.

Исследования В.М. Левина и Э.С Рутембурга (1977) установили, что больше половины (58 %) школьников имеет ограничения к различным видам труда.

Авторы отмечают, что многие из осваиваемых профессий предъявляют повышенные требования к зрительному анализатору в целом и к отдельным его функциям, к слуховому анализатору, прежде всего к остроте слуха, а также к вестибулярной функции. Значительное число профессий связано с пребыванием в условиях повышенной или пониженной температуры воздуха, шума, вибрации, вынужденным конвейерным ритмом работы. Эти условия предъявляют повышенные требования к функциональному состоянию центральной нервной системы (ЦНС), особенно ее вегетативному отделу, к аппарату кровообращения в целом. И наконец, немало еще имеется профессий, требующих применений ручного труда с элементами общего физического и статического напряжения, вынужденной рабочей позой, напряжением отдельных мышечных групп, конечностей. Такие работы обусловили повышение требования к функциональному состоянию опорно-двигательного аппарата.

Но, как известно, некоторые функции и анализаторы нашего организма подвижны. В связи с этим актуально изучение тех природных задатков, из которых при надлежащих условиях воспитания и обучения должны развиться необходимые способности к успешному освоению профессии. В ряде случаев возможно и необходимо с помощью специальных средств развивать, повышать функциональные возможности молодых людей, желающих обучаться профессии, и тем самым делать их профессионально пригодными.

Именно эту задачу и призвана решать ППФП учащихся в школе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.178 (0.013 с.)