Мухаммад б. Салих аль-Усеймин 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мухаммад б. Салих аль-Усеймин




КОММЕНТАРИИ


[1] Этот хадис передали Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Давуд, ад-Дарими и аль-Хаким со слов нескольких сподвижников, и целый ряд богословов, в том числе аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн Теймийя, аш-Шатыби, аль-Ираки, Ибн Хаджар и аль-Албани, назвали его достоверным. См. «Силсилят аль-Ахадис ас-Сахиха» (204).


[1] К ПРЕДИСЛОВИЮ

 

[1] Аль-Багави, «Шарх ас-Сунна» (1/227).

[2] Ибн Батта, «аль-Ибана ас-Сугра» (2/365).

[3] [3] Ас-Суйути, «Саун аль-Мантик ва аль-Калам ан Ильм аль-Калам», стр. 131.

[4] Ибн Батта, «аль-Ибана ас-Сугра» (1/44).

[5] Калам – это религиозно-философское течение, представители которого уделяют особое внимание изучению логики и философии, строят свои воззрения на логических аргументах и отдают им предпочтение перед священными текстами. При этом они обосновывают свой подход тем, что логические аргументы не вызывают сомнений, тогда как священные тексты носят гипотетический характер. Или же они заявляют, что доказательства из священных текстов не приемлемы в дискуссиях с противниками ислама, что побуждает их прибегать к логической аргументации. Однако такой подход противоречит тому пути, которым шли сподвижники, поскольку они отдавали предпочтение священным текстам Корана и Сунны над любыми логическими доводами и мнениями людей. И поскольку методы мутакаллимов – последователей калама – не нашли своего отражения в методологии сподвижников, они считают, что те не в совершенстве изучили основные положения религии, поскольку были заняты войнами на пути Аллаха и прикладывали усилия для того, чтобы защитить религию. Они полагают, что их путь является более грамотным и более совершенным, чем путь сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Тем самым, они умаляют их достоинства, называют их познания в области основ религии несовершенными, а их усилия на этом пути – неполноценными. Подобное отношение к ним несовместимо с позицией приверженцев Сунны и единой общины, которые убеждены в том, что путь сподвижников – самый правильный, самый грамотный, самый совершенный. Они также считают, что их воззрения были правильными и истинными, тогда как все, что противоречит им, является заблуждением. Из всего сказанного становится ясно, что притязания мутакаллимов и прочих еретиков на принадлежность к приверженцам Сунны и единой общины, являются несправедливыми и порочными.

[6] «Шарх аль-Акаид ан-Насафийя», стр. 8.

[7] Абу Талиб аль-Макки «Кут аль-Кулуб» (2/37).

[8] Аз-Захаби, «Сийар Алам ан-Нубала» (6/399).

Прав был имам Абу Ханифа, да смилостивится над ним Аллах. Их сердца лишены милосердия и сострадания к мусульманам, и они непрестанно наносят оскорбления правоверным и пытаются стеснить их, не причиняя при этом никакого вреда неверующим. Одним из них был Абдуллах аль-Хабаши аль-Харари. Когда он занимал пост судьи в Эфиопии, от его рук погибли тысячи невинных проповедников Сунны. Пользуясь поддержкой неверующего императора Эфиопии Хайле Селассие I, он закрыл основанные ими общества, благотворительные организации и медресе. Группа его последователей до сих пор активно функционирует в Ливане, где они все так же пытаются вредить приверженцам Сунны. Такими же методами пользуются в борьбе с приверженцами Сунны хабашиты на Украине. Они не перестают возводить на них навет и обвинять их во всевозможных преступлениях, к которым те не имеют никакого отношения, перед правительством Украины. Они клевещут на них, придумывая отвратительные измышления, и вся их деятельность сосредоточена на противостоянии приверженцам Сунны. Они устрашают правительство Украины, нарекая правоверных мусульман ваххабитами, террористами и фундаменталистами, и причиной этого является ненависть и отвращение к тем, кто придерживается Корана и Сунны. А хабашиты в это время получают ордена и медали за активное участие в борьбе с мусульманами… И при этом они не стыдятся называть себя приверженцами Сунны и единой общины. Как же правдивы слова посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: «Если ты не стыдишься, то делай, что хочешь» (Сады праведных № 1853).

[9] Ас-Суйути, «Саун аль-Мантик ва аль-Калам ан Ильм аль-Калам», стр. 30.

[10] Ибн Абд аль-Барр, «Джами Байан аль-Ильм ва Фадлих» (2/96).

[11] Аз-Захаби, «Сийар Алам ан-Нубала» (10/16, 19, 28).

[12] Аль-Муртада аз-Зубейди, «Шарх аль-Ихья» (2/10).

[13] Ибн аль-Каййим, «Мифтах Дар ас-Саада» (2/137).

[14] «Тавил Мухталаф аль-Хадис» (хадисы 12 и 24).

[15] «Табйин Казиб аль-Муфтари», стр. 333 и дальше.

[16] Приверженцы хадисов – это те, кто поступает в соответствии с хадисами посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и не отвергает их, если они не совпадают с их желаниями, суждениями, вкусами, политическими амбициями, обычаями или традициями. Они не отказываются от хадисов ради своих учителей и наставников, как это делают еретики и заблудшие, и рассматривают хадисы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, как безошибочные предания, от которых нельзя отворачиваться. Что же касается аль-Каусари, аль-Гимари, аль-Хабаши и всех тех, кто лживо причисляет себя к приверженцам хадисов сегодня, то их усилия направлены на то, чтобы оболгать достоверные хадисы и распространить слабые предания, которые совпадают с их еретическими взглядами.

[17] Ибн аль-Джаузи, «Талбис Иблис», стр. 83-84.

Если внимательно ознакомиться с журналом «Минарет» и другими хабашитскими изданиями, то можно легко убедиться в том, что они умаляют роль ранних мусульманских ученых и широко проповедуют эти термины, заимствованные из древнегреческой философии и логики. Поэтому мусульмане должны остерегаться такой литературы и не обольщаться красивыми словами и лживыми заявлениями хабашитов и им подобных о том, что они являются приверженцами Сунны и последователями ханифитской религиозно-правовой школы. Поистине, эти люди меняют свои маски в зависимости от обстоятельств. Рядом с ханифитами они становятся ханифитами, а в присутствии шафиитов преображаются в шафиитов. Они приписывают выдающимся богословам разные философские изречения для того, чтобы ввести в заблуждение необразованных мусульман, и самой плодородной почвой для их деятельности являются неграмотные мусульмане, в особенности, проживающие в неарабских странах.

[18] «Аль-Мункиз мин ад-Далал», стр. 60. В другой своей статье под названием «Фейсал ат-Тафрика» он сказал: «Вера, основанная на доказательствах калама, очень слаба, и любое сомнение способно разрушить ее. Твердая вера – это вера неграмотных людей, которая укореняется в их сердцах с детства благодаря тому, что они непрерывно слышат рассказы о ней».

[19] Выдающийся историк Ибн Халкан в своей книге «Вафайат аль-Айан» написал об этом завещании следующее: «Я видел завещание, которое он продиктовал одному из своих учеников, когда смертельно заболел, и оно свидетельствовало о правильности его воззрений».

[20] Сура «Йунус» («Иона»), аят 57.

[21] Сура «ан-Нахль» («Пчелы»), аят 44.

[22] Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и аль-Хаким. См. «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (2549).

[23] Сура «ан-Ниса» («Женщины»), аят 115.

[24] Сура «аль-Бакара» («Корова»), аят 137.

[25] Аш-Шафии, «ар-Рисала аль-Кадима». Ибн аль-Каййим процитировал его слова в книге «Илам аль-Муваккаин ан Рабб аль-Аламин» (4/153).

[26] Эти слова передал аль-Лалакаи вкниге «Шарх Усул Ахль ас-Сунна» (1/94). Их также цитировали аль-Аджири и другие богословы, и это предание считается авторитетным.

[27] «Илджам аль-Авам ан Ильм аль-Калам», стр. 5.

[28] «Илджам аль-Авам ан Ильм аль-Калам», стр. 33 и дальше.

[29] Сура «ан-Ниса» («Женщины»), аят 86.

[30] Аль-Аджири, «Китаб аш-Шариа» (1/69).

[31] Сура «аль-Араф» («Ограды»), аят 180.

[32]

К РАЗДЕЛУ I

 

[32] Сура “аль-Араф” (“Ограды”), аят 180.

[33] Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 52.

[34] Сура “аль-Анам” (“Скот”), аят 59.

[35] Сура “Худ” (“Худ”), аят 6.

[36] Сура “ат-Тагабун” (“Взаимный обман”), аят 4.

[37] Этот хадис передали аль-Бухари (5999) и Муслим (2754) со слов Умара б. аль-Хаттаба, да будет доволен им Всевышний Аллах.

[38] Сура “аль-Араф” (“Ограды”), аят 156.

[39] Сура “Гафир” (“Прощающий”), аят 7.

[40] Сура “аль-Ахкаф” (“Ахкаф”), аят 8. Эти качества Всевышнего Аллаха упоминаются вместе во многих коранических аятах.

[41] Сура “аль-Кахф” (“Пещера”), аят 58.

[42] Сура “аль-Бурудж” (“Созвездия Зодиака”), аяты 12-16.

[43] Сура “аль-Аля” (“Всевышний”), аяты 1-5.

[44] Сура “аль-Джасийа” (“Коленопреклоненные”), аят 24.

[45] Этот хадис передали аль-Бухари (6181) и Муслим (2246) со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Всевышний Аллах, через Ибн Шихаба. Этот хадис также передал Абу Давуд (4/5274) со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Всевышний Аллах, через другую цепочку рассказчиков. Ибн аль-Каййим в книге “Зад аль-Маад” (2/355) сделал из него полезный вывод и сказал: «Если человек ругает время, то он либо ругает самого Аллаха, либо приобщает к Аллаху сотоварищей. Третьего не дано. Если он убежден в том, что Аллах управляет временем, то он ругает того, кто вершит дела. А это значит, что он ругает самого Аллаха».

[46] Сура “аль-Маида” (“Трапеза”), аят 34.

[47] Сура “аль-Муджадила” (“Препирающаяся”), аят 1.

[48] Сура “ат-Талак” (“Развод”), аят 12.

[49] Сура “аль-Кахф” (“Пещера”), аят 109.

[50] Сура “Лукман” (“Лукман”), аят 27.

[51] Сура “аль-Исра” (“Ночное путешествие”), аят 36.

[52] Сура “аль-Араф” (“Ограды”), аят 33.

[53] Этот достоверный хадис передали Ахмад (1/391, 452), Ибн Хиббан (2372) и аль-Хаким в сборнике “аль-Мустадрак” (1/509). См. также “Сахих аль-Азкар ва Даифух” шейха Салима аль-Хиляли (358/256).

[54] Т.е. запомнит их наизусть, осознает их смысл и, наконец, станет поклоняться Аллаху в соответствии с их смыслом.

[55] Этот хадис передали аль-Бухари (6410), Муслим (2677), ат-Тирмизи (5/3507) со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Всевышний Аллах. Причем версия ат-Тирмизи содержит интерполяцию.

[56] Речь идет о хадисе, в котором говорится, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах обладает девяноста девятью именами, и всякий, кто исчислит их, войдет в Рай. Это – Аллах, кроме Которого нет иного божества, Милостивый, Милосердный…» Этот хадис передали ат-Тирмизи (3507), аль-Бейхаки в сборнике “Шуаб аль-Иман” (102), Ибн Маджа (3860) и Ахмад (2/258) со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Всевышний Аллах.

[57] См. “Маджму аль-Фатава”, т. 6, стр. 382.

[58] См. “Маджму аль-Фатава”, т. 6, стр. 379.

[59] См. “Фатх аль-Бари”, т. 11, стр. 215.

[60] Сура “Марйам” (“Марйам”), аят 47.

[61] Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 8.

[62] Сура “аль-Араф” (“Ограды”), аят 180.

[63] Сура “аль-Хашр” (“Сбор”), аят 24.

[64] Сура “аль-Араф” (“Ограды”), аят 180.

[65]

К РАЗДЕЛУ II

 

[65] Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 60.

[66] Сура “аль-Ахкаф” (“Ахкаф”), аят 5.

[67] Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аяты 20-21.

[68] Сура “Марйам” (“Марйам”), аят 42.

[69] Сура “аль-Анбийа” (“Пророки”), аяты 66-67.

[70] Сура “аль-Фуркан” (“Различение”), аят 58.

[71] Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 52.

[72] Сура “Фатыр” (“Создатель”), аят 44.

[73] Сура “аз-Зухруф” (“Украшения”), аят 80.

[74] Этот хадис передали аль-Бухари (7131), Муслим (2933) и Абу Давуд (4/4316).

[75] Этот хадис передали аль-Бухари (7386), Муслим (2704) со слов Айуба от Абу Усмана от Абу Мусы аль-Ашари; а также Абу Давуд (2/1526-1528), ат-Тирмизи (5/2461) и Ибн Маджа (2/3824) со слов Абу Усмана ан-Нахди от Абу Мусы аль-Ашари, да будет доволен им Всевышний Аллах.

[76] Сура “аль-Маида” (“Трапеза”), аят 64.

[77] Сура “Аль Имран” (“Семейство Имрана”), аяты 181-182.

[78] Сура “ас-Саффат” (“Выстроившиеся в ряды”), аяты 180-182.

[79] Сура “аль-Муминун” (“Верующие”), аят 91.

[80] Сура “аль-Анфаль” (“Добыча”), аят 30.

[81] Сура “ат-Тарик” (“Ночной путник”), аяты 15-16.

[82] Сура “аль-Араф” (“Ограды”), аяты 182-183.

[83] Сура “ан-Ниса” (“Женщины”), аят 142.

[84] Сура “аль-Бакара” (“Корова”), аяты 14-15.

[85] Сура “аль-Анфаль” (“Добыча”), аят 71.

[86] То же самое относится к словам некоторых невежд, которые говорят: “Если я поступлю несправедливо с тобой, то Аллах будет несправедлив ко мне”. Это высказывание является порочным, как это подчеркнул автор. И поэтому мусульмане должны отказываться от подобных высказываний и говорить, например: “Аллах отомстит тому, кто поступит с тобой несправедливо или предаст тебя”.

[87] Сура “Лукман” (“Лукман”), аят 27.

[88] Сура “аль-Фаджр” (“Заря”), аяты 21-23.

[89] Сура “аль-Бакара” (“Корова”), аят 210.

[90] Сура “аль-Анфаль” (“Добыча”), аят 52.

[91] Сура “аль-Хаджж” (“Паломничество”), аят 65.

[92] Сура “аль-Бурудж” (“Созвездия Зодиака”), аят 12.

[93] Сура “аль-Бакара” (“Корова”), аят 185.

[94] Этот хадис передали аль-Бухари (6321), Муслим (758), Абу Давуд (4/4733) и Ибн Маджа (1/1366).

[95] Сура “ан-Ниса” (“Женщины”), аят 136.

[96] Сура “аль-Фуркан” (“Различение”), аят 58.

[97] Сура “аль-Кахф” (“Пещера”), аят 49.

[98] Сура “Фатыр” (“Создатель”), аят 44.

[99] Сура “аш-Шура” (“Совет”), аят 11.

[100] Сура “аль-Ихлас” (“Чистое вероисповедание”), аяты 3-4.

[101] Сура “Марйам” (“Марйам”), аяты 90-92.

[102] Сура “ад-Духан” (“Дым”), аят 38.

[103] Сура “Каф” (“Каф”), аят 38.

[104] Сура “Йа Син” (“Йа Син”), аят 82.

[105] Сура “аль-Инсан” (“Человек”), аят 30.

[106] Сура “аш-Шура” (“Совет”), аят 11.

[107] Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 17.

[108] Сура “Марйам” (“Марйам”), аят 65.

[109] Сура “аль-Ихлас” (“Чистое вероисповедание”), аяты 3-4.

[110] Сура “аш-Шура” (“Совет”), аят 11.

[111] Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 110.

[112] Сура “аль-Исра” (“Ночное путешествие”), аят 36.

[113] Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 5.

[114] Дополнительные сведения о высказываниях мусульманских богословов на эту тему вы найдете в книге “Мухтасар аль-Улувв ли аль-Алий аль-Гаффар” имама аз-Захаби с уточнениями шейха аль-Албани.

[115] Сура “Фуссылат” (“Разъяснены”), аят 36.

[116] Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 5.

[117] Этот хадис передали аль-Бухари (6321), Муслим (758), Абу Давуд (4/4733) и Ибн Маджа (1/1366).

[118] Сура “аль-Фаджр” (“Заря”), аяты 21-23.

[119] Сура “ас-Саджда” (“Поклон”), аяты 22.

[120]

К РАЗДЕЛУ III

 

[120] Сура “Ибрахим” (“Ибрахим”), аят 27.

[121] Доказательства истинности этих качеств приводятся в соответствующих главах книг об исламских воззрениях. См., например, книгу “Шарх аль-Акида ат-Тахавийа”.

[122] Доказательства истинности этих качеств также приводятся в соответствующих главах книг об исламских воззрениях.

[123] Сура “аль-Анам” (“Скот”), аят 155.

[124] Сура “аль-Араф” (“Ограды”), аят 158.

[125] Сура “аль-Хашр” (“Сбор”), аят 7.

[126] Сура “ан-Ниса” (“Женщины”), аят 80.

[127] Сура “ан-Ниса” (“Женщины”), аят 59.

[128] Сура “аль-Маида” (“Трапеза”), аят 49.

[129] Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 89.

[130] Эта тема более широко освещается в статье “Маканат ас-Сунна фи аль-Ислам” шейха аль-Албани.

[131] Сура “аш-Шуара” (“Поэты”), аяты 192-195.

[132] Сура “Йусуф” (“Йусуф”), аят 2.

[133] Сура “аз-Зухруф” (“Украшения”), аят 3.

[134] Сура “аль-Бакара” (“Корова”), аят 75.

[135] Сура “ан-Ниса” (“Женщины”), аят 46.

[136] Сура “Сад” (“Сад”), аят 29.

[137] Сура “аз-Зухруф” (“Украшения”), аят 3.

[138] Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 44.

[139] Сура “Худ” (“Худ”), аят 1.

[140] См. книгу “аль-Акль ва ан-Накль” в комментариях к книге “Минхадж ас-Сунна ан-Набавийа”, т. 1, стр. 116-117.

[141] Сура “аль-Исра” (“Ночное путешествие”), аят 58.

[142] Сура “аль-Анкабут” (“Паук”), аят 31.

[143] Сура “Сад” (“Сад”), аят 75.

[144] См. “Маджму аль-Фатава”, т. 5, стр. 87-89.

[145] Сура “аш-Шура” (“Совет”), аят 11.

[146] Сура “аш-Шура” (“Совет”), аят 11.

[147] Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 74.

[148] Сура “аль-Бакара” (“Корова”), аят 22.

[149] Сура “аль-Араф” (“Ограды”), аят 33.

[150] Сура “аль-Исра” (“Ночное путешествие”), аят 36.

[151] Сура “Сад” (“Сад”), аят 75.

[152] Сура “аль-Касас” (“Рассказ”), аят 65.

[153] Сура “аш-Шура” (“Совет”), аят 11.

[154] См. “Мухтасар аль-Улувв ли аль-Алий аль-Гаффар” имама аз-Захаби с уточнениями шейха аль-Албани, 184/218.

[155] Сура “аль-Фаджр” (“Заря”), аяты 21-23.

[156] Этот хадис передали аль-Бухари (6321), Муслим (758), Абу Давуд (4/4733) и Ибн Маджа (1/1366).

[157] Сура “аль-Хаджж” (“Паломничество”), аят 14.

[158] Сура “аль-Фатиха” (“Открывающая писание”), аят 3.

[159] Сура “аль-Кахф” (“Пещера”), аят 58.

[160] Сура “аль-Анкабут” (“Паук”), аят 21.

[161] Сура “ан-Нур” (“Свет”), аят 40.

 

К РАЗДЕЛУ IV

 

[162] См. “Маджму аль-Фатава”, т. 5, стр. 398.

[163] См. “аль-Иляль аль-Мутанахийа” (994) и “Силсилят аль-Ахадис ад-Даифа” шейха аль-Албани (223).

[164] См. “Маджму аль-Фатава”, т. 6, стр. 398.

[165] См. “Маджму аль-Фатава”, т. 6, стр. 398.

[166] Сура “аль-Бакара” (“Корова”), аят 29.

[167] Сура “аль-Бакара” (“Корова”), аят 29.

[168] Сура “аль-Инсан” (“Человек”), аят 6.

[169] Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4.

[170] Сура “аль-Муджадила” (“Препирающаяся”), аят 7.

[171] Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4.

[172] Ранние мусульманские богословы считали, что Аллах присутствует рядом с творениями Своим знанием, потому что им было прекрасно известно, что божественная сущность Аллаха находится над Троном. Принимая это во внимание, они объясняли присутствие Аллаха рядом с творениями только тем, что Он ведает о нас, видит нас, наблюдает за нами, заботится о нас, но не присутствует рядом с нами Своей божественной сущностью.

[173] Сура “аль-Муджадила” (“Препирающаяся”), аят 7.

[174] Сура “ат-Тауба” (“Покаяние”), аят 40.

[175] См. “Маджму аль-Фатава”, т. 5, стр. 103.

[176] Сура “аль-Муджадила” (“Препирающаяся”), аят 7.

[177] Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4.

[178] См. “Маджму аль-Фатава”, т. 3, стр. 142.

[179] Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4.

[180] Этот хадис передали аль-Бухари (406), Муслим (547) и другие со слов Ибн Умара, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, в следующей форме: «Если кто-нибудь из вас молится, то пусть не плюет перед собой, потому что Аллах находится перед лицом молящегося».

[181] Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4.

[182] Этот хадис передали Ахмад (1/206), Абу Давуд (4723), ат-Тирмизи (3320) и Ибн Маджа (193). Он же приводится в книгах “Шарх аль-Акида ат-Тахавийа” (294/277) и “Зиляль аль-Джанна” (577), однако цепочка рассказчиков этого хадиса слабая.

[183] См. “Маджму аль-Фатава”, т. 5, стр. 102-103.

[184] Сура “ан-Ниса” (“Женщины”), аят 82.

[185] Сура “Аль Имран” (“Семейство Имрана”), аят 7.

[186] Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4.

[187] См. книгу шейха Ибн аль-Мусали “Мухтасар ас-Саваик”, стр. 410.

[188] Именно от этого предлога произошло арабское слово “маийа” (букв. “компания, свита”; зд. “присутствие Аллаха рядом с творениями”). – Прим. пер.

[189] См. “Маджму аль-Фатава”, т. 5, стр. 103.

[190] Сура “аш-Шура” (“Совет”), аят 11.

[191] См. “Маджму аль-Фатава”, т. 3, стр. 143.

[192] См. “Маджму аль-Фатава”, т. 5, стр. 229.

[193] Сура “аль-Бакара” (“Корова”), аят 255.

[194] Сура “аль-Анам” (“Скот”), аят 18.

[195] Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 5.

[196] Сура “аль-Мульк” (“Власть”), аяты 16-17.

[197] Сура “Фатыр” (“Создатель”), аят 10.

[198] Сура “аль-Мааридж” (“Ступени”), аят 4.

[199] Сура “Аль Имран” (“Семейство Имрана”), аят 55.

[200] Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 102.

[201] Сура “ас-Саджда” (“Поклон”), аят 5.

[202] Этот достоверный хадис передали Ахмад (5/382, 394), Абу Давуд (871), ан-Насаи (1/160) и ат-Тирмизи (2/48). См. также сборник Мухаммада Насир ад-Дина аль-Албани “Ирва аль-Галиль” (333).

[203] Этот достоверный хадис передали ат-Тирмизи (2/271), Ахмад (2/433) и Ибн Маджа (4295), причем текст приведен согласно версии ат-Тирмизи. См. также “Силсилят аль-Ахадис ас-Сахиха” (1629).

[204] Этот хадис передали аль-Бухари (3344) и Муслим (1064).

[205] Этот хадис передали аль-Бухари (1013), Муслим (897) и другие.

[206] Этот хадис передали Муслим (1218), Абу Давуд (2/1905) и Ибн Маджа (2/3074).

[207] Этот хадис передали Муслим (537), Абу Давуд (1/930) и ан-Насаи (3/14-16).

[208] Дополнительные сведения о высказываниях мусульманских богословов на эту тему вы найдете в книге “Мухтасар аль-Улувв ли аль-Алий аль-Гаффар” имама аз-Захаби с уточнениями шейха Мухаммада Насир ад-Дина аль-Албани.

[209] См. книгу “Мухтасар аль-Улувв ли аль-Алий аль-Гаффар” (121/137).

[210] Сура “аш-Шура” (“Совет”), аят 11.

[211] О причинах этого можно узнать из самой статьи.

[212] Сура “Каф” (“Каф”), аят 16.

[213] Сура “аль-Вакиа” (“Неотвратимое”), аят 85.

[214] Сура “Каф” (“Каф”), аяты 16-18.

[215] Сура “аль-Анам” (“Скот”), аят 18.

[216] Сура “аль-Вакиа” (“Неотвратимое”), аят 85.

[217] Сура “аль-Кийама” (“Воскресение”), аят 18.

[218] Сура “Худ” (“Худ”), аят 74.

[219] Сура “аль-Камар” (“Месяц”), аят 14.

[220] Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 39.

[221] Очевидный смысл этих откровений вызывает сомнение у некоторых людей, потому что в обеих аятах используется арабское слово “айн” (букв. “глаз”; зд. “присмотр”). – Прим. пер.

[222] Сура “Йусуф” (“Йусуф”), аят 2.

[223] Сура “аш-Шуара” (“Поэты”), аяты 192-195.

[224] Ибн Касир в толковании 14-го аята из суры “аль-Камар” (“Месяц”) писал: «Это означает, что ковчег плыл по Нашему велению, под Нашим присмотром и под Нашей опекой».

[225] Этот хадис передал аль-Бухари (6502).

[226] Этот хадис передали аль-Бухари (2675) и Муслим (13/7405).

[227] Сура “аль-Бакара” (“Корова”), аят 186.

[228] Сура “аль-Фаджр” (“Заря”), аяты 21-23.

[229] Сура “аль-Анам” (“Скот”), аят 158.

[230] Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 5.

[231] Этот хадис передали аль-Бухари (6321), Муслим (758), Абу Давуд (4/4733) и Ибн Маджа (1/1366).

[232] Этот хадис передали аль-Бухари (11410), Муслим (1013), ат-Тирмизи (661-662), ан-Насаи (2525), Ибн Маджа (1842) и Ахмад (2/268) со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Всевышний Аллах.

[233] См. “Маджму аль-Фатава”, т. 5, стр. 466.

[234] Этот хадис передали Муслим (482) и другие.

[235] Сура “Аль Имран” (“Семейство Имрана”), аяты 190-191.

[236] Этот хадис передали аль-Бухари (1117) и другие.

[237] Сура “Йа Син” (“Йа Син”), аят 71.

[238] Сура “аш-Шура” (“Совет”), аят 30.

[239] Сура “ар-Рум” (“Римляне”), аят 41.

[240] Сура “Аль Имран” (“Семейство Имрана”), аяты 181-182.

[241] Сура “аль-Бакара” (“Корова”), аят 79.

[242] Сура “Сад” (“Сад”), аят 75.

[243] Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 89.

[244] Сура “аль-Фатх” (“Победа”), аят 10.

[245] Сура “аль-Фатх” (“Победа”), аят 10.

[246] Сура “аль-Фатх” (“Победа”), аят 18.

[247] Сура “ан-Ниса” (“Женщины”), аят 80.

[248] Сура “аль-Фатх” (“Победа”), аят 10.

[249] Этот хадис передал Муслим (2569).

[250] Сура “аль-Бакара” (“Корова”), аят 245.

[251]

К РАЗДЕЛУ «ЗАКЛЮЧЕНИЕ»

 

[251] Сура “ас-Саджда” (“Поклон”), аят 34.

[252] Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аяты 120-121.

[253] См. “Маджму аль-Фатава”, т. 4, стр. 72.

[254] См. “Маджму аль-Фатава”, т. 5, стр. 556.

[255] См. “Маджму аль-Фатава”, т. 16, стр. 471.

[256] Сура “Фуссылат” (“Разъяснены”), аят 42.

[257] Сура “аль-Хашр” (“Сбор”), аят 7.

[258] См. “Маджму аль-Фатава”, т. 6, стр. 359.

[259] См. “Маджму аль-Фатава”, т. 6, стр. 310.

[260] Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 44.

[261] Сура “аш-Шура” (“Совет”), аят 11.

[262] См. “Адва аль-Байан”, т. 2, стр. 319.

[263] Имеются в виду имамы Абу Ханифа, Малик б. Анас, Мухаммад б. Идрис аш-Шафии и Ахмад б. Ханбаль, да смилостивится над ними Аллах. – Прим. пер.

[264] Этот хадис передали Муслим (1718) и другие.

[265] Этот хадис передали аль-Бухари (6104), Муслим (60) и другие.

[266] Этот хадис передали аль-Бухари (3508), Муслим (61) и другие.

[267] Сура “ан-Ниса” (“Женщины”), аят 115.

[268] Сура “ат-Тауба” (“Покаяние”), аяты 115-116.

[269] Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 106.

[270] Этот хадис передали аль-Бухари (6309) и Муслим (2747).

[271] Имеются в виду люди, которые сознательно совершают неверие или исповедуют воззрения, которые выводят их из лона ислама. Что же касается мусульман, которые совершают менее тяжкие грехи, то они не становятся неверующими, даже если делают это сознательно. – Прим. пер.

[272] См. “Маджму аль-Фатава”, т. 12, стр. 180.

[273] Этот хадис передали аль-Бухари (7506), Муслим (2756) и другие.

[274] См. “Маджму аль-Фатава”, т. 3, стр. 229.

[275] Сура “ан-Ниса” (“Женщины”), аят 165.

[276] См. “Маджму аль-Фатава”, т. 35, стр. 165.

[277] Сура “аль-Анам” (“Скот”), аят 153.

[278] Сура “аль-Муминун” (“Верующие”), аят 71.

[279] Сура “аль-Бакара” (“Корова”), аят 186.

 

К ПРИЛОЖЕНИЮ

 

[280] Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4.

[281] Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 128.

[282] Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 46.

[283] Сура “ат-Тауба” (“Покаяние”), аят 40.

[284] Этот слабый хадис передали ат-Табарани и Абу Нуейм. См. “Силсилят аль-Ахадис ад-Даифа” (2589) и “Даиф аль-Джами ас-Сагир” (1002).

[285] Если ранние мусульмане и богословы были единодушны в каком-либо из вопросов, касающихся религиозных убеждений, то для тех, кто придерживается иной точки зрения, не может быть оправдания. И если богослов ошибается, вынося самостоятельное суждение по основным вопросам религии, несмотря на то, что ему известны достоверные предания о взглядах ранних мусульман по этому поводу, то мы не можем сказать, что он получает награду за подобное ошибочное суждение. Напротив, мы называем его еретиком.

Когда Хафс аль-Фард во время дискуссии с имамом аш-Шафии, да смилостивится над ним Аллах, назвал Коран творением, тот обвинил его в неверии и сказал: «Клянусь Аллахом, издать фетву, которую люди сочтут неправильной, для богослова будет лучше, чем вымолвить слово, после которого его назовут неверующим. Ничто я не ненавижу так сильно, как калам и его приверженцев».

Процитировав это высказывание, имам аз-Захаби в своем труде «Сийар Алам ан-Нубала» сказал: «Это свидетельствует о том, что Абу Абдуллах (имеется в виду аш-Шафии) считал, что ошибка в религиозных убеждениях отличается от ошибки при вынесении самостоятельного суждения по второстепенным вопросам».

Хорошо известен и случай, произошедший между Умаром б. Аль-Хаттабом и Субейгом аль-Ираки, который выискивал иносказательные тексты и оправдывал свои действия тем, что искал знания. Умар сурово наказал его, приказал его высечь и объявил ему бойкот. Люди не общались с ним в течение целого года, пока не убедились в искренности его раскаяния, несмотря на то, что прежде он был уважаемым человеком в своем племени. И никто не оправдывал его действия тем, что он якобы опирался на самостоятельное суждение.

Таким же образом поступают джахмиты, мутазилиты, ашариты, хабашиты, унаследовавшие ошибочные взгляды от своих предшественников, и другие еретики. Они выискивают в Коране и Сунне тексты, которые нуждаются в толковании, и неправильно истолковывают их. И хотя их наставникам прекрасно известны воззрения ранних мусульман по этому поводу, многие из них открыто выступают против них.

Имам ан-Навави в комментариях к «ас-Сахиху» имама Муслима (12/241) писал: «Разногласия допустимы при вынесении самостоятельных суждений по второстепенным вопросам. Что же касается основных вопросов, затрагивающих единобожие, то суждение по ним может быть только одним. Это мнение разделяли все авторитетные богословы, кроме Абдуллаха б. Аль-Хасана аль-Абтари и Давуда аз-Захири, которые разрешали самостоятельно исследовать и эти вопросы».

Мы уже упомянули в предисловии высказывание имама Малика, который отвергал свидетельство еретиков, и слова имама аш-Шафии, переданные аль-Караджи. И если бы подобная ересь имела оправдание, то богословы не стали бы отвергать их свидетельства и отрекаться от них.

Крупный знаток хадисов и выдающийся комментатор Корана, имам Мухаммад б. Джарир ат-Табари разъяснил условия, при которых ошибка при вынесении самостоятельного суждения, может быть оправдана. В своей книге «ат-Табсир фи Маалим ад-Дин» (стр. 113) он писал: «Богословы, которые приняли неправильное решение, но обосновали свою точку зрения, делятся на две категории. К первой из них относятся те, которые ошиблись по уважительной причине и получили награду за то, что самостоятельно исследовали вопрос, изучили его и искали истину. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, по этому поводу сказал: «Кто принял решение на основании собственного суждения, и оно оказалось правильным, тот получит двойное вознаграждение. А кто принял решение на основании собственного суждения и ошибся, тот получит простое вознаграждение». Это относится к ошибкам в тех вопросах, в которых доводы в пользу правильного мнения запутанны и неконкретны. Ведь часто бывает, что правильное мнение подтверждается доказательствами, которые отличаются от ошибочных доводов, но это остается полностью сокрытым для многих из тех, кто ищет истину. Ко второй же категории относятся те, чьи ошибки не заслуживают оправдания, кто несет за них ответственность. Это касается ошибок, которые необходимо исправлять и которые не могут быть оправданы неведением. Это касается тех положений, которые подкрепляются конкретными, незапутанными и совершенно очевидными доказательствами».

Далее он сказал: «Что же касается тех вопросов в религии Аллаха, которые должен знать каждый, кто несет ответственность за свои поступки, то к ним относятся такие положения, которые подтверждаются конкретными и незапутанными, ясными и очевидными доказательствами. Сюда относятся вера в единство Всевышнего Аллаха, знание о Его именах и качествах, осознание Его справедливости. Объясняется же это тем, что каждый здоровый и нормальный человек, достигший зрелого возраста, непременно знаком с ясными доказательствами единства Преславного Господа. Таким людям предельно ясна истинность этого, и поэтому неведение об именах Аллаха им непростительно. И если они умирают в таком состоянии, то Аллах включает их в число тех, кто упрямо противился Ему после того, как узнал о Нем и о Его господстве. На них распространяются такие же законы в этом мире и такое же наказание в будущей жизни. Великий Аллах сказал: «Скажи: «Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? О тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо? Это – те, кто не уверовал в знамения своего Господа и во встречу с Ним. Тщетны будут их деяния, и в День воскресения Мы не отпустим им никакого веса» (18:103-105). Таким образом, если человек поступает не так, как угодно Аллаху, полагая при этом, что его деяния угодны Ему, то в этом мире его можно называть так же, как и тех врагов Аллаха, которые упрямо противятся Ему и отрицают Его господство, прекрасно зная о нем. А в будущей жизни все они будут собраны вместе и получат наказание. Следовательно, тот, кто пытается самостоятельно найти истину и ошибается в вопросах о единстве Аллаха, Его именах и качествах, божественной справедливости, подобен тому, кто упрямо отрицает эту истину, поскольку доказательства этого очевидны и непреложны. И если Великий и Могучий Аллах в одинаковой степени лишил оправдания эти две категории людей, то они должны получить одинаковое наказание и вкусить одинаковые страдания».

[286] Сура “аш-Шура” (“Совет”), аят 11.

[287] Сура “Марйам” (“Марйам”), аят 65.

[288] Сура “аль-Ихлас” (“Чистое вероисповедание”), аяты 3-4.

[289] См. “Маджму аль-Фатава”, т. 5, стр. 87.

[290] Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4.

[291] Этот хадис передали аль-Бухари (406), Муслим (547) и другие.

[292] Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4.

[293] Этот хадис передали Ахмад (1/206), Абу Давуд (4723), ат-Тирмизи (3320) и Ибн Маджа (193). Он же приводится в книгах “Шарх аль-Акида ат-Тахавийа” (294/277) и “Зиляль аль-Джанна” (577), однако цепочка рассказчиков этого хадиса слабая.

[294] См. “Маджму аль-Фатава”, т. 5, стр. 102-103.

[295] Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4.

[296] Сура “аль-Муджадила” (“Препирающаяся”), аят 7.

[297] Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 46.

[298] Сура “ат-Тауба” (“Покаяние”), аят 40.

[299] Сура “аль-Анфаль” (“Добыча”), аят 46.

[300] Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4.

[301] Сура “ат-Тауба” (“Покаяние”), аят 40.

[302] Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 128.

[303] Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 46.

[304] См. “Маджму аль-Фатава”, т. 5, стр. 103.

[305] Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 128.

[306] См. книгу шейха Ибн аль-Мусали “Мухтасар ас-Саваик”, стр. 409.

[307] См. книгу Мухаммада Халиля Харраса “Шарх аль-Акида аль-Васитийа”, стр. 115.

[308] Сура “аль-Бакара” (“Корова”), аят 255.

[309] Сура “аз-Зумар” (“Толпы”), аят 67.

[310] Сура “аль-Бакара” (“Корова”), аят 255.

[311] Сура “аль-Аля” (“Всевышний”), аят 1.

[312] Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 60.

[313] Сура “Гафир” (“Прощающий”), аят 12.

[314] Сура “аль-Анам” (“Скот”), аят 18.

[315] Сура “аль-Мульк” (“Власть”), аяты 16-17.

[316] Сура “аль-Мааридж” (“Ступени”), аят 4.

[317] Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 102.

[318] Этот хадис передали аль-Бухари (3344) и Муслим (1064).

[319] Это – отрывок из слабого хадиса, который передали Ахмад (1/206), Абу Давуд (4723), ат-Тирмизи (3320) и Ибн Маджа (193).

[320] Этот хадис передали Муслим (1218), Абу Давуд (2/1905) и Ибн Маджа (2/3074).

[321] Этот хадис передали Муслим (537), Абу Давуд (1/930) и ан-Насаи (3/14-16).

[322] Дополнительные сведения о высказываниях мусульманских богословов на эту тему вы найдете в книге “Мухтасар аль-Улувв ли аль-Алий аль-Гаффар” имама аз-Захаби с уточнениями шейха аль-Албани.

[323] Сура “ан-Ниса” (“Женщины”), аят 82.

[324] См. “Шарх аль-Акида аль-Васитийа”, стр. 115.

[325] Сура “аш-Шура” (“Совет”), аят 11.

[326] См. “Маджму аль-Фатава”, т. 3, стр. 143.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.21 с.)