Проблема бытия в истории философии. Основные виды бытия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема бытия в истории философии. Основные виды бытия.



Основные атрибуты материи.

1. Объективное существование (не зависит от сознания человека).

2. Отражение – свойство материальной системы воспроизводить в ходе взаимодействия особенности других систем.

3. Структурность.

4. Неуничтожимость (законы сохранения).

5. Движение.

6. Пространство.

7. Время.

Структурные уровни организации материи.

Все материальные объекты Универсума обладают внутренне упорядоченной, системной организацией:

1. Мегамир – мир космоса (планеты, звездные комплексы, метагалактики). Описывается законами ОТО и релятивистской космологии.

2. Макромир – мир устойчивых форм и соразмерных человеку величин (куда входят также кристаллические комплексы молекул, организмы, сообщества организмов). Описывается законами классической механики.

3. Микромир – мир атомов и элементарных частиц.

Современные представления о структуре и уровнях организации материи. (Микро-, макро-, мега- миры, их взаимосвязь).

Материя – это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения.

Материя как объективная реальность включает в себя не только вещество в четырех его агрегатных состояниях (твердом, жидком, газообразном, плазменном), но и физические поля (электромагнитное, гравитационное, ядерное и т. д.), а также их свойства, отношения, продукты взаимодействия. Входит в нее и антивещество (совокупность античастиц: позитрон, или антиэлектрон, антипротон, антинейтрон), недавно открытое наукой.

Современная наука выделяет в мире три структурных уровня:


Мегамир – мир космоса (планеты, звездные комплексы, метагалактики). Описывается законами ОТО и релятивистской космологии.

Макромир – мир устойчивых форм и соразмерных человеку величин (куда входят также кристаллические комплексы молекул, организмы, сообщества организмов). Описывается законами классической механики.

Микромир – мир атомов и элементарных частиц. Описывается квантовой механикой.

 

!!!Каждый более высокий уровень формируется только на основе нижележащего и существует только вместе с ним

 

С точки зрения вещества материя имеет дискретное (прерывистое) строение, представляя собой иерархически выстроенные структуры от элементарных частиц до небесных тел. К континуальным (непрерывным) видам материи относятся поля, т.е. материя, не имеющая массы покоя. Между веществом и полем нет абсолютных границ. Грани между веществом и полем относительно постоянны лишь в макромире, доступном чувственному восприятию, в микромире вещество и поле могут переходить в друга (например, мезоны одновременно и частицы вещества, и кванты поля). В этом выражается глубинное единство мироздания.

Выделяют также следующие типы материальных систем:

· Неорганический (уровни представлены выше);

· Органический (также имеет уровни от доклеточного до надорганизмического);

· Социальный – человеческое общество (с подструктурами от индивида до нации).

 

Проблема личностной свободы и необходимости.

Наука как социокультурный феномен. Критерии научности.

Это значит, что она зависит от многообразных сил, токов и влияний, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь.

Критерии научности

Критерии научности -- совокупность признаков, специфицирующих научное знание; ряд требований, которым наука должна удовлетворять.

 Приведённые ниже формулировки критериев абстрагированы от профессионально-отраслевой специфики и социокультурной и социоисторической изменчивости.

1)Истинность. Нельзя отождествлять научность и истинность. Ильин выделил в науке три элемента: наука переднего края, предназначенная для проигрывания альтернатив (творческий поиск, гипотезы); твёрдое ядро науки -- непроблематизируемый пласт знаний, выступающий фундаментом; история науки -- вытесненное за пределы науки (морально устаревшее) знание, возможно, не окончательно14. Только ядро образовано из истинного знания, однако и ядро претерпевает изменения (научные революции). Абсолютного истинного знания в науке не существует.

2)Проблемность: наука -- попытка решения проблемных ситуаций. Историк Коллингвуд: всякая наука начинается с сознания незнания.

3)Обоснованность. Нельзя абсолютизировать обоснованность: не каждое высказывание должно быть доказано; наука опирается на ненаучные предпосылки, которые принимаются без доказательства. С течением времени очевидность этих предпосылок может измениться; тогда происходит пересмотр предпосылок (пример -- возникновение квантовой механики).

4)Интерсубъективная проверяемость. Научное знание считается обоснованным, если существует принципиальная возможность его проверки всем сообществом.

5)Системность: научное знание должно быть логически организовано.

6)Прогрессизм: научное знание должно самосовершенствоваться. К искусству это требование не применимо -- могут одновременно существовать несколько направлений (например, реализм и сюрреализм).

 Рассмотренные критерии являются идеальными нормами, они не описывают научное знание, а предписывают. Одновременное наличие всех этих критериев невозможно, это лишь стремление. Приведённая система критериев требует уточнения в применении к отрасли науки (например, в физике главную роль играет интерсубъективная проверяемость, в математике -- истинность, в истории -- системность).

 

 

Проблема бытия в истории философии. Основные виды бытия.

БЫТИЕ - философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.

Диалектика Б. заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида Б. и превращение, становление его в иной форме.

Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы Б.:

1) Бытие вещей, явлений и процессов, в котором в свою очередь необходимо различать:

 

а) бытие явлений, процессов и состояний природы, так называемая «первая» природа;

 

б) бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком, «вторая» природа.

 

2) Бытие человека, в котором можно выделить:

 

а) бытие человека в мире вещей;

 

б) специфически человеческое бытие;

 

3) Бытие духовного (идеального), в котором выделяются:

 

а) индивидуализированное духовное;

 

б) объективированное духовное;

 

4) Бытие социального: 

 

а) бытие индивида;

 

б) бытие общества.

 

5) Виртуальное

Бытие вещей, явлений и состояний природы, или бытие первой природы, существует до, вне и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве. Первая природа является объективной и первичной реальностью, ее большая часть и после возникновения рода человеческого по-прежнему существует как совершено самостоятельная, независимая от человечества реальность.

«Вторая природа» - бытие вещей и процессов, произведенных человеком, - зависит от первой, но, будучи произведенной людьми, она воплощает в себе единство природного материала, определенного духовного (идеального) знания, деятельность конкретных индивидов и социальных функций, предназначения данных предметов. Бытие вещей «второй природы» есть социально-историческое бытие, комплексная природно-духовно-социальная реальность, она может вступать в конфликт с бытием первой природы, находясь в рамках единого бытия вещей и процессов.

Бытие отдельного человека представляет собой единство тела и духа. Человек для самого себя и первая, и «вторая природа». Не случайно в традиционной, классической философии человека нередко определяли как «мыслящую вещь». Но бытие человека как мыслящей и чувствующей «вещи» в мире природы явилось одной из предпосылок возникновения и общения, т.е. предпосылкой формирования специфики человеческого бытия. Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействие, во-первых, мыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия, во-вторых, индивидуальной особи, взятой на данном этапе эволюции мира вместе с миром, и, в-третьих, как социально-исторического существа. Его специфика проявляется, например, в том, что: без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как целостность не полноценен; здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности; человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации.

Онтология -учение о бытие- одна из центр.проблем философии. Спросить о чем-либо онтологически,значит ответить на 2 вопроса:

1.Ворос о сущности – что есть явление или вещь?! Т.е. выделение предмета среди других. Человек-существо разумное.

2.Вопрос о существовании – как эта вещь существует/специфически себя проявляет?!   

 

Проблема бытия конкретизируется с помощью следующих тем: един или множественен мир, изменчив он или неизменен, подчиняется ли изменения каким-либо законам или нет…

 

История развития понятия бытия.

Парменид – бытие есть все существующее, небытия нет вообще. Бытие неподвижно и вечно.

Гераклит – бытие подвижно и вечно.

Демокрит – атомы и вещество суть бытие, пустота - небытие. При этом небытие не менее реально, чем бытие.

Платон – истинное бытие есть мир идеи, а материя -- это небытие. В дальнейшем можно трактовать мир идей как общественное бытие.

Плотин – 4 вида бытия. Материя неопределенная, материя в виде вещей, мир идей и единое.

Теософия – бытие божественное, несотворенное, абсолютное, надпространственное и бытие природное, сотворенное богом.

Маркс – общественное бытие.

 

2.Эволюция представлений о материи. Революция в естествознании (конец 19-начало 20 века) и трудности философского определения материи.

Античность. Древнегреческие философы были склонны не объяснять конкретные природные явления, а старались путем поиска первоначала охватить мир в целом. В качестве такого первоначала Анаксимандр предложил апейрон (беспредельное, неопределимое, предшествующее всем стихиям и не являющееся ни одной из них), в котором впоследствии материалистами была увидена идея материи. Демокрит и Левкипп высказали идею атомов – мельчайших неделимых частиц, движение которых является причинно обусловленным (детерминизм). Попытка систематизации античных представлений о материи была предпринята Аристотелем, в результате чего мир предстал как иерархически организованный, высшая ступень – форма, низшая – материя.

Средневековье, как несложно догадаться, фактически воспроизводило аристотелевское представление о материи и движении, обогащенное христианской идеей Бога – творца всего сущего.

Возрождение. Дж. Бруно высказывает идею бесконечной Вселенной с бесконечным количеством миров и наделяет материю свойством одушевленности (гилозоизм), тем самым делая ее живым, активным началом, что приводит к отрицанию необходимости Перводвигателя. Галилей высказывает и обосновывает принцип инерции, что так же опровергает Аристотеля.

В Новое время под влиянием становления классической механики благодаря Галилею, Декарту и Ньютону складывается механицистское понимание материи, т.е. все явления и процессы объясняются законами механики (тремя законами Ньютона). Первый – закон инерции, Второй – закон пропорциональности силы ускорению и Третий – о действии и противодействии. 18 – 19 вв. дали начало атомной теории (Лавуазье, Дальтон).

Революционные открытия в физике конца 19 – начала 20 в. привели к радикальному пересмотру представлений о материи:

· Открытие электромагнитного поля (Фарадей, Максвелл);

· Открытие электрона (Резерфорд, Томсон);

· Открытие радиоактивности (А. Беккерель) и рентгеновских лучей (принесших Рентгену первую нобелевскую премию по физике);

· СТО и ОТО Эйнштейна;

· Квантовая теория (Гейзенберг, Бор и др.)

Электромагнитное поле стало новым видом существования материи (до этого знали только о веществе). Эйнштейн связал воедино массу и энергию (в классической физике вещество и энергия различались тем, что вещество имело массу, а энергия считалась невесомой), а также показал взаимосвязь материи, пространства, времени, скорости и тяготения. Квантовая физика обнаружила, что в мире атомов и субатомных структур многие законы классической физики не выполняются, и дала совершенно новое описание реальности.

Основные атрибуты материи.

1. Объективное существование (не зависит от сознания человека).

2. Отражение – свойство материальной системы воспроизводить в ходе взаимодействия особенности других систем.

3. Структурность.

4. Неуничтожимость (законы сохранения).

5. Движение.

6. Пространство.

7. Время.

Структурные уровни организации материи.

Все материальные объекты Универсума обладают внутренне упорядоченной, системной организацией:

1. Мегамир – мир космоса (планеты, звездные комплексы, метагалактики). Описывается законами ОТО и релятивистской космологии.

2. Макромир – мир устойчивых форм и соразмерных человеку величин (куда входят также кристаллические комплексы молекул, организмы, сообщества организмов). Описывается законами классической механики.

3. Микромир – мир атомов и элементарных частиц.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.03 с.)