Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Предпринимательский миф↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Глава 1. Предпринимательский миф Они опьяняют себя работой, чтобы не видеть, в каком положении они находятся. П-миф - это миф о предпринимательстве. Он глубоко укоренился в Америке, и повествует о героизме. Попытайтесь представить типичного предпринимателя, и в сознании немедленно возникает геркулесовский образ: мужчина или женщина, действующие в одиночку, смело преодолевающие невообразимые препятствия, карабкающиеся по отвесным скалам - и все ради того, чтобы создать собственный бизнес. Легенда повествует о благородстве, о нечеловеческих усилиях, о следовании высоким идеалам. Однако, хотя такие люди и существуют, мой опыт говорит о том, что они встречаются редко. Из тысяч людей, с которыми мне приходилось встречаться и работать за последние двадцать лет, лишь немногие были настоящими предпринимателями. Большинство лишилось геркулесовского образа. Стремление покорять вершины превратилось в боязнь высоты. Скалы стали не тем, что покоряют, а тем, за что цепляются. Истощение было обычным делом, радостное возбуждение - редкостью. Но разве не были они все когда-то предпринимателями? В конце концов, они начали собственный бизнес. У них должна была быть мечта, заставившая их пойти на такой риск. Но если так, то куда делась эта мечта? Почему она поблекла? Куда делся предприниматель, начавший этот бизнес? Ответ прост: предприниматель существовал лишь одно мгновение. И затем все закончилось. В большинстве случаев - навсегда. Если предприниматель хоть как-то выжил, то только в качестве мифа, развившегося из неправильного понимания того, кто идет в бизнес и почему. Неправильное понимание, дорого стоившее нашей стране - дороже, чем мы можем себе вообразить - впустую израсходованные ресурсы, упущенные возможности, напрасно прожитые жизни. Это неправильное понимание, этот миф, я называю П-мифом, мифом предпринимательства. В нашей стране этот миф берет начало в романтическом заблуждении, что мелкие предприятия организуются предпринимателями, хотя в большинстве случаев это неверно.Кто же тогда организует в Америке мелкие предприятия? И зачем? Предпринимательский зуд Для того, чтобы понять существо П-мифа и связанного с ним заблуждения, давайте более пристально поглядим на человека, идущего в бизнес. Не после того, как он приходит в бизнес, а до того. Итак, чем вы занимались до того, как начали свой бизнес? Если же вы подумываете о начале собственного дела, то чем вы занимаетесь сейчас? Если вы такой же, как большинство из тех, кого я знал, вы работаете на кого-то другого. Какую работу вы выполняете? Скорее всего, что-нибудь узкоспециальное. Вы были плотником или механиком. Библиотекарем, чертежником или парикмахером; программистом, врачом или бухгалтером; строителем, водопроводчиком или продавцом. Но как бы то ни было, вы выполняли узкоспециальную работу. И, вероятно, вы успешно справлялись с ней. Но вы старались для кого-то другого.Затем, однажды, что-то произошло. Это могло случиться из-за погоды, дня рождения, или окончания школы вашим ребенком. Это могло случиться из-за чека, который вы получили в конце рабочей недели, или из-за косого взгляда вашего начальника. Это могло случиться из-за ощущения, что начальник не ценит ваш вклад в успех его бизнеса. Это могло случиться из-за чего угодно, неважно из-за чего. Важно то, что однажды, без всяких видимых причин, вами внезапно овладел предпринимательский зуд. И с этого дня ваша жизнь стала неузнаваемой. Внутри вашего сознания это звучало примерно так: «Ради чего я все это делаю? Зачем я работаю на этого парня? В конце концов, я знаю об этом бизнесе ничуть ни меньше, чем он. Если бы ни я, у него не было бы этого бизнеса. Любой болван может заниматься бизнесом. И я как раз и работаю на одного из них. И в тот момент, когда вы обратили внимание на свои слова, и почувствовали их значение, ваша участь была решена. Возбуждение от перехода черты стало вашим постоянным спутником. Мысль о независимости повсюду преследует вас. Желание быть начальником самому себе, заниматься собственным делом, заказывать собственную музыку становится непреодолимым. Как только вами овладевает предпринимательский зуд, вы не можете жить спокойно. Вы не можете избавиться от него. Вы должны начать собственный бизнес. Фатальное представление В припадке вашего предпринимательского зуда вы становитесь жертвой наиболее опасного предположения, какое только возможно сделать относительно бизнеса. Это предположение делают все специалисты, самостоятельно вступающие в бизнес, и оно определяет весь ход бизнеса от Великолепного Старта до Ликвидации. Фатальное представление состоит в следующем: если вы понимаете техническую работу бизнеса, вы понимаете бизнес, благодаря которому выполняется техническая работа. Причина фатальности состоит в том, что это представление не верно. На самом деле, это ключевая причина большинства неудач мелких предприятий. Техническая работа бизнеса и бизнес, выполняющий техническую работу - это совершенно различные вещи! Однако специалист, начинающий бизнес, упускает это из виду.Для специалиста, охваченного предпринимательским зудом, бизнес представляется не «бизнесом», а «работой». Парикмахер открывает парикмахерскую. Косметолог открывает салон красоты. Музыкант открывает магазин музыкальных товаров. Инженер открывает мастерскую. Все они верят, что безусловно способны заниматься соответствующим бизнесом. Но это просто неверно! В реальности, вместо того, чтобы быть их самым главным активом, умение выполнять техническую работу становится их бременем. Поскольку, если бы специалист не знал, как выполнять техническую работу, он был бы должен научиться организовывать ее выполнение. Он был бы вынужден научиться выполнять работу организатора, вместо того, чтобы самому делать техническую работу. Трагедия состоит в том, что когда специалист становится жертвой фатального заблуждения, бизнес, который должен был освободить его от работы на других людей, в реальности делает его рабом. Работа, которую он умел так хорошо делать, становится работой, которую он умеет делать, плюс десятки других, о которых он не имеет никакого представления. Это происходит из-за того, что хотя предпринимательский зуд и открыл бизнес, но работать продолжал прежний специалист. И внезапно, мечта о предпринимательском рае оказывается кошмаром для специалиста. Смотрите, как молодая женщина печет пироги. Смотрите, как молодая женщина открывает бизнес по выпечке пирогов. Предприниматель Личность предпринимателя превращает самые тривиальные обстоятельства в потрясающие возможности. Предприниматель видит будущее. Это мечтатель. Он привносит энергию в любую человеческую деятельность. Воображение переносит предпринимателя в будущее. Он - катализатор изменений. Предприниматель живет будущим, никогда не живет прошлым. Он счастливее всего, когда ему дают свободу конструировать образы типа «а что будет, если» или «а если это, то тогда…». В науке личностью предпринимателя обладают ученые, занимающиеся самыми абстрактными и наименее прагматичными областями, такими как квантовая физика, высшая математика или теоретическая астрономия. В искусстве личность предпринимателя проявляется в авангарде. В бизнесе предприниматель равен инноватору, великому стратегу, создателю новых методов для создания или захвата новых рынков. Например, Сиэрс Ребак, Генри Форд, Том Уотсон из IBM или Рэй Крок из McDonalds. Предприниматель - это наша творческая личность, которая лучше всего справляется с неизвестностью, пробует будущее, создает возможности, конструирует гармонию из хаоса. Личность предпринимателя очень любит контролировать ситуацию. Поскольку предприниматель живет в воображаемом мире будущего, ему нужно контролировать людей и события в настоящем, чтобы спокойно сконцентрировать внимание на своих мечтах. Предприниматель старается изменять ситуацию, поэтому вокруг него всегда шум и гам, раздражающие тех, кто участвует в его проектах. В результате он часто отстранен от окружающих. Чем дальше он уходит вперед, тем труднее ему увлечь за собой остальных людей. У предпринимателя возникает особый взгляд на мир: в мире много возможностей и много людей, готовых поставить ему подножку. Проблема в том, как последовать возможностям и не споткнуться об чужие ноги? Обычно Предприниматель начинает людей критиковать, толкать, пугать, упрашивать, кричать на них и льстить им. Если из всего этого ничего не выходит, он дает любые обещания, лишь бы продолжить проект. Менеджер Менеджер - личность прагматическая. Без менеджера не было бы ни планирования, ни порядка, ни предсказуемости. Менеджер - это та наша часть, которая покупает для гаража пластмассовые ящички и складывает туда разные болты, гайки, шурупы. Он развешивает все инструменты по своим местам, и, чтобы не ошибиться впоследствии, делает нужные рисунки. Если предприниматель живет будущим, менеджер живет прошлым. Там, где предприниматель стремится к контролю, менеджер стремится к порядку. В то время как предприниматель процветает за счет изменений, менеджер инстинктивно стремится к статус-кво. Там, где предприниматель видит благоприятную возможность, менеджер видит проблему. Менеджер строит дом и затем вселяется в него на всю жизнь. Предприниматель строит дом, и в тот момент, когда он окончен, принимается планировать следующий. Менеджер составляет вещи в аккуратные ряды. Предприниматель создает те вещи, которые предприниматель составляет в ряды.Менеджер - это человек, который идет вслед за предпринимателем, чтобы устранить беспорядок. Без предпринимателя было бы нечего приводить в порядок. Без менеджера не было бы ни бизнеса, ни общества. Без предпринимателя не было бы развития. Из противоречия между видением предпринимателя и прагматизмом менеджера рождаются все великие проекты. Специалист Специалист - это творец. «Если ты хочешь, чтобы все было правильно, делай все сам» - вот кредо специалиста. Специалист обожает ремонтировать что-нибудь. Вещи существуют для того, чтобы их разбирать и собирать. О вещах нужно не мечтать - их нужно делать. В то время как предприниматель живет в будущем, а менеджер - в прошлом, специалист живет в настоящем. Ему нравится чувствовать вещи, и сознавать, что их можно делать. Специалист счастлив, пока работает - но лишь над чем-то одним. Он знает, что нельзя делать два дела одновременно. В результате специалист настороженно относится к тем, на кого он работает, поскольку они всегда стремятся, чтобы было сделано больше, чем это возможно или необходимо. С точки зрения специалиста, думать стоит лишь о работе, которую нужно сделать - лишь в этом случае мышление продуктивно. В результате, он не доверяет возвышенным идеям абстракционистов.Можно сказать, что в то время как предприниматель мечтает, менеджер суетится, специалист входит в суть дела. Специалист - это непоколебимый индивидуалист, занимающий свое место и зарабатывающий свой кусок хлеба. Он - основа любой культуры, в особенности нашей. Если специалист не сделает что-то, то этого не будет. Специалисту мешают все, кто только может. Предприниматель вмешивается в его распорядок с еще одной «великолепной новой идеей». С другой стороны, предприниматель ставит перед специалистом новые интересные задачи, создавая, таким образом, потенциальный симбиоз. К сожалению, этот симбиоз редко оказывается жизнеспособным. Поскольку идеи предпринимателя не работают в реальном мире, специалист чувствует раздражение, когда его отрывают от того, что должно быть сделано, чтобы попробовать что-то новое, в чем, скорее всего, нет никакой необходимости. Менеджер также создает для специалиста проблемы, поскольку он пытается упорядочить работу специалиста, свести последнего к «винтику» системы. Но, будучи закоренелым индивидуалистом, специалист не может вынести такого отношения. Работа - это то, что делает личность. Если это не так, работа становится чем-то чужеродным. Для менеджера, однако, работа - это набор результатов, в которые специалист вносит свою лепту. В связи с вышесказанным, управление специалистом становится проблематичным для менеджера. Для специалиста, менеджер становится помехой, которой нужно избегать.С точки зрения их обоих, предприниматель - это главный виновник, создавший им проблемы! Реальность такова, что внутри каждого из нас есть предприниматель, специалист и менеджер. Если бы эти три части были правильно сбалансированы, мы бы имели необычайно компетентную личность. Предприниматель имел бы неограниченную возможность обращаться к новым сферам интереса; менеджер ставил бы на прочную основу проводимые операции; специалист выполнял бы техническую работу. К сожалению, опыт показывает, что лишь немногие из тех, кто вступает в бизнес, могут похвастаться подобной сбалансированностью. Типичный владелец мелкого бизнеса лишь на 10 процентов предприниматель, на 20 процентов менеджер, и на 70 процентов специалист. Предприниматель озаряется идеей. Менеджер восклицает: «О, нет!» И пока они воюют, специалист использует представившуюся возможность, чтобы самому вступить в бизнес. Не для того, чтобы реализовать предпринимательскую мечту, а чтобы вырвать контроль за своей работой из рук предпринимателя и менеджера. Таким образом, мечта специалиста исполняется. А начальник умирает. Для бизнеса же это оказывается катастрофой, поскольку управление оказывается не у того, кого нужно. Специалист берет управление в свои руки! Сара выглядела немного ошеломленной. «Я не понимаю» - сказала она. «Как я могла поступить по-другому? Единственная причина, по которой я пошла в этот бизнес - это то, что я любила печь пироги. Если бы не это, то какой смысл?» Она смотрела на меня с подозрением, словно я пытался ухудшить ее и без того безвыходное положение. «Давай рассуждать вместе» - ответил я.«Если верно то, что внутри каждого бизнесмена заключено три личности, то можно представить, какая возникает неразбериха! Первый хочет одного, второй другого, третий - третьего. И ведь нас сбивают с толку не только наши разные «Я», но и другие люди: клиенты, работники, партнеры, дети, родители, супруги. Если ты мне не веришь, то можешь убедиться сама - взгляни на себя со стороны, как будто наблюдая другого человека, и ты увидишь, как проявляются разные части твоей личности, как они отвоевывают себе место и конфликтуют друг с другом. Ты увидишь, как одна твоя часть стремится к порядку, а другая мечтает о будущем. Ты увидишь, как третья часть не может стоять без дела и принимается печь, мыть и обслуживать покупателей. Короче говоря, ты увидишь, как предприниматель в тебе мечтает и строит планы на будущее, менеджер старается, чтобы все осталось так как есть, а специалист выводит их обоих из себя. Ты увидишь, что твоя жизнь зависит от достижения баланса между этими частями. Ты также увидишь, что одна из твоих трех частей (четырех, пяти, шести) частей является самой сильной, и она подчиняет себе остальные. Если ты будешь наблюдать достаточно долго, то поймешь, какое разрушительное воздействие на твою жизнь оказывает эта сильнейшая часть. И ты увидишь, что если не давать каждой из частей возможности расти, развиваться, то твой бизнес просто не может не стать таким же кособоким, как и ты. Таким образом выходит, что предпринимательский бизнес, не упорядоченный менеджером и не поддержанный специалистом, обречен на очень быструю и шумную смерть. Бизнес, который ведет менеджер без предпринимателя и специалиста, напоминает глубокий сундук, куда складываются вещи, для того чтобы о них забыть. Такой бизнес умирает очень тихо и аккуратно. А в бизнесе без предпринимателя и менеджера, которые бы развивали и контролировали этот бизнес, специалисту приходится работать до полной потери сил - только для того, чтобы проснуться на следующее утро и работать еще больше - и так раз за разом, чтобы обнаружить в конце концов, что пока он работал, другой за это время успел уйти далеко вперед. Сара неуверенно взглянула на меня. «Но ведь я же не предприниматель» - сказала она. «Я всего лишь пеку пироги. И я всегда хотела только печь пироги, как специалист, которого ты описывал. Ну что поделаешь, если во мне нет предпринимателя?» Я не мог не улыбнуться. Выходило забавно. Я понял, что Сара проглотила наживку, и теперь ей предстояло обнаружить в себе что-то такое, о чем она никогда не подозревала.«Прежде чем делать такое заключение, Сара, давай более пристально взглянем на то, чем занимается предприниматель» - предложил я. «Предприниматель создает картину бизнеса как нечто отдельное от себя, владельца. Он задает вопросы о том, почему этот бизнес, а не тот. Почему пироги, а не косметика? Если ты пекарь, то тебе сразу приходит в голову идея об открытии пирожного бизнеса. В этом-то и состоит загвоздка. Если ты являешься пекарем и решил заняться предпринимательством, ты оставишь свой пекарский опыт позади, и начнешь внутренний диалог, о котором хорошо известно каждому настоящему предпринимателю. Ты начнешь говорить себе: «Настало время начать новую жизнь. А самый лучший способ сделать это - основать интересный бизнес. Такой бизнес, который может дать мне все, чего я хочу, не будет отнимать у меня все время, который был бы уникален, привлекал бы внимание клиентов и заставлял бы их говорить об этом бизнесе и приходить к вам снова и снова. Что это мог бы быть за бизнес?» «Что это мог бы быть за бизнес? - Вот вопрос, который задает настоящий предприниматель» - сказал я Саре. «Я называю его вопрос-мечта. На этом вопросе основывается работа предпринимателя». «Итак, работа предпринимателя состоит в том, чтобы мечтать. Видеть возможности, которые носятся в воздухе. Не в прошлом, а в будущем. Вот работа, которую предприниматель делает в самом начале своего бизнеса и на каждом из последующих этапов. Это не отличается от работы изобретателя, художника или ученого. Я называю ее «работой на будущее».» Хотя Сара и пыталась скрыть улыбку, я успел ее заметить. «Как я могу сделать это по-другому?» - спросила она с растущей уверенностью. «Если бы я нашла в себе предпринимателя, как бы я смогла полностью изменить свой бизнес?» «Теперь ты поняла меня!» - сказал я. «Именно в этом и состоит вопрос. Чтобы узнать ответ, давай посмотрим на то, в какой части своего жизненного цикла находится твой маленький бизнес». Возвращение к детству Самый предсказуемой и логичной реакцией специалиста на отроческий хаос является решение «снова стать маленьким». Вы снова делаете все сами, когда вам не о ком беспокоиться, у вас не слишком много клиентов и не слишком много неоплаченных счетов, не слишком много имущества. Тысячи специалистов поступают именно так. Они избавляются от своих работников, избавляются от многочисленного имущества, нанимают более маленькое помещение, оборудуют его и снова все делают сами. Они снова работают в одиночестве, но чувствуют при этом комфорт от вернувшегося контроля. «Что может случиться?» - думают они, забывая, что уже были на этой стадии. Не трудно понять, что они вынуждены расплачиваться за это. Однажды утром - через шесть недель или шесть лет, после того, как они снова «стали маленькими» - случается неизбежное. Вам не хочется идти на работу. Но ваша супруга спрашивает вас: «Но кто кроме тебя сделает это?» И внезапно вы осознаете реальность своего положения. Вы имеете не бизнес - вы имеете работу! И это самая худшая в мире работа! Вы не можете закрыть его, когда вы хотите, потому что вы не будете получать деньги. Вы не можете оставить ее, когда вы хотите, потому что кроме вас там некому работать. Вы не можете продать ее, потому что никто не покупает работу! В этот момент вы чувствуете отчаяние, через которое проходит почти каждый владелец малого бизнеса. Если у вас была мечта, даже маленькая, она исчезает. А вместе с ней всякое желание работать. Вы больше не моете окна. Вы больше не подметаете пол. Клиенты становятся скорее проблемой, чем благоприятной возможностью. Поскольку если у вас что-то покупают, вам приходится работать. Когда вас оставляет мечта, единственное, что остается - это работа. Ежедневные жернова бесцельной активности. Наконец вы закрываете двери. Вас больше ничего не удерживает. Согласно статистике, в США ежегодно закрывается четыреста тысяч малых предприятий. И это можно понять. Ваш бизнес, когда-то сияющая мечта вашей жизни, превратился во вместилище мертвых идей.Разорение Для отроческого бизнеса существует еще одна альтернатива - гораздо менее болезненная, но более драматическая, чем «возвращение к детству». Он может расти все быстрее и быстрее, пока не погибает от собственной скорости. Список таких компаний бесконечен - они все были основаны специалистами, охваченными предпринимательским зудом, которые сконцентрировались на неверном объекте - на продукте, который производится бизнесом, а не на самом бизнесе. «Разоряющиеся» предприятия стали символом нашего времени. Это феномен, присущий высоким технологиям. С появлением новых технологий появилось новое поколение бизнесменов-специалистов. Вместе с этими волшебниками и их неограниченной технической виртуозностью появляется море новых продуктов, которые приходят на рынок. К несчастью, большая часть этих компаний успевает проработать совсем немного, прежде чем неконтролируемый поток изобретенной ими же самими продукции не захлестывает их окончательно.Чем быстрее растет компания, тем быстрее растет хаос. Поскольку специалисты, создающие эти чудеса техники, редко бывают достаточно свободными, чтобы с новой перспективы посмотреть на собственное положение дел. Спрос на продукцию, которой они так гордятся, быстро обгоняет их хронически отроческую способность производить эту продукцию. Результат почти всегда катастрофический. Бизнес взрывается, оставляя позади тех, кто его создал. Они оправдывают ситуацию слишком быстрым внезапным ростом. Удача, быстрота, и блестящая технология сами по себе не бывают достаточны, потому что кто-то всегда удачливее, быстрее и технологически одареннее. Считается, что эту гонку можно выиграть благодаря удаче или гениальному озарению. Отроческое выживание Самая трагическая возможность для отроческого бизнеса - выжить! У вас сильная воля, вы упорный и целеустремленный человек, и никогда не сдаетесь. Вы выживаете. Вы кусаетесь и пинаетесь, обижаете своих служащих и своих клиентов, кричите на свою семью и своих друзей - потому что ваш бизнес должен выжить. И вы знаете, что единственный способ выжить: быть на работе все время. На стадии отрочества ваш бизнес поглощает вас, и вы все время озабочены, что можете потерять его. И вы как-то умудряетесь сохранить бизнес. День за днем вы выигрываете в одних и тех же сражениях. Но в конце концов у вас не остается сил. Вы начинаете понимать, что один человек не может сделать работу двенадцати, сколько бы он не старался.Кто-то должен дать бизнесу нечто новое, и на это способны только вы. Это звучит знакомо? Если ваш бизнес существует достаточно долго, то вам все это знакомо. Потому что трагедия состоит в том, что состояние детства и отрочества является характерным для малых предприятий Америки. Компания «Гербер» исследует это состояние малых предприятий уже семнадцать лет. Это состояние не является необходимым. Есть лучшие пути. Сара собралась с мыслями. «Откуда вы все это узнали?» - спросила она. «Вы кого-то расспросили обо мне?» - сказала она, потому что ей хотелось верить, что я знал о ней больше, чем говорил об этом вслух, хотя она понимала, что ее ситуация ничем не отличается от других. «Я «вернулась к детству». И я до сих пор не понимаю, как это произошло». «Мои Гарри была Элизабет» - вздохнула она. «Я наняла ее через шесть месяцев. Элизабет делала все. Она была потрясающем работником. Я не знаю, что бы я без нее делал. Она вела бухгалтерию, она помогала мне печь пироги. Она убирала помещение. Она наняла моих первых работников, и обучила их. Через два года у Элизабет стало еще больше обязанностей. И ей нравилось работать со мной. Мне казалось, что она тоже любит меня. А я ее очень любила. Но вот однажды в среду, десятого июня, в семь часов утра она звонит мне и говорит, что больше не вернется. Что она нашла другую работу. Что я ей мало платила. Я не могла поверить своим ушам. Я подумала, что она шутит. Но тут Элизабет сказала, что извиняется и прощается со мной. И повесила трубку!Я стояла и горько плакала. А потом я сильно испугалась. Как это могло случиться? Как человек, которого я считала хорошо знакомым, внезапно оказался совсем другим? И что это говорит обо мне? О том, что я не спрашивала Элизабет о ее проблемах. Но нужно было печь пироги, мыть полы, и открывать магазин, и я начала работать. И не прекращала работать с тех пор. Люди, которых наняла Элизабет, вскоре ушли. Когда я вспоминаю прошлое, я понимаю, как легко мне было сконцентрироваться на работе, а не на людях. Мне кажется, они знали это, потому что после ухода Элизабет они относились ко мне с видимым подозрением. Раз уж такая женщина как Элизабет могла уйти, что говорить об остальных. По крайней мере, мне казалось, что они так настроены. Я была слишком разбита, чтобы спрашивать. С тех пор у меня не хватало духу нанимать кого-нибудь вместо них. Мысль об этом ужасала меня, и я все делала одна. Я понимаю, что не могу так продолжать, да и какой смысл?» Сара глубоко вздохнула и взглянула на меня искоса. «Вот это моя зона комфорта» - сказала она.»Что мне с этим делать?» «Начать все снова - но в этот раз по-другому» - ответил я «это единственный путь из западни». Большинству из нас приходилось разочаровываться в людях, которым мы полностью доверились, в результате нашего безразличия, непонимания, неумения. В конце концов большинство из нас снова учатся доверять - хотя бы потому, что мы осознаем невозможность быть одновременно повсюду. Но на одном лишь доверии мы не уедем далеко. Доверие может привести нас к тому же самому уже испытанному разочарованию, поскольку настоящее доверие является результатом знания, а не слепой веры. А чтобы знать, надо понимать. А чтобы понимать, нужно отдавать себе полный отчет о том, в каких условиях мы находимся. Что люди знают и чего они не знают. Что люди делают и чего они не делают, чего они хотят и чего они не хотят. Кем люди являются и кем они не являются. Одним словом, Сара слепо доверяла Элизабет. Так ей было проще, так ей не нужно было делать ту работу, которую она не хотела - определиться, какие отношения связывали ее с Элизабет. Какой была роль каждой из них. Что это значило для Сары быть владельцем предприятия и для Элизабет быть наемным служащим. Определиться, по каким правилам игры Элизабет должна была играть. Сара полагалась на волю случая, потому что она не чувствовала себя комфортно в этой новой роли - в роли владельца, в роли предпринимателя, в роли бизнесмена. Она сложила с себя ответственность владельца и стала играть роль обычного наемного работника. Она не принимала полного участия во взаимоотношениях с Элизабет и построила взаимодействие со своей наемной служащей на непрочной основе. Упущение, благодаря которому можно было заранее предсказать уход Элизабет и боль Сары. Конечно, мне не нужно было разъяснять Саре, что она сама во всем виновата. Мне нужно было лишь указать ей правильный подход, чтобы она смогла по-новому построить ситуацию в следующий раз. «В следующий раз» - сказал я - «ты будешь знать заранее, что твой бизнес будет расти, и по мере роста бизнеса твое руководство должно измениться. Малое предприятие. Насколько малое? Должно ли оно состоять из одного человека? Из десяти человек? Из шестидесяти? Из ста пятидесяти человек? Для компании, попавшей в Fortune 500, компания из Fortune 1000 будет маленькой. Для компании из Fortune 1000 маленькой будет компания из Fortune 3000. Для компании, состоящей из 10 человек, компания из двух человек будет маленькой. Главный вопрос не в том, насколько маленьким должен быть бизнес, а в том, насколько большим он должен быть. Насколько большим может стать ваш бизнес естественным образом - главное здесь «естественным образом». Поскольку, каким бы ни был его размер, любые ограничения роста будут неестественными, образованными не рынком или недостатком капитала (хотя это тоже может играть важную роль), а вашими личными ограничениями. Недостаток умения, знаний или опыта, а в особенности энтузиазма для организации здорового, динамичного, замечательного бизнеса. В связи с этим, возвращение к детству является скорее не преднамеренным действием, а реакцией на боль и страх, вызванной неконтролируемым ростом. Эту реакцию можно было бы предусмотреть, если бы владелец был готов содействовать сбалансированному и здоровому росту. Но это требует готовности и желания меняться как личности: приобретать новые навыки, новое понимание, новые знания, новую эмоциональную глубину, новую мудрость. Можно сказать, что хаос, присущий любому бизнесу на отроческой стадии, может привести к двум возможным реакциям владельца бизнеса. По-настоящему пылкому владельцу, Дон Жуану по своей натуре, он может дать возможность превратить свой «свинец» в «золото», или же огонь может стать таким пугающим, что владелец будет искать спасения в маленькой жизни, из которой он лишь недавно вышел. В данном контексте бизнес, возвратившийся к детству, это бизнес, опустившийся до уровня готовности владельца к изменениям, до уровня его зоны комфорта, в которой он работает и ждет, работает и ждет, надеясь на лучшее. Таким образом, если каждый бизнес естественно предрасположен либо расти, либо уменьшатся - а этого нельзя отрицать - то возвращение к детству является нормальной реакцией специалиста-владельца бизнеса на неизвестное, на требования, которые бизнес предъявляет к своему владельцу, и которые владелец не в состоянии удовлетворить.Одним словом, предприятия, вернувшиеся к детству, умирают. Они в буквальном смысле разрушают сами себя. Не обязательно сразу, но в конце концов это происходит. Результатом этого будут огромное разочарование, потерянные средства, разбитые жизни - не только владельца, но и работников, и их семей, их клиентов, поставщиков, арендодателей - всех тех, кто имел хоть какое-то отношение к этому малому бизнесу. Трагедия заключается в том, что этого можно было бы избежать, если бы бизнес был организован по-другому, если бы специалист, охваченный предпринимательским зудом, подошел к бизнесу по-предпринимательски. «Конечно, ты не могла предвидеть всего, что случилось с тобой в твоем бизнесе» - сказал я Саре - «но ты могла предвидеть многое из этого». «Ты могла предвидеть, что произойдет с Элизабет и с нанятыми ею людьми. Ты могла предвидеть, что людям понравятся твои пироги и бизнес вырастет. Ты могла предвидеть, что вместе с ростом появятся дополнительные обязанности, потребуются новые умения, дополнительные денежные средства, необходимые для удовлетворения растущего спроса. Короче говоря, ты могла бы предвидеть многие проблемы, о которых ты не подумала. В этом суть твоей работы, Сара! Если ты не будешь делать эту работу, никто не будет ее делать. Проще говоря, твоя работа состоит в том, чтобы подготовить себя и свой бизнес к росту. Ты должна заняться самообразованием, чтобы по мере роста твоего бизнеса ты могла перестраивать его. Ты сама направляешь свой бизнес и определяешь скорость роста, если у тебя есть понимание ключевых процессов и главных целей, которые необходимо достигнуть, а также нишу, которую займет твой бизнес на рынке.Задавая правильные вопросы, такие как: какой цели я хочу достичь? Когда я хочу достичь этой цели? Какой капитал для этого понадобится? Сколько человек нужно будет привлечь? Как именно делать работу? Какие технологии понадобятся для нее? Какое помещение понадобится? Будешь ли ты ошибаться? Будешь ли ты предпринимать неправильные шаги? Будешь ли ты менять свои планы? Конечно! Причем часто. Но при правильном подходе у тебя будут запасные варианты достижения цели. Что предпринять в лучшем случае, а что в худшем. Временами ты будешь просто доверять своей интуиции и плыть по течению. Но даже когда ты просто строишь догадки, главной способностью будет способность планировать, строить планы на будущее и описывать свое виденье будущего для своих служащих. Потому что невысказанные планы приводят к тому, что вы уже не владеете бизнесом. Чтобы поделиться планами со своими сотрудниками, запишите их. Представьте себе, что занимаясь психологической работой с владельцами малых предприятий, я лишь в нескольких случаях увидел конкретные планы. У большинства не было никаких планов! Ничего конкретного, описанного на бумаге. Запомни, Сара, что лучше иметь хоть какой-нибудь план, чем никакого плана. Поскольку в процессе определения будущего план начинает подстраиваться к реальности - к той реальности, которая уже существует, и к той, которую вы способны создать. И при слиянии эти две реальности формируют третью - назовите ее своей реальностью, реальностью своего сознания и своего сердца, объединяющей все элементы вашего бизнеса и связывающей ваш бизнес с внешним миром, чтобы создать нечто, не существовавшее до сих пор. И это является признаком зрелой компании. Зрелую компанию учреждают не так как остальные. Зрелая компания основана на более широкой перспективе, на предпринимательской перспективе, на более интеллектуальной точке зрения. На том принципе, что бизнес должен работать не только в вашем присутствии, но и без вас. Поскольку компания была основана правильно, то больше шансов, что она останется на верном пути. Именно в этом и заключается разница между отроческой компанией, где все пускается на самотек, и зрелой компанией, есть виденье будущего, в свете которого формируется настоящее. «Но я забежал вперед» - сказал я - «важно то, что твой опыт мог быть абсолютно другим, и что существует совершенно иной способ начать бизнес - не такой, к которому прибегла ты и другие специалисты. И этот способ доступен каждому!» Я взглянул на Сару и заметил блеск в ее глазах. «Меня вдохновляет эта идея» - мягко сказала она - «внезапно, все, что выглядело так мрачно, засияло светом.» Но не успела она насладиться идеей о построении жизнеспособного бизнеса, как другая - темна мысль - овладела ею. «Но что мне делать с Элизабет?» - спросила она. «Что мне делать с Элизабет?» - на этот вопрос хочет получить ответ каждый специалист, ставший владельцем бизнеса. Как будто ответ на этот вопрос сможет разрешить остальные проблемы. Как будто трудности малых предприятий связаны с конкретными людьми. Как будто именно в отношениях Сары с Элизабет кроется секрет успеха.Я не гений, но я знаю, что ключ не в этом. Есть просто мы - вы и я - мы ведем себя неадекватно, нас удивляет собственное поведение и поведение других, мы плохо справляемся с ситуацией, не замечаем собственные и чужие чувства. Я посмотрел Саре в глаза и очень тихо сказал: «Сара, главный вопрос не в том, сто делать с Элизабет, а в том, что делать со всеми разными Элизабет в твоем будущем? Ты сделала все, что могла. И Элизабет сделала все возможное. Пора идти вперед. Оживить свой бизнес. Готова ли ты?» Сара улыбнулась мне и ее глаза засияли. «Я готова, если вы готовы» - сказала она. «Тогда давай поговорим о зрелости» - сказал я - «потому что твое будущее зависит от зрелости твоей компани
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.55 (0.013 с.) |