Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коростовцев Михаил Александрович Религия Древнего Египта↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Коростовцев Михаил Александрович Религия Древнего Египта Введение · Внимание религии древнего Египта в разное время уделяли: Геродот, Диодор Сицилийский, Плутарх, Яблоньский в своём труде "Pantheon Aegyptiorum" (1701). Однако их исследования не имели научного значения. · Прорыв осуществил Ф. Шампольон, который начал расшифровывать иероглифы. (1822). · После вклад в изучение данного вопроса внесли: Эрман, X. Кеес, Я. Черны, Ж. Вандье, Э. Дриотон, С. Донадони, X. Бонне, Моренц,Морэ, Брестеда, Зете (автор монографии, реконструирующий историю Египта), Масперо (доказал, что религия Египта развивается). · Актуальность работы обосновывается тем, что отсутствует оригинальная обобщающая работа по египетской религии русском языке. Не существует так же труда написанного с позиций исторического материализма. · В Египте не было единой церковной организации, однако сильное влияние на развитие религии оказывали традиции. Фетишизм и тотемизм. Культ животных · Фетишизм - почитание материальных предметов, вещей, чувственно воспринимаемых объектов, которым суеверная фантазия приписывает сверхъестественные способности. · Тотемизм - идея коллективного родства людей с животными – тотемами. · Согласно А. Видеману, египтяне видели некую таинственность во всех окружающих его предметах. Это и стало почвой для возникновения тотемизма. Так же возник культ животных из-за явного сходства поведения зверя и человека. Автор считает, что первопричиной возникновения культа является низкая ступень культурного развития. · Фетишизм и тотемизм появились в додинастическом Египте и распространились на всю его территорию. · Кеес пытался оспорить существование тотемизма. · Существовали культы: Быка Аписа (открыл Мариетт), чёрного быка Мневиса, быка Буфиса, коров, крокодилов. Магия · Иррациональное мышление, чувство бессилия человека перед природой породило иллюзорный взгляд на окружающий мир, который впоследствии приобретает мировоззренческий характер. · Три принципа магии: принцип сходства, принцип замещения ("симпатическая" магия) и вера в чудодейственную силу слова (магия слова). · Египетские тексты о магии можно разделить на три группы: 1) предназначенные для использования в земной жизни (лечение, сглаз врага); 2) для обеспечения умершему вечной жизни в потустороннем мире;3) для установления контактов живых с умершими, богами и духами. · У богов было много имен: одно подлинное, другие - общеупотребительные клички. Знание тайного имени давало власть над его обладателем. Местные боги (религиозная география) · Все божества разделены на божества общеегипетские и божества локальные, связанные с определенной местностью. · Местный бог явлён либо в форме животного, либо в форме человека с животными частями тела (антропоморфизация). · Существует местная мифология. · Местный бог - демиург, творец богов и мира, он выше всех других богов; · Вокруг бога местного центра группируются боги населенных пунктов, подчиненных этому местному центру. Распространены группировки в виде триады: бог-отец, богиня-мать, бог-сын. · В Гелиополе почитали бога Атума, в Абидосе – Осириса, в Элефантине – Хнума, в Сехеле – Анукет, в Шмуне - Тоту… · Один и тот же бог мог быть покровителем разных населённых пунктов. Гелиополь · Самый древний и крупный религиозный центр Египта после столицы Фив. Однако очень плохо сохранился. · Сведения о религиозных памятниках Гелиополя: 1)Заметка географа Страбона (город находиться в состоянии полного упадка); 2)папирус Харрис I (дары Рамсеса IIIгороду); 3) «Тексты пирамид». · Священные животные Гелиополя: чёрный бык Мневис, божественная львиная пара, птица феникс, бог Сепа в виде тысяченожки, жук. · Мифология состоит в основном из сказок о богах и героях, о создании и организации вселенной, о сотворении людей, о началах цивилизации. · Атум - главный, изначальный бог, который создал сам себя из Нуна – океана. Он создал Бога Шу (бог, разделяющий небо и землю) и богиню Тефнут (женское дополнение Шу); эта пара родила бога Геба (земля) и богиню Пут (небо). От Геба и Нут произошли две пары: Осирис и Исида, Сетх и Нефтида. Мемфис · Мемфис был расположен на западном берегу Нила, в верховье Дельты. Абд-эль-Латиф утверждал, что развалины Мемфиса были грандиозны и тянулись от Дашура до Гизы. Город был резиденцией фараона · Менес был основателем первой династии. · Боги Мемфиса: Пта (главный бог, творец всех богов, покровитель ремесел), Сехмет (жена Пта), Нефертум (сын Пта), Амон, Ра, Хатхор, Анубис, Себек, Осирис, Сопду, богини Семат, Шесмет, Таурт. Гермополь · Гермополь расположен в Среднем Египте, на западном берегу Нила. Греки называли этот город Гермополем, так как отождествляли главного бога города - бога Тота - со своим Гермесом. От древнего Гермополя ничего не осталось. · Боги Гермополя: Тот (главный Бог, покровитель города, возможно, бог луны, магии), Нун и Наунет (первобытный океан), Хух и Хаухет (бесконечность пространства), Кук и Каукет (мрак), Амон и Амаунет (невидимое). Изображались боги с головами лягушек, а богини - с головами змей. · В качестве супруги Тота чаще всего фигурирует богиня письма Сешат, затем богиня истины Маат и, наконец, Нехемауит. · Теогония и космогония города:1)появление из первобытного океана первозданного холма на месте Гермополя; 2) возникновение на холме чудесного лотоса; 3) рождение из этого лотоса бога-ребенка с пальцем у рта. 4) бог-ребенок порождает других богов и людей. Фивы · Фивы располагались на восточном и западном берегах Нила. На восточном берегу расположен центр города. Здесь находилась резиденция царей. На западном берегу - располагались заупокойные храмы фараонов, знаменитые Долины царей и цариц. · Фивы как религиозный центр возвысились позже, чем Мемфис и Гелиополь. Это связано с экономическим и политическим развитием города. · Местный бог Фив – Монту (голова сокола, возможно, является богом-победителем). Так же почитался Амон (храм в честь него назывался Ипетсут), вскоре культ этого бога стал общегосударственным. · Лейденский папирус № 1350 (XIII в. до н.э.):1)Явившись в образе гуся, "великого гоготуна", Амон "начал говорить среди молчания". 2)Он создал твари, чтобы они жили, он указал путь для людей, и их сердца живут, когда они видят его". Амон – вездесущий, невидим, он оживляет и даёт жизнь Эсне. Общая характеристика теогоний и космогоний. · Эсне находится на западном берегу Нила, к югу от Арманта. · Божества Эсне: Хнум (демиург, бог плодовитости, бог-гончар, его образ – овн) и Небту (жена Хнума), также здесь поклонялись местной богине Менхет. · Теогонии и космогонии (общее): ü До создания мира существовал первобытный океан, олицетворенный богом Нуном. Египтяне пришли к этому выводу, наблюдая за бескрайним Нилом. üИз Нуна появился и демиург - в виде солнца и света. Он возникал сам собой и создавал других богов и весь мир. В Гелиополе, Мемфисе, Фивах - это Ра, Пта, Амон, в Гермополе - это огдоада (8 богов). üЛюди существуют хронологически до богов. Возможно, они возникли из слез бога Ра, или же их создавал бог Хнум на гончарном круге. üДемиург ведет постоянную борьбу за его бытие против сил хаоса и мрака. Фаюм, Гераклеополь, Ассиут · К западу от долины Нила расположен оазис Ливийский пустыни - Фаюм. На территории оазиса находилось озеро - Мерис. Главный город оазиса - Шедит. · Главный бог Шедита - Себек (демиург, водное царство и плодородие), воплощенный в крокодиле. В качестве доброго бога Себек выступает помощником бога Ра и Осириса в их борьбе против мрака. Но чаще он имеет обличие бога, враждебного Ра и Осирису. Это связано с тем, что египтяне по-разному относились к крокодилу. Себекет – жена демиурга. · Гераклеополь располагался на западном берегу Нила, восточнее Бахр-эль-Юсуфа.Во времена VI и Х династий город играл ведущую роль в культурной жизни Египта. · Главный бог Гераклеополя – Хершеф (человек с головой овна, демиург). · Ассиут расположен на западном берегу Нила, на плодородной равнине. К западу от города находятся захоронения номархов древнего Саути. · Главным местным бог Саути – Упуаут (проводник, разведчик). Также поклонялись и Анубису, шакалоподобному богу, слившемуся впоследствии с Упуаутом. Анубис упоминается то как сын богини Бастет, то как сын Осириса, то как сын белой божественной коровы Хесат. Тинис, Дендера, Коптос. · Где находиться Тинис точно не известно. · Главным бог Тиниса – Инхар (Онурис), покровитель охоты. Его жена - Мехит. Сын - Инмутеф, которого сопоставляли с Хором. Онурис часто уподобляется богу Шу. · Иун-та-нечерт расположен южнее современной Кены, на самой границе Ливийской пустыни с долиной Нила. Рядом находится селение Дендера. · Главный бог Дендера – богиня Хатхор (небо, любовь, веселье, пляска и музыка). · Египетские богини, несмотря на все различия, являются ипостасями одного и того же женского божества - матери. · Коптос - город на восточном берегу Нила, чуть севернее Фив. · Главные божества Коптоса: бог Мин (плодородие), его жена богиня Исида и сын Хор. Эдфу и Хор Бехдетский · Эдфу - город в Верхнем Египте, на западном берегу Нила, между Гебель Сильсилой и Фивами. Здесь расположен храм Хора Бехдетского (великое очень хорошо сохранившееся архитектурное сооружение, раскопал Мариетт). · Обожествляли в Эдфу сокола и Хора (Хоров - богов было много, например, Хор старший и младший из мифа об Осирисе, Хор безглазый, который похож на Атума). · Хор-Бехдетский обычно выделяется из остальных, но часто сравнивается с Хором – сыном Исиды. Он - солнечное божество - Крылатый Диск (солнца). Позже его изображение стало всеобщей эмблемой высшей святости, оно имеется при входе во все египетские храмы. Храмы и жречество · От времени Древнего царства (до Vдинастии) храмов не сохранилось, за исключением храмов при гробницах фараонов. · Каждый фараон V династии воздвигал храм солнца ("Горизонт Ра", "Удовлетворение Ра", храмы не сохранились). Раскопки показывают, что 6 царей V династии построили их в местности Абу-Гураб. Обнаружены остатки - храма Усеркафа и храма Ниусерра (раскопки Рике, Борхардта). · Храм похож на обнесённый стеной обелиск с жертвенником. · Из Нового царства сохранились храмы с XVIII династии. · Храм в форме прямоугольника, окружённый стеной, на входе – статуи сфинксов, внутри – статуя царя и молельня, которая могла состоять из нескольких комнат. Внутри молельни статуя бога, рядом жены и сына (Карнакский (сохранилось много фресок и рисунков, хороший источник) и Луксорский (огромный храм Амона)). Храм был «домом» Бога. · Жрецам хорошо платили, профессия – престижна. Возможно, была борьба между светской властью и жрецами. · Бог имел свой клир, возглавлял который жрец, назначаемый фараоном. Ему подчинялись хемнечеры (рабы божьи), херихебы (чтецы, работающие в «домах» жизни). В клир входили певцы и музыканты. Были и жрицы (женщины-жрецы). Культ · Задача культа – удовлетворение земных потребностей Бога (еда, питьё, одежда...) Не сильно требовалось жрецу выполнять нормы морали и поведения. · На ежедневных богослужениях внутри храма народ не присутствовал, был лишь жрец. Изображение божества хранилось в наосе, каменном сооружении с дверцами, которые опечатывались. Бога переодевали, мыли, кормили и подносили статуэтку Маат, что символизировало порядок в Египте. Жрецы «отчищались» в прудах 3-4 раз в день. · Было много праздников в честь бога (Прекрасный праздник долины - Амона) · Жертвоприношения - быки, антилопы, плоды, пиво, молоко. Людей не приносили в жертву! · Был обряд «отверзания уст» (к губам умершего подносили статуэтку Бога). Существовали оракулы, у которых часто спрашивали вопросы политического и бытового характера. Были и мистерии (театральные представления о богах) Потусторонний мир · Слово «Иминти» означает запад и потусторонний мир. Восток - это место, возлюбленное богами, место где восходит солнце. Фараон умирая улетает в виде птицы или насекомого на восток, потому что он полубог. Царь после смерти приближён к богам. · Возможно плавание в восточную часть (в могилах часто находят лодки). Перевозил умершего особый перевозчик. Основной критерий перевозки – знание магии, а не нравственные качества. · Простые смертные после смерти занимались теми же делами, что и при жизни. Живые через магию могут передавать покойным различные вещи, которые помогут в загробной жизни. · Происходит демократизация культа(крестьянский рай). · Ушебти – маленькие статуэтки, которые ложились в гробницу. Они магией могли производить в загробном мире физические работы, к которым мог оказаться призванным умерший. · Покойному писали письма. Идея загробного суда · Гарантами вечной жизни в загробном мире были ритуальная чистота и магия. Мораль не играла большой роли, но имела место быть (необходимо давать милостыню, уважать родителей…). С течением времени роль морали увеличивалась. · Суд происходит или на небе, или в ладье бога солнца, или на потустороннем острове Огня, или в Гелиополе или Абидосе. Судьи чаще всего - Ра и Осирис. Практиковали взвешивание сердца (раннее представление). · Для вечной жизни наряду с магией, необходимабезупречная земная жизнь (125-я глава "Книги мертвых"). Умерший оправдывается перед 42мя судьями, Ра и Осирисом затем демонстрирует свои магические умения. Суд происходит в чертоге двух истин (двух Маат). Приговор – оправдательный. Различий между богатыми и бедными нет. · Вскоре мораль полностью вытеснила ритуал. Появление ада. Наказание – полное уничтожение души и тени. Религиозное мышление · Египет населён религиозно разобщенным населением. Значит, здесь нет единой церкви. Развит синкретизм. · Авторитет бога зависит от авторитета города, в котором его почитали. · Существовало объединение богов в троицы: отец, мать и сын. Часто нескольких божеств сливают в одно. · Возник некоторый скептицизм в отношении загробной теории. Египет и библия · В библии написано о пребывании евреев в Египте и об их бегстве оттуда под руководством Моисея. · С начала Нового царства контакт Египта и Израиля - постоянен. · Существовали поселения евреев в Саккаре, Эдфу, Гермополе. · В еврейских общинах прививались культы египетских богов (совпадения между притчей Соломоновых и "Поучением Аменемопе"). · Есть сходство между космогониями: египетский демиург и библейский творец мира Яхве создали мир при помощи божественного слова. Плюс Яхве представлен как птица с гигантскими крыльями. Египет и античный мир · Культы египетских божеств "вжились" в религию античности и приобрели местный колорит, иногда отличный от оригинала. · На вазах появляются антропоморфные божества. · Навкратис – греческий город в Египте, сыгравший роль в сближении культур этих стран (распространение культа Исиды). Египет и христианство · Египет был одним из центров догматики и морали христианства. (Фр. Лекса). · Христианство распространялось в Египте с апостолом Марком. Значит христианство пришло в Египет в готовом виде. · В Греции христианство являлось государственной религией, поэтому проникало в Египет (например, распространено в Александрии). Египетская церковь и государство борется с язычеством. · После падения язычества Египет стал христианским; начиная с VII века н.э. христианство начало вытесняться исламом. Коростовцев Михаил Александрович Религия Древнего Египта Введение · Внимание религии древнего Египта в разное время уделяли: Геродот, Диодор Сицилийский, Плутарх, Яблоньский в своём труде "Pantheon Aegyptiorum" (1701). Однако их исследования не имели научного значения. · Прорыв осуществил Ф. Шампольон, который начал расшифровывать иероглифы. (1822). · После вклад в изучение данного вопроса внесли: Эрман, X. Кеес, Я. Черны, Ж. Вандье, Э. Дриотон, С. Донадони, X. Бонне, Моренц,Морэ, Брестеда, Зете (автор монографии, реконструирующий историю Египта), Масперо (доказал, что религия Египта развивается). · Актуальность работы обосновывается тем, что отсутствует оригинальная обобщающая работа по египетской религии русском языке. Не существует так же труда написанного с позиций исторического материализма. · В Египте не было единой церковной организации, однако сильное влияние на развитие религии оказывали традиции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.93.167 (0.014 с.) |