Философские проблемы науки: модели развития науки, проблема демаркации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские проблемы науки: модели развития науки, проблема демаркации.



1)структура научного знания(как устроена наука);

2) проблема демаркации(проблема разграничения научного и ненаучного знания);

3)проблема научного знания и научного прогресса;

4)проблема этики ученого;

 

№1---- структура научного знания: когда говорят о научном знании, имеют в виду что должно быть 2уровня:1)империстический(наблюдение, измерение, эксперимент);2)теоритический(постановка проблем, выдвижение гипотез, построение теории).

№2 ----изначально демаркация была направлена на отличие между философией и религией. Но в 20 в эта проблема приобрела статус выработки критерия научности.

Паранаучное знание со временем может перейти в научное; псевдонаучное знание – это ложь, срастание с идеологией, распространенное в обществе.

Критерии научности:

1)верификация- проверка результата опытным путем(3-ья волна позитивизма, Венский кружок);

2)фальсификация- проверка на ложность(Карл Поппер- постпозитивизм);

3)парадигмальность- одна или несколько теорий, признаваемых в данный момент времени большенством научного общества(Томас Кун-4-ая волна постпозитивизма);

4)объективность- результат очищен от личных симпатий и убеждений;

5)систематичность;

6) рационалистичность(в религии мистическая интуиция);

7)проблематичность(в науке проблему решили. она закрыта)

8)доказательность и обоснованность;

 

 

9)предмет исследования – в науке это конкретные конечные объекты, а в философии- мир в целом и в отношении человека к миру;

10)наличие теории-в науке есть еще и практика;

11)цель познания-в науке это практическое применения, в философии- познание ради познания;

12)язык;

13)датируемость- есть и у того и у другого; у религии и мифа этого нет.;

14)наличие текста и его специфика- в религии текст полон символов и аллегорий, миф- устное творчество и носит коллективный характер;

 

№3 ---- 17век становится вопрос о методах познания. Бэкон – индукция, кто-то – дедукция. Язык науки – специфически знаковая система, наличие естественного и искусственного языка. Язык философии – понятийный язык. 

 

Поскольку наука является одной из самых молодых форм культуры, выделившейся из философии начиная с 17 в., то открытым является вопрос о ее демаркации с вненаучным знанием (например, обыденным, философским) и тем самым о критериях научности. Проблема демаркации была поставлена позитивистами и особенно актуализировалась в 20 в. в связи с развитием всевозможного ненаучного знания (паранауки, псевдонауки и т.д.). Так, представители Венского кружка в качестве критерия демаркации предложили верифицируемость (от лат. verus – истинный и facio – делаю) – подтверждаемость научной истины с помощью эмпирической проверки, наблюдения, эксперимента, измерения. Соответственно, если теория проходит проверку фактами, то она научная, философские же теории неверифицируемы. Однако К. Поппер показал, что верифицируемость – критерий, недостаточный для определения научного статуса теории. Поппер усомнился в научности марксизма и психоанализа, хотя эти теории обладали большими объяснительными возможностями. Как только человек знакомится с этими теориями, он сразу находит множество подтверждений в эмпирической деятельности. Поэтому Поппер пришел к выводу, что грамотно построенная теория почти всегда верифицируема и предложил критерий фальсифицируемости (от лат. falsus – ложный и facio – делаю) – принципиальной опровержимости любой научной теории. Если теорию невозможно опровергнуть, то она не является научной, ее понятия и положения настолько неточны, расплывчаты, что с их помощью можно объяснить все. Настоящая наука постоянно подвергается рациональной критике, постоянно теория или ее часть опровергается, и так осуществляется развитие науки, которое Поппер сравнивал с процессом забивания свай в болото (какое-то время они выдерживают, потом их приходится заменять).

Ну и, соответственно, несколько слов о ненаучном знании, часто составляющем конкуренцию научному.

Паранаука (греч. para – возле, при) – форма вненаучного познания, которая занимается поиском тайных сил и отношений, скрывающихся за обычными природными процессами и явлениями.

Псевдонаука (греч. pseudos – ложь) старается по методам организации работы не отличаться от традиционной науки. Признаками псевдонауки являются:

· нетерпимость к опровергающим доводам (псевдоученые находят факты, свидетельствующие в пользу из теории, и игнорируют те, которые ей противоречат);

· сознательная эксплуатация предрассудков и домыслов, надежд на чудо. Псевдонаука не мелочится, решая глобальные мировые проблемы, и обещает громадный практический эффект (например, «лысенковщина» (Т.Д. Лысенко, которому покровительствовал Сталин, предлагал получать каучук из одуванчиков и тем поднять советскую промышленность));

· дилетантизм, верхоглядство, догматизм.

Псевдонаука часто сращивается с властными структурами в обществе.

Девиантная наука (лат. deviatio – отклонение) – это наука, которая разрабатывает концепции, несовместимые или не полностью совместимые с господствующей парадигмой и принятыми стандартами научно-исследовательских программ. Концепции девиантной науки или признаются наукой, или переходят в разряд псевдонаучных.

Грань между всеми формами знания подвижна, благодаря противоречивому взаимодействию и взаимовлиянию происходит прирост научного знания. Современный этап развития науки характеризуется толерантностью к другим формам знания, тенденцией к диалогу различных форм знания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.005 с.)