Танис. Азиатские боги египетского пантеона. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Танис. Азиатские боги египетского пантеона.



· Танис расположен в Дельте, близ озера Менза-ла.

· Во время господства гиксосов (азиатское кочевое племя)в Танисе был культ бога Сутеха (Стех) – бога грозы, часто отождествляется с семитским Баалом. Так же почитали Пта, Амона, Ра.

· два представления о боге Сетхе: 1)он защитник Ра и враг Апопи; 2) жестокое и даже подлое существо, воплощение зла.

· Внедрение сиро-палестинских и других азиатских культов в египетскую религию - обычное явление. (Богиня Иштар – война, лечение больных, Анат, Аштарта, Кадеш, Решеп).

13. Абидос, Осирис и Исида

· Абидос расположен на западном берегу Нила, недалеко от Тиниса – главный город нома. Вблизи него возникла доисторическая культура Накада.

· Древнейшим местным богом в Абидосе был Хентиментиу (царь умерших, изображался в виде собаки)

· Осирис (царь преисподней, возможно, бог растительности и лунный бог) и его жена Исида являются важными фигурами египетского пантеона. Исида и Осирис полюбили друг друга в чреве матери, Осирис начал править, но его возненавидел Тифон (Сет), убил его при помощи сундука, спустил в море, сундук выбросило на берег Библа, из сундука выросло дерево, Исида освободила сундук от корней и укрыла его близ города Буто, где находился сын Хор. Сетх рассек тело на 14 частей, Исида разыскала все части тела мужа, за исключением фаллоса, проглоченного нильской рыбой. Каждую часть тела она хоронила отдельно - отсюда множество погребений Осириса. Скоро Осирис вернулся из преисподней и подготовил сына Хора к отмщению. Хор начал неутомимую и длительную войну против Тифона и победил.

· Источники об Осирисе: «Тексты пирамид», «Книга мертвых», гимны Осирису на стеле С-286 Лувра, сказка о Хоре и Сетхе, стела «Гор на крокодилах» и т.д.

Эдфу и Хор Бехдетский

· Эдфу - город в Верхнем Египте, на западном берегу Нила, между Гебель Сильсилой и Фивами. Здесь расположен храм Хора Бехдетского (великое очень хорошо сохранившееся архитектурное сооружение, раскопал Мариетт).

· Обожествляли в Эдфу сокола и Хора (Хоров - богов было много, например, Хор старший и младший из мифа об Осирисе, Хор безглазый, который похож на Атума).

· Хор-Бехдетский обычно выделяется из остальных, но часто сравнивается с Хором – сыном Исиды. Он - солнечное божество - Крылатый Диск (солнца). Позже его изображение стало всеобщей эмблемой высшей святости, оно имеется при входе во все египетские храмы.

Некоторые другие локальные и нелокальные божества. Представление египтян о божестве

· В Египте было не менее 5000 божеств (Е. Бадж).

· Кошачья богиня Бастет. Город её культа –Бубастис. Она сходна с греческой Афродитой и храм её очень красив.

· Бог Сопду. Город его культа – Сафт – эль – Хенне. Изображался, как соколиный бог, поэтому отождествляется с Хором.

· На окраине Фаюма, в Мединет Мади, локальной богиней была Рененутет. Культ Рененутет был популярен в Фивах, где она была покровительницей урожая.

· В Бусирисе почитался Анеджти, позднее слившийся с Осирисом. Изображался он как человек, с инсигниями царя.

· Бог Хапи – бог реки Нила

· Маат – богиня правды, истины, справедливости, правопорядка. (изображается как женщина со страусовым пером в голове).

· Сешат – богиня счёта и письма (женщина с семиконечной звездой на голове).

· Бог Нехебкау(змей с человеческими ногами).

· Египетские боги изображались: 1) в виде животных и фетишей, 2)в облике людей с головой животного 3)в виде людей.

Фараон. Обожествление людей.

· Одна из версий (Тураев) заключается в том, что Египтяне считали фараона (пер «Дом великий») божеством. Они создали своих богов по образу своих царей.

· Весь мир был создан верховным богом Ра. Он был не только создателем, но и царем богов и людей, Ра - первый фараон. (Фараоном был и Хор)

· Фараон не просто объявлялся "сыном Ра", но и был рожден царицей от Pa, представшего в образе фараона. (V-ю династию основала женщина, родившая трёх детей от Ра).

· Фараонам сооружались храмы (Рамсес II) и праздновался Хеб-сед (цель: обновление сил правителя).

· Божественная природа фараона не что иное, как результат религиозно-политических убеждений. (Ж. Позенер).

· «Отцом» фараона является локальный бог.

· Однако фараона можно считать и посредником между богом и человеком.

· Обожествляться могла и высшая бюрократия (везир Иси).

Храмы и жречество

· От времени Древнего царства (до Vдинастии) храмов не сохранилось, за исключением храмов при гробницах фараонов.

· Каждый фараон V династии воздвигал храм солнца ("Горизонт Ра", "Удовлетворение Ра", храмы не сохранились). Раскопки показывают, что 6 царей V династии построили их в местности Абу-Гураб. Обнаружены остатки - храма Усеркафа и храма Ниусерра (раскопки Рике, Борхардта).

· Храм похож на обнесённый стеной обелиск с жертвенником.

· Из Нового царства сохранились храмы с XVIII династии.

· Храм в форме прямоугольника, окружённый стеной, на входе – статуи сфинксов, внутри – статуя царя и молельня, которая могла состоять из нескольких комнат. Внутри молельни статуя бога, рядом жены и сына (Карнакский (сохранилось много фресок и рисунков, хороший источник) и Луксорский (огромный храм Амона)). Храм был «домом» Бога.

· Жрецам хорошо платили, профессия – престижна. Возможно, была борьба между светской властью и жрецами.

· Бог имел свой клир, возглавлял который жрец, назначаемый фараоном. Ему подчинялись хемнечеры (рабы божьи), херихебы (чтецы, работающие в «домах» жизни). В клир входили певцы и музыканты. Были и жрицы (женщины-жрецы).

Культ

· Задача культа – удовлетворение земных потребностей Бога (еда, питьё, одежда...) Не сильно требовалось жрецу выполнять нормы морали и поведения.

· На ежедневных богослужениях внутри храма народ не присутствовал, был лишь жрец. Изображение божества хранилось в наосе, каменном сооружении с дверцами, которые опечатывались. Бога переодевали, мыли, кормили и подносили статуэтку Маат, что символизировало порядок в Египте. Жрецы «отчищались» в прудах 3-4 раз в день.

· Было много праздников в честь бога (Прекрасный праздник долины - Амона)

· Жертвоприношения - быки, антилопы, плоды, пиво, молоко. Людей не приносили в жертву!

· Был обряд «отверзания уст» (к губам умершего подносили статуэтку Бога). Существовали оракулы, у которых часто спрашивали вопросы политического и бытового характера. Были и мистерии (театральные представления о богах)

Представления египтян о загробной жизни

· Погребения в неолите: в основном хоронили головой на юг, в эмбриональном положении, на левом боку, на запад (значит загробный мир находиться на западе). В могиле есть предметы быта, тела часто обёрнуто шкурами. Человек продолжает жить после смерти.

· Идея о необходимости сохранения тела для будущей жизни привела к возникновению мумификации.

· Ба - воображаемое существо, представлявшее собой душу человека и душу богов (птица с человеческой головой). Душа бессмертна, но она не могла выходить из могилы

· Ка не имеет определённого значения. Например, ка находиться в ином мире, чтобы встретить умершего, направляющегося к своему ка. Или же ка означает жизненную силу. Ка так же понимается как двойник.

· Ах означает дух (хохлатый ибис). Шу – тень человека. Сердце – самостоятельное существо внутри человека.Сах – мумия.

Типы египетских гробниц, Мумии, Основные моменты заупокойного культа

· «Большие пирамиды» в Гизе построены фараонами IV династии: Хуфу (Хеопс, высота 146, длина 230), Хафра (Хефрен), Менкаура (Микерин). Внутри – саркофаг с мумией царя. Древнейшая из пирамид - пирамида основателя III династии Джосера (первая половина III тысячелетия до н.э.), самая поздняя - пирамида фараона XIII династии Хенджера (XVIII в. до н.э.). У каждой пирамиды есть свой храм. Кенотафы – ложные гробницы.

· Знать хоронили рядом с фараоном (мастаба). Сердаб – скульптурная копия умершего, которая заменяла мумию в случае её утраты.

· Обычных людей хоронили в ямах, в песке.Начиная с VII династии,право на жизнь в загробной жизни имеют простые люди. Появились надгробия с текстами, на которых было перечислено всё необходимое.

· В конце Среднего царства ц усыпальницами фараона становятся скальные гробницы - длинные пещеры, вырубленные в скалах.

· Магически-религиозный ритуал играл решающую роль в странствиях человека в загробном мире.

Потусторонний мир

· Слово «Иминти» означает запад и потусторонний мир. Восток - это место, возлюбленное богами, место где восходит солнце. Фараон умирая улетает в виде птицы или насекомого на восток, потому что он полубог. Царь после смерти приближён к богам.

· Возможно плавание в восточную часть (в могилах часто находят лодки). Перевозил умершего особый перевозчик. Основной критерий перевозки – знание магии, а не нравственные качества.

· Простые смертные после смерти занимались теми же делами, что и при жизни. Живые через магию могут передавать покойным различные вещи, которые помогут в загробной жизни.

· Происходит демократизация культа(крестьянский рай).

· Ушебти – маленькие статуэтки, которые ложились в гробницу. Они магией могли производить в загробном мире физические работы, к которым мог оказаться призванным умерший.

· Покойному писали письма.

Идея загробного суда

· Гарантами вечной жизни в загробном мире были ритуальная чистота и магия. Мораль не играла большой роли, но имела место быть (необходимо давать милостыню, уважать родителей…). С течением времени роль морали увеличивалась.

· Суд происходит или на небе, или в ладье бога солнца, или на потустороннем острове Огня, или в Гелиополе или Абидосе. Судьи чаще всего - Ра и Осирис. Практиковали взвешивание сердца (раннее представление).

· Для вечной жизни наряду с магией, необходимабезупречная земная жизнь (125-я глава "Книги мертвых"). Умерший оправдывается перед 42мя судьями, Ра и Осирисом затем демонстрирует свои магические умения. Суд происходит в чертоге двух истин (двух Маат). Приговор – оправдательный. Различий между богатыми и бедными нет.

· Вскоре мораль полностью вытеснила ритуал. Появление ада. Наказание – полное уничтожение души и тени.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.116.163 (0.013 с.)