Проблемы реализации прав и гарантий лиц, содержащихся в фку сизо-2 уфсин России по мурманской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы реализации прав и гарантий лиц, содержащихся в фку сизо-2 уфсин России по мурманской области



 

В настоящее время условия содержания обвиняемых и подозреваемых в СИЗО ФСИН РФ существенно улучшились, но по некоторым параметрам остаются значительно суровее, чем у осужденных в исправительных колониях (тюрьмах), что, по нашему мнению, является ситуацией, противоречащей Конституции РФ, статье 49 «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда»[11]. Эти требования должны быть применимы к лицам обвиняемым, подозреваемым, находящимся в СИЗО РФ. Осуществляться они должны в том, что условия содержания в СИЗО не должны быть схожи (а уж тем более хуже) с условиями содержания осужденных в исправительных учреждениях.

Но по факту получается, что условия содержания лиц, чья вина еще не доказана, значительно уступают тем, в которых содержатся уже осужденные преступники.

Пенитенциарная система России стремится реализовывать положения Конституции РФ, и перестраивать свою деятельность в соответствии со статьей 7 Конституции РФ, провозгласившей Российскую Федерацию – социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Это положение наделяет правом всех граждан, в том числе и лиц, обвиняемым, подозреваемым, находящихся в СИЗО, обладать и пользоваться благами цивилизации, а значит, все должны иметь надлежащие жилищные условия, медицинское обслуживание, современную бытовую технику, качественное питание, возможность для поддержания здоровья и т.п.

В п.З ст.46 Конституции определяется, «каждый в праве в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты»9. В полной мере это положение распространяется на лиц, обвиняемым и подозреваемым в совершении преступлений, содержащихся в СИЗО ФСИН РФ, и они им активно пользуются.

С целью разрешения этой ситуации был принят и вступил в силу федеральный закон №186 от 3 июля 2018 г. «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации»[12], которые предполагают зачет 1-го дня нахождения заключенного в СИЗО (в случае осуждения) как: 1,5 дня в колонии общего режима; 1,5 дня в колонии воспитательного типа; 2 дня в колонии-поселении.

Насколько эффективно данное решение покажет время.

По открытым статистическим данным, в учреждениях уголовно-исполнительной системы на 1 декабря 2018 содержалось 567 789 чел., из них 465 181 чел. отбывало наказание в 707 исправительных колониях, 34 417 чел в 123 колониях-поселениях, 2 017 чел. отбывало наказание в 7 исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы и лиц, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, 100065 чел. содержалось в 212 следственных изоляторах и 97 помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора при колониях, 1227 чел. отбывало наказание в 8 тюрьмах, 1 316 чел. в 23 воспитательных колониях для несовершеннолетних.

Нововведение затронет несовершеннолетних отбывающих срок наказания в воспитательных колониях – 1316 чел. и осужденных, отбывающих срок наказания в колониях-поселениях – 34 417, осужденных, отбывающих срок наказания в ИК общего режима – 186072 (т.к более 61% заключенных находящихся в исправительных колониях ранее отбывали срок наказания около 40% от 465 181) итого 221805 осужденных, т.е менее половины.

Получается, что половине заключенных за содержание в СИЗО в условиях, не соответствующих требованиям, предъявляемым европейскими нормами, компенсируется льготным исчислением срока отбытия наказания, а другой половине (осужденным строгого и особого режима) – нет.

С нашей точки зрения – это нарушение Конституции РФ, в частности статьи 19 п 2. Провозглашающего, что «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

Кроме того, очевидно, что данная поправка не устраняет таких распространенных проблем как:

– несовершенство механизма предварительного заключения лиц, обвиняемых, подозреваемых в совершении преступлений. Так, ежемесячно из следственных изоляторов в 2005 году освобождалось в связи с изменением меры пресечения, вынесением оправдательных приговоров и приговоров, не связанных с лишением свободы, от 5 до 6 тысяч человек, или примерно 20-25 % от числа вновь арестованных. За 2006 г. по этим основаниям было освобождено из СИЗО свыше 65 тысяч обвиняемых (подозреваемых), или каждый шестой от общего числа вновь арестованных. С начала 2014 года, в связи с вынесением обвинительных приговоров с назначением наказания, не связанного с лишением свободы, или наказания в виде лишения свободы условно, из СИЗО освобождено 16,6 тыс. заключенных, еще 7,7 тыс. человек – в связи с изменением меры пресечения, и еще 2,2 тыс. человек – в связи с прекращением дел судами и вынесением оправдательных приговоров. Таким образом, вышли на свободу 26,5 тыс. обвиняемых, подозреваемых, водворенных в СИЗО или 10,7%.

Вопрос оказания квалифицированной медицинской помощи стоит особо остро. Согласно ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан»[13] каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме. Также этот ФЗ в ст. 10 устанавливает и понятие доступности и качества оказываемых медицинских услуг, которое выражается наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации.

Оказание своевременной и квалифицированной медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным – проблема серьезная и, к сожалению, распространенная.

Среди наиболее часто встречающихся жалоб – это – отсутствие лицензий на оказание медицинской деятельности в изоляторах временного содержания, неквалифицированное оказание медпомощи (или вообще неоказание), проблемы с лекарственным обеспечением по тяжелым заболеваниям (в том числе ВИЧ), транспортировка обвиняемых и подозреваемых совместно с больными туберкулезом, а также размещение таких больных вместе со здоровыми заключенными:

– содержание обвиняемых, подозреваемых в СИЗО с нарушением сроков. Так, в 2014 году в следственных изоляторах ФСИН РФ содержалось с нарушением сроков УПК РФ – 1401 заключенных.

– отсутствие механизма возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Данное положение предусмотрено в статье 53 Конституции РФ: «право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».

Поэтому получается, что принятый федеральный закон №186 от 3 июля 2018 года «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации» не устраняет и не решает полностью проблем с содержанием обвиняемых и подозреваемый в СИЗО РФ, но и создает новые.

Еще оно важное поручение – повышение эффективности общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, в том числе путем совершенствования порядка формирования и деятельности общественных наблюдательных комиссий. Этой осенью будет очередной новый набор в ОНК и хочется верить, что туда войдут настоящие правозащитники, а не сомнительные персонажи. Членам ОНК, скорее всего, будут оплачивать транспортные расходы и командировочные, тем более, что в некоторых регионах колонии располагаются на расстоянии 500-700 км друг от друга.

Положительным моментом можно является и то, что с 30 сентября 2018 года вступил в силу приказ Минюста, устанавливающий повышенные нормы питания для подростков, беременных женщин и инвалидов, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, сообщает пресс-служба министерства.

Также из последних нововведений можно отметить то, что тюремное ведомство начинает масштабный проект: в следственных изоляторах по всей стране должны появиться площадки для активных спортивных игр, футбола, волейбола и т.п.

Как поясняют эксперты, сегодня по правилам арестанты из разных камер не могут пересекаться на прогулках. Потому и в футбол придется играть только с соседями по камере. Однако сейчас прорабатывается вопрос, чтобы разрешить совместные прогулки (а значит, и спортивные игры) арестантам одних категорий. То есть обвиняемых по похожим статьям, не проходящих по одному делу, имеющих одинаковые особенности (то есть все в первый раз оказались за решеткой, или все уже неоднократно там бывали, или все бывшие сотрудники правоохранительных органов и т.п.). То есть принцип такой: если люди вполне могли оказаться в одной камере следственного изолятора, то и совместные прогулки, наверное, вполне допустимы. Но пока это только обсуждается.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.011 с.)