ТОП 10:

Проблемы проблемных активов в кредитных организациях



Проблемы проблемных активов в кредитных организациях

Сергей Ермаков

 

Несмотря на то что вопросам минимизации рисков и сокращения объемов проблемных активов хозяйствующих субъектов уделяется немало внимания, желаемый результат, увы, не наступает. Напротив, постоянное нарастание объемов банковского кредитования, появление все новых схем вывода активов из хозяйственного оборота, возникновение корпоративных конфликтов в отношении имущественных комплексов и многое другое приводят лишь к нарастанию напряженности в данном вопросе.

Проблемные активы кредитных организаций делятся на две части: собственные проблемные активы и проблемные активы клиентов — заемщиков и вкладчиков. Решение связанных с ними проблем в комплексе невозможно хотя бы потому, что ни одна кредитная организация не может функционировать в безрисковом поле, это противоречит самой сути ее существования. Вместе с тем, учитывая, что объемы собственных средств банков всегда минимальны, необходимо уделять особое внимание «чужим», привлеченным и заемным средствам, их сохранности, размещению и приумножению.

Факторы возникновения проблемных активов

Все активы хозяйствующих субъектов, как названные, так и оставленные нами за скобками приведенного перечня, аккумулируются преимущественно в коммерческих банках, а также в иных кредитных организациях. Только кредитные организации имеют право в соответствии с лицензией (официальным разрешением) Банка России осуществлять в совокупности широчайший спектр банковских операций и сделок, что закреплено российским законодательством[6].

Аккумулируя и учитывая на различных банковских счетах юридических и физических лиц клиентов их временно свободные средства, собственными денежными средствами кредитные организации не располагают. А точнее, имеют их в минимальных (по сравнению с общим объемом пассивов) размерах.

Таким образом, осуществляя любую банковскую деятельность по перераспределению временно аккумулированных клиентских средств, являющихся их активами (потенциально проблемными), кредитные организации используют определенную и урегулированную по внутреннему содержанию нормативными актами «финансовую подушку» (резервы на возможные потери), представляющую собой, тем не менее, «мину замедленного действия».

Отметим, что любой инвестор (каковым в нашем случае выступает и кредитная организация) всегда предпочитает вкладывать капитал надолго и с возможно большей прибылью. Банковский капитал, будучи вовлеченным в инвестиционный процесс и направленным на развитие производства, проявляет себя как одно из важнейших условий расширения деловой и промышленной (производительной) активности. К сожалению, в силу и объективных экономических причин кредитные организации крайне неохотно направляют свободные финансовые ресурсы на долгосрочное кредитование экономики, по-прежнему отдавая предпочтение краткосрочным вложениям.

Основные факторы, препятствующие более активному кредитованию производства:

— чрезмерно высокий уровень риска вложений в реальный сектор экономики вследствие его неустойчивости;

— значительные пробелы в законодательстве, регулирующем вопросы участия банков в инвестиционном процессе;

— несформированность рынка эффективных инвестиционных проектов;

— недостаточный для полноценного инвестирования в значительные народнохозяйственные проекты объем ресурсной базы;

— краткосрочный характер сложившейся ресурсной базы банков.

При этом сама банковская деятельность далеко не однородна и осуществляется под воздействием целого ряда внутренних и внешних факторов (рис. 1).

Рисунок 1

Реструктуризация долга

Наиболее распространенным методом управления проблемной задолженностью и активами для российских кредитных организаций в настоящее время является самостоятельная работа по возврату долга, взысканию процентов и погашению дебиторской задолженности. Очевидно, что эта работа требует от банков существенных затрат на обеспечение самого процесса: автоматизацию деятельности, покрытие досудебных (при претензионно-уведомительной работе), судебных и прочих издержек, организацию call-центра и содержание персонала (квалифицированного штата сотрудников).

Резко возросшая в годы финансового кризиса задолженность клиентов перед банками-кредиторами и самих банков перед вкладчиками заставила кредитные организации совершенствовать работу с проблемными активами. В 2010 г. высший менеджмент банков обратился к такому инструменту, как реструктуризация кредитов. Появились случаи массовой реструктуризациибез учета финансовых возможностей клиентов по соблюдению новых условий погашения кредитов.

Дело даже не в том, что в основе реструктуризации лежит нарушение договорных условий. В конце концов, кредитор и заемщик всегда вправе договориться и дополнительным соглашением оформить те или иные изменения в договоре. Речь о том, что при реструктуризации долга не только исчезает экономический смысл операции (т.е. пропадает ориентация на извлечение возможно большей прибыли от сделки), но и заведомо формируется убыток.

При реструктуризации проценты, как правило, либо прощаются, либо минимизируются, а сроки погашения основной суммы увеличиваются и дробятся. Как следствие, несмотря на поступавшие ранее от клиента полномасштабные выплаты по процентам и основному долгу, конечный эффект не достигается. Принцип: вернуть хоть что-то, хотя бы основной долг — противоречит принципу экономической деятельности, хотя с житейских позиций «что-то» гораздо лучше, чем ничего. Пытаться компенсировать деятельность нерадивых заемщиков начислением разного рода штрафных санкций, а также пытаться их при этом максимально «душить» и «доить» — в принципе тоже метод. Хотя его эффективность также весьма условна и неоднозначна: не все же согласятся платить грабительского размера проценты. Давным-давно доказано и подтверждено практикой: если клиент заранее задался целью не гасить свой долг, то никто и ничем не заставит его сделать это!

Таким образом, реструктуризация никак не улучшает реальное качество проблемных активов, а только позволяет отсрочить отражение задолженности на балансе, о чем свидетельствует существование значительной доли реструктурированной задолженности, по которой впоследствии повторно и неоднократно нарушались графики платежей.

Рисунок 2

Таблица

Банк проблемных активов

В последнее десятилетие в России активно обсуждается вопрос о создании по образцу ряда зарубежных стран так называемого Банка проблемных активов с государственным участием (наподобие долговой биржи), которому будут поручены операции по реструктуризации и санации проблемных долгов (активов). Однако в ходе обсуждения возникают вопросы по поводу определения примерной цены, по которой этот Банк проблемных активов покупал бы плохие активы у коммерческих банков. Еще один спорный момент заключается в следующем: получается, что коммерческий банк переводит проблемную задолженность на баланс Банка проблемных активов и может продолжать свою деятельность без особых изменений, а государство при этом вынуждено платить за его неверную политику, ставшую причиной нерентабельной деятельности.

Кроме того, создание Банка проблемных активов может спровоцировать коррупционные действия одновременно со стороны банкиров, их должников и чиновников.

Выводы

В заключение следует отметить, что подавляющее большинство кредитных организаций в настоящее время осуществляет высокорисковую политику, заведомо предусматривая возможность непроведения или проведения не в полном объеме необходимой преселекции риска. Как следствие, они вынуждены ориентироваться на различные схемы управления риском, на практике выстраивая финансовые пирамиды долгов. Перекредитовываясь на рынке межбанковского кредитования, балансируя на грани фола между возможным досрочным востребованием средств со вкладов и нарушением сроков погашения по кредитным договорам, кредитные организации вынуждены применять все более усовершенствованные методы балансировки активов и пассивов.

Наибольшее распространение получили методы самостоятельного управления проблемными активами, а также привлечение к управлению ими факторинговых и коллекторских организаций. В ряде случаев такие специализированные организации являются аффилированными с кредитными организациями — взыскателями.

На начальных этапах возникновения проблем с качеством активов банки пытаются решить их самостоятельно, так как, с одной стороны, имеют основания предположить положительный исход операции, а с другой — стараются сэкономить на расходах за услуги при передаче долгов на аутсортинг. При наличии мелких сумм по просроченным активам большинство кредитных организаций предпочитает списать их за счет ранее созданных резервов. Здесь нередко возникают проблемы, связанные с неправомерной классификацией данных активов и применением к ним мер, связанных, в частности, с реструктуризацией долга. Нередко именно так банки действуют, чтобы уменьшить объем отвлеченных из коммерческого оборота активов, что также многократно повышает риск сделок.

Хочется надеяться, что кредитные организации станут более ответственно относиться к исполнению собственных обязательств перед клиентами и сумеют органично включиться в цивилизованную банковскую систему, хотя бы ориентируясь на реальную ситуацию в современном экономическом развитии страны, финансовую ситуацию на мировом рынке, а также на фактически применяемые Банком России меры воздействия вплоть до отзыва лицензий за нарушение требований по обеспечению ликвидности и достоверности отчетных данных.

 

Примечания

1. Александров А.Ю. Управление проблемными активами в кризисных условиях // Проблемы современной экономики. 2009. № 1 (29).

2. См.: http://www.warandpeace.ru/ru/exclusive/view/30965/.

3. См.: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikCBR/2002/vestnikcbr09082002/vestnikcbr09082002010.htm.

4. См.: http://forexaw.com/TERMs/Global_Institutions/l375_Международный_валютный_фонд_International_Monetary_Fund.

5. См.: http://www.crisis-strategy.ru/content/view/139/178/.

6. См.: Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»; Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и др.

7. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

8. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

9. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

10. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

11. Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

 

Проблемы проблемных активов в кредитных организациях

Сергей Ермаков

 

Несмотря на то что вопросам минимизации рисков и сокращения объемов проблемных активов хозяйствующих субъектов уделяется немало внимания, желаемый результат, увы, не наступает. Напротив, постоянное нарастание объемов банковского кредитования, появление все новых схем вывода активов из хозяйственного оборота, возникновение корпоративных конфликтов в отношении имущественных комплексов и многое другое приводят лишь к нарастанию напряженности в данном вопросе.

Проблемные активы кредитных организаций делятся на две части: собственные проблемные активы и проблемные активы клиентов — заемщиков и вкладчиков. Решение связанных с ними проблем в комплексе невозможно хотя бы потому, что ни одна кредитная организация не может функционировать в безрисковом поле, это противоречит самой сути ее существования. Вместе с тем, учитывая, что объемы собственных средств банков всегда минимальны, необходимо уделять особое внимание «чужим», привлеченным и заемным средствам, их сохранности, размещению и приумножению.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.007 с.)