Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Всегда вознаграждай, не забывай о признанииСодержание книги Поиск на нашем сайте
Глава седьмая
Ритуал командного единства Иди к людям, Живи среди них. Учись у них. Люби их. Начни с того, что им известно, Строй из того, что у них есть. Но при лучших лидерах, Когда задачи решены И работа сделана, Люди скажут: «Мы сделали это сами».
Древнее восточное изречение
М ой дед говорил мне, что не случайно у нас два уха и всего лишь один рот. Это для того, чтобы слушать в два раза больше, чем мы говорим. Так вот, впервые за всю свою профессиональную жизнь я начал воплощать этот урок на деле. Дни, что прошли после нашей с Джулианом встречи в парке, принесли с собой такие перемены, которые кроме как чудесными и не назовешь. Я знал, что уроки, которые он мне преподал, прошли проверку временем и были уже по самой своей природе действенными, но я не мог вообразить, какое воздействие они окажут на моих сотрудников. И хотя я еще не вполне освоил Второй ритуал, я прилагал для этого максимум усилий. Я внедрил в свою работу практику «открытых дверей» и неукоснительно придерживался ее. Я старался выполнять каждое свое обещание или намерение. Я больше не перебивал своих собеседников и стал «активным слушателем», как советовал мне Джулиан. Я стал использовать любую возможность, чтобы проявлять «мелкие знаки внимания», — приглашал на ланч толковых менеджеров или просто старался ободрить добрым словом кого-то из наиболее старательных работников. Я стал применять уроки честности и открытости, превратив их в ключевые элементы своей повседневной практики руководителя: я обходил участки, чтобы донести важную информацию до тех, кого она касалась. И перемены не заставили себя ждать. Я знал, что должно пройти какое-то время, прежде чем воздействие этого ритуала проявится полностью. Но даже за эти несколько недель со дня нашей последней встречи с Джулианом сотрудники «Глобальных Технологий» убедились, что на фирме происходит что-то значительное и что они являются главными участниками этих событий. В скором времени ко мне обратились наши программисты. Они выступили с предложениями по повышению производительности и развитию новых направлений деятельности фирмы. После того как я поделился с членами администрации своими взглядами на проблему усовершенствования взаимоотношений в коллективе, они разработали и стали внедрять на фирме программу мероприятий под названием «Правда — прежде всего». Администрация заверила работников служб и участков в том, что их теперь будут обязательно держать в курсе всех событий. «Глобальные Технологии» стали превращаться в компанию нового типа. Люди стали приступать к работе раньше обычного, задерживаясь допоздна. Из обрывков разговоров, из того, как люди начали относиться друг к другу, я чувствовал, что они стали искренне переживать за дело. Как руководителя, меня это очень радовало. И наконец настал вечер нашей новой встречи с Джулианом. Когда я приехал на стадион, ко мне подошел служитель. Посмотрев на мой билет, он улыбнулся и сказал: «Добро пожаловать, сэр. Позвольте мне проводить вас на трибуны. У вас прекрасное место». Устроившись, я заметил, что все места в нашем ряду были заняты, кроме соседнего. «Наверное, это место Джулиана», — решил я. Но где же он сам? Через пять минут уже должна была начинаться игра, а Джулиан псе не появлялся. Я уже начинал волноваться. Опаздывать было не в его правилах. Он был из тех людей, кто твердо следует своим убеждениям. А я знал, что Джулиан не хотел бы заставить меня ждать, особенно после ого, как в ходе последних двух наших встреч он возбудил мой интерес к познанию мудрости лидерства. И вдруг, за две минуты до начала матча, в противоположном конце арены я увидел престранное зрелище: сквозь толпу быстро пробирался человек, державший в одной руке подзорную трубу, а в другой два хот-дога, при этом горчица с хот-дога капала на его алую накидку. Когда он увидел меня, то закричал так громко, что все обратили на нас внимание: — Эй, Питер, держи место! Нам, монахам, не так уж часто приходится посещать такие зрелища! Это прибыл Джулиан. Сев рядом, он бережно уложил подзорную трубу под сиденье и вручил мне хот-доги: — Это для тебя. Знаю, ты их любишь. Продавец сказал, что эти — самые вкусные, что у него были! Извини за опоздание. Я засмотрелся на звезды и не заметил, как прошло время. Ты знаешь, я действительно увлекся. — Я так и понял. И что интересного там, на небе? — Придет время — и я тебе покажу. А сейчас рекомендую заняться хот-догом, пока он не остыл. Как ты думаешь, наши выиграют сегодня? — спросил он меня, явно переводя разговор на другую тему. — Хотелось бы. Это самая длительная беспроигрышная серия за всю их историю. Надеюсь, сегодняшний матч закончится очередной победой. Когда игра началась, Джулиан нагнулся ко мне и спросил: — Тебе интересно, почему я предложил встретиться именно здесь? — Отчасти, — схитрил я. — Я просто подумал, что, наблюдая за матчем, ты больше узнаешь о лидерстве. Видишь, главный тренер, вон там, — сказал он, указывая на высокого лысого человека, одетого в изысканный темно-синий костюм в полосочку, такие костюмы любил когда-то носить сам Джулиан. — Вижу. — Он воплощает философию лидерства, к которой я тебя хочу приобщить. Заметь, Питер, хоть он и лидер команды, он не диктует игрокам каждое их движение. Вместо этого он поддерживает, направляет и подбадривает игроков, раскрывая их силы. Великие лидеры — это великие учителя. Это именно то, что тебе нужно. Представь себя тренером, вдохновляющим команду на осуществление своего видения будущего. Сплоти ее вокруг убедительной и достойной цели. Могу поспорить, ты не знаешь, откуда происходит слово «coach*». — Так и есть, я этого не знал. — И еще: хороший тренер поддерживает в своей команде дух и волю к победе, находит эффективные стимулы к достижению успеха. Такой тренер умеет придавать игрокам силы, развивать их способности и вооружать команду тактическими приемами, ведущими к победе. Он отдает команде все свои лучшие качества, знания и опыт. Он требует, чтобы игроки работали на пределе своих возможностей, и учит, как это делать. В наши дни, когда так много фирм страдают от низкого морального духа в коллективе, лидеры должны стать искусными тренерами, чтобы принести победу своей команде. — Как же мне стать таким тренером и где тот стимул, который приведет нас к победе? — Я уж думал, ты не спросишь, — ответил Джулиан, как раз в тот момент, когда один из наших игроков забросил мяч, принесший команде сразу три очка. Тут Джулиан подскочил на ноги и заорал во всю мощь своих легких: — Давай, жми! Еще пару таких красавцев — и можно идти домой! Таким я не видел Джулиана со времени его возвращения из Гималаев. На наших предыдущих встречах он казался мне спокойным и умиротворенным. Сейчас же, в возбужденной атмосфере баскетбольного матча, он кричал и хлопал, как ребенок, впервые попавший в цирк. Мне было приятно видеть счастливым этого человека, испытавшего в своей жизни столько невзгод, сколько не довелось пережить никому из моих знакомых. — Извини, Питер. Живя среди мудрецов Сиваны, я понял, что каждый наш день — это дар. Каждый день — особенный и полон радостных открытий. Прежде, когда я был вечно спешащим, издерганным юристом, я вертелся как белка в колесе и не имел возможности наслаждаться простыми радостями жизни. В результате я лишился семьи. Лишился друзей. И в конце концов я лишился здоровья. Конечно, я заработал кучу денег, и у меня были все те игрушки, о которых другие могли только мечтать. Но я не был счастлив. Я не чувствовал себя состоявшимся человеком. Поэтому сейчас, при своих немногих пожитках, я нахожу радость в тех особых моментах, которые дарит мне каждый день. В обычном я ищу необычное. Вот почему я так рад сегодня. Кто знает, придется ли мне еще когда-нибудь побывать на такой игре? Я с удивлением слушал Джулиана. Он был так позитивно настроен, так жизнерадостен. Мне показалось, что сейчас он говорил о том, что когда-нибудь его не станет. Это было так непривычно слышать, что я сказал ему об этом. — О, не волнуйся, Питер. Я планирую прожить еще много-много лет. Мне еще так много нужно сделать в этом мире. Я поклялся Йогу Раману и другим мудрецам, что весь остаток своей жизни посвящу распространению их взглядов на лидерство в бизнесе и в жизни. И я намерен выполнить это обещание. Вокруг гак много людей, которым нужна моя помощь. Так что мои лучшие годы еще впереди, дружище. Можешь мне поверить. Только нам всем нужно помнить: время струится, как песок сквозь пальцы, и его не вернуть. Имей же мужество любить эту жизнь и наслаждаться ею каждый день своего пути. — Я понимаю тебя, Джулиан. До того как твои принципы лидерства стали преображать нашу компанию, я находился в таком напряжении, что не мог спать более двух часов в сутки. Саманта очень беспокоилась. Дети жаловались, что я вечно сержусь на них, и от этого мне становилось еще хуже. Мне казалось, что все мои труды стольких лет были напрасны. Я старался работать еще больше, но дела шли все хуже. Теперь я понимаю, что нужно сделать, чтобы вернуть моей фирме прежние силы и здоровье. Теперь я стану работать мудрее, наслаждаясь своим путешествием в страну лидерства. — Хорошо. А сейчас давай вернемся к твоему вопросу о том, как стать выдающимся тренером и стимулировать своих сотрудников. Я расскажу тебе, как вдохновить людей, добиться их уважения и побудить их к осуществлению твоего видения будущего. Этот секрет можно сформулировать в четырех словах. Хочешь узнать их? — Нет, я лучше съем еще один хот-дог, — сказал я с сарказмом. — Конечно же, я хочу знать, как мне заинтересовать сотрудников. Разве не этого хочет любой руководитель и менеджер? — Ну тогда вот они: всегда вознаграждай, не забывай о признании. — Так ведь это Третий ритуал, — воскликнул я, доставая третью пластинку от паззла. — Да, мой друг. Третий ритуал в древней системе лидерства Йога Рамана — это ритуал командного единства. Все дальновидные руководители всегда вознаграждают своих сотрудников и отмечают их заслуги. Им хватает мудрости сознавать, что работник, ощущающий свою ценность, достигает превосходных результатов. — Могу поспорить, это еще одна причина, по которой ты выбрал именно это место для нашей встречи. Ведь так, Джулиан? Теперь мне все ясно. — Ты хороший ученик, Питер. Это твое качество мне всегда импонировало. Еще в те дни, когда мы с тобой были партнерами по гольфу, ты всегда видел игру на один ход вперед. Да, совершенно очевидно, что главный тренер использует тот же принцип, о котором я тебе говорю: если ты ценишь своих сотрудников, то и они отвечают тебе уважением. Тренер команды, как настоящий лидер, сознательно использует свой двуединый стимул: вознаграждение и признание заслуг. Вот почему его команда достигает таких успехов. — Но с чего мне начать? Признаюсь, я и понятия не имел, что вознаграждение и признание заслуг подчиненных имеют такое огромное значение. Я всегда был настолько поглощен другими делами, что мне и в голову не приходило «чествовать сотрудников», как ты предлагаешь. Но когда-то я сам был простым менеджером. И если меня хвалили за правильное решение, то в следующий раз мне хотелось добиться чего-то большего. Печально, но должен признаться, что в нашей компании руководители не проронят ни слова, пока их люди не совершат какую-нибудь оплошность. В основном они предоставлены самим себе. — В большинстве компаний такая же ситуация, Питер. Руководители полагают, что работающие у них сотрудники — взрослые люди и не нуждаются в «похлопывании по плечу». Менеджеры считают, что они обязаны лишь выявлять оплошности и недостатки, а затем устранять их. Они никогда не рассказывают работникам о многочисленных благодарственных письмах, приходящих на фирму от удовлетворенных клиентов. Но зато когда поступает жалоба — в ту же минуту сотрудника вызывают «на ковер». Поступая таким образом, руководители поощряют сотрудников не к тому, чтобы те направляли свою энергию на добросовестное выполнение работы, а на то, чтобы избегать оплошностей и ошибок. Такие компании никогда не поднимутся до мирового уровня. И стоит ли после этого удивляться, что большинство людей в нашей стране ложатся спать голодными? — Ты не прав, Джулиан. Мы живем в богатой стране. — И тем не менее большинство людей каждый день ложатся спать голодными. Они испытывают голод признания своих достоинств, они жаждут благодарности за свои старания и усилия. — Так что же я могу сделать, чтобы изменить положение вещей? Теперь я начинаю видеть потенциальные возможности и способности, пробивающиеся сквозь прочную броню, в которую облачились люди, защищаясь от моего руководства. Я хотел бы их освободить. Но с чего же начать? — Начни с поиска позитивного. — Что это означает? — По твоим словам, ты и твои менеджеры постоянно выискиваете ошибки и просчеты. И единственная твоя благодарность добросовестным работникам выражается в том, что их пока еще не уволили. Думаю, этого недостаточно. Твои сотрудники заслуживают большего. Тебе следует изменить свой взгляд на вещи и организовать поиск тех людей, чья работа соответствует твоим требованиям. Стань охотником, без устали выискивающим свою добычу. А найдя ее, не жалей наград и знаков благодарности. Помни: ты всегда получишь больше, чем отдашь. — Нужно ли поощрять положительные поступки немедленно? — Прекрасный вопрос, Питер. Скажу так: это не обязательно, но чем скорее правильный поступок получит признание, тем больше шансов, что он будет повторен. Снова и снова вознаграждай сотрудников за те поступки, которые ты считаешь правильными и желательными. Когда люди свыкнутся с этой твоей системой, они станут лучше понимать, чего ты от них ожидаешь и что такое успех. — Но разве большинству сотрудников не известно, что им следует делать? Разве им не известно, что такое успех? Мне всегда казалось, что большинство из них просто слишком ленивы, чтобы его достигнуть. Мне кажется, все, чего они хотят, — это побольше легких денег и поменьше тяжелой работы. — Ты жестоко заблуждаешься, — услышал я категоричный ответ. — Йог Раман учил меня, что почти все люди стремятся творить добро. Каждый из нас хочет делать что-то стоящее, чтобы наша жизнь имела какой-то смысл. У всех нас есть свои надежды, мечты и чаяния, которые, даст Бог, однажды сбудутся. Но реальность такова, что кто-то постоянно сдерживает наши порывы и стремления. Нам предписывают, что надевать, когда обедать, как выполнять работу. Большинство рабочих и служащих нашей страны находятся под таким жестким контролем, что чувствуют: творчество и новаторство только повредят их карьере. Для того чтобы начать высвобождать способности и потенциал своих сотрудников, тебе нужно поощрять такие поступки, повторение которых для тебя желательно. Ты можешь мне не поверить, но большинство работников недостаточно четко понимают, что значит работать в полную силу. И это делает их еще более скованными. Просто их руководители не удосужились дать им пример для подражания. А потом этих работников еще и критикуют за недостаток прилежания, чем лишь усугубляют и без того сложную ситуацию. Мне приходилось видеть много предприятий, администрация которых требовала от своих работников куда большего, чем предписывали их должностные инструкции. Истинные лидеры четко разъясняют тем, кого они ведут, каких результатов от них ожидают, а затем предоставляют им возможность самостоятельно достигать этих результатов. — А что, если работник не достигнет желаемого результата? Он должен понести наказание? — А вот здесь мы подходим к еще одному важному положению. Во многих фирмах сотрудники настолько боятся совершить ошибку, что отказываются от какого-либо риска. Но без риска невозможно достичь новых результатов. Не открывая ничего нового, они обречены всю жизнь заниматься однообразной, рутинной работой. И при этом администрация лишь сыплет соль на рану, обвиняя своих работников в отсутствии творческого подхода. Да, Питер, не пойми меня превратно. Ты же знаешь, что я прагматик. Я не утверждаю, что руководители и менеджеры не должны исправлять ошибки и корректировать неправильные действия своих людей. Но за деревьями не упусти леса. Будь дальновидным, чтобы понять, что неудача неотделима от успеха. Когда кто-то из твоих сотрудников пытается что-то сделать и терпит неудачу, он при этом открывает путь к успеху. Неудачи — это своеобразные уроки. Они в конечном счете ведут нас к мудрости и процветанию. Дальновидные лидеры создают на работе обстановку терпимости к риску. Они предоставляют своим сотрудникам право на ошибку. И поступая так, они в конце концов достигают успеха. — Здорово! Я никогда не рассматривал неудачи с такой точки зрения. — Возможно, ты удивишься, но один из менеджеров преуспевающей Юго-Западной авиакомпании, о которой я тебе рассказывал, выступил с новаторским предложением, которое затем с треском провалилось. Так вот, в результате его повысили в должности! Он предложил новую услугу по срочной доставке грузов, которая должна была увеличить доход компании на 50 процентов. Президент компании лично одобрил эту программу и выделил значительную сумму на рекламу и организационные мероприятия. К сожалению, дело не пошло. Но служащие компании поняли, что для серьезного успеха нужно идти на значительный риск, хотя это и может время от времени приводить к неудачам. Руководство позаботилось о том, чтобы урок был хорошо усвоен. Оставив менеджера на работе, оно дало остальным сотрудникам красноречивый сигнал: творческий и инициативный подход будет приветствоваться. — Невероятный пример, Джулиан. — А знаешь, как поощряют сотрудника в Юго-Западной авиакомпании, если на его имя приходит благодарственное письмо от клиента? — Хотелось бы знать. — Письмо немедленно передают этому сотруднику с припиской от президента компании: «Вы просто молодец. Снимаю перед Вами шляпу. Желаю дальнейших успехов. Я Вас люблю». — Замечательно. Вот только «люблю» — это, пожалуй, слишком. — Президент «Юго-Западной» пользуется любой возможностью, чтобы сообщить своим сотрудникам, что он любит их. В данном случае слово любовь используется не в романтическом, сентиментальном смысле, а как знак высокой оценки людей. Хотя сам ты не обязательно должен сообщать своим сотрудникам, что ты их любишь, чтобы вдохновлять и стимулировать их. Достаточно поблагодарить за хорошую работу и простить им ошибку.. Процитирую индийскую поговорку, которую часто повторял Йог Раман: «Сдержись в миг ярости — и ты избежишь ста дней печали». — Я полагаю, что лучший способ вознаграждения за хорошую работу и отличные результаты — это деньги. Не так ли? Ответить Джулиану не дала громкая сирена, возвещающая об окончании первого периода игры. Наша команда побеждала, болельщики громко аплодировали. Поскольку Джулиан купил места у самой площадки, нам было слышно, как главный тренер говорил игрокам: «Феноменальная игра, ребята. Все получается так, как мы готовили на тренировке. Продолжайте в том же духе — и мы в финале. Я знаю, вы две недели без отдыха и порядком вымотались, но давайте устроим болельщикам праздник». И когда игроки уже двинулись по проходу в раздевалку, тренер добавил: «Друзья! Я горжусь вами!» — Не это ли ответ на твой вопрос, Питер? — спросил Джулиан. — Что? — Тренер стимулировал свою команду? — Определенно, да! — Достал ли он мешок с деньгами и вручал ли банкноты каждому игроку? — Нет, — улыбнулся я. — А что же он делал? — Он хвалил их. И делал это искренне. Чувствовалось, что он заботится о них и гордится их отличным выступлением. — Вот именно. Как видишь, дружище, похвала не требует денег. Искренняя похвала может сдвинуть горы и перестроить всю твою фирму. И это не будет стоить тебе ни цента. Слишком многие руководители полагают, что прибавки к зарплате и премии — это единственный способ стимулировать персонал, а поскольку -денег не хватает, они ничего и не делают. В то же время, вопреки общепринятому мнению, деньги — не самый мощный стимул для человека. Согласно исследованиям, простое одобрение или похвалу люди предпочитают многим другим видам поощрений. Опрос полутора тысяч сотрудников фирм свидетельствует, что самое эффективное средство поощрения персонала — это личное одобрение. Однако только сорок два процента опрошенных получали такое поощрение за время своей деятельности. В ходе другого опроса пятьдесят восемь процентов респондентов заявили, что они редко получали благодарность за хорошо выполненную работу, хотя, по их мнению, эта форма поощрения больше всего бы их стимулировала. — И что, простое письмо с благодарностью — это все, чего они хотят? — Возможно, они хотят большего. И ты, как их руководитель, должен постараться выяснить это. Но вот главное правило: не поощряй людей таким способом, который был бы хорош для тебя, окажись ты на их месте. Лучше выясни, что нужно для стимула именно им. Подумай, что ты и твои менеджеры можете сделать, чтобы ваши сотрудники почувствовали себя героями. Спроси себя, что ты можешь сделать для своих сотрудников, каким образом поощрить их, отметить их хорошую работу, чтобы в ответ услышать удивленно-радостный возглас: «Вот это да!» Запомни эту вечную истину, Питер: как ты относишься к своим сотрудникам, так они будут относиться к твоим клиентам. Чем чаще твои люди будут восторженно восклицать «Вот это да!», тем скорее ты услышишь эти слова от своих заказчиков. Как я уже говорил, «отдавая, ты тут же начинаешь получать». — Разные люди нуждаются в разных формах поощрения, — продолжал Джулиан. — Вознаграждение должно учитывать индивидуальные особенности человека. Если ты подаришь сотруднику, который много времени проводит в отрыве от семьи, путевку на Багамы, это будет, скорее всего, не лучшим решением. Тот, кто получает солидную зарплату, но работает по восемнадцать часов в сутки, предпочтет денежной премии несколько дней отдыха. Когда я еще был адвокатом, у меня в команде был молодой парень, которому нравилось, когда его отличную работу отмечали в присутствии других людей. Как говорил Йог Раман: «Подбери ключик к людям, которыми ты руководишь, выясни, что их волнует». Выясни, что именно приносит им удовлетворение от хорошо выполненной работы. Для одного это может быть памятный подарок, для другого путевка на горнолыжный курорт. Так подыщи вознаграждение, которое пришлось бы по вкусу каждому из твоих людей. Вспоминаю, как однажды Йог Раман пришел ко мне в хижину (перед этим я провел много времени, прилежно постигая древнюю мудрость и стараясь интегрировать ее в свою жизнь). «Ты хороший ученик, Джулиан, — сказал он ласково. — Может быть, лучший из тех, что были здесь до тебя. Ты уважаешь наши традиции и искренне стараешься постичь нашу философию. Все мы полюбили тебя. Теперь мы относимся к тебе как к члену нашей общины. И хотя у нас немного богатств, я хочу преподнести тебе скромный подарок в знак признания твоих успехов. Мне хотелось бы подарить что-то важное для тебя, поэтому я решил узнать, какой подарок обрадовал бы тебя больше всего». Знаешь, Питер, впервые в жизни мне было предложено самому выбрать вознаграждение за хорошо выполненную работу. В результате я стал заниматься еще упорнее, чтобы не разочаровать своего наставника, который так в меня верил. — И что же ты попросил? — Я знал, что ты задашь этот вопрос. Простую вещь. В храме, что находился в центре деревни мудрецов, была деревянная табличка, на которой Йог Раман вырезал одно изречение. Эти слова имели для меня большое значение. Часто, оставаясь в храме в одиночестве, я размышлял над их смыслом. Я попросил, чтобы Йог Раман дал и мне такую же табличку. Он с радостью исполнил это на следующий день. — Что же это были за слова? — с интересом спросил я. — Это было изречение великого индийского философа Патанджали. Оно навсегда врезалось в мою память, и сейчас я могу процитировать его дословно: Когда ты вдохновлен великой целью или необычным замыслом, твои мысли избавляются от пут, твой разум не ведает преград, а власть твоего сознания распространяется повсюду. И ты обнаруживаешь, что попал в новый, великий и чудесный мир. Спящие силы, способности и задатки оживают в тебе. И вдруг ты понимаешь, что стал куда более выдающейся личностью, чем тот идеал, к которому ты когда-то стремился. Джулиан произнес эти слова, казалось забыв о баскетбольном матче, который только что возобновился. — Подарив эту табличку, Йог Раман знал, что дал мне именно то вознаграждение, которое я хотел... —...а не то, которое ему захотелось бы выбрать, окажись он на твоем месте, — вставил я. — Совершенно верно. Заметив сотрудника, который хорошо справляется со своей работой, дальновидный руководитель отмечает его и поощряет таким образом, как хотелось бы этому человеку. В результате тебе уже не нужно будет принуждать людей работать в полную силу, поскольку они уже просто не смогут работать иначе. И тогда ваша фирма превратится в компанию мирового уровня. В этом нет ничего невозможного. — Ну хорошо. Понятно, что мне нужно показать моим сотрудникам «образцы для подражания». А значит, вместо того, чтобы выискивать и исправлять чужие ошибки, я должен обратить свое внимание на тех, кто работает хорошо. А когда найду — отмечать их и вознаграждать таким способом, который больше всего соответствовал бы их интересам. При этом я не должен скупиться на обычную похвалу. Как ты сказал, большинство ценит похвалу выше других форм поощрения, однако редко получает ее. Отныне слова «Поощряй не только деньгами» станут моей новой мантрой лидерства. Думаю, это понравилось бы твоим монахам. Могу я задать еще один вопрос? — Для этого я здесь, дружище, — любезно ответил Джулиан. — Чтобы достичь высокого уровня производительности, моим сотрудникам нужно много работать. В то же время, как я понимаю, вознаграждение и признание должны быть немедленными. Нужно ли мне ждать того момента, когда их навыки и отношение к работе улучшатся? — Прекрасный вопрос. Ты и вправду стараешься докопаться до самых глубин тех истин, которые я тебе преподаю. Ценю! Если ты станешь ждать, пока работа выйдет на уровень совершенства, на это уйдет много времени, а возможно — и вся жизнь. — Так что же делать? — А вот что: поощрять и хвалить за стремление, а вознаграждать — за результаты. Ищи хорошие поступки, а не совершенство, и пусть твои люди ощутят радость от того, что становятся лучше. Таким образом ты поможешь им реализовать себя. Постепенно становясь все лучше и лучше, они смогут достичь максимального результата. — Как и наша баскетбольная команда сегодня, — сказал я, указывая на игроков, которые, проведя стремительную контратаку через все поле, заработали еще два очка. — Припоминаю их первое выступление. Ну и волновались же они тогда. А кажется, это было совсем недавно. — Многие из тех игроков уже стали суперзвездами. А главный тренер умел замечать и поощрять их успехи. И вот теперь — взгляни на них. Просто невероятно! — с этими словами Джулиан снова подскочил. Он вскидывал кулаки, кричал слова поддержки игрокам, каждого из которых он знал по именам. Я не думал, что Джулиан такой азартный болельщик. Его эмоции захлестнули и меня. — Джулиан, у меня к тебе еще несколько вопросов. — Выкладывай, — сказал он, снова усаживаясь на место под изумленные взоры зрителей, которым выпало «счастье» оказаться нашими соседями. — Ты знаешь, я не очень-то себе представляю, что собственно я должен сказать, какие слова подобрать для похвалы. Ведь я никогда этого не делал. Конечно, я могу придумать что-нибудь вроде «отличная работа» или «так держать», но, может быть, ты мне поможешь? — Хвалить — это целое искусство. Чтобы овладеть им, нужны теоретические знания и практический навык. Это необходимо каждому руководителю. Для начала запомни основные правила: похвала должна быть адресована конкретному человеку, она должна быть немедленной, публичной, искренней. Обязательно называй имя сотрудника, которого ты поощряешь. Ничто на свете так не ласкает слух человека, как звучание его имени. Да, и еще. Не попадись в ловушку, в которую попадаются многие менеджеры, когда хвалят кого-то. — А именно? — Не перехваливай. Похвала нужна, но, раздавая ее направо и налево, ты обесцениваешь ее так же, как обесценивается избыток денежных знаков. — А что бы ты еще рекомендовал для стимулирования персонала? — Пожалуйста. Назову тебе лучшие из тех приемов, которые не требуют больших затрат. Приколи благодарственную открытку на дверь кабинета своего сотрудника, оплати ему месячную парковку, оформи годовую подписку на журнал по его выбору, — все это простые, но проверенные приемы вознаграждения сотрудников за хорошую работу. Приглашая сотрудника па совещание вместо его руководителя, рассылая поздравления с днем рождения, общаясь с работниками в неформальной обстановке, ты создаешь стимулы и демонстрируешь, что искренне интересуешься делами коллектива. Недавно мне попалась статья об одной женщине-руководителе, которая придумала следующее: она собрала у себя в шкафу книги, магнитофонные записи и видеокассеты — пособия по стимулированию труда — и назвала этот шкаф своей «сокровищницей». Когда она хотела поощрить кого-то из своих сотрудников, она подводила его к этой «сокровищнице» и при всех предлагала выбрать то, что ему понравится. Мне эта идея пришлась по душе, потому что здесь не только поощрялась хорошая работа, но и развивалось мышление сотрудников путем приобщения их к новым идеям, что, в свою очередь, способствовало повышению эффективности труда. Не забывай, Питер, настоящий лидер — это освободитель. Он осознает свою обязанность способствовать тому, чтобы люди ощутили себя хозяевами собственной карьеры и жизни. Он постоянно доводит до сведения своих сотрудников новые идеи и информацию, которые призваны помочь им реализовать их таланты и умения. Как говорил великий мудрец Конфуций: «Дай человеку рыбу — и он будет сыт всего лишь один день. Научи человека ловить рыбу — и ты обеспечишь его пищей на всю жизнь». Помнишь, о чем я говорил тебе, когда мы встречались в клубе? Вести — значит высвобождать способности человека. Ведь если задуматься, компания, которую ты называешь «Глобальные Технологии», представляет собой просто-напросто печать и кипу деловых бумаг, заверенных твоими юристами. Истинная ценность любого предприятия— это люди и их способности, которые помогают тебе осуществить твое представление о будущем. — Сильно сказано. Теперь, думая об этом, я начинаю понимать, что некоторые из наших конкурентов отлично знают и применяют на практике технологии приобщения людей к общим задачам. А я просто не понимал действенной силы вознаграждения и поощрения и поэтому не уделял этим моментам должного внимания. — Когда ученик готов, приходит учитель, — сказал, улыбаясь, Джулиан. Матч уже подходил к финалу. — Один из наших конкурентов постоянно применяет интересные методы стимулирования и раскрытия потенциала своих сотрудников. В их отделе сбыта совещания всегда начинаются с чествования «героев дня». Так они называют сотрудников, выполнивших поставленные перед ними задачи и отличившихся образцовым обслуживанием клиентов. В другой компании часть офиса отвели под «Стену победы»; на ней размещаются высказывания и цитаты, касающиеся вопросов стимулирования труда, письменные отзывы заказчиков и материалы по стратегическому планированию этой компании. При этом каждый имеет возможность видеть их, проходя на свое рабочее место. Как-то я даже слышал об одном менеджере из фирмы «Ксерокс», который на совещания надевал лыжную шапочку с логотипом пятизвездочного лыжного курорта. Этот своеобразный «символ победы» напоминал сотрудникам, где они будут отдыхать, если им удастся достичь запланированных объемов продаж. — Это чрезвычайно интересные идеи, и, я думаю, тебе следует внимательно изучить возможности внедрения их в своей компании. И никогда не забывай о важности корпоративных традиций. — А что это за традиции? Расскажи, — попросил я. — Гималайские мудрецы разработали целую систему культурных традиций, способствующих укреплению чувства общности и единства. Хотя монахи постоянно заняты философскими размышлениями, они каждый вечер собираются вместе за длинным деревянным столом, чтобы пообщаться и разделить друг с другом простую, но прекрасно приготовленную пищу. Это незабываемое зрелище: одетые в свои туники монахи смеются и распевают за трапезой песни, наслаждаются общением друг с другом, укрепляя таким образом дух единства своей общины. Так же поступает и эта баскетбольная команда, выезжая раз в полгода вместе с семьями на пикник. Такие традиции сплачивают людей, стимулируя заботу друг о друге. Они способствуют развитию взаимоотношений между людьми. При этом каждый начинает чувствовать себя частью общего дела. — Такие традиции должны стать частью нашей корпоративной культуры? — Верно. Пусть твои сотрудники лучше познакомятся друг с другом, пусть время от времени получат возможность побыть без галстуков. Организуй для них семейный пикник или совместную вечеринку. Смахни-ка пыль с громадины своей компании, позволь людям снова болтать друг с другом и смеяться. В одной известной мне компании проводят так называемый «Безумный День». И поверь мне: и люди от души веселятся, и производительность их труда возрастает. Как высказался один руководитель: «Мозги, как и сердца, начинают активнее работать, когда на них обращают внимание». — Расскажи мне об этой традиции Безумного Дня. Я о такой и не слышал. — В компании один раз в квартал назначается Безумный День, в течение которого служащие могут расслабиться и снять стресс. Например, в один квартал он проводится под девизом «Ты больше не начальник». В этот день начальники отделов готовят кофе, отвечают на телефонные звонки, работают на складе, тогда как другие служащие занимают места своих боссов и при этом, конечно же, очень веселятся. С помощью этой нехитрой идеи удалось преодолеть многие искусственно созданные барьеры между администрацией и остальными сотрудниками, поднять общий командный дух в коллективе. В другой раз такой Безумный День прошел под названием «Цирковой День». В подразделениях компании выступали клоуны, фокусники и акробаты. Сотрудники были в восторге. Посмотреть выступления артистов приглашали и приходивших посетителей, отчего весть о таком необычном нововведении быстро распространилась по всему городу. Но, наверное, самым удачным оказался день «Назад в Будущее». — Звучит интригующе. — В этот день все служащие собрались вместе, чтобы отпраздновать свои прошлые достижения. Материалы с сообщениями об удачных идеях и находках, новаторских предложениях, успешной работе были вывешены на стенах конференц-зала, специально арендованного по этому случаю. Затем всем присутствующим было предложено сосредоточиться на предстоящих задачах. Для этого был проведен совместный «мозговой штурм», направленный на поиск оптимальных способов их решения. Я привел эти примеры для того, чтобы показать: мудрый руководитель хорошо понимает, что, когда сотрудники ощущают свою ценность для коллектива, они готовы работать, не считаясь со своим временем. Если ты будешь выполнять Третий ритуал, поощряя людей и постоянно отмечая их заслуги, они отдадут твоей компании свою душу и силы. Они станут видеть себя частью большого целого, частью чего-то особенного и необычного, чем и являются «Глобальные Технологии». И вот тогда твою компанию невозможно будет остановить. Л
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.144 (0.016 с.) |