Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы комбинаторных изменений, основанных на ассимиляции и диссимиляции.

Поиск

В потоке речи артикуляция звуков подвергается изменениям. Модификации звуков могут быть двух видов: 1) комбинаторными; 2) позиционными.

Комбинаторные изменения – фонетические изменения, вызванные взаимодействием артикуляций звуков в потоке речи. Звуки при этом могут находиться как в непосредственном соседстве друг с другом, так и на определенном расстоянии друг от друга. Среди комбинаторных изменений выделяют аккомодацию, ассимиляцию и диссимиляцию.

Ассимиляция – артикуляционное уподобление (полное или частичное) звуков друг другу в пределах слова или словосочетания. В отличие от аккомодации происходит между звуками одного типа. В зависимости от того, по какому признаку происходит уподобление звуков, различают ассимиляцию по мягкости/твердости, по глухости/звонкости, по месту образования и т.д. На основе ассимиляции возникает явление диэрезы – выпадение согласных;

Д иссимиляция – артикуляционное расподобление звуков в пределах слова, вследствие чего происходит утрата их общих фонетических признаков. Диссимиляция, как и ассимиляция, наблюдается между звуками одного типа. Одним из видов комбинаторных изменений, связанных с диссимиляцией, является гаплология – упрощение слоговой структуры слова за счет утраты одного из двух следующих непосредственно друг за другом одинаковых слогов. Также встречается явление метатезы – перестановки в слове звуков или слогов.

 

Вопрос. Взаимодействие звуков в речевом потоке. Позиционные изменения звуков. Исторические чередования.

Позиционные изменения- изменения звуков, обусловленные их позицией в слове, вызванные наличием особых фонетических условий(напр. Позицией в конце слова или в безударном слоге). Позицин.измениям подвержены как гласные, так и согласные. Яркий пример позицион. Измен-я является редукция

Редукция— лингвистический термин, обозначающий ощущаемое человеческим ухом изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим — ударным элементам. В языкознании наибольшее внимание исследователей обычно приковано к описанию процесса редукции гласных, так как именно гласные являются основным слогообразующим элементом, хотя и не единственным. Редукция согласных — оглушение (лингвистика) — также очень распространена в ряде языков мира (русский, немецкий).

Типы редукции гласных

Различают количественную и качественную редукцию гласных. Количественная редукция — сокращение времени артикуляции звука, т.е. сокращение его длительности

Степень сокращения гласных зависит:

От его положения по отношению к ударному

От его качества (гл.а напр. Имеющий максимальную длительность в позиции под ударением, находясь в безударном положении сокр. Не так сильно, как др. гл.)

Качественная редукция гласных— редукция, связанная с изменением характера артикуляции звука в связи с сокращением его длительности.

Количественная редукция зачастую приводит к качественной, то есть звук утрачивает чёткость и переходит в нейтральный скользящий гласный из-за невыполнения говорящим полной артикуляторной программы безударного гласного в силу ряда причин (просторечие, быстрая речь и т. д.). В ряде языков качественная редукция звуков превращается в языковой закон, то есть принимает закономерный фонетический характер. Типичный пример — португальский язык, где безударные гласные народной латыни имеют чёткую систему перехода: [а] > [ə], [э] > [ы], [о] > [у].

Система редукции гласных в русском языке имеет смешанный качественно-количественный характер. После твёрдых согласных гласные [э], [о] и частично [ы] в безударных слогах редуцируются до [ыэ]/[ъ] и [ъ], а после мягких согласных гласные [э], [о], [а] и [и] редуцируются до [ие]/[ь]. Гласный [у] подвержен в основном количественной редукции.

Иногда ред-ия сможет привести к полному исчезновению гласного в безударном слоге (провол[о]ка).

Редукция может затрагивать и согласные, особенно в конце слова(СА(т))

Позиционные изменения звуков влекут за собой возникновение такого явления, как чередование.Чередование- замена звуков в пределах одной и той же фонемы в разных словах или словоформах([с\з] морос-морозный)

Чередование бывает:

Позиционное- это чередование, обусловленное фонетической позицией, действующими в языке фонетич. Законами, происходящими под влиянием ударения([о\ ^]воду- в^да)

Непозиционное- это чередование не обусловлено фонетич.позицией звуков в слове. Является отражением фонетич.процессов, которые имели место в более ранние периоды истории языка ([д\жд] водит- вождение).

 

Вопрос. Ударение и интонация. Орфоэпия.

 

Словесное ударение является обязательным признаком слова. Фонетическая структура слова такова,что один из его слогов является ударным. Более сильное произношение,выделение одного слога в слове,которое служит для фонетического объединения этого слова называется словесным ударением. Русское словесное ударение характреризуется тремя признакми:

 

·Ударный слог выделяется большей длительностью,количеством,то есть ударение является количественным. Экспериментально доказано,что удлинение ударного гласного воспринимается носителем русског языка как ударность.

·Ударный слог произносится с большей силой,поэтому словесное ударение является силовым,динамическим. В аккустическом плане динамическое ударение характеризуется большей громкостью ударного слога. С физилогической стороны ударение характеризуется усилением мускульного напряжения, а также усилением выдоха.

·Ударный слог имеет свою качественную сторону,что связано с четким противопоставлением ударных и безударных гласных в ресском языке. Тогда как звуки безударных слогов в той или иной степени редуцируются. Ударный слог выделяется своим качеством,поэтому Л.В.Щерба в набросках статьи об ударении называет эту сторону качественным ударениием.

В связи с местом словесного ударения все языки мира разделяются на два типа: языки со связанным и языки со свободным ударением. Связанным называют такое ударение,которое занимает определенное,фиксированное положение в слове.

 

Русский язык относится к числу со свободным ударением. Ударение может падать на любой слог в слове. В пределах одного языка могут различаться слова с подвижным и неподвижным ударением. Неподвижное ударение предполагает,что при склонении или спряжении слова,ударение во всех словоформах остается на одном и том же слоге. Например, завОд,завОды,завОда. Слово имеет подвижное ударение,если при его склонении или спряжении,ударение оказывается на разных слогах.Например, головА,гОловы,голОв.

 

В русском языке большая часть слов имет неподвижное ударение(либо на основе,либо на окончании) — это продуктивный тип ударения в современном русском языку.

 

Таким образом, свободным/связанным ударением характеризуется язык в целом. Подвижное/неподвижное ударение характеризует словоизменительная парадигма слова.

 

В многозначных словах на ряду с основным может быть побочное ударение. Оно ближе к началу слова(мЕжконтинентАльный), место ударения может изменяться по мере развития языка. В некоторых случаях ударение играет смыслоразличительную роль(хАос,хаОс). Ударение несет морфологическую функцию: выступает как дополнительное средство разграничения грамматических форм,например, окончание узнаЮт,узнАют. Местом ударения могут различаться варианты слов:

·общеупотебительное слово или профессионализ,например,кОмпас и компАс

·литературное произношение и диалектное,например,хОлодно и холоднО.

·Литературное и просторечное ударение,например,квартАл и квАртал.

·Литературное и народно-поэтическое ударение,например,девицА и дЕвица.

·Нейтральное и разговорное ударение,например, занятА и зАнята

Существует дублеты-слова,разница между которыми не значительна,например,Иначе и инАче.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1948; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.214 (0.008 с.)