При президенте Российской Федерации» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При президенте Российской Федерации»



ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Северо-Западный институт управления - филиал РАНХиГС

Кафедра международных отношений

 

 

    Утверждена решением методической комиссии по направлениям 41.03.05, 41.04.05  «Международные отношения»,              41.06.01 «Политические науки и регионоведение» СЗИУ РАНХиГС         Протокол от «28» августа 2019 г. №1  

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.О.03       История международных отношений (1900-1991 гг.)

Краткое наименование дисциплины ИМО

 

направление 41.03.05 «Международные отношения»

 

профиль «Мировые политические процессы и международное сотрудничество»

 

квалификация - бакалавр

 

очная форма обучения

 

 

Год набора - 2020

 

 

Санкт-Петербург, 2019 г.

 

Авторы–составители:

канд.полит.н,старший преподаватель кафедры международных отношений Е.Б Потапова

Кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений                  Т.И. Школярская                       

Заведующий кафедрой международных отношений:

к.и.н., доцент М.А. Буланакова


СОДЕРЖАНИЕ

   
   
 
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы
3. Содержание и структура дисциплины
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1. Основная литература
6.2. Дополнительная литература
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
6.4. Нормативные правовые документы
6.5. Интернет-ресурсы
6.6. Иные источники
7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы

 

   
   
   

 


 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

1.1.Дисциплина Б1.О.03  «История международных отношений (1900-1991 гг.)» обеспечивает овладение следующими компетенциями:

 

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
ОПК-4.   Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях   ОПК-4.2 Формирование умения определять связь текущих процессов с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами  
ОПК-3 Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности ОПК-3.2 Формирование представлений о методах работы с информационными ресурсами и исследовательских методах

1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы:

Профессиональные действия Код этапа освоения компетенции Результаты обучения

Оценка эффективности каждого варианта решения как соотношения между ожидаемым уровнем использования ресурсов и ожидаемой ценностью

ОПК-4.2

на уровне знаний: способен дать характеристику и оценку общественно- политическим и социально- экономическим событиям и процессам в экономическом, социальном и культурно цивилизационном контекстах.
на уровне умений: уметь выявлять взаимосвязь современных процессов с культурно-цивилизационным, экономическим, социальным историческим контекстом.  
на уровне навыков: уметь определять связь текущих процессов с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами

Анализ решений с точки зрения достижения целевых показателей решений

ОПК-3.2

на уровне знаний: знать о методах работы с информационными ресурсами и исследовательских методах
на уровне умений: уметь выбирать соответствующие методы реализации исследования и работы с оригинальными текстами и источниками
на уровне навыков: владеет навыками выбора методов и средств решения задач исследования.

 

2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы 144 академ. часа.

Реализуется частично с применением дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ)

Таблица 3

Вид работы Трудоемкость (в академ.часах)
Общая трудоемкость 144/4
Контактная работа с преподавателем 60
Лекции 28
Практические занятия 32
Лабораторные занятия 0
Самостоятельная работа 48
Контроль 36/1
Формы текущего контроля УО/ Т/ Р /Д
Форма промежуточной аттестации Экзамен

Сокращения: УО –устный опрос, Д – доклад, Т – тест, Р –реферат

Доступ к системе дистанционных образовательных технологий осуществляется каждым обучающимся самостоятельно с любого устройства на портале: https://sziu-de.ranepa.ru/. Пароль и логин к личному кабинету / профилю предоставляется студенту в деканате.

Все формы текущего контроля, проводимые в системе дистанционного обучения, оцениваются в системе дистанционного обучения. Доступ к видео и материалам лекций предоставляется в течение всего семестра. Доступ к каждому виду работ и количество попыток на выполнение задания предоставляется на ограниченное время согласно регламенту дисциплины, опубликованному в СДО. Преподаватель оценивает выполненные обучающимся работы не позднее 10 рабочих дней после окончания срока выполнения.

 

Место дисциплины в структуре ОП ВО

  Дисциплина Б1.Б.03 «История международных отношений (1900-1991 гг.)» относится к дисциплинам базовой части блока 1 учебного плана по направлению 41.03.05 «Международные отношения».

В соответствии с учебным планом дисциплина Б1.Б.03 «История международных отношений (1900 – 1991 гг.)»изучается в 3 на 2 курсе.

Освоение дисциплины Б1.Б.03 «История международных отношений (1900-1991 гг.)» реализуется после изучения:

 

 

Б1.О.01 История России
Б1.О.02 Всемирная(синхронная)история
Б1.О.04 Новейшая история зарубежных стран
Б1.О.05 Философия
Б1.О.06 Политология и политическая теория
Б1.О.17 Введение в международные отношения
Б1.О.21 Политическая и экономическая география мира

3.Содержание и структура дисциплины

№ п/п

 

 

Наименование тем (разделов),

 

 

Объем дисциплины, час.

Форма
текущего
контроля успеваемости**, промежуточной аттестации***

 

 

Всего

 

Контактная работа обучающихся с преподавателем
по видам учебных занятий

СР

 

Л ЛР ПЗ КСР
Тема 1

Введение в предмет истории международных отношений    

3 1       2 УО
Тема 2

Международные отношения на рубеже ХIХ–ХХ вв. Раскол Европы на два противостоящих блока

5 2   1   2 УО
Тема 3

Международные отношения на Дальнем Востоке в конце XIX — начале ХХ вв.

5 2   1   2 УО, Т
Тема 4

Международные отношения в Западном полушарии в конце XIX — начале ХХ вв.

5 2   1   2 УО
Тема 5

Международные отношения накануне и в годы Первой мировой войны.

7 2   1   4 УО, Д
Тема 6

Создание Версальской системы международных отношений в Европе

5 2   1   2 УО, Т
Тема 7

Международные отношения в 1920-е — начале 30-х гг. Попытки создания нового евро­пейского равновесия

6 2   2   2  УО, Д
Тема 8

Международные отношения в 1933–1939 гг. Кризис и крушение Версальской системы международных отношений

5 1   2   2 УО, Т
Тема 9

Международные отношения вАзиатско-Тихоокеанском регионе в 1920-30-е годы

6 1   2   2 УО, Д
Тема 10

Начало II мировой войны и политика держав на её первом этапе (сентябрь 1939 — июнь 1941 гг.)

5 1   2   2 УО, Д
Тема 11

Вступление во II мировую войну СССР и США. Создание антигитлеровской коалиции (июнь 1941–1943 гг.)

5 1   2   2 УО, Т
Тема 12

Международные отношения на заключительных этапах II мировой войны (1944 — сентябрь 1945 гг.)

5 1   2   2 УО, Д, Р

Тема 13

Проблемы послевоенного урегулирования в Европе. Начальный этап формирования биполярности (1945-1949 гг.) 5 1   2   2 УО

Тема 14

Структурное оформление и развитие биполярной системы (1950-1960 гг.) 5 1   2   2 УО, Д

Тема 15

Специфика биполярности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сан-Францисская подсистема международных отношений (1945–1960 гг.) 4 1   2   2 УО,Т

Тема 16

Периферийные подсистемы международных отношений в условиях становления биполярного мира (1945 – 1960 гг.) 5 1   2   2 УО, Д

Тема 17

Основные тенденции развития международных отношений в 1960-е годы 5 1   2   2 УО,Т

Тема 18

Международные отношения и Хельсинкский процесс в первой половине 1970-х гг. Противоречия разрядки и её кризис во второй половине десятилетия 5 1   2   2   УО

Тема 19

Периферийные подсистемы международных отношений в 1960– 70-е гг. 5 1   2   2 УО, Т

Тема 20

Особенности функционирования биполярной системы и международные отношения в первой половине 1980-х гг. 4 1   1   2 УО

Тема 21

Советская концепция «нового политического мышления» и ее воздействие на биполярную систему (1986–1991 гг.). Окончание «холодной войны» 4 1   1   2 УО, Т

Тема 22

Периферийные подсистемы международных отношений в 1980-е годы 4 1   1   2 УО

1.

Промежуточная аттестация

36       2*   Экзамен

2. ВСЕГО (академ./астроном.)

144/108 28/21   32/24   48/36 36/27
                   

* Не включается в общий объем дисциплины

Сокращения: УО –устный опрос, Р –реферат, Д – доклад,, Т – тест.

Содержание дисциплины

Е годы

Основные аспекты, рассматриваемые на лекции: Изменение баланса сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) в пользу Японии в годы первой мировой войны. Захват Японией германских владений на Тихом океане. «21 требование» к Китаю. Дальневосточный вопрос на Парижской конференции.

Обострение японо-американских противоречий и гонка военно-морских вооружений на Тихом океане. Вашингтонская конференция 1921-1922 гг. и ее решения. Русский вопрос на Вашингтонской конференции. Закрепление нового баланса сил в АТР на основе японо-американского компромисса. Вашингтонская система международных отношений в АТР и ее особенности. Включение Дальневосточной Республики в состав Советской России..

Национальная революция в Китае 1925-1927 гг. и её влияние на международные отношения. Конфликт на КВЖД (1929 г.). Агрессия Японии в Маньчжурии. Комиссия Литтона. Маньчжоу-Го. Выход Японии из Лиги Наций. Нормализация советско-китайских отношений. Проект Тихоокеанского пакта.

Советско-японские отношения. Продажа КВЖД. Антикоминтерновский пакт. «Ось Берлин-Рим-Токио». Законы США о нейтралитете. Агрессия Японии против Китая и позиции держав. Крах Вашингтонской системы. Советско-китайский договор о ненападении 1937 г.

Обострение советско-японских отношений. Вооруженные конфликты на озере Хасан и у реки Халхин-Гол. Провозглашение Японией нейтралитета в отношении войны в Европе.

Основные термины: Азиатско-Тихоокеанский регион, Вашингтонская конференция, Вашингтонская система международных отношений, КВЖД, Китайская революция, Маньчжоу-Го, озеро Хасан, река Халхин-Гол.

Темы: 5, 7, 9, 10,12,14, 16

1. Концепция коллективной безопасности накануне Второй мировой войны.

2. Мюнхенское соглашение и его последствия.

6. Советско-германский пакт о ненападении 23 августа 1939 года.

7. Становление антифашистской коалиции в годы Второй мировой войны.

8. Тегеранская конференция и ее решения.

9. Ялтинская конференция и ее решения.

10. Потсдамская конференция и ее решения.

11. Международные итоги Второй мировой войны.

12. Становление биполярной модели мира после Второй мировой войны.

13. Германский вопрос после Второй мировой войны.

14. Создание Североатлантического союза (НАТО).

15. Сан-Францисская конференция 1951 года. Мирный договор с Японией.

16. Возникновение Движения неприсоединения.

17. Арабо-израильский конфликт, этапы развития.

18. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.

19. Хельсинкский Заключительный акт.

20. Распад мировой системы социализма (конец 80-х-начало 90-х гг. ХХ века).

21. Слом Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений.

22.  «Новое политическое мышление» и его последствия

Пример текущего контроля в форме тестирования:

Тестирование проводится письменно в форме закрытых вопросов (выбор из 4-х вариантов ответа).

Инструкция для обучающихся: В каждом вопросе из четырех вариантов необходимо выбрать правильный ответ, обведя кружком соответствующую букву правильного варианта.

Темы: 3,6,8,11, 15, 17, 19, 21

1. В каком году был подписан германо-австрийский союзный и оборонительный договор, положивший начало оформлению Тройственного Союза?

а) 1875; б) 1879; в) 1882; г) 1891 г.

2.  Какая территория была главной в узле противоречий русско-японских отношений в начале ХХ века?

а) о. Сахалин; б) Курильские острова; в) Маньчжурия; г) Камчатка.

3.  Какой политик выступал в качестве посредника в подготовке мирных переговоров     1905 г. между Японией и Россией?

а) Вудро Вильсон; б) Жорж Клемансо; в) Теодор Рузвельт; г) Стэнли Болдуин.

4.  В каком году было подписано франко-английское «Сердечное согласие»?

а) в 1902 г.; б) в 1903 г.;    в) в 1904 г.;   г) в 1905 г.

5. Кто возглавлял российский МИД в период боснийского кризиса:

а) С.Ю. Витте; б) В.Н. Ламздорф; в) А.П. Извольский; г) С.Д. Сазонов.

6.   Против каких государств воевала Болгария во второй балканской войне 1913 года?

а) Сербии и Греции;       б) Сербии и Черногории;   

в) Греции и Черногории; г) Греции и Турции.

7. США вступили в Первую мировую войну на стороне Антанты:

а) в ноябре 1914 г.; б) в июне 1916 г.; в) в апреле 1917 г.; г) в марте 1918 г.

8. Перемирие, завершившее Первую мировую войну, получило название:

а) Булонское; б) Компьенское; в) Лионское; г) Парижское.

9. Определите фамилию первого Наркома иностранных дел Советской России:

а) Л.Д. Троцкий; б) Л.Б. Красин; в) Г.В. Чичерин; г) Л.Б. Каменев.

10. На Парижской мирной конференции 1919 г. переговоры велись на основании программы, предложенной:

а) Францией; б) США; в) Великобританией; г) Германией.

11. Укажите дату подписания Брестского мирного договора:

а) ноябрь 1917 г.; б) январь 1918; в) март 1918 г.; г) февраль 1919 г.

12. Советско-польская война завершилась подписанием:

а) Варшавского мира; б) Рижского мира; в) Московского мира; г) Брестского мира.

13. Основными вопросами, обсуждавшимися на Генуэзской конференции, были:

а) военные; б) политические; в) экономические; г) гуманитарные.

14. Рейнский гарантийный пакт был принят в 1925 г. на конференции в городе:

а) Лозанне; б) Женеве; в) Локарно; г) Берлине.

15. Договор о неприменении силы в международных отношениях (1928 г.) был назван:

а) пакт Клемансо - Вильсона;

б) пакт Бриана - Келлога;

в) пакт Литвинова – Юнга;

г) пакт Черчилля – Рузвельта.

16. Советско-германский договор о дружбе и границе был заключен:

а) 23.08.1939 г.; б) 28.09.1939 г.; в) 25.11.1939 г.; г) 19.01.1940 г.

17. Вторая мировая война началась с нападения Германии:

а) на Францию; б) на Польшу; в) на Данию; г) на Норвегию.

18. США вступили во вторую мировую войну:

а) в сентябре 1939 г.; б) в мае 1940 г.; в) в июне 1941 г.; г) в декабре 1941 г.

19. Второй фронт был открыт:

а) на севере Африки; б) на юге Италии; в) в Нормандии; г) в Норвегии.

20. Устав ООН был принят на конференции:

а) в Думбартон-Оксе; б) в.Сан-Франциско; в) в Нью-Йорке; г) в Чикаго.

21. Укажите год создания блока НАТО:

а) 1946; б) 1948; в) 1949; г) 1951.

22. Назовите город, в котором в 1951 г. состоялась конференция, подводившая итоги войны с Японией:

а) Париж; б) Пекин; в) Сан-Франциско; г) Вашингтон.

23. Конференция глав правительств 29 государств и территорий Азии и Африки (1955 г.) состоялась в городе:            

а) Бандунг; б) Джакарта; в) Бангкок; г) Дели.

24. Берлинская стена была возведена:

а) в августе 1945 г.; б) в октябре 1949 г.; в) мае 1955 г.; г) в августе 1961 г.

25. «Карибский кризис» произошел:

а) в апреле 1961 г.; б) в октябре 1962 г.; в) в июле 1963 г.; г) в мае 1964 г.

26.  «Новую восточную политику» ФРГ связывают с именем канцлера:

а) Г. Коля; б) Г. Шрёдера; в) В. Брандта; г) А. Меркель.

27. Обострение советско-китайских отношений, вылившееся в вооружённые

столкновения на границе, произошло: 

а) в 1963 г.; б) в 1969 г.; в) в 1973 г.; г) в 1976 г.

28. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г. состоялось:

а) в Мадриде; б) в Хельсинки; в) в Стокгольме; г) в Осло.

29. Фолклендский кризис – это военный конфликт между:

а) США и Кубой; б) Великобританией и Аргентиной;

в) Бразилией и Уругваем; г) США и Аргентиной.    

30. СССР как геополитическая реальность прекратил свое существование:

а) в 1989 г.; б) в 1991 г.; в) в 1992 г.; г) в 1993 г.

Типовые оценочные средства

Примерный перечень вопросов к зачету:

1. Понятие системы международных отношений и ее основные характеристики.

2. Создание Тройственного союза и международные отношения в Европе на рубеже XIX-XX вв.

3. Начало экспансии Японии в Китае. Обострение противоречий между колониальными державами на Дальнем Востоке на рубеже XIX-ХХ вв.

4. Политика России на Дальнем Востоке на рубеже XIX-XX веков. Русско-японская война 1904-1905 гг. Портсмутский мир.

5. Обострение англо-германских противоречий на рубеже XIX-ХХ веков. Англо-французское и англо-русское соглашения об урегулировании колониальных споров. Создание Антанты.

6.   Нарастание военной угрозы в Европе в начале ХХ века. Марокканские и Боснийский кризисы. Балканские войны.

7. Дипломатическая подготовка Первой мировой войны.

8. Начало первой мировой войны и ее причины. Цели держав в войне.

9. Международные отношения на заключительных этапах первой мировой войны. Вступление в войну США. «14 пунктов» президента В. Вильсона.

10. Внешнеполитическая стратегия большевиков. Первые внешнеполитические акции Советского правительства.

11. Выход Советской России из войны. Брестский мир и его международные последствия.

12. Парижская мирная конференция 1919-1920 гг.: подготовка, ход, основные решения.

13. Мирные договоры с союзниками Германии и изменение политической карты мира после Первой мировой войны.

14. Вашингтонская конференция 1921-1922 гг. Завершение формирования Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.

15. Проблемы международных экономических отношений на конференциях в Генуе и Гааге (1922 г.).

16. Советско-германские отношения в 1920-е годы. Рапалльский и Берлинский договоры.

17. Нормализация отношений Советского Союза со странами Европы и Азии. «Полоса признаний» и особенности внешней политики СССР в 1920-е гг.

18. Рурский конфликт 1923 г. «План Дауэса» и его международное значение.

19. Стабилизация политической обстановки в Европе в середине 1920-х гг. Локарнские соглашения. Пакт Бриана-Келлога и его значение.

20. Политика Японии на Дальнем Востоке. Возникновение очага войны. Позиция Лиги наций, великих держав и СССР.

21. Приход нацистов к власти в Германии и политика западных держав. «Пакт четырех».

22. Советско-французские переговоры о Восточном пакте (1933-1934 гг.). СССР и Лига наций. Договоры СССР с Францией и Чехословакией.

23. Гражданская война в Испании и политика европейских держав. Кризис Лиги наций.

24. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе и причины их неудач.

25. Основные этапы формирования блока агрессивных государств. Ось «Берлин-Рим-Токио».

26. Развитие германской агрессии в Европе и политика «умиротворения» Германии. Аншлюс Австрии. Мюнхенский сговор и его последствия.

27. Политический кризис в Европе 1939 г. Англо-франко-советские переговоры и причины их провала.

28. Советско-германское сближение и Договор о ненападении от 23.08.1939 г. Секретные протоколы.

29. Нападение Гитлера на Польшу и позиции держав. Советско-германский договор о дружбе и границе.

30. Договоры СССР с Эстонией, Латвией и Литвой. Советско-финская война. Изменения политической карты Европы в 1939-1940 гг.

31. Международные отношения во второй половине 1940 - начале 1941 гг. Формирование англо-американского союза.

32. Военно-политическая и дипломатическая подготовка Германии к нападению на СССР. Сколачивание антисоветской коалиции.

33. Нападение фашистского блока на СССР. Предпосылки формирования Антигитлеровской коалиции.

34. Нападение Японии на США и Антигитлеровская коалиция после начала войны на Тихом океане. Декларация Объединенных наций.

35. Межсоюзнические отношения в 1942-первой половине 1943 г. Вопрос о втором фронте в Европе.

36. Московская конференция министров иностранных дел и Тегеранская конференция.  Их решения.

37. Ялтинская конференция «большой тройки». Основные решения.

38. Межсоюзнические отношения на завершающем этапе II мировой войны.

39. Потсдамская конференция и её решения.

40.Вступление СССР в войну против Японии. Завершение II мировой войны.

 

Примерный перечень вопросов к экзамену:

Теоретический блок

1. Становление Бреттон-Вудсской системы и позиция СССР.

2. Создание ООН и особенности её функционирования.

3. Решения стран антигитлеровской коалиции по германскому вопросу в 1945 г.

4. Международные отношения в условиях зарождения «холодной войны» и концепция

«сдерживания» СССР.

5. Первые кризисы «холодной войны» (Греция, Турция, Иран). «Доктрина Трумэна».

6. Падение колониальной системы в Юго-Восточной Азии.

7. Германский вопрос в 1946-47 гг. и мирные договоры с бывшими союзниками

Германии в Европе.

8. Возникновение Индии и Пакистана. Первая индийско-пакистанская война.

9. Палестинская проблема после Второй мировой войны и образование государства

Израиль. Первая арабо-израильская война и её последствия.

10. Причины возникновения и развитие советско-югославского конфликта.

11. «План Маршалла» и его международно-политическое значение.

12. Проблема Восточной Европы в послевоенном урегулировании. Создание СЭВ.

13. Обострение германского вопроса в 1948 г. Первый берлинский кризис.

14. Вашингтонская конференция 1949 г. и образование НАТО.

15. Завершение политического раскола Германии в 1949 г.

16. Образование КНР и раскол Китая.

17. Война в Корее и её международные последствия.

18. Сан-Францисская конференция 1951 г. и её итоги.

19. Мирное урегулирование в Южной Азии в первой половине 1950-х гг. Бандунгская

конференция.

20. «Суэцкий кризис» 1956 г. Позиции СССР и США.

21. Политика СССР в отношении стран Восточной Европы. Создание «социалистического содружества».

22. Проблема советско-японских отношений. Переговоры 1956 г.

23. Интеграционные тенденции в Западной Европе и образование ЕЭС.

24. Советско-китайские отношения в 1950-е годы.

25. Советско-китайские отношения в 1960-е годы: эскалация напряженности.

26. Проблемы мирного урегулирования в Европе в середине 1950-х гг.

27. Политические кризисы 1956 г. (Польша, Венгрия) и политика СССР.

28. Обострение германской проблемы в конце 1950-х гг. Берлинский кризис 1961 г.

29. Создание Движения неприсоединения и его роль в международных отношениях.

30. Карибский кризис 1962 г.: причины возникновения и проблемы урегулирования.

31. Попытка ликвидации тоталитарного режима в Чехословакии (1968 г.) и политика СССР. Доктрина «социалистического интернационализма».

32. Агрессия США во Вьетнаме. Международные последствия вьетнамской войны.

33. Завершение мирного урегулирования в Европе. «Восточная политика» правительства В.Брандта.

34. Разрядка международной напряженности в начале 1970-х гг. Советско-американские

соглашения (ОСВ-1, договор по ПРО).

35. Проблема урегулирования в Юго-Восточной Азии. «Гуамская доктрина» Р. Никсона.

36. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.). Заключительный акт: основное содержание.

37. Проблемы ближневосточного урегулирования в 1960-е годы. «Шестидневная война».

38. Арабо-израильский конфликт в 1970-е гг. Энергетический кризис 1973 г., его

последствия. Кэмп-Дэвидские соглашения.

39.  Становление и сущность «треугольных» отношений СССР, США и КНР.

40.  Проблемы урегулирования конфликтов в Африке (Анголе, Сомали, Эфиопия).

41. Сандинистская революция в Никарагуа. Возникновение кризиса в Центральной

Америке.

42. Международные последствия ввода советских войск в Афганистан. Новый этап гонки

вооружений. Афганский вопрос в международных отношениях в 1980-е гг.

43. Советско-американские отношения в первой половине 1980-х годов. Проблема

«евроракет» и поддержания глобального равновесия сил.

44. Концепция «нового политического мышления»: основное содержание.

45. Советско-американские отношения во второй половине 1980-х гг.

46.  «Контадорская группа» и урегулирование центральноамериканского конфликта.

47. Договоры о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и об ограничении

стратегических наступательных вооружений. Их значение.

48. Международные аспекты объединения Германии. Роль СССР.

49. Распад Югославии (1991 г.) и его международные последствия.

50. Международные последствия ликвидации СССР. Окончание «холодной войны».

 

Практический блок

1. Проведите сравнительный анализ Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений и Версальско-Вашингтонской.

 

2. Проанализируйте основные положения Устава ООН и определите его отличия от Устава Лиги Наций.

3. Смоделируйте возможный вариант развития исторических событий: «Союзники антифашисткой коалиции остались партнерами после окончания Второй мировой войны. Холодная война не началась».

4. Проанализируйте Устав НАТО (сравните с Договором ОВД).

5. Смоделируйте ситуацию в Европе и мире в случае образования единой и нейтральной Германии в конце 1940-х гг.

6. Составьте эссе на тему: «Особенности отношений США со странами Латинской Америки в 1940-е – 50-е годы».

7. Проанализируйте влияние Движения неприсоединения на противоборство сверхдержав.

8. Составьте план эссе на тему: «Ближневосточный конфликт и попытки его урегулирования в 1940-е – 70-е годы».

9. Охарактеризуйте значимость китайского фактора в международных отношениях 1970-х гг.

10. Проанализируйте роль сверхдержав в конфликтах на африканском континенте в 1960-е – 70-е гг.

 

11. Составьте план эссе на тему: «Разрядка международной напряженности в 60-70 – е годы ХХ века».

12. Проанализируйте развитие Хельсинкского процесса во второй половине 1970-х – 80-е годы.

13. Охарактеризуйте политическую ситуацию в мире в первой половине 1980-х гг.

14. Проведите анализ документа «Парижская хартия для новой Европы» 1990 г.

15. Составьте эссе на тему: «Международные последствия распада социалистической системы».

 

Шкала оценивания

Оценка результатов производится на основе балльно-рейтинговой системы (БРС). Использование БРС осуществляется в соответствии с приказом от 28 августа 2014 г. №168 «О применении балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов». БРС по дисциплине отражена в схеме расчетов рейтинговых баллов.

Схема расчетов сформирована в соответствии с учебным планом направления, согласована с руководителем научно-образовательного направления, утверждена деканом факультета. Схема расчетов доводится до сведения студентов на первом занятии по данной дисциплине и является составной частью рабочей программы дисциплины и содержит информацию по изучению дисциплины, указанную в Положении о балльно-рейтинговой системе оценки знаний обучающихся в РАНХиГС.

На основании п. 14 Положения о балльно-рейтинговой системе оценки знаний обучающихся в РАНХиГС в институте принята следующая шкала перевода оценки из многобалльной системы в пятибалльную:

Количество баллов

Экзаменационная оценка

прописью буквой 96 - 100 отлично А 86 -95 отлично В 71 - 85 хорошо С 61 - 70 хорошо D 51 – 60 удовлетворительно E 0 - 50 неудовлетворительно EX 51 – 60 удовлетворительно E 0 - 50 неудовлетворительно EX

Экзамен с оценкой «отлично»(А) выставляется в том случае, если обучающийся демонстрирует:

Свободно владеет навыками выбора методов и средств решения задач исследования

В полном объеме дает характеристику и оценку общественно- политическим и социально- экономическим событиям и процессам в экономическом, социальном и культурно цивилизационных контекстах.

Экзамен с оценкой «отлично»(B) выставляется в том случае, если обучающийся демонстрирует:

Владеет навыками выбора методов и средств решения задач исследования

 Дает характеристику и оценку общественно- политическим и социально- экономическим событиям и процессам в экономическом, социальном и культурно цивилизационных контекстах.

Экзамен с оценкой «хорошо» (С)выставляется в том случае, если обучающийся демонстрирует:

Владеет навыками выбора методов и средств решения задач исследования.

 Не в полной мере дает характеристику и оценку общественно- политическим и социально- экономическим событиям и процессам в экономическом, социальном и культурно цивилизационных контекстах.

Полно, но не всегда логически и обоснованно выстраивает аргументацию.

Экзамен с оценкой «хорошо» (D)выставляется в том случае, если обучающийся демонстрирует:

Не в полной мере владеет навыками выбора методов и средств решения задач исследования.

С небольшими неточностями дает характеристику и оценку общественно- политическим и социально- экономическим событиям и процессам в экономическом, социальном и культурно цивилизационных контекстах.

Полно, но не всегда логически и обоснованно выстраивает аргументацию.

Экзамен с оценкой «удовлетворительно»(E) выставляется в том случае, если обучающийся демонстрирует:

Не в полной мере владеет навыками выбора методов и средств решения задач исследования.

С ошибками дает характеристику и оценку общественно- политическим и социально- экономическим событиям и процессам в экономическом, социальном и культурно цивилизационных контекстах.

Не всегда логически и обоснованно выстраивает аргументацию.

Экзамен с оценкой «неудовлетворительно»(EX) выставляется в том случае, если обучающийся демонстрирует:

Не в полной мере владеет навыками выбора методов и средств решения задач исследования.

Не дает характеристику и оценку общественно- политическим и социально- экономическим событиям и процессам в экономическом, социальном и культурно цивилизационных контекстах.

Не логически и не обоснованно выстраивает аргументацию.

Методические материалы

Зачет, экзамен по дисциплине Б1.Б.12 «История международных отношений (1900-1991 гг.)» проводится в учебной аудитории с наличием компьютера.

В аудитории для подготовки к ответу на вопросы зачета, экзамена допускается присутствие шести студентов. Для подготовки к ответу отводится от 20 до 40 минут.

На зачете, экзамене выставляется оценка с учетом баллов, набранных обучающимся в течение семестра. Общий балл за освоение дисциплины – от 0 до 100 баллов.

 Зачет, экзамен оценивается из расчета от 0 до 40 баллов.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.262 с.)