Жизнь и творчество Говарда Филлипса Лавкрафта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жизнь и творчество Говарда Филлипса Лавкрафта



"Самая старая и сильная эмоция, терзающая человека - это страх, но сильнее всего - страх неизведанного". Так начинается эссе Говарда Филлипса Лавкрафта "Сверхъестественный ужас в литературе". В нескольких словах отшельник из Провиденса сумел подчеркнуть главный принцип, который обьединяет все произведения "черной литературы" от юности человечества до наших дней. Принято считать, что творчество Лавкрафта связано с именем Эдгара По, его учителя, в чьих произведениях ("Червь-победитель" или "Маска красной смерти") [21] вся вселенная представлена как подмостки для грандиозной dance macabre. Вместе с тем, прослеживается и влияние английской готической школы. Так, например, "Герберт Уэст - воскреситель мертвых" - есть не что иное, как дань уважения Мэри Шелли и ее "Франкенштейну", а вместе с ним и богомерзким поискам доктора Фауста - от чешских сказаний и Кита Марлоу до И.В. Гете. [6] В своих работах Лавкрафт обращался и к жанру восточной повести ужаса, навеянной сказками "Тысячи и одной ночи", играя на одном поле с Перси Шелли и Вильгельмом Гауфом, создавая невероятно прекрасные миры: от былого величия городов, ныне затерянных в пустыне, гримуаров, порабощающих своих читателей, и веселья гулей в стенах кладбища, он переходил к рассказам о колдовском Кингспорте - нежным и полным ностальгии. Однако славу ему принес цикл Мифов Ктулху, полный космического ужаса, равного которому не было ни в камерных романах тревоги (novel of suspense) миссис Радклиф, ни в богохульном, бьющем по нервам "Монахе" М.Г. Льюиса (novel of terror). Прочитавший Лавкрафта в юности, поэт, лауреат Гонкуровской премии, Мишель Уэльбек [29] признавался, что он даже не представлял, что литература на такое способна. Ужас, не имеющий имени, заставляющий эго рассыпаться в прах, неподвластный органам чувств - так критики описывают Лавкрафта.

Говард Филлипс Лавкрафт родился 20 августа 1890 года в Провиденсе, Род Айленд. Казавшийся соседям странным и нелюдимым, он признавался, что чувствует себя отшельником и не уверен, в каком именно веке он живет. Научившись читать в три года, он проводил время в компании древних римлян и арабских чародеев из "Тысячи и одной ночи" куда охотнее, чем со сверстниками. В шесть лет его любимой книгой был "Остров доктора Моро" Г.Дж. Уэллса, в 12 он писал оды в духе Александра Поупа и рассказы ужасов, навеянные Эдгаром По. После смерти Уиппла Ван Буррена Филлипса, деда Говарда Лавкрафта, страстного читателя с библиотекой в 4000 томов, прежний, полный колониального величия, дом Лавкрафтов был продан, связь поколений распалась. Это послужило причиной первой депрессии Говарда, в его творчестве появился мотив ностальгии, стремления вернуться в прошлое. Его мать была психически нестабильна и умерла в приюте для душевнобольных. Здесь лежат корни другой важной, характерной для готического романа темы - темы проклятия предков, переосмысленной Лавкрафтом. У него родовое проклятие реализуется на генетическом уровне и "ни воспоминание, ни колдовство" не способны его снять. Это, в последствии, послужило творческим мотивом для его произведений: так, в рассказе “Тень над Иннсмутом” герой, избежавший мести ордена Дагона, стоя у зеркала, обнаруживает в своих чертах следы инсмутской порчи.

В 1921 году Лавкрафт женится на Соне Шафиркин-Грин, красавице модистке, эмигрантке из Одессы. Брак был счастливым, но коротким: безденежье угнетало Лавкрафта, а сидеть на шее у жены не позволяла гордость. После расставания с Соней, он жил в бедном квартале Нью-Йорка, совершал полночные прогулки, изучал жизнь "дна" и подземную систему ходов, по которым африканских рабов переправляли из гавани в город. Именно так создавался "Кошмар в Ред Хуке", мутный и липкий, полный галлюцинаций и страха.

В последний год жизни, несмотря на непрекращающуюся нужду, Лавкрафт умудрялся путешествовать, навещая своих многочисленных корреспондентов. Он вернулся в Провиденс и продолжал писать, хотя считал себя любителем и был неоправданно самокритичен. Сама идея "творчества за деньги" была ему отвратительна. Он являлся сторонником идеи чистого искусства, что не могло не сказаться на его благосостоянии. Лавкрафт умер от истощения и, не имевший при жизни ни одной изданной книги, стал иконой жанра после смерти[HP9].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.003 с.)