Италия в 9-11 веках. Особенности социально-экономического и политического развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Италия в 9-11 веках. Особенности социально-экономического и политического развития.



Политический строй Италии в IX—XI вв.

 

В период раннего средневековья Италия в целом отличалась исключительной политической раздробленностью, которая сохранилась на многие столетия. В Италии не было единой центральной власти. Многочисленные герцогства, маркграфства и епископства, а с X в. и города на севере полуострова вели постоянную борьбу друг с другом.

 

Чужеземные завоеватели — франкские короли со времён Карла Великого, германские императоры с середины X в. — назначали своих ставленников на должности епископов, видели в них опору для своего господства над Италией и наделяли их политической властью. Но Северная и Средняя Италия (Ломбардия и Тоскана) лишь номинально числились в составе Германской империи.

 

Государства, основанные иноземными завоевателями в южной и средней части Апеннинского полуострова (сначала арабское, а затем норманское), не только не стали центром объединения всей страны, но, напротив, содействовали ещё большему её раздроблению. В этом отношении Италия отличалась даже от такой типичной страны многовековой феодальной раздробленности, как Германия. В Германии всё же существовала общая для всей страны (хотя и крайне слабая) политическая власть, в средневековой Италии она совершенно отсутствовала.

 

Среднюю часть Италии занимала Папская область. Возникшее в середине VIII в. светское государство пап являлось искусственным соединением двух различных областей. Папская область составилась из осколков бывших византийских владений в Италии — так называемого Равеннского экзархата и Римского дуката. Они находились в это время под властью лангобардского короля и были уступлены им папе под давлением Пипина Короткого, совершившего два похода в Италию и одержавшего победу над лангобардами. Добиваясь светской власти хотя бы над небольшой территорией, папы рассчитывали таким путём поднять свой авторитет в западноевропейских странах.

 

В истории самой Италии папское государство сыграло отрицательную роль, так как с самого начала содействовало сохранению политической раздробленности страны. Территория Папской области тянулась через Среднюю Италию с юго-запада на северо-восток, от берегов Тирренского моря до берегов Адриатики, и полностью изолировала Северную Италию от Южной. Стремление папства к господству над всеми светскими государствами Западной Европы сделало его злейшим врагом централизации и политического объединения Италии.

 

Однако после кратковременного усиления во второй половине IX в. (при папе Николае I) само папство было совершенно ослаблено в результате феодализации Папской области, распавшейся на ряд отдельных феодальных владений. Папы X в. были большей частью выходцами из герцогских и графских родов и попадали на папский престол путём подкупов, интриг и т. д. Ослабление папства привело к временному подчинению его Германской империи. Лишь с конца X — начала XI в. началось постепенное и непрерывное усиление папства, связанное с клюнийским движением.

Итальянские города в IX—XI вв. и их борьоа с феодалами

 

Раньше, чем в других странах Западной Европы, в Италии возникли средневековые города. Это объясняется в первую очередь тем, что в Италии уже в VII—VIII вв. значительно усилилась роль ремесла в крестьянских хозяйствах. При наличии благоприятных обстоятельств это открывало возможность для раннего отделения ремесла от сельского хозяйства и образования городов как центров ремесла и торговли.

 

Такие обстоятельства были налицо. Многие города, сохранившиеся в Италии ещё от римской эпохи в качестве укреплённых пунктов, превратились в IX—X вв. в местопребывание ремесленников и торговцев. Прежние экономические связи Италии не были полностью порваны. Кроме того, у неё завязались и новые торговые связи, а именно с Франкским государством. Торговым сношениям с Византией способствовало то, что южная часть Апеннинского полуострова ещё долгое время находилась под властью Византийской империи (так же как и Раввинский экзархат).

 

В IX—X вв. наряду с внешней торговлей в Италии развивалась и внутренняя. Расцвету городов в Италии непосредственно предшествовало появление регулярных ярмарок (месс), устраивавшихся во многих местах Апеннинского полуострова. В результате общего роста производительных сил в IX в. наряду с такими уже существовавшими прежде крупными центрами, как например Венеция, Генуя и Флоренция, возникли новые города в Ломбардии и Тоскане (Павия, Верона, Кремона, Милан, Пиза и Лукка). Вес эти города находились под властью своих феодальных сеньоров (большей частью епископов), на земле которых они располагались, а население городов ещё состояло в значительной мере из феодалов и купцов. Но постепенно в городах начали скопляться уходившие или бежавшие из деревни ремесленники, и города превратились в центры ремесла и торговли.

 

Начиная с IX—X вв. городские купцы и ремесленники многих городов Северной Италии вступили в борьбу со своими феодальными сеньорами-епископами (в Кремоне, Милане, Генуе). Так, в Милане в первой половине XI в. разыгралась борьба горожан с архиепископом Арибертом. Она началась с конфликта внутри феодального класса (между крупными землевладельцами — капитанами и их вассалами — вальвассорами), закончилась же выступлением против епископа горожан — купцов и ремесленников, которое заложило основы будущей политической самостоятельности Милана.

 

Однако полноправными «гражданами» города Милана даже в середине XI в. всё ещё считались только вальвассоры, которые стали вместе с тем участвовать в торговых и кредитных операциях, а также купцы и золотых дел мастера, занимавшиеся, кроме своей прямой профессии, ростовщичеством. Между тем в это время в Милане уже значительного развития достигли ткачество и мелкая торговля сукном. Ремесленники, не входившие в состав «граждан», стали во второй половине XI в. вести борьбу с купечеством и феодальными слоями населения Милана, в частности с богатым духовенством. Это движение известно под именем патарии (от слова «патарен» — обитатель того квартала Милана, где жили ткачи и мелкие торговцы сукном, а также портные).

 

Патарены, как свидетельствуют источники, не только бичевали «позорные язвы» духовенства всех степеней и обличали тех представителей церкви, которые добывали себе духовный сан за деньги, но и поднимали неоднократные восстания в Милане. Патарены подвергали конфискации имущество богатого духовенства и производили обыски по приходам и в домах церковных служителей (клириков). Толпы мужчин и женщин, возмущённые вымогательствами разбогатевших церковников, врывались в церкви, изгоняли оттуда священников и продолжали преследовать их повсюду, где они пытались укрыться.

29 Арабы в 6-8 веках. Мухаммед и начало ислама

Объединению арабских племен способствовала новая религия – ислам. Основатель ислама, житель Мекки Мухаммед (в Европе его называли Магомет, 570–632) принадлежал к обедневшему роду и шести лет остался сиротой. О нем заботились бедные родственники, а он пас их коз и овец. Позднее Мухаммед поступил на службу к богатой вдове и вел ее торговые дела, а затем женился на ней.

После женитьбы Мухаммед оставил торговлю. Его начали посещать видения – он говорил, что слышит «голос Бога». Примерно в 610 году Мухаммед выступил с проповедью новой религии. Он утверждал, что нет других богов, кроме всемогущего единого Бога – Аллаха, а себя называл «посланником Бога» – его Пророком. Мухаммед призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв единую веру.

В ранних проповедях Мухаммед смело обличал мекканских богачей, осуждал «несправедливо наживающих богатство». Он призывал богачей помогать бедным, сиротам и вдовам, выкупать на волю и освобождать рабов. У Мухаммеда появились сторонники и последователи, увидевшие в нем посланца небес. Все, кто принимал новую религию, называли себя мусульманами, то есть «покорными Богу».

Мекканская знать враждебно отнеслась к проповедям Мухаммеда новой религии. Опасаясь за свою жизнь, Мухаммед со своими сторонниками переселился в соседний оазис, позднее названный в его честь Медина – «город Пророка». Большинство жителей Медины перешли на сторону Мухаммеда, а его противники были изгнаны и частично истреблены. В Медину со всех сторон сходились последователи Мухаммеда. В борьбе с Меккой они постепенно брали верх. Им удалось перерезать дорогу, ведущую на север, и захватить несколько богатых караванов. В ответ на это мекканцы вместе с союзными племенами осадили Медину. Но сторонники Мухаммеда заранее подготовились к осаде, вырыв земляные, укрепления, и отбили натиск мекканцев.

В 630 году мекканская знать подписала с Мухаммедом соглашение и открыла перед ним ворота Мекки. Большинство арабских племен приняли ислам и признали власть Мухаммеда. Сопротивление непокорных было подавлено посланными против них военными отрядами. Мекка, наряду с Мединой, стала «священным городом всех мусульман». В Мекке находилось и главное святилище мусульман – храм Кааба (что означает куб) – каменное четырехугольное строение, в одну из стен которого вмонтирована святыня мусульман – «черный камень», который упал с неба.

Так произошло объединение арабов. Мухаммед стал главой Арабского государства и мусульманской церкви. В его распоряжении было войско, состоявшее из ополчений племен. Ко времени смерти Мухаммеда под властью мусульман оказалась большая часть Аравии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1757; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.006 с.)