Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Универсальные лексические категории
- омонимы
- синонимы
- антонимы
- паронимы
Лексика активного и пассивного запаса
- общеупотребительная лексика
- диалектизмы
- профессионализмы
- жаргонизмы
- арго
- эмоционально окрашенные слова
- архаизмы
- историзмы
- неологизмы
- заимствованные слова
- старославянизмы
- традиционно-поэтические слова
- народно-поэтические слова
- разговорная лексика
- просторечные слова
- книжная лексика
- термины
- фразеологизмы
- крылатые слова
- эмоционально-экспрессивная лексика
Тропы
- метафора
- метонимия
- ирония
- гипербола
- олицетворение
- синекдоха
- литота
- эпитет
- антономасия
- аллегория
- перифраза
- художественный символ
Стилистические фигуры
- градация
- антитеза
- оксюморон
- лексический повтор
- анафора
- эпифора
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
ГАММАТИКА = СЛОВООБРАЗОВАНИЕ + МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС
Словообразование- это раздел науки о языке, который изучает состав (строение) слов и способы их образования.
Морфема - это наименьшая значимая часть слова.
В составе слова выделяются следующие значимые части (морфемы):
- корень
- приставка
- суффикс
- окончание
Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки. Части речи: а) самостоятельные
- имя существительное
- имя прилагательное
- имя числительное
- местоимение
- глагол
- причастие
- деепричастие
- наречие
б)служебные
в) междометия(ой, ах и т.д.)
| | Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.
Синтаксические понятия:
- способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание)
- повествовательные, побудительные, вопросительные предложения
- восклицательные и невосклицательные предложения
- простые предложения
- двусоставные и односоставные предложения
- типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные)
- неполные предложения
- распространённые и нераспространённые предложения
- обращения
- однородные члены
- обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения)
- уточняющие и поясняющие члены
- вставные конструкции
- вводные слова и предложения
- прямая речь
- косвенная речь
- диалог
- сложносочинённые предложения
- сложноподчинённые предложения
- бессоюзные предложения
Синтаксические средства художественной изобразительности
- риторические восклицания
- риторический вопрос
- риторическое обращение
- параллелизм
- анафра
- эпифора
- инверсия
- эллипсис
- умолчание
- смещение синтаксических конструкций
- присоединительные конструкции
- парцелляция
- многосоюзие
- бессоюзие
- градация
6. Как приводить примеры, иллюстрирующие лексические и грамматические явления?
Данные примеры взяты из текста ДЕМО-2012.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 1
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова ("пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово "пожалуйста" употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон.
------------------------------------------------------------------------------------------------ Образец 2
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Так, Б.Васильев, рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика: эпитеты «нескрываемое недоверие» (предложение №12), «вызывающая агрессия» (предложение №24), метафора «вынули из души».
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения (№ 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении – № 26, 31, 32. Из-за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 3
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, в предложении 1 автор использует слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом `бабуля`. Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке. Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением. Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой. Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью. -------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 4
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Описывая действия детей, автор активно использует разговорную лексику: "пошушукались" (предложение № 12), "вклинилась в разговор" (предложение № 24), "оборвала" (предложение № 37). Этим писатель хотел обратить внимание читателей на коварные намерения детей.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Беседу детей и Анны Федотовны писатель оформил в виде диалога (предложения 3 - 33). Использование этого грамматического явления помогло Б.Васильеву более точно воспроизвести живую речь, характеризующую героев. --------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 5 Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Давайте сравним, как относятся к письмам погибшего солдата его мать Анна Федотовна и школьники. Для этого обратимся к предложениям № 17 и 19. Для Анны Федотовны письма сына - это "бесценные листочки", то есть самое дорогое, что есть у неё в жизни. Чтобы усилить значимость писем в жизни пожилой женщины, автор употребляет эпитет "бесценные" и слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом "листочки". Для детей же чужие письма - это просто "документы". Данное слово свойственно прежде всего официально-деловому стилю. Таким образом писатель указывает нам на официальную цель визита детей - во что бы то ни стало получить эти письма - и демонстрирует неосознанную жестокость и равнодушие школьников к горю Анны Федотовны.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В диалоге Анны Федотовны с детьми реплики школьников представляют собой исключительно простые предложения, достаточно сжатые по своей форме и содержанию (№13, 19, 24, 25). Реплики же Анны Федотовны - это не только более распространённые простые предложения (9, 10, 16, 23), но и сложноподчинённые (№14, 21). В первом случае автор подчёркивает не только деловую цель визита школьников, но и их категоричный тон и бездуховность. А во втором случае - глубокий внутренний мир женщины.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 6
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложении № 43 автор, говоря о детях, употребляет слово "делегация", относящееся к книжной лексике. Тем самым писатель делает акцент на деловом тоне визита школьников, которых не волнуют чувства женщины, потерявшей сына.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Описывая чувства Анны Федотовны, автор использует однородные члены: "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33). Данное грамматическое явление помогает писателю более полно и многогранно раскрыть духовное состояние своей героини.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 7
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложениях № 51 - 53 обращает на себя внимание обилие метафор ("душа молчала", "голос сына более не звучал в ней", "он угас, умер, погиб вторично", "письма вынули из её души", "ослепла и оглохла... её душа"). Используя это лексическое понятие, автор хочет более ярко, образно и глубоко показать чувства Анны Федотовны.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В предложениях №35 и №37 девочка употребляет глагол повелительного наклонения "молчи", что делает предложение побудительным, а восклицательный знак, стоящий в конце реплики, указывает, что слова произносятся с повышенной интонацией. Все эти грамматические явления демонстрируют угрожающий и принудительный характер слов, адресованных мальчику. --------------------------------------------------------------------------------------------------
7. О чём писать в заключении?
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: Итак,... Следовательно,... Значит,... Таким образом,... Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что... и т.д.
Помните, что они выделяются запятой!
Рассмотрим несколько образцов заключения:
Образец 1. Итак, лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.
Образец 2. На мой взгляд, человек должен уметь выражать свои мысли грамотно, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом. Вероятно, это и имел в виду ученый-лингвист Г.Степанов.
Образец 3. Таким образом, человек должен не только ясно мыслить, но и грамотно выражать свои мысли. По-видимому, эту мысль и хотел донести до нас языковед Г.Степанов.
Образец 4. Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают".
Образец 5. Таким образом, смысл афоризма я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.
Образец 6. Таким образом, грамотное использование лексических и грамматических единиц позволяет автору более точно реализовать свой замысел. Образец 7. Итак, лексика и грамматика помогают пишущему выразить мысль: первая - семантически, вторая - синтаксически. Образец 8. Следовательно, лексика и грамматика неразделимы.
8. Сколько абзацев должно быть в сочинении?
Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему.
Помните: сочинение должно иметь ориентировочно 4 абзаца (минимум - 3):
• 1 абзац - тезис,
• 2 абзац - толкование первой части высказывания + пример, иллюстрирующий лексические явления,
• 3 абзац - толкование второй части высказывания + пример, иллюстрирующий грамматические явления,
• 4 абзац - вывод.
9. Каким должен быть объём сочинения?
Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 70 слов.
При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы считаются отдельно.
Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.
10. Про почерк
Помните, что задание С1(изложение) и С2(сочинение) будет проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда.
УДАЧИ!
Роль лексических явлений в языке (подготовка к заданию С2.1)
Уверена, что эта статья поможет подготовиться к заданию С2.1. В ней собраны основные лексические понятия, которые можно использовать при аргументации своего ответа.
АНТОНИМЫ:
- позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их,
- помогают высказать мысль с большей точностью,
- делают речь яркой и убедительной.
СИНОНИМЫ:
- помогают избежать однообразия изложения,
- разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,
- позволяют всесторонне охарактеризовать образ,
- помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание,
- позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,
- позволяют тонко и красочно описывать явления,
- способствуют точности и ясности высказывания,
- дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.
УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:
- служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,
- делают речь яркой и убедительной,
- служат для передачи торжественности момента,
- служат для воссоздания исторической обстановки,
- служат средством речевой характеристики персонажа,
- используются для создания комического эффекта, иронии;
- помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,
- подчёркивают достоверность сказанного,
- служат названиями реалий прошлых лет.
ДИАЛЕКТИЗМЫ:
- помогают передать местный колорит, особенности речи героев.
СЛОВА С ПРЯМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:
- служат для обозначения предметов, признаков, действий.
СЛОВА С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:
- выступают как одно из средств выразительности речи.
СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:
- используется писателями как языковая основа произведения,
- употребляется в любых условиях общения,
- служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.
РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА:
- создаёт стилистическую окраску слова,
- одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков);
- используется для словесной характеристики героя.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ:
- помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте,
- служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,
- служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,
- служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.
КНИЖНЫЕ СЛОВА:
- позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения,
- помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему,
- служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,
- служат речевой характеристикой персонажей.
ЭПИТЕТЫ:
- усиливают выразительность, образность языка произведения;
- придают художественную, поэтическую яркость речи;
- обогащают содержание высказывания;
- выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
- создают живое представление о предмете;
- оценивают предмет или явление;
- вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
- помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:
- придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,
- характеризуют все стороны жизни человека.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:
- помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,
- средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,
- средство передачи монотонности и однообразия действий,
- повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования,
- средство выражения многократности или длительности действия.
Источник: Бузина Е.В. "Пишем сочинение на лингвистическую тему. Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации" Омск ОмГПУ 2012
1. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ
- помогают перечислить действия героев;
- позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета;
- конкретизируют признак предмета.
ОБРАЩЕНИЕ
- называет собеседника, того, к кому (звательная функция): Лена, дай мне одну краску.
- выражает к нему определённое отношение говорящего, то есть выполняет оценочную функцию: Живёте на износ, бесценная наша,...
- раскрывает авторское представление о герое: Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.
- в лирике выполняет изобразительно-выразительную роль, усиливая лирическое настроение текста: "Куда бежишь, тропинка милая,...
ВВОДНЫЕ СЛОВА
- выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.): конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др.
Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека. - выражают чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.): к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др. Но, к несчастью, в это время подвернулся губернатор.
- указывают на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.
- указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др. Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища.
- указывают на экспрессивный характер высказывания: лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др. По правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь.
- указывают на источник сообщаемого: по словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно и др. По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути.
- используются также для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др. Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти.
ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
- помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета: Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими.
- помогают автору полнее раскрыть отличительные свойства предмета;
- помогают автору "сжать" информацию, позволяя в определении передать содержание, которое можно выразить и придаточной частью СПП: Выросшие за лето медвежата играли на камнях... ( сравните: Медвежата, которые выросли за лето, играли на камнях...)
ОБОСОБЛЕННЫЕ НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
- помогают автору ярко, многогранно представить предмет: Здесь уже начинался город, с высокими домами, с шумом трамваев.
- помогают автору дополнить и усилить картину, установить причинно-следственные связи: Степан, в рваной телогрейке, пыльных сапогах, был похож на бродягу.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
- поясняют или уточняют нарицательное существительное;
- помогают автору уточнить, кого он подразумевает, раскрывает содержание определяемого слова-местоимения: А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
- выражают добавочное действие к основному;
- помогают автору уточнить основное действие с помощью добавочного, выраженного деепричастным оборотом;
- помогают автору выделить качество основного действия: Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы.
- помогают автору обозначить цель основного действия: Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.
- помогают автору конкретизировать причину основного действия: Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно.
- помогают автору конкретизировать время основного действия: И лишь повзрослев, понял что это задание дала маме её совесть.
- помогают автору обозначить условие, вопреки которому совершается основное действие: Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами.
- помогают автору сказать об условии основного действия: Но, внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах - это олень Песчаных холмов.
- помогают автору точнее сказать о том, как, каким образом совершается действие: Толик вглядывался в Тёмино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?
- помогают автору сравнить одно с другим на основании общего для них признака: Он уже горел вовсю, словно факел.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ
- несут значение исключения, то есть выполняют ограничительную функцию;
- помогают автору внести в предложение значения включения или исключения: Он не видел ничего, кроме Таборки.
|