Ключ к опроснику Смекала-Кучера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ключ к опроснику Смекала-Кучера



Направленность на себя Направленность на взаимные действия Направленность на задачу

 

1. А 11.В 21.С 1. С 11.С 21.А 1. В 11.А 21. В

 

2. В 12. В 22. С 2. С 12. А 22. А 2. А 12. С 22. В
З. А 13. С 23. В З. С 13. А 23. С З. В 13. В 23. А
4. А 14. С 24. С 4. В 14. А 24. А 4. С 14. В 24. В
5. В 15. А 25. В 5. А 15. С 25. А 5. С 15. В 25. С
6. С 16. В 26. В 6. А 16. С 26. А 6. В 16. А 26. С
7. А 17. А 27. А 7. С 17. С 27. В 7. В 17. В 27. С
8. С 18. А 28. В 8. В 18. С 28. С 8. А 18. В 28. А
9. С 19. А 29. А 9. А 19. В 29. С 9. В 19. С 29. В
10. С 20. С 30. С 10. В 20. В 30. А 10. А 20. А 30. В

Вывод.

Лабораторная работа

«Ценностные ориентации в структуре личности»

Методика Ш. Шварца (Ценностный опросник (ЦО) Шварца.)

Цель:  исследование динамики изменения ценностей как в группах (культурах) в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами.

Оборудование: Методика Ш. Шварца (Ценностный опросник (ЦО) Шварца. )

Ход работы

Методика Шварца применяется для исследования динамики изменения ценностей как в группах (культурах) в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами.

Под ценностями Шалом Шварц (Schwartz Shalom H.) подразумевал "познанные" потребности, непосредственно зависящие от культуры, среды, менталитета конкретного общества (см. рис. Модель соотношения десяти основных человеческих ценностей (круг ценностей Шварца)).

 В основе опросника Шварца лежит теория, согласно которой все ценности делятся на социальные и индивидуальные. Опросник разработан Шаломом Шварцем в 1992 году. При разработке опросника автор использовал методику Рокича, качественно модифицировав, расширив и усовершенствовав ее концептуальную базу.

Описание методики Шварца.

Опросник Шварца состоит из двух частей.

Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность. Список ценностей состоит из двух частей: существительных и прилагательных, включающих 57 ценностей. Испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от 7 до -1 баллов.

Вторая часть опросника Шварца представляет собой профиль личности. Состоит из 40 описаний человека, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала от 4 до -1 баллов.

 

Первая часть опросника.

Инструкция:

Спросите себя: "Какие ценности важны для меня как руководящие принципы в Моей жизни? Какие ценности менее важны для меня?"

Ваша задача: оценить, насколько важна для Вас каждая ценность в качестве руководящего принципа в Вашей жизни.

Шкала для оценки:

7 - исключительно важная в качестве руководящего принципа Вашей жизни ценность (обычно таких ценностей бывает одна-две);

6 - очень важная;

5 - достаточно важная;

4 - важная;

3 - не очень важная;

2 - мало важная;

1 - не важная;

0 - совершенно безразличная;

-1 - это противоположно принципам, которым Вы следуете.

 

До того, как Вы начнете, прочитайте список из 30 ценностей и выберите одну, которая наиболее важна для Вас, и оцените ее важность "7". Далее, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее -1, 0 или 1, согласно ее важности. Затем оцените оставшиеся ценности (от -1 до 7).

 

Тестовый материал

 

  Список ценностей I:

1 РАВЕНСТВО (равные возможности для всех)

2 ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (быть в мире с самим собой)

3 СОЦИАЛЬНАЯ СИЛА (контроль над другими, доминантность)

4 УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний)

5 СВОБОДА (свобода мыслей и действий)

6 ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (акцент на духовных, а не материальных вопросах)

7 ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (ощущение, что другие заботятся обо мне)

8 СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК (стабильность общества)

9 ЖИЗНЬ, ПОЛНАЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ (стремление к новизне)

10 СМЫСЛ ЖИЗНИ (цели в жизни)

11 ВЕЖЛИВОСТЬ (предупредительность, хорошие манеры)

12 БОГАТСТВО (материальная собственность, деньги)

13 НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (защищенность своей нации от врагов)

14 САМОУВАЖЕНИЕ (вера в собственную ценность)

15 УВАЖЕНИЕ МНЕНИЯ ДРУГИХ (учет интересов других людей, избегание конфронтации)

16 КРЕАТИВНОСТЬ (уникальность, богатое воображение)

17 МИР ВО ВСЕМ МИРЕ (свобода от войны и конфликтов)

18 УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (сохранение признанных традиций, обычаев)

19 ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ (глубокая эмоциональная и духовная близость) 20 САМОДИСЦИПЛИНА (самоограничение, устойчивость к соблазнам)

21 ПРАВО НА УЕДИНЕНИЕ (право наличное пространство)

22 БЕЗОПАСНОСТЬ СЕМЬИ (безопасность для близких)

23 СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ (одобрение, уважение других)

24 ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ (слияние с природой)

25 ИЗМЕНЧИВАЯ ЖИЗНЬ (жизнь, наполненная проблемами, новизной и изменениями)

26 МУДРОСТЬ (зрелое понимание мира)

27 АВТОРИТЕТ (право быть лидером или командовать)

28 ИСТИННАЯ ДРУЖБА (близкие друзья)

29 МИР КРАСОТЫ (красота природы и искусства)

30 СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (исправление несправедливости, забота о слабых)

 

Теперь оцените, насколько важна каждая из следую­щих ценностей для Вас, как руководящий принцип Вашей жизни. Эти ценности выражены в способах действия, ко­торые могут быть более или менее важными для Вас. По­пытайтесь различить ценности, насколько это возможно, используя все номера. Для начала прочитайте ценности в списке 2, выберите то, что для Вас наиболее важно, оце­ните на шкале (отметка 7). Затем выберите ценность, ко­торая противоречит вашим принципам (отметка — 1). Если такой ценности нет, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее отметками 0 или 1, в соот­ветствии с ее значимостью. Затем оцените остальные ценности.

 

Список ценностей II:

31 САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ (надеющийся на себя, самодостаточный) 32 СДЕРЖАННЫЙ (избегающий крайностей в чувствах и действиях) 33 ВЕРНЫЙ (преданный друзьям, группе)

34 ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ (трудолюбивый, вдохновенный) 35 ОТКРЫТЫЙ К ЧУЖИМ МНЕНИЯМ (терпимый к различным идеям и верованиям)

36 СКРОМНЫЙ (простой, не стремящийся привлечь к себе внимание) 37 СМЕЛЫЙ (ищущий приключений, риск)

38 ЗАЩИЩАЮЩИЙ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (сохраняющий природу) 39 ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (имеющий влияние на людей и события) 40 УВАЖАЮЩИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ (проявляющий уважение) 41 ВЫБИРАЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ (отбирающий собственные намерения)

42 ЗДОРОВЫЙ (не больной физически или душевно)

43 СПОСОБНЫЙ (компетентный, способный эффективно действовать) 44 ПРИНИМАЮЩИЙ ЖИЗНЬ (подчиняющийся жизненным обстоятельствам)

45 ЧЕСТНЫЙ (откровенный, искренний)

46 СОХРАНЯЮЩИЙ СВОЙ ИМИДЖ (защита собственного «лица») 47 ПОСЛУШНЫЙ (исполнительный, подчиняющийся правилам) 48 УМНЫЙ (логичный, мыслящий)

49 ПОЛЕЗНЫЙ (работающий на благо других) 50 НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЬЮ (наслаждение едой, близостью, развлечениями и др.)

51 БЛАГОЧЕСТИВЫЙ (придерживающийся религиозной веры и убеждений)

52 ОТВЕТСТВЕННЫЙ (надежный, заслуживающий доверия) 53 ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (интересующийся всем, пытливый) 54 СКЛОННЫЙ ПРОЩАТЬ (стремящийся прощать другого) 55 УСПЕШНЫЙ (достигающий цели)

56 ЧИСТОПЛОТНЫЙ (опрятный, аккуратный) 57 ПОТВОРСТВУЮЩИЙ СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ (занимающийся тем, что доставляет удовольствие)

 

 

Вторая часть опросника

Инструкция:

Ниже приведены описания некоторых людей. Пожалуйста, прочитайте каждое описание и поду­майте, насколько каждый человек похож или не похож на Вас. Поставьте крестик в одной из клеточек справа, которая показывает, насколько описываемый человек похож на Вас.

Профиль личности

- Очень похож на ме­ня

- По­хож на меня

- В не­которой степени похож на меня

- Не­много похож на ме­ня

- Не по­хож на меня

- Сов­сем не похож на ме­ня

 

1. Придумывать что-то новое и быть изобрета­тельным важно для не­го. Он любит поступать по-своему, на свой лад.

2. Для него важно быть богатым. Он хочет, что­бы у него было много денег и дорогих вещей.

3. Он считает, что важ­но, чтобы с каждым человеком в мире об­ращались одинаково. Он верит, что у всех должны быть равные возможности в жизни.

4. Для него очень важ­но показать свои спо­собности. Он хочет, чтобы люди восхища­лись тем, что он делает.

5. Для него важно жить в безопасном ок­ружении. Он избегает всего, что может угро­жать его безопасности.

 6. Он считает, что важ­но делать много раз­ных дел в жизни. Он всегда стремится к но­визне.

7. Он верит, что люди должны делать то, что им говорят. Он счита­ет, что люди должны придерживаться пра­вил всегда, даже когда никто не видит.

8. Для него важно вы­слушать мнение людей, которые отличаются от него. Даже если он не согласен с ними, он все равно хочет их понять.

9. Он считает, что важ­но не просить больше­го, чем имеешь. Он ве­рит, что люди должны довольствоваться тем, что у них есть.

10. Он всегда ищет по­вод для развлечения. Для него важно делать то, что доставляет ему удовольствие.

11. Для него важно са­мому решать, что де­лать. Ему нравится быть свободным в пла­нировании и выборе своей деятельности.

12. Для него очень важно помогать окру­жающим. Он хочет за­ботиться об их благо­получии.

13. Для него очень важ­но преуспеть в жизни. Ему нравится произво­дить впечатление на других людей.

14. Для него очень важна безопасность его страны. Он считает, что государство должно быть готово к защите от внешней и внутренней угрозы.

15. Он любит риско­вать. Он всегда ищет приключений.

16. Для него важно все­гда вести себя долж­ным образом. Он хочет избегать действий, ко­торые люди сочли бы неверными.

17. Для него важно быть главным и указы­вать другим, что де­лать. Он хочет, чтобы люди делали то, что он говорит.

18. Для него важно быть преданным сво­им друзьям. Он хочет посвятить себя своим близким.

19. Он искренне верит, что люди должны за­ботиться о природе. Заботиться об окружа­ющей среде важно для него.

20. Быть религиозным важно для него. Он очень старается следо­вать своим религиоз­ным убеждениям.

21. Для него важно, чтобы вещи содержа­лись в порядке и в чи­стоте. Ему действи­тельно не нравится беспорядок.

22. Он считает, что важно интересоваться многим. Ему нравится быть любознательным и пытаться понять раз­ные вещи.

23. Он считает, что все народы мира должны жить в гармонии. Со­действовать установле­нию мира между всеми группами людей на земле важно для него.

24. Он думает, что важ­но быть честолюби­вым. Ему хочется по­казать насколько он способный.

 25. Он думает, что луч­ше всего поступать в соответствии с уста­новившимися тради­циями. Для него важ­но соблюдать обычаи, которые он усвоил.

26. Для него важно по­лучать удовольствие от жизни. Ему нравится «баловать» себя.

27. Для него важно быть чутким к нуждам других людей. Он ста­рается поддерживать тех, кого знает.

28. Он полагает, что всегда должен прояв­лять уважение к своим родителям и людям старшего возраста. Для него важно быть по­слушным.

29. Он хочет, чтобы со всеми поступали спра­ведливо, даже с людь­ми, которых он не зна­ет. Для него важно защищать слабых.

30. Он любит сюрпри­зы. Для него важно, чтобы его жизнь была полна ярких впечатле­ний.

31. Он очень старается не заболеть. Сохране­ние здоровья очень важно для него.

32. Продвижение впе­ред в жизни важно для него. Он стремится делать все лучше, чем другие.

33. Для него важно прощать людей, кото­рые обидели его. Он старается видеть хоро­шее в них и не держать обиду.

34. Для него важно быть независимым. Ему нравится пола­гаться на себя.

35. Иметь стабильное правительство важно для него. Он беспоко­ится о сохранении об­щественного порядка.

36. Для него очень важ­но все время быть веж­ливым с другими людь­ми. Он старается никогда не раздражать и не беспокоить других.

 37. Он по-настоящему хочет наслаждаться жизнью. Хорошо про­водить время очень важно для него.

38. Для него важно быть скромным. Он старается не привле­кать к себе внимание.

39. Он всегда хочет быть тем, кто принима­ет решения. Ему нра­вится быть лидером.

 40. Для него важно приспосабливаться к природе, быть час­тью ее. Он верит, что люди не должны изме­нять природу.

 

Ключ, обработка результатов, интерпретация методики Шварца.

Методика дает количественное выражение значимос­ти каждого из десяти мотивационных типов ценностей на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов. Обработка результатов проводится путем соотнесения ответов испытуемого с ключом. Соответствующий ключ приводится ниже (в таблице 2). В нем указаны номера пунк­тов обеих частей опросника, соответствующие каждому ти­пу ценностей. Средний балл по данному типу ценности по­казывает степень ее значимости. При обработке первого раздела опросника — «Обзор ценностей» (уровень нормативных идеалов) — результаты по спискам 1 и 2 суммируются.

Перед подсчетом результатов второго раздела опрос­ника — «Профиль личности» — необходимо перевести шкалу опросника в баллы.

Ключ для перевода ответов ис­пытуемых в баллы приводится ниже в таблице 1.

 

При первичной обработке данных по каждой части оп­росника («Обзор ценностей» и «Профиль личности») высчитывается средний балл для выбранных испытуемым ответов в соответствии с ключом (см. таблица 2). Обработка про­водится отдельно для каждого из 10 типов ценностных ори­ентации. Величина этого среднего балла по отношению к другим позволяет судить о степени значимости этого ти­па ценностей для испытуемого. Следует обратить внимание, что данные, полученные по первой и второй частям опросника, обычно не совпадают, так как ценностные ориентации личности на уровне нор­мативных идеалов не всегда могут реализоваться в поведе­нии вследствие ограничения возможностей человека, груп­пового давления, соблюдения определенных традиций, следования образцам поведения и другим причинам. В соответствии со средним баллом по каждому типу цен­ностей устанавливается их ранговое соотношение.

Каждо­му типу ценностей присваивается ранг от 1 до 10.

Первый ранг присваивается типу ценностей, имеющему наиболее высокий средний балл, десятый — имеющему самый низ­кий средний балл.

Ранг от 1 до 3, полученный соответству­ющими типами ценностей, характеризует их высокую зна­чимость для испытуемого.

Ранг от 7 до 10 свидетельствует о низкой значимости соответствующих ценностей.

 

Таблица 2.

 

Интерпретация, описание ценностей.

Приведем краткое определение мотивационных типов соответственно их центральной цели (Schwartz, 1992, 1994; Smith, Schwartz, 1997):

· власть (Power) — социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами;

· достижение (Achievement) — личный успех в соответствии с социальными стандартами;

· гедонизм (Hedonism) — наслаждение или чувственное удовольствие;

· стимуляция (Stimulation) — волнение и новизна;

· самостоятельность (Self-Direction) — самостоятельность мысли и действия;

· универсализм (Universalism) — понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы;

· доброта (Benevolence) — сохранение и повышение благополучия близких людей;

· традиция (Tradition) — уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи;

· конформность (Conformity) — сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям;

· безопасность (Security) — безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя.

Шварц описывает следующие характеристики этих типов ценностей.

 1. Власть (Power). Функционирование социальных институтов требует определенной дифференциации статусов, и в большинстве случаев в межличностных отношениях в разных культурах было выявлено сочетание показателей Доминантности — подчиненности. Центральная цель этого типа ценностей заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание). Ценности власти и достижения (см. далее) фокусируются на социальном уважении, однако ценности достижения (например, успешный, амбициозный) подчеркивают активное проявление компетентности в непосредственном взаимодействии, в то время как ценности власти (авторитет, богатство) подчеркивают достижение или сохранение доминантной позиции в рамках целой социальной системы.

2. Достижение (Achievement). Определяющая цель этого типа ценностей — личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами. Проявление социальной компетентности (что составляет содержание этой ценности) в условиях доминирующих культурных стандартов влечет за собой социальное одобрение.

3. Гедонизм (Hedonism). Мотивационная цель данного типа определяется как наслаждение или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждение жизнью).

4. Стимуляция (Stimulation). Этот тип ценностей является производным от организменной потребности в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности. Биологически обусловленные вариации потребности в стимуляции, опосредованные социальным опытом, приводят к индивидуальным различиям в значимости этой ценности. Мотивационная цель этого типа ценностей заключается в стремлении к новизне и глубоким переживаниям.

5. Самостоятельность (Self-Direction). Определяющая цель этого типа ценностей состоит в самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности. Самостоятельность как ценность производна от организменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от интеракционных потребностей в автономности и независимости.

6. Универсализм (Universalism). Мотивационная цель данного типа ценностей — понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы. Мотивационные цели универсализма производны от тех потребностей выживания групп и индивидов, которые становятся явно необходимыми при вступлении людей в контакт с кем-либо вне своей среды или при расширении первичной группы.

7. Доброта (Benevolence). Это более узкий «просоциальный» тип ценностей по сравнению с универсализмом. Лежащая в ее основе доброжелательность сфокусирована на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми. Этот тип ценностей считается производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффилиации и обеспечении процветания группы. Его мотивационная цель — сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь).

8. Традиции (Tradition). Любые социальные группы вырабатывают свои символы и ритуалы. Их роль и функционирование определяются опытом группы и закрепляются в традициях и обычаях. Традиционный способ поведения становится символом групповой солидарности, выражением единых ценностей и гарантией выживания. Традиции чаще всего принимают формы религиозных обрядов, верований и норм поведения. Мотивационная цель данной ценности — уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре (уважение традиций, смирение, благочестие, принятие своей участи, умеренность) и следование им.

9. Конформность (Conformity ). Определяющая мотивационная цель этого типа — сдерживание и предотвращение действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Данная ценность является производной от требования сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия (послушание, самодисциплина, вежливость, уважение родителей и старших).

10. Безопасность (Security). Мотивационная цель этого типа — безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений. Она производна от базовых индивидуальных и групповых потребностей. По мнению Ш. Шварца, существует один обобщенный тип ценности безопасность (а не два отдельных — для группового и индивидуального уровня). Связано это с тем, что ценности, относящиеся к коллективной безопасности, в значительной степени выражают цель безопасности и для личности (социальный порядок, безопасность семьи, национальная безопасность, взаимное расположение, взаимопомощь, чистота, чувство принадлежности, здоровье).

 

Рисунок. Модель соотношения десяти основных человеческих ценностей (круг ценностей Шварца).

 

Лабораторная работа

«Ценностные ориентации в структуре личности»

Методика Е.Б. Фанталовой "Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах (УСЦД

Цель:  

Оборудование: Методика Е.Б. Фанталовой "Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах (УСЦД)

Ход работы

“Уровень соотношения “ценности” и “доступности”

 в различных жизненных сферах”.

В основу замысла настоящей методики легло гипотетическое предположение автора о том, что одной из существенных детерминант мотивационно-личностной сферы является подвижное, постепенно меняющееся в процессе деятельности в зависимости от жизненных обстоятельств соотношение между двумя плоскостями “сознания”. А именно: между плоскостью, вмещающей в себя осознание ведущих жизненных ценностей, личностных замыслов, дальних жизненных целей, и плоскостью всего, что является непосредственно доступным, связанным с осуществлением конкретных, легкодостижимых целей, находящихся в “обозримом психологическом поле”, в зоне “легкой досягаемости”. Далее легко заметить, что применительно к конкретной жизненной сфере или локальной проблеме соотношение этих двух плоскостей по своему характеру аналогично соотношению таких психологических параметров, как “Ценность” (Ц) и “Доступность” (Д), которые являются ключевыми в предлагаемой методике.

Следует сразу подчеркнуть, что “Ценность” и “Доступность” не являются полярными характеристиками мотивационно-личностной сферы. Напротив, побудительная сила различных мотивов и возникновение внутренних конфликтов в определенных жизненных сферах будут во многом зависеть от характера взаимосвязи Ц и Д, как будет показано ниже. Для любой жизненно важной сферы сразу можно выделить несколько типичных вариантов такой взаимосвязи Ц и Д. 

 

А именно:

1. Ц и Д полностью совпадают;

2. Ц и Д в значительной степени совпадают;

3.  Ц и Д в значительной степени расходятся и такое расхождение имеет два варианта: Ц превышает Д (Ц > Д), Д превышает Ц (Д > Ц);

4. Ц и Д полностью расходятся.

Таким образом, основной психометрической характеристикой методики явился показатель “Ценность–Доступность” (“Ц–Д”), отражающий степень рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере. Последняя, в свою очередь, свидетельствует о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности, блокады основных потребностей с одной стороны, а также, об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности, гармонии с другой стороны.

Таким образом, интегральный показатель методики индекс расхождения “Ц–Д” в целом может выступать как индикатор блокады функционирующих в мотивационно-личностной сфере ценностно-смысловых образований. Поэтому для оптимальной оценки состояния клиента и выбора тактики психотерапевтического воздействия важно прежде всего распознавание характера и степени диссоциации (расхождения) между “ценным” и “доступным” в основных жизненных сферах, а не просто выяснение той или иной ценности в сознании человека.

 Результаты проведенных исследований показали, что состояние внутреннего конфликта – это, прежде всего, состояние “разрыва” в системе “сознание–бытие”, а именно разрыва между потребностью в достижении внутренне значимых ценностных объектов и возможностью такого достижения в реальности [3–8].

В связи с этим индекс “Ц–Д” является, в свою очередь, индикатором внутренних конфликтов в мотивационно-личностной сфере человека, поскольку его величина всегда будет указывать на степень расхождения между тем, что есть, и тем, что должно быть, между хочу и имею, а также между хочу и могу.

Глубина внутреннего конфликта и возникающая при этом психологическая неудовлетворенность всегда будут иметь в предлагаемом методическом подходе точные качественные и количественные показатели.

Применительно к конкретной жизненной сфере показатель расхождения Ц–Д будет иметь двухмерную характеристику в зависимости от того, какой параметр выше, Ц или Д. Максимальное расхождение между Ц и Д, в случае, когда Ц>Д, будет означать стойкий, глубокий, до настоящего времени необратимый внутренний конфликт. Обратное соотношение, когда Д > Ц, будет напротив означать, состояние “внутреннего вакуума”, внутренней опустошенности, снижения побуждений.

Структура методики УСЦД. В методике были использованы понятия, означающие в основном “терминальные ценности”, выделенные в таком виде М. Рокичем [ M.Rokeach] [11], адаптированный вариант методики которого применялся отечественных исследованиях (2), и техника их попарного ранжирования [1,12] в модифицированном автором варианте.

Процедура исследования заключалась в следующем. Испытуемому на специальном бланке с инструкцией предлагаются 12 понятий, означающих различные жизненные ценности (см. приложение). В инструкции сказано, что испытуемый должен провести попарное сравнение (попарное ранжирование) этих понятий на специальных матрицах на регистрационном бланке дважды: первый раз – по “Ценности” (первая матрица) и второй раз по “Доступности” (вторая матрица). Затем экспериментатор подсчитывает, сколько раз каждое понятие было преобладающим по “Ценности” (Цi) и сколько раз по “Доступности” (Дi). Результаты подсчета заносятся в таблицу, находящуюся в нижней части бланка. В итоге подсчитывается интегральный показатель методики, равный сумме расхождений по модулю для всех 12-ти понятий:

n

 R = å |Цi –Дi|,

 i=1

где i – номер понятия в регистрационном бланке и инструкции. При четном количестве понятий максимальный показатель расхождения будет R max = n2 / 2, при нечетном R max = (n2–1) / 2, где n – общее число понятий. Для наглядности на регистрационном бланке строится график, иллюстрирующий расхождение по каждому понятию методики между показателем “Ценность” и “Доступность” (обычно при пользовании бланками красным цветом строится график по “Ценности”, синим или черным – по “Доступности”). В нашем случае при n =12 теоретические границы индекса расхождения находятся в пределах 0 ¸72 (0 – когда графики по “Ценности” и “Доступности” совпадают, означая полное отсутствие расхождения в мотивационно-личностной сфере, соответствующее субъективной формуле: “Ценное” – одно и то же для меня, что “Доступное”, и, наоборот, “Доступное” одно и то же, что “Ценное”; 72 – когда графики по “Ценности” и “Доступности” зеркально расходятся, означая полное несовпадение “Ценного” и “Доступного”, соответствующее субъективной формуле: “Того, что для меня ценно, нет, а то, что есть, мне не нужно” – см. приведенный выше рис. № 1). Указанием на наличие внутреннего конфликта в той или иной сфере будет являться значительный разрыв в ней (³ 4) между показателями “Ценность” и “Доступность” по какому-либо понятию (i) в случае, когда Цi > Дi. Значительный разрыв между показателями “Ценность” и “Доступность” (³ 4), когда Дi > Цi, будет указывать на наличие “внутреннего вакуума”, неудовлетворенности в конкретной жизненной сфере (i), “ощущения внутреннего балласта”, и возможных других ощущений – “избыточности присутствия”, ненужности, никчемности. Интегральный (суммарный) показатель “Ценность-Доступность” (R), в свою очередь, будет свидетельствовать о глубине не всегда осознаваемого состояния вовлеченности личности в собственные внутренние конфликты, степени внутренней неудовлетворенности, блокады основных жизненных потребностей.

Мы дали представление о таких понятиях и показателях методики УСЦД как “Ценность” (Ц), “Доступность” (Д), “Внутренний конфликт” (ВК), “Внутренний вакуум” (ВВ), индекс расхождения “Ценность – Доступность” (“Ц – Д” или R). Следует отметить еще одно понятие – “Нейтральная зона” (НЗ). Это вся совокупность показателей, где нет заметных “внутренних конфликтов” и “внутренних вакуумов”, т.е. где |Ц-Д| < 4. Все сферы, которые, таким образом, попадают в НЗ, представляют своего рода “бесконфликтную”, нейтральную зону, где потребности желаемого и возможности его удовлетворения в основном совпадают. Чтобы увидеть, что доминирует в мотивационно-личностной сфере – ВК, ВВ или НЗ, необходимо посчитать их суммарное процентное соотношение ВК:ВВ:НЗ (%), исходя из того, что все расхождение “Ц – Д” (R) принимается при этом за 100%.

Имеющиеся нормы по индексу расхождения “Ц – Д” (R) следующие:

М ± m мужчины 33,07 ± 1,7 n=43 человека

М ± m женщины 37,02 ± 1,6 n=46 человек

 

К описанию настоящей методики следует добавить, что в экспресс-диагностике измерение соотношения “Ценность – Доступность” может быть упрощено и проводиться не методом попарного ранжирования, как это предлагается в выше представленном, психометрически наиболее точном варианте методики, а методом субъективных оценок по 10-бальной шкале “Ценности” и “Доступности” (см. ниже методику “Свободный набор ценностей” и приложение к ней).

Сферы, предназначенные для оценки их по параметрам “Ценность” и “Доступность”, можно варьировать, в зависимости от целей и задач намеченного исследования, но в таком случае следует получить уже другие “нормы”. Параметры сопоставления, направленные во взаимодействии на выявление локальных конфликтов (рассогласований) для конкретной сферы или деятельности, могут быть также модифицироованы: “Ценность” и “Доступность” можно заменить на “Важность” и “Реальность” или “Необходимость” и “Возможность”.

МЕТОДИКА “УРОВЕНЬ СООТНОШЕНИЯ “ЦЕННОСТИ” И “ДОСТУПНОСТИ” В РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СФЕРАХ” (УСЦД) ИНСТРУКЦИЯ

К заполнению приступайте только после того, как прочтете инструкцию до конца!

Перед вами список из двенадцати понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей:

1Активная, деятельная жизнь;

2Здоровье (физическое и психическое здоровье);

3Интересная работа;

4Красота природы и искусства;

5Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

6Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

7Наличие хороших и верных друзей;

8Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);

9Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а

также интеллектуальное развитие);

10Свобода как независимость в поступках и действиях;

11Счастливая семейная жизнь;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.105 с.)