Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для контроля усвоения материала проанализируйте решения ситуационных задач в приложении 3.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Организация самостоятельной работы на занятии: Входной тест. 2. Практические работы: Работа 1. Анализ спинальных рефлекторных дуг шагательного (цепного) рефлекса человека. 1. Проанализируйте взаимоотношения сгибателей и разгибателей нижних конечностей в процессе ходьбы. Перечислите рецепторы и рефлексы, обеспечивающие ходьбу. 2. Нарисуйте схему рефлекторной активации реципрокных взаимодействий сгибателей и разгибателей одной конечности, взаимодействия центров левой и правой половины спинного мозга с интрафузальных рецепторов. 3. Устно обсудите взаимодействие центров правой и левой половины мозга во время ходьбы с рецепторов сухожилий. Сделайте вывод о роли центров спинного мозга в формировании тонуса скелетных мышц и фазных движений. Работа 2. Анализ статических и статокинетических рефлексов. Изучите на схемах примеры статических и статокинетических рефлексов. 1. Рассмотрите на рис. 7 расположение двигательных ядер ствола. Нарисуйте схему рефлекторной дуги познотонического рефлекса, изобразив на ней нервные центры, связи между ними, рецепторы, исполнительные органы (рис. 9, 10). 2. Нарисуйте схему рефлекторных связей в дугах выпрямительного и статокинетического рефлексов (аналогично дуге познотонического рефлекса) (11-12). 3. Обсудите особенности рецепторов, центров, эффекторных реакций при формировании этих рефлексов. Сделайте вывод о значении статических и статокинетических рефлексов в сохранении равновесия тела. 3. Решение ситуационных задач Ситуационные задачи для самостоятельного решения: 1. Перечислите и объясните симптомы, которые будут наблюдаться при повреждении передних корешков спинного мозга. 2. Перечислите и объясните симптомы, которые будут наблюдаться при повреждении задних корешков спинного мозга (на уровне одного сегмента, на уровне трех сегментов). 3. Перечислите и объясните симптомы, которые будут наблюдаться при повреждении спинномозгового нерва. 4. Какие нарушения в работе центров спинного мозга и скелетных мышц будут наблюдаться при одностороннем повреждении пирамидного тракта на уровне ствола мозга, на уровне спинного мозга? 5. Какие из нисходящих путей преимущественно активируют флексорные, какие – экстензорные мотонейроны спинного мозга? 6. Какова физиологическая роль шейных тонических рефлексов? 7. Человек левой ногой делает шаг вперед. Какая рука при этом движется вперед и почему? 8. У обследуемого пациента полностью потеряна болевая и температурная чувствительность. Где локализовано повреждение? 9. Может ли сохраниться ахиллов рефлекс, если коленный рефлекс исчез? 10. После травмы спинного мозга в шейном отделе у человека исчезли сухожильные рефлексы нижних конечностей. Назовите причину. 11. Как будет изменяться сила миотатических рефлексов при активации мотонейронов через нисходящие пути спинного мозга? Почему? 12. Какие симптомы будут наблюдаться у человека, если произошло кровоизлияние во внутреннюю капсулу левой половины головного мозга, где проходит пирамидный тракт? 13. На каком уровне ЦНС расположены центры, обеспечивающие поддержание антигравитационной позы у человека? 14. Какова физиологическая роль шейных и вестибулярных рефлексов положения? 15. Каким будет распределение мышечного тонуса у мезенцефальных животных по сравнению с децеребрированными? 16. Почему шейные тонические рефлексы хорошо выявляются не у спинальных, а у бульбарных животных? 17. Какой отдел мозга поражен у человека, если у него нарушено равновесие, имеет место астения (в мышцах быстро развивается утомление) и гипотония (тонус мышц снижен)? 18. Какой отдел мозга поражен у человека, если у него наблюдаются гипокинезия (ему трудно начать двиджение) и тремор в покое? 19. Человек с закрытыми глазами, вытянув руки вперед, падает вперед. Какой отдел мозга поражен? 20. Человек с закрытыми глазами при попытке коснуться кончика носа промахивается. Какой отдел мозга поражен? 21. Чем объяснить, что при повороте головы влево у новорожденного ребенка его левая рука разгибается, а правая сгибается? 22. После травмы спинного мозга в шейном отделе у человека исчезли сухожильные рефлексы нижних конечностей. Почему? 23. Где локализуется повреждение, если у человека отсутствуют повороты головы на неожиданные световые и слуховые раздражители? Приложение Приложение 1: Таблица 3. Функции структур спинного мозга
Рис. 1. Схематическое изображение поперечного разреза спинного мозга. Слева обозначены проводящие пути, справа — участки серого вещества. Одинаковым цветом обозначены проводящие пути и соответствующие им участки серого вещества: синим - чувствительные пути и задний рог, красным - пирамидные пути и передний рог, серым - собственные пучки спинного мозга и промежуточное вещество, зеленым - восходящие пути экстрапирамидной системы, желтым - боковой рог: 1 - покрышечно-спинномозговой путь, 2 - передний корково-спинномозговой путь, 3 - передний спиноталамический путь, 4 - преддверно-спинномозговой путь, 5 - оливоспинномозговой путь, 6 - ретикуло-спинальный тракт, 7 - передний спиномозжечковый путь, 8 - латеральный спиноталамический путь, 9 - рубро-спинальный тракт, 10 - задний спиномозжечковый путь, 11 - латеральный корково-спинномозговой путь, 12 - собственные пучки спинного мозга, 13 - клиновидный пучок, 14 - тонкий пучок, 15 - овальный пучок, 16 - задний канатик, 17 - боковой канатик, 18 - передний канатик, 19 - промежуточное вещество, 20 - задний рог, 21 - боковой рог, 22 - передний рог, 23 - задний корешок, 24 - передний корешок.
Рис. 2. Локализация основных восходящих проводящих путей в белом веществе спинного мозга.
Рис. 3. Локализация основных нисходящих проводящих путей в белом веществе спинного мозга.
Рис. 4. Ядра в сером веществе спинного мозга
Рис. 5. Схема спинальных механизмов регуляции тонуса мышц.
Рис. 6. Рефлекторная дуга надбровного рефлекса 1) рецептор надкостницы; 2) тройничный нерв (V); 3) чувствительное ядро тройничного нерва; 4) двигательное ядро лицевого нерва (VII); 5) двигательный нерв (VII); 6) круговая мышца глаза.
Рис. 7. Схема расположения вестибулярных, красных ядер и ядер ретикулярной формации в стволе мозга
Рис. 8. Черепномозговые нервы и области их иннервации
Рис. 9. Схема познотонических рефлексов.
Рис. 10. Схема рефлекторной дуги познотонического рефлекса.
Рис. 11. Примеры выпрямительных и статокинетических рефлексов.
Рис. 12. Схема рефлекторных дуг выпрямительных и статокинетических рефлексов
Рис. 13. Функции ретикулярной формации (согласно Р. Шмидту, с изменениями)
Рис. 14. Схема регуляции тонуса, позы и равновесия (согласно Р. Шмидту, с изменениями).
Рис. 15. Схема координации позы и целенаправленных движений (согласно Р. Шмидту, с изменениями).
Рис. 16. Схема программирования произвольных движений (согласно Р. Шмидту, с изменениями).
Рис. 17. Проекционные связи мозжечка
Рис. 18. Схема афферентных и эфферентных связей базальных ядер (по В.М. Смирнову и др. с изменениями): ЧВ – черное вещество; СТЯ – субталамическое ядро; ВЯ – вентральные ядра таламуса; «+» - возбуждающие влияния; «-» - тормозные влияния
Рис. 19. Функциональные петли базальных ядер. Скелетно-моторная петля
Рис. 20. Ядра таламуса
Рис. 21. Схема части нейрональной вертикальной колонки в двигательной коре больших полушарий: 1. Интернейрон, 2,3. Афферентные входы, 4. Возвратная коллатераль, аксона к тормозной клетке, 5. Эфферентный выход, 6. Возвратная коллатераль к возбуждающей клетке, 7,8. Пирамидные клетки
Рис. 21. Схема пирамидного тракта
Рис. 22. Схема картирования функций коры больших полушарий по Бродману.
Рис. 23. Проводящий путь пирамидной системы. Информация к заданию 4.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.142.113 (0.006 с.) |