Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философские проблемы науки: модели развития науки, проблема демаркации.
1)структура научного знания(как устроена наука); 2) проблема демаркации(проблема разграничения научного и ненаучного знания); 3)проблема научного знания и научного прогресса; 4)проблема этики ученого;
№1---- структура научного знания: когда говорят о научном знании, имеют в виду что должно быть 2уровня:1)империстический(наблюдение, измерение, эксперимент);2)теоритический(постановка проблем, выдвижение гипотез, построение теории). №2 ----изначально демаркация была направлена на отличие между философией и религией. Но в 20 в эта проблема приобрела статус выработки критерия научности. Паранаучное знание со временем может перейти в научное; псевдонаучное знание – это ложь, срастание с идеологией, распространенное в обществе. Критерии научности: 1)верификация- проверка результата опытным путем(3-ья волна позитивизма, Венский кружок); 2)фальсификация- проверка на ложность(Карл Поппер- постпозитивизм); 3)парадигмальность- одна или несколько теорий, признаваемых в данный момент времени большенством научного общества(Томас Кун-4-ая волна постпозитивизма); 4)объективность- результат очищен от личных симпатий и убеждений; 5)систематичность; 6) рационалистичность(в религии мистическая интуиция); 7)проблематичность(в науке проблему решили. она закрыта) 8)доказательность и обоснованность;
9)предмет исследования – в науке это конкретные конечные объекты, а в философии- мир в целом и в отношении человека к миру; 10)наличие теории-в науке есть еще и практика; 11)цель познания-в науке это практическое применения, в философии- познание ради познания; 12)язык; 13)датируемость- есть и у того и у другого; у религии и мифа этого нет.; 14)наличие текста и его специфика- в религии текст полон символов и аллегорий, миф- устное творчество и носит коллективный характер;
№3 ---- 17век становится вопрос о методах познания. Бэкон – индукция, кто-то – дедукция. Язык науки – специфически знаковая система, наличие естественного и искусственного языка. Язык философии – понятийный язык.
Поскольку наука является одной из самых молодых форм культуры, выделившейся из философии начиная с 17 в., то открытым является вопрос о ее демаркации с вненаучным знанием (например, обыденным, философским) и тем самым о критериях научности. Проблема демаркации была поставлена позитивистами и особенно актуализировалась в 20 в. в связи с развитием всевозможного ненаучного знания (паранауки, псевдонауки и т.д.). Так, представители Венского кружка в качестве критерия демаркации предложили верифицируемость (от лат. verus – истинный и facio – делаю) – подтверждаемость научной истины с помощью эмпирической проверки, наблюдения, эксперимента, измерения. Соответственно, если теория проходит проверку фактами, то она научная, философские же теории неверифицируемы. Однако К. Поппер показал, что верифицируемость – критерий, недостаточный для определения научного статуса теории. Поппер усомнился в научности марксизма и психоанализа, хотя эти теории обладали большими объяснительными возможностями. Как только человек знакомится с этими теориями, он сразу находит множество подтверждений в эмпирической деятельности. Поэтому Поппер пришел к выводу, что грамотно построенная теория почти всегда верифицируема и предложил критерий фальсифицируемости (от лат. falsus – ложный и facio – делаю) – принципиальной опровержимости любой научной теории. Если теорию невозможно опровергнуть, то она не является научной, ее понятия и положения настолько неточны, расплывчаты, что с их помощью можно объяснить все. Настоящая наука постоянно подвергается рациональной критике, постоянно теория или ее часть опровергается, и так осуществляется развитие науки, которое Поппер сравнивал с процессом забивания свай в болото (какое-то время они выдерживают, потом их приходится заменять).
Ну и, соответственно, несколько слов о ненаучном знании, часто составляющем конкуренцию научному. Паранаука (греч. para – возле, при) – форма вненаучного познания, которая занимается поиском тайных сил и отношений, скрывающихся за обычными природными процессами и явлениями. Псевдонаука (греч. pseudos – ложь) старается по методам организации работы не отличаться от традиционной науки. Признаками псевдонауки являются: · нетерпимость к опровергающим доводам (псевдоученые находят факты, свидетельствующие в пользу из теории, и игнорируют те, которые ей противоречат);
· сознательная эксплуатация предрассудков и домыслов, надежд на чудо. Псевдонаука не мелочится, решая глобальные мировые проблемы, и обещает громадный практический эффект (например, «лысенковщина» (Т.Д. Лысенко, которому покровительствовал Сталин, предлагал получать каучук из одуванчиков и тем поднять советскую промышленность)); · дилетантизм, верхоглядство, догматизм. Псевдонаука часто сращивается с властными структурами в обществе. Девиантная наука (лат. deviatio – отклонение) – это наука, которая разрабатывает концепции, несовместимые или не полностью совместимые с господствующей парадигмой и принятыми стандартами научно-исследовательских программ. Концепции девиантной науки или признаются наукой, или переходят в разряд псевдонаучных. Грань между всеми формами знания подвижна, благодаря противоречивому взаимодействию и взаимовлиянию происходит прирост научного знания. Современный этап развития науки характеризуется толерантностью к другим формам знания, тенденцией к диалогу различных форм знания.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.005 с.) |