Группа № 101 Профессия Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства 1 курс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группа № 101 Профессия Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства 1 курс



Тема: Тема жизни и смерти  в лирике М.Ю.Лермонтова.

Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: показать учащимся трагизм судьбы поэта, заключающийся в неприятии им реального мира; выявить особенности жанрового и композиционного мышления поэта на примере стихотворений «Валерик», «Сон»; проанализировать композицию стихотворений и определить их специфику.

Используемая литература:

Учебник. Русский язык и литература. Литература 10 класс. Базовый уровень: учебник/ Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина и др.- М.: Дрофа, 2018.

Интернет- ресурсы:

1.Видеурок. 10 класс - Литература - М.Ю. Лермонтов. Основные темы и мотивы лирики https://youtu.be/_FiAeZeGJbw – Дата обращения 24.10.2021.

2. Видео. «Валерик».  Читает: Олег Ефремов 2008 год. Классика, поэзия Поэмы, стихи Я к вам пишу случайно; право…  https://youtu.be/rIrx77DmfoI -Дата обращения 24.10.2021.

3.Аудио. Стихотворение М.Ю. Лермонтов "Сон (В полдневный жар в долине Дагестана)" https://youtu.be/J1mOTqt16Nc Дата обращения 24.10.2021

 

Презентация на тему: «Тема жизни и смерти  в лирике М.Ю.Лермонтова»

Ход урока

1. Организационный этап
Мотивационный модуль.
Тема жизни и смерти — вечная во всей литературе — является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти проникнуты многие стихи поэта. Некоторые из них, например «И скучно и грустно», «Любовь мертвеца», «Эпитафия» («Простосердечный сын свободы...»), «1830. Мая. 16 числа» («Боюсь не смерти я. О нет!..»), «Могила бойца», «Смерть». Думами о конце человеческой жизни проникнуты многие страницы «Героя нашего времени», будь то гибель Бэлы, или мысли Печорина перед дуэлью, или вызов, который бросает смерти Вулич.
                                                                                                 

 

Цель нашего урока:    рассмотреть трагизм судьбы поэта, заключающийся в неприятии им реального мира; выявить особенности жанрового и композиционного мышления поэта на примере стихотворений «Валерик», «Сон»; проанализировать композицию стихотворений и определить их специфику.

 

2. Объяснение нового материала

Теоретический материал для самостоятельного изучения

План урока:

Анализ стихотворения «Валерик»

Анализ стихотворения «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана»)

Анализ стихотворения «Валерик».

История создания.

Написанное в 1840 году, стихотворение “Валерик” придёт к читателю в 1843-м (оно напечатано в альманахе “Утренняя заря”), но история создания этого произведения началась несколько раньше. Это письмо-обращение к возлюбленной посвящено прекрасной Варваре Лопухиной, которую много лет любил поэт. Ей адресована поэтическая исповедь Лермонтова.

Во время написания этого произведения он находился в Чечне, во второй кавказской ссылке. В то время подразделение генерала Галафеева, под началом которого служил Лермонтов, вело активные военные действия, в частности, участвовало в сражении на речке Валерик, которое и описано в произведении. Несмотря на то, что у поэта был уже трехлетний опыт военной службы, фактически это было одно из первых сражений, в котором он участвовал.

Лермонтов за участие в деле 11 июля 1840 года при Валерике и проявленную при этом храбрость был представлен к ордену Станислава III степени, Николай I этого представления не утвердил. Отказ был получен уже после гибели Лермонтова».

Тема

Лермонтов пишет о войне и о любви; объединяя эти две темы в одну, он говорит о том, насколько хрупка жизнь. Но понимание этого обычно приходит к человеку только перед лицом неизбежной опасности для неё.

Вот и лирический герой осознает эту простую истину, только оказавшись на войне. Именно эту мысль он пытается передать своей возлюбленной, однако мало надеется на понимание, ведь у них нет “родства душ”.

Поэт говорит о войне как о чем-то беспощадном и бессмысленном, и несмотря на то, что он рассказывает о конкретном сражении, поднятая им тема имеет общечеловеческое значение и гуманистический смысл.

Композиция

Композиционно это стихотворение явно делится на три части.

В первой он обращается к любимой женщине, но при этом тон обращения совершенно лишён романтики. Лирический герой говорит о том, что война забрала у него иллюзии, касающиеся чувств. И хотя сердечная привязанность длилась долго, поэт более не верит в неё. Он с иронией говорит о своей уверенности в её равнодушии к нему.

Вторая часть произведения – это описание самого сражения, в котором Лермонтов использует множество образов, чтобы передать, насколько ужасно происходящее. Он намеренно обезличивает солдат, что делает сражение еще более ужасным и уродливым. Поэт ярко показывает контраст между светским обществом, о котором он говорил в первой части, и людьми, обречёнными на смерть.

Основная идея третьей части – показать светскому обществу, что поездка на Кавказ – это не увеселительная прогулка, которой её многие считают. И хотя фактически он обращается только к возлюбленной, здесь явно имеет место обобщение. При этом поэт не скрывает своей зависти к тем, кто не вкусил ужасов сражений.

Использованный Лермонтовым композиционный приём очень удачен: он делает любовные переживания героя и его восприятие войны единым целым.

Жанр

Это послание, поскольку написано в форме письма к женщине. В произведении переплелись черты любовной и военной лирики. В то же время в этом послании-исповеди есть элементы пейзажных зарисовок, рассуждения на философские темы и даже бытовые сцены.

Лермонтов использует четырёхстопный и двустопный ямб с нерегулярной рифмовкой для того, чтобы передать ритм боя, с одной стороны, и сделать диалоги естественными, с другой. Использованные в стихотворении приёмы максимально точно передают эмоции, о которых говорит Лермонтов.

Средства выразительности

Для передачи мыслей и чувств лирического героя автор также использует многочисленные тропы:

  • Эпитеты – “остынувший ум”, “тяжелых лет”, “холодное размышление”, “последний цвет”, “больная душа”, “медные пушки”.
  • Метафоры – “страницы прошлого читая”, “сердцем лицемерить”, “влачил я цепь тяжёлых лет”, “мой крест несу”,”штыки горят”, “тёмный и лукавый взор”.
  • Олицетворение – “сердце спит”.

Эти средства выразительности помогают поэту правдиво рассказать о своих чувствах и переживания, при этом не завуалировав их.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.006 с.)