Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
При президенте Российской Федерации»Стр 1 из 7Следующая ⇒
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Северо-Западный институт управления - филиал РАНХиГС Кафедра международных отношений
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Б1.О.03 История международных отношений (1900-1991 гг.) Краткое наименование дисциплины ИМО
направление 41.03.05 «Международные отношения»
профиль «Мировые политические процессы и международное сотрудничество»
квалификация - бакалавр
очная форма обучения
Год набора - 2020
Санкт-Петербург, 2019 г.
Авторы–составители: канд.полит.н,старший преподаватель кафедры международных отношений Е.Б Потапова Кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений Т.И. Школярская Заведующий кафедрой международных отношений: к.и.н., доцент М.А. Буланакова СОДЕРЖАНИЕ
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
1.1.Дисциплина Б1.О.03 «История международных отношений (1900-1991 гг.)» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы:
2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы 144 академ. часа. Реализуется частично с применением дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) Таблица 3
Сокращения: УО –устный опрос, Д – доклад, Т – тест, Р –реферат Доступ к системе дистанционных образовательных технологий осуществляется каждым обучающимся самостоятельно с любого устройства на портале: https://sziu-de.ranepa.ru/. Пароль и логин к личному кабинету / профилю предоставляется студенту в деканате. Все формы текущего контроля, проводимые в системе дистанционного обучения, оцениваются в системе дистанционного обучения. Доступ к видео и материалам лекций предоставляется в течение всего семестра. Доступ к каждому виду работ и количество попыток на выполнение задания предоставляется на ограниченное время согласно регламенту дисциплины, опубликованному в СДО. Преподаватель оценивает выполненные обучающимся работы не позднее 10 рабочих дней после окончания срока выполнения.
Место дисциплины в структуре ОП ВО Дисциплина Б1.Б.03 «История международных отношений (1900-1991 гг.)» относится к дисциплинам базовой части блока 1 учебного плана по направлению 41.03.05 «Международные отношения». В соответствии с учебным планом дисциплина Б1.Б.03 «История международных отношений (1900 – 1991 гг.)»изучается в 3 на 2 курсе. Освоение дисциплины Б1.Б.03 «История международных отношений (1900-1991 гг.)» реализуется после изучения:
3.Содержание и структура дисциплины
Всего
|
Контактная работа обучающихся с преподавателем | СР
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1 | Введение в предмет истории международных отношений | 3 | 1 | 2 | УО | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2 | Международные отношения на рубеже ХIХ–ХХ вв. Раскол Европы на два противостоящих блока | 5 | 2 | 1 | 2 | УО | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3 | Международные отношения на Дальнем Востоке в конце XIX — начале ХХ вв. | 5 | 2 | 1 | 2 | УО, Т | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4 | Международные отношения в Западном полушарии в конце XIX — начале ХХ вв. | 5 | 2 | 1 | 2 | УО | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 5 | Международные отношения накануне и в годы Первой мировой войны.
| 7 | 2 | 1 | 4 | УО, Д | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 6 | Создание Версальской системы международных отношений в Европе | 5 | 2 | 1 | 2 | УО, Т | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 7 | Международные отношения в 1920-е — начале 30-х гг. Попытки создания нового европейского равновесия | 6 | 2 | 2 | 2 | УО, Д | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 8 | Международные отношения в 1933–1939 гг. Кризис и крушение Версальской системы международных отношений | 5 | 1 | 2 | 2 | УО, Т | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 9 | Международные отношения вАзиатско-Тихоокеанском регионе в 1920-30-е годы | 6 | 1 | 2 | 2 | УО, Д | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 10 | Начало II мировой войны и политика держав на её первом этапе (сентябрь 1939 — июнь 1941 гг.) | 5 | 1 | 2 | 2 | УО, Д | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 11 | Вступление во II мировую войну СССР и США. Создание антигитлеровской коалиции (июнь 1941–1943 гг.) | 5 | 1 | 2 | 2 | УО, Т | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 12 | Международные отношения на заключительных этапах II мировой войны (1944 — сентябрь 1945 гг.) | 5 | 1 | 2 | 2 | УО, Д, Р | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 13 | Проблемы послевоенного урегулирования в Европе. Начальный этап формирования биполярности (1945-1949 гг.) | 5 | 1 | 2 | 2 | УО | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 14 | Структурное оформление и развитие биполярной системы (1950-1960 гг.) | 5 | 1 | 2 | 2 | УО, Д | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 15 | Специфика биполярности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сан-Францисская подсистема международных отношений (1945–1960 гг.) | 4 | 1 | 2 | 2 | УО,Т | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 16 | Периферийные подсистемы международных отношений в условиях становления биполярного мира (1945 – 1960 гг.) | 5 | 1 | 2 | 2 | УО, Д | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 17 | Основные тенденции развития международных отношений в 1960-е годы | 5 | 1 | 2 | 2 | УО,Т | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 18 | Международные отношения и Хельсинкский процесс в первой половине 1970-х гг. Противоречия разрядки и её кризис во второй половине десятилетия | 5 | 1 | 2 | 2 | УО | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 19 | Периферийные подсистемы международных отношений в 1960– 70-е гг. | 5 | 1 | 2 | 2 | УО, Т | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 20 | Особенности функционирования биполярной системы и международные отношения в первой половине 1980-х гг. | 4 | 1 | 1 | 2 | УО | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 21 | Советская концепция «нового политического мышления» и ее воздействие на биполярную систему (1986–1991 гг.). Окончание «холодной войны» | 4 | 1 | 1 | 2 | УО, Т | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 22 | Периферийные подсистемы международных отношений в 1980-е годы | 4 | 1 | 1 | 2 | УО | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Промежуточная аттестация | 36 | 2* | Экзамен | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. ВСЕГО (академ./астроном.) | 144/108 | 28/21 | 32/24 | 48/36 | 36/27 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* Не включается в общий объем дисциплины
|
Сокращения: УО –устный опрос, Р –реферат, Д – доклад,, Т – тест.
Содержание дисциплины
Е годы
Основные аспекты, рассматриваемые на лекции: Изменение баланса сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) в пользу Японии в годы первой мировой войны. Захват Японией германских владений на Тихом океане. «21 требование» к Китаю. Дальневосточный вопрос на Парижской конференции.
Обострение японо-американских противоречий и гонка военно-морских вооружений на Тихом океане. Вашингтонская конференция 1921-1922 гг. и ее решения. Русский вопрос на Вашингтонской конференции. Закрепление нового баланса сил в АТР на основе японо-американского компромисса. Вашингтонская система международных отношений в АТР и ее особенности. Включение Дальневосточной Республики в состав Советской России..
Национальная революция в Китае 1925-1927 гг. и её влияние на международные отношения. Конфликт на КВЖД (1929 г.). Агрессия Японии в Маньчжурии. Комиссия Литтона. Маньчжоу-Го. Выход Японии из Лиги Наций. Нормализация советско-китайских отношений. Проект Тихоокеанского пакта.
Советско-японские отношения. Продажа КВЖД. Антикоминтерновский пакт. «Ось Берлин-Рим-Токио». Законы США о нейтралитете. Агрессия Японии против Китая и позиции держав. Крах Вашингтонской системы. Советско-китайский договор о ненападении 1937 г.
Обострение советско-японских отношений. Вооруженные конфликты на озере Хасан и у реки Халхин-Гол. Провозглашение Японией нейтралитета в отношении войны в Европе.
Основные термины: Азиатско-Тихоокеанский регион, Вашингтонская конференция, Вашингтонская система международных отношений, КВЖД, Китайская революция, Маньчжоу-Го, озеро Хасан, река Халхин-Гол.
Темы: 5, 7, 9, 10,12,14, 16
1. Концепция коллективной безопасности накануне Второй мировой войны.
2. Мюнхенское соглашение и его последствия.
6. Советско-германский пакт о ненападении 23 августа 1939 года.
7. Становление антифашистской коалиции в годы Второй мировой войны.
8. Тегеранская конференция и ее решения.
9. Ялтинская конференция и ее решения.
10. Потсдамская конференция и ее решения.
11. Международные итоги Второй мировой войны.
12. Становление биполярной модели мира после Второй мировой войны.
13. Германский вопрос после Второй мировой войны.
14. Создание Североатлантического союза (НАТО).
15. Сан-Францисская конференция 1951 года. Мирный договор с Японией.
16. Возникновение Движения неприсоединения.
17. Арабо-израильский конфликт, этапы развития.
18. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.
19. Хельсинкский Заключительный акт.
20. Распад мировой системы социализма (конец 80-х-начало 90-х гг. ХХ века).
21. Слом Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений.
22. «Новое политическое мышление» и его последствия
Пример текущего контроля в форме тестирования:
Тестирование проводится письменно в форме закрытых вопросов (выбор из 4-х вариантов ответа).
Инструкция для обучающихся: В каждом вопросе из четырех вариантов необходимо выбрать правильный ответ, обведя кружком соответствующую букву правильного варианта.
|
Темы: 3,6,8,11, 15, 17, 19, 21
1. В каком году был подписан германо-австрийский союзный и оборонительный договор, положивший начало оформлению Тройственного Союза?
а) 1875; б) 1879; в) 1882; г) 1891 г.
2. Какая территория была главной в узле противоречий русско-японских отношений в начале ХХ века?
а) о. Сахалин; б) Курильские острова; в) Маньчжурия; г) Камчатка.
3. Какой политик выступал в качестве посредника в подготовке мирных переговоров 1905 г. между Японией и Россией?
а) Вудро Вильсон; б) Жорж Клемансо; в) Теодор Рузвельт; г) Стэнли Болдуин.
4. В каком году было подписано франко-английское «Сердечное согласие»?
а) в 1902 г.; б) в 1903 г.; в) в 1904 г.; г) в 1905 г.
5. Кто возглавлял российский МИД в период боснийского кризиса:
а) С.Ю. Витте; б) В.Н. Ламздорф; в) А.П. Извольский; г) С.Д. Сазонов.
6. Против каких государств воевала Болгария во второй балканской войне 1913 года?
а) Сербии и Греции; б) Сербии и Черногории;
в) Греции и Черногории; г) Греции и Турции.
7. США вступили в Первую мировую войну на стороне Антанты:
а) в ноябре 1914 г.; б) в июне 1916 г.; в) в апреле 1917 г.; г) в марте 1918 г.
8. Перемирие, завершившее Первую мировую войну, получило название:
а) Булонское; б) Компьенское; в) Лионское; г) Парижское.
9. Определите фамилию первого Наркома иностранных дел Советской России:
а) Л.Д. Троцкий; б) Л.Б. Красин; в) Г.В. Чичерин; г) Л.Б. Каменев.
10. На Парижской мирной конференции 1919 г. переговоры велись на основании программы, предложенной:
а) Францией; б) США; в) Великобританией; г) Германией.
11. Укажите дату подписания Брестского мирного договора:
а) ноябрь 1917 г.; б) январь 1918; в) март 1918 г.; г) февраль 1919 г.
12. Советско-польская война завершилась подписанием:
а) Варшавского мира; б) Рижского мира; в) Московского мира; г) Брестского мира.
13. Основными вопросами, обсуждавшимися на Генуэзской конференции, были:
а) военные; б) политические; в) экономические; г) гуманитарные.
14. Рейнский гарантийный пакт был принят в 1925 г. на конференции в городе:
а) Лозанне; б) Женеве; в) Локарно; г) Берлине.
15. Договор о неприменении силы в международных отношениях (1928 г.) был назван:
а) пакт Клемансо - Вильсона;
б) пакт Бриана - Келлога;
в) пакт Литвинова – Юнга;
г) пакт Черчилля – Рузвельта.
16. Советско-германский договор о дружбе и границе был заключен:
а) 23.08.1939 г.; б) 28.09.1939 г.; в) 25.11.1939 г.; г) 19.01.1940 г.
17. Вторая мировая война началась с нападения Германии:
а) на Францию; б) на Польшу; в) на Данию; г) на Норвегию.
18. США вступили во вторую мировую войну:
а) в сентябре 1939 г.; б) в мае 1940 г.; в) в июне 1941 г.; г) в декабре 1941 г.
19. Второй фронт был открыт:
а) на севере Африки; б) на юге Италии; в) в Нормандии; г) в Норвегии.
20. Устав ООН был принят на конференции:
а) в Думбартон-Оксе; б) в.Сан-Франциско; в) в Нью-Йорке; г) в Чикаго.
21. Укажите год создания блока НАТО:
а) 1946; б) 1948; в) 1949; г) 1951.
22. Назовите город, в котором в 1951 г. состоялась конференция, подводившая итоги войны с Японией:
а) Париж; б) Пекин; в) Сан-Франциско; г) Вашингтон.
23. Конференция глав правительств 29 государств и территорий Азии и Африки (1955 г.) состоялась в городе:
а) Бандунг; б) Джакарта; в) Бангкок; г) Дели.
24. Берлинская стена была возведена:
а) в августе 1945 г.; б) в октябре 1949 г.; в) мае 1955 г.; г) в августе 1961 г.
25. «Карибский кризис» произошел:
а) в апреле 1961 г.; б) в октябре 1962 г.; в) в июле 1963 г.; г) в мае 1964 г.
26. «Новую восточную политику» ФРГ связывают с именем канцлера:
а) Г. Коля; б) Г. Шрёдера; в) В. Брандта; г) А. Меркель.
27. Обострение советско-китайских отношений, вылившееся в вооружённые
столкновения на границе, произошло:
а) в 1963 г.; б) в 1969 г.; в) в 1973 г.; г) в 1976 г.
28. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г. состоялось:
а) в Мадриде; б) в Хельсинки; в) в Стокгольме; г) в Осло.
29. Фолклендский кризис – это военный конфликт между:
а) США и Кубой; б) Великобританией и Аргентиной;
в) Бразилией и Уругваем; г) США и Аргентиной.
30. СССР как геополитическая реальность прекратил свое существование:
а) в 1989 г.; б) в 1991 г.; в) в 1992 г.; г) в 1993 г.
Типовые оценочные средства
Примерный перечень вопросов к зачету:
1. Понятие системы международных отношений и ее основные характеристики.
2. Создание Тройственного союза и международные отношения в Европе на рубеже XIX-XX вв.
3. Начало экспансии Японии в Китае. Обострение противоречий между колониальными державами на Дальнем Востоке на рубеже XIX-ХХ вв.
4. Политика России на Дальнем Востоке на рубеже XIX-XX веков. Русско-японская война 1904-1905 гг. Портсмутский мир.
5. Обострение англо-германских противоречий на рубеже XIX-ХХ веков. Англо-французское и англо-русское соглашения об урегулировании колониальных споров. Создание Антанты.
6. Нарастание военной угрозы в Европе в начале ХХ века. Марокканские и Боснийский кризисы. Балканские войны.
7. Дипломатическая подготовка Первой мировой войны.
8. Начало первой мировой войны и ее причины. Цели держав в войне.
9. Международные отношения на заключительных этапах первой мировой войны. Вступление в войну США. «14 пунктов» президента В. Вильсона.
10. Внешнеполитическая стратегия большевиков. Первые внешнеполитические акции Советского правительства.
11. Выход Советской России из войны. Брестский мир и его международные последствия.
12. Парижская мирная конференция 1919-1920 гг.: подготовка, ход, основные решения.
13. Мирные договоры с союзниками Германии и изменение политической карты мира после Первой мировой войны.
14. Вашингтонская конференция 1921-1922 гг. Завершение формирования Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.
15. Проблемы международных экономических отношений на конференциях в Генуе и Гааге (1922 г.).
16. Советско-германские отношения в 1920-е годы. Рапалльский и Берлинский договоры.
17. Нормализация отношений Советского Союза со странами Европы и Азии. «Полоса признаний» и особенности внешней политики СССР в 1920-е гг.
18. Рурский конфликт 1923 г. «План Дауэса» и его международное значение.
19. Стабилизация политической обстановки в Европе в середине 1920-х гг. Локарнские соглашения. Пакт Бриана-Келлога и его значение.
20. Политика Японии на Дальнем Востоке. Возникновение очага войны. Позиция Лиги наций, великих держав и СССР.
21. Приход нацистов к власти в Германии и политика западных держав. «Пакт четырех».
22. Советско-французские переговоры о Восточном пакте (1933-1934 гг.). СССР и Лига наций. Договоры СССР с Францией и Чехословакией.
23. Гражданская война в Испании и политика европейских держав. Кризис Лиги наций.
24. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе и причины их неудач.
25. Основные этапы формирования блока агрессивных государств. Ось «Берлин-Рим-Токио».
26. Развитие германской агрессии в Европе и политика «умиротворения» Германии. Аншлюс Австрии. Мюнхенский сговор и его последствия.
27. Политический кризис в Европе 1939 г. Англо-франко-советские переговоры и причины их провала.
28. Советско-германское сближение и Договор о ненападении от 23.08.1939 г. Секретные протоколы.
29. Нападение Гитлера на Польшу и позиции держав. Советско-германский договор о дружбе и границе.
30. Договоры СССР с Эстонией, Латвией и Литвой. Советско-финская война. Изменения политической карты Европы в 1939-1940 гг.
31. Международные отношения во второй половине 1940 - начале 1941 гг. Формирование англо-американского союза.
32. Военно-политическая и дипломатическая подготовка Германии к нападению на СССР. Сколачивание антисоветской коалиции.
33. Нападение фашистского блока на СССР. Предпосылки формирования Антигитлеровской коалиции.
34. Нападение Японии на США и Антигитлеровская коалиция после начала войны на Тихом океане. Декларация Объединенных наций.
35. Межсоюзнические отношения в 1942-первой половине 1943 г. Вопрос о втором фронте в Европе.
36. Московская конференция министров иностранных дел и Тегеранская конференция. Их решения.
37. Ялтинская конференция «большой тройки». Основные решения.
38. Межсоюзнические отношения на завершающем этапе II мировой войны.
39. Потсдамская конференция и её решения.
40.Вступление СССР в войну против Японии. Завершение II мировой войны.
Примерный перечень вопросов к экзамену:
Теоретический блок
1. Становление Бреттон-Вудсской системы и позиция СССР.
2. Создание ООН и особенности её функционирования.
3. Решения стран антигитлеровской коалиции по германскому вопросу в 1945 г.
4. Международные отношения в условиях зарождения «холодной войны» и концепция
«сдерживания» СССР.
5. Первые кризисы «холодной войны» (Греция, Турция, Иран). «Доктрина Трумэна».
6. Падение колониальной системы в Юго-Восточной Азии.
7. Германский вопрос в 1946-47 гг. и мирные договоры с бывшими союзниками
Германии в Европе.
8. Возникновение Индии и Пакистана. Первая индийско-пакистанская война.
9. Палестинская проблема после Второй мировой войны и образование государства
Израиль. Первая арабо-израильская война и её последствия.
10. Причины возникновения и развитие советско-югославского конфликта.
11. «План Маршалла» и его международно-политическое значение.
12. Проблема Восточной Европы в послевоенном урегулировании. Создание СЭВ.
13. Обострение германского вопроса в 1948 г. Первый берлинский кризис.
14. Вашингтонская конференция 1949 г. и образование НАТО.
15. Завершение политического раскола Германии в 1949 г.
16. Образование КНР и раскол Китая.
17. Война в Корее и её международные последствия.
18. Сан-Францисская конференция 1951 г. и её итоги.
19. Мирное урегулирование в Южной Азии в первой половине 1950-х гг. Бандунгская
конференция.
20. «Суэцкий кризис» 1956 г. Позиции СССР и США.
21. Политика СССР в отношении стран Восточной Европы. Создание «социалистического содружества».
22. Проблема советско-японских отношений. Переговоры 1956 г.
23. Интеграционные тенденции в Западной Европе и образование ЕЭС.
24. Советско-китайские отношения в 1950-е годы.
25. Советско-китайские отношения в 1960-е годы: эскалация напряженности.
26. Проблемы мирного урегулирования в Европе в середине 1950-х гг.
27. Политические кризисы 1956 г. (Польша, Венгрия) и политика СССР.
28. Обострение германской проблемы в конце 1950-х гг. Берлинский кризис 1961 г.
29. Создание Движения неприсоединения и его роль в международных отношениях.
30. Карибский кризис 1962 г.: причины возникновения и проблемы урегулирования.
31. Попытка ликвидации тоталитарного режима в Чехословакии (1968 г.) и политика СССР. Доктрина «социалистического интернационализма».
32. Агрессия США во Вьетнаме. Международные последствия вьетнамской войны.
33. Завершение мирного урегулирования в Европе. «Восточная политика» правительства В.Брандта.
34. Разрядка международной напряженности в начале 1970-х гг. Советско-американские
соглашения (ОСВ-1, договор по ПРО).
35. Проблема урегулирования в Юго-Восточной Азии. «Гуамская доктрина» Р. Никсона.
36. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.). Заключительный акт: основное содержание.
37. Проблемы ближневосточного урегулирования в 1960-е годы. «Шестидневная война».
38. Арабо-израильский конфликт в 1970-е гг. Энергетический кризис 1973 г., его
последствия. Кэмп-Дэвидские соглашения.
39. Становление и сущность «треугольных» отношений СССР, США и КНР.
40. Проблемы урегулирования конфликтов в Африке (Анголе, Сомали, Эфиопия).
41. Сандинистская революция в Никарагуа. Возникновение кризиса в Центральной
Америке.
42. Международные последствия ввода советских войск в Афганистан. Новый этап гонки
вооружений. Афганский вопрос в международных отношениях в 1980-е гг.
43. Советско-американские отношения в первой половине 1980-х годов. Проблема
«евроракет» и поддержания глобального равновесия сил.
44. Концепция «нового политического мышления»: основное содержание.
45. Советско-американские отношения во второй половине 1980-х гг.
46. «Контадорская группа» и урегулирование центральноамериканского конфликта.
47. Договоры о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и об ограничении
стратегических наступательных вооружений. Их значение.
48. Международные аспекты объединения Германии. Роль СССР.
49. Распад Югославии (1991 г.) и его международные последствия.
50. Международные последствия ликвидации СССР. Окончание «холодной войны».
Практический блок
1. Проведите сравнительный анализ Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений и Версальско-Вашингтонской.
2. Проанализируйте основные положения Устава ООН и определите его отличия от Устава Лиги Наций.
3. Смоделируйте возможный вариант развития исторических событий: «Союзники антифашисткой коалиции остались партнерами после окончания Второй мировой войны. Холодная война не началась».
4. Проанализируйте Устав НАТО (сравните с Договором ОВД).
5. Смоделируйте ситуацию в Европе и мире в случае образования единой и нейтральной Германии в конце 1940-х гг.
6. Составьте эссе на тему: «Особенности отношений США со странами Латинской Америки в 1940-е – 50-е годы».
7. Проанализируйте влияние Движения неприсоединения на противоборство сверхдержав.
8. Составьте план эссе на тему: «Ближневосточный конфликт и попытки его урегулирования в 1940-е – 70-е годы».
9. Охарактеризуйте значимость китайского фактора в международных отношениях 1970-х гг.
10. Проанализируйте роль сверхдержав в конфликтах на африканском континенте в 1960-е – 70-е гг.
11. Составьте план эссе на тему: «Разрядка международной напряженности в 60-70 – е годы ХХ века».
12. Проанализируйте развитие Хельсинкского процесса во второй половине 1970-х – 80-е годы.
13. Охарактеризуйте политическую ситуацию в мире в первой половине 1980-х гг.
14. Проведите анализ документа «Парижская хартия для новой Европы» 1990 г.
15. Составьте эссе на тему: «Международные последствия распада социалистической системы».
Шкала оценивания
Оценка результатов производится на основе балльно-рейтинговой системы (БРС). Использование БРС осуществляется в соответствии с приказом от 28 августа 2014 г. №168 «О применении балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов». БРС по дисциплине отражена в схеме расчетов рейтинговых баллов.
Схема расчетов сформирована в соответствии с учебным планом направления, согласована с руководителем научно-образовательного направления, утверждена деканом факультета. Схема расчетов доводится до сведения студентов на первом занятии по данной дисциплине и является составной частью рабочей программы дисциплины и содержит информацию по изучению дисциплины, указанную в Положении о балльно-рейтинговой системе оценки знаний обучающихся в РАНХиГС.
На основании п. 14 Положения о балльно-рейтинговой системе оценки знаний обучающихся в РАНХиГС в институте принята следующая шкала перевода оценки из многобалльной системы в пятибалльную:
Количество баллов
Экзаменационная оценка
Экзамен с оценкой «отлично»(А) выставляется в том случае, если обучающийся демонстрирует:
Свободно владеет навыками выбора методов и средств решения задач исследования
В полном объеме дает характеристику и оценку общественно- политическим и социально- экономическим событиям и процессам в экономическом, социальном и культурно цивилизационных контекстах.
Экзамен с оценкой «отлично»(B) выставляется в том случае, если обучающийся демонстрирует:
Владеет навыками выбора методов и средств решения задач исследования
Дает характеристику и оценку общественно- политическим и социально- экономическим событиям и процессам в экономическом, социальном и культурно цивилизационных контекстах.
Экзамен с оценкой «хорошо» (С)выставляется в том случае, если обучающийся демонстрирует:
Владеет навыками выбора методов и средств решения задач исследования.
Не в полной мере дает характеристику и оценку общественно- политическим и социально- экономическим событиям и процессам в экономическом, социальном и культурно цивилизационных контекстах.
Полно, но не всегда логически и обоснованно выстраивает аргументацию.
Экзамен с оценкой «хорошо» (D)выставляется в том случае, если обучающийся демонстрирует:
Не в полной мере владеет навыками выбора методов и средств решения задач исследования.
С небольшими неточностями дает характеристику и оценку общественно- политическим и социально- экономическим событиям и процессам в экономическом, социальном и культурно цивилизационных контекстах.
Полно, но не всегда логически и обоснованно выстраивает аргументацию.
Экзамен с оценкой «удовлетворительно»(E) выставляется в том случае, если обучающийся демонстрирует:
Не в полной мере владеет навыками выбора методов и средств решения задач исследования.
С ошибками дает характеристику и оценку общественно- политическим и социально- экономическим событиям и процессам в экономическом, социальном и культурно цивилизационных контекстах.
Не всегда логически и обоснованно выстраивает аргументацию.
Экзамен с оценкой «неудовлетворительно»(EX) выставляется в том случае, если обучающийся демонстрирует:
Не в полной мере владеет навыками выбора методов и средств решения задач исследования.
Не дает характеристику и оценку общественно- политическим и социально- экономическим событиям и процессам в экономическом, социальном и культурно цивилизационных контекстах.
Не логически и не обоснованно выстраивает аргументацию.
Методические материалы
Зачет, экзамен по дисциплине Б1.Б.12 «История международных отношений (1900-1991 гг.)» проводится в учебной аудитории с наличием компьютера.
В аудитории для подготовки к ответу на вопросы зачета, экзамена допускается присутствие шести студентов. Для подготовки к ответу отводится от 20 до 40 минут.
На зачете, экзамене выставляется оценка с учетом баллов, набранных обучающимся в течение семестра. Общий балл за освоение дисциплины – от 0 до 100 баллов.
Зачет, экзамен оценивается из расчета от 0 до 40 баллов.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.262 с.)