Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Италия в 9-11 веках. Особенности социально-экономического и политического развития.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Политический строй Италии в IX—XI вв.
В период раннего средневековья Италия в целом отличалась исключительной политической раздробленностью, которая сохранилась на многие столетия. В Италии не было единой центральной власти. Многочисленные герцогства, маркграфства и епископства, а с X в. и города на севере полуострова вели постоянную борьбу друг с другом.
Чужеземные завоеватели — франкские короли со времён Карла Великого, германские императоры с середины X в. — назначали своих ставленников на должности епископов, видели в них опору для своего господства над Италией и наделяли их политической властью. Но Северная и Средняя Италия (Ломбардия и Тоскана) лишь номинально числились в составе Германской империи.
Государства, основанные иноземными завоевателями в южной и средней части Апеннинского полуострова (сначала арабское, а затем норманское), не только не стали центром объединения всей страны, но, напротив, содействовали ещё большему её раздроблению. В этом отношении Италия отличалась даже от такой типичной страны многовековой феодальной раздробленности, как Германия. В Германии всё же существовала общая для всей страны (хотя и крайне слабая) политическая власть, в средневековой Италии она совершенно отсутствовала.
Среднюю часть Италии занимала Папская область. Возникшее в середине VIII в. светское государство пап являлось искусственным соединением двух различных областей. Папская область составилась из осколков бывших византийских владений в Италии — так называемого Равеннского экзархата и Римского дуката. Они находились в это время под властью лангобардского короля и были уступлены им папе под давлением Пипина Короткого, совершившего два похода в Италию и одержавшего победу над лангобардами. Добиваясь светской власти хотя бы над небольшой территорией, папы рассчитывали таким путём поднять свой авторитет в западноевропейских странах.
В истории самой Италии папское государство сыграло отрицательную роль, так как с самого начала содействовало сохранению политической раздробленности страны. Территория Папской области тянулась через Среднюю Италию с юго-запада на северо-восток, от берегов Тирренского моря до берегов Адриатики, и полностью изолировала Северную Италию от Южной. Стремление папства к господству над всеми светскими государствами Западной Европы сделало его злейшим врагом централизации и политического объединения Италии.
Однако после кратковременного усиления во второй половине IX в. (при папе Николае I) само папство было совершенно ослаблено в результате феодализации Папской области, распавшейся на ряд отдельных феодальных владений. Папы X в. были большей частью выходцами из герцогских и графских родов и попадали на папский престол путём подкупов, интриг и т. д. Ослабление папства привело к временному подчинению его Германской империи. Лишь с конца X — начала XI в. началось постепенное и непрерывное усиление папства, связанное с клюнийским движением. Итальянские города в IX—XI вв. и их борьоа с феодалами
Раньше, чем в других странах Западной Европы, в Италии возникли средневековые города. Это объясняется в первую очередь тем, что в Италии уже в VII—VIII вв. значительно усилилась роль ремесла в крестьянских хозяйствах. При наличии благоприятных обстоятельств это открывало возможность для раннего отделения ремесла от сельского хозяйства и образования городов как центров ремесла и торговли.
Такие обстоятельства были налицо. Многие города, сохранившиеся в Италии ещё от римской эпохи в качестве укреплённых пунктов, превратились в IX—X вв. в местопребывание ремесленников и торговцев. Прежние экономические связи Италии не были полностью порваны. Кроме того, у неё завязались и новые торговые связи, а именно с Франкским государством. Торговым сношениям с Византией способствовало то, что южная часть Апеннинского полуострова ещё долгое время находилась под властью Византийской империи (так же как и Раввинский экзархат).
В IX—X вв. наряду с внешней торговлей в Италии развивалась и внутренняя. Расцвету городов в Италии непосредственно предшествовало появление регулярных ярмарок (месс), устраивавшихся во многих местах Апеннинского полуострова. В результате общего роста производительных сил в IX в. наряду с такими уже существовавшими прежде крупными центрами, как например Венеция, Генуя и Флоренция, возникли новые города в Ломбардии и Тоскане (Павия, Верона, Кремона, Милан, Пиза и Лукка). Вес эти города находились под властью своих феодальных сеньоров (большей частью епископов), на земле которых они располагались, а население городов ещё состояло в значительной мере из феодалов и купцов. Но постепенно в городах начали скопляться уходившие или бежавшие из деревни ремесленники, и города превратились в центры ремесла и торговли.
Начиная с IX—X вв. городские купцы и ремесленники многих городов Северной Италии вступили в борьбу со своими феодальными сеньорами-епископами (в Кремоне, Милане, Генуе). Так, в Милане в первой половине XI в. разыгралась борьба горожан с архиепископом Арибертом. Она началась с конфликта внутри феодального класса (между крупными землевладельцами — капитанами и их вассалами — вальвассорами), закончилась же выступлением против епископа горожан — купцов и ремесленников, которое заложило основы будущей политической самостоятельности Милана.
Однако полноправными «гражданами» города Милана даже в середине XI в. всё ещё считались только вальвассоры, которые стали вместе с тем участвовать в торговых и кредитных операциях, а также купцы и золотых дел мастера, занимавшиеся, кроме своей прямой профессии, ростовщичеством. Между тем в это время в Милане уже значительного развития достигли ткачество и мелкая торговля сукном. Ремесленники, не входившие в состав «граждан», стали во второй половине XI в. вести борьбу с купечеством и феодальными слоями населения Милана, в частности с богатым духовенством. Это движение известно под именем патарии (от слова «патарен» — обитатель того квартала Милана, где жили ткачи и мелкие торговцы сукном, а также портные).
Патарены, как свидетельствуют источники, не только бичевали «позорные язвы» духовенства всех степеней и обличали тех представителей церкви, которые добывали себе духовный сан за деньги, но и поднимали неоднократные восстания в Милане. Патарены подвергали конфискации имущество богатого духовенства и производили обыски по приходам и в домах церковных служителей (клириков). Толпы мужчин и женщин, возмущённые вымогательствами разбогатевших церковников, врывались в церкви, изгоняли оттуда священников и продолжали преследовать их повсюду, где они пытались укрыться. 29 Арабы в 6-8 веках. Мухаммед и начало ислама Объединению арабских племен способствовала новая религия – ислам. Основатель ислама, житель Мекки Мухаммед (в Европе его называли Магомет, 570–632) принадлежал к обедневшему роду и шести лет остался сиротой. О нем заботились бедные родственники, а он пас их коз и овец. Позднее Мухаммед поступил на службу к богатой вдове и вел ее торговые дела, а затем женился на ней. После женитьбы Мухаммед оставил торговлю. Его начали посещать видения – он говорил, что слышит «голос Бога». Примерно в 610 году Мухаммед выступил с проповедью новой религии. Он утверждал, что нет других богов, кроме всемогущего единого Бога – Аллаха, а себя называл «посланником Бога» – его Пророком. Мухаммед призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв единую веру. В ранних проповедях Мухаммед смело обличал мекканских богачей, осуждал «несправедливо наживающих богатство». Он призывал богачей помогать бедным, сиротам и вдовам, выкупать на волю и освобождать рабов. У Мухаммеда появились сторонники и последователи, увидевшие в нем посланца небес. Все, кто принимал новую религию, называли себя мусульманами, то есть «покорными Богу». Мекканская знать враждебно отнеслась к проповедям Мухаммеда новой религии. Опасаясь за свою жизнь, Мухаммед со своими сторонниками переселился в соседний оазис, позднее названный в его честь Медина – «город Пророка». Большинство жителей Медины перешли на сторону Мухаммеда, а его противники были изгнаны и частично истреблены. В Медину со всех сторон сходились последователи Мухаммеда. В борьбе с Меккой они постепенно брали верх. Им удалось перерезать дорогу, ведущую на север, и захватить несколько богатых караванов. В ответ на это мекканцы вместе с союзными племенами осадили Медину. Но сторонники Мухаммеда заранее подготовились к осаде, вырыв земляные, укрепления, и отбили натиск мекканцев. В 630 году мекканская знать подписала с Мухаммедом соглашение и открыла перед ним ворота Мекки. Большинство арабских племен приняли ислам и признали власть Мухаммеда. Сопротивление непокорных было подавлено посланными против них военными отрядами. Мекка, наряду с Мединой, стала «священным городом всех мусульман». В Мекке находилось и главное святилище мусульман – храм Кааба (что означает куб) – каменное четырехугольное строение, в одну из стен которого вмонтирована святыня мусульман – «черный камень», который упал с неба. Так произошло объединение арабов. Мухаммед стал главой Арабского государства и мусульманской церкви. В его распоряжении было войско, состоявшее из ополчений племен. Ко времени смерти Мухаммеда под властью мусульман оказалась большая часть Аравии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1791; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.116.142 (0.009 с.) |