Культура Западно-Европейского Средневековья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Западно-Европейского Средневековья



Делится на 3 периода: 1. 5-10 в Раннее средневековье; 2. 11-13 век – Классическое; 3. 14-16 – Позднее. Суть к-ры – христианство, самосовершенствование человека. Родина христианства – Палестина. Возникло в 1 в н.э. Это учительская религия – Иисус Христос. Символ – крест. Вера в единого бога – творца, создателя неба и земли, видимого и невидимого. Это космическая сила – представляющая собой троицу (отца, сына и святого духа) – это единое и неразделимое. Бог – гарант существования мира, он опирается в управлении на бесплотные силы – начала, господства, власти, сирафимы и херувимы (архангелы и ангелы). Но в доисторические времена часть ангелов отпадает от сил света, они начинают делать зло – демоны, дьяволы, возглавляет сатана. Борьба между светлыми и темными силами постоянно, в центре – человек. Он был создан господом, чтобы являть его тварный образ, жить с ним в единстве, владеть всем миром, выполняя в нем роль первосвященника. Провал человека в этой задаче и есть грех, который называется грехопадением. Человек поддается соблазну зла и поверил, что сможет стать как бог собственной волей и усилием. Вместо бога поставил в центр себя, т.е. поддался эгоизму. Вместо деяния добра стал приумножать в нем зло. С тех пор дети Адама разделили эту судьбу – первородный грех, все более теряя связь с богом. Эти события освящены в Ветхом Завете – 1-я часть Библии. Исправить положение могла только жертва. Иисус воплощается на земле, сделавшись подобным простым смертным во всем, кроме греха. Он добровольно принимает на себя преступления мира и пошел на страдания и смерть ради нашего спасения. Этой ценой был искуплен первородный грех. Христос воскресает на 3-й день в новом образе – теле. Его воскрешение – начало воскрешения всего человечества. Христианство учит, что каждый должен уподобиться Христу в жизни, тогда он уподобится ему в смерти. Главная мысль Евангелие состоит в том, что Иисус бог, что он воскрес и поэтому каждый человек, котрый стал на него похож по духовным качествам также приобретает жизнь вечную. Эти принципы реализованы в символе веры, который принят на 1-м Вселенском соборе в 325г, дополнен на 2-м соборе в 381г: Верую в единого бога отца вседержителя, творца неба и земли, видимым же всем и невидимым и во единого Господа Иисуса Христа сына божия единородного. Исповедую едино крещение во оставление грехов, чаю воскресение мертвых и жизни будущего века. Аминь. В 1054г из-за полит и теоретич соображений – разделение на Восточную (православную – Византия) и Западную (католическую, папа Римский). Культура впитывает античную, к-ру варварских племен, христианство. 1-й этап Темные века 5-10в – разрушение античной к-ры, утеряна письменность, церковь давила на жизнь. Если в античности человек – герой, творец, то сейчас – низшее существо. Смысл жизни – служение богу. Главная задача – личное самосовершенствование с целью оправдания перед богом. Надлежит любить бога более всего, к ближнему как к себе, самому стараться приблизиться к Богу. К-ра стала диалогом между человеком и богом. Наука – схоластика, связана с церковью, это доказательство бытия бога. Церковь господствовала над умами людей, боролась с инакомыслием. Церковь преследовала еретиков, с этой целью созавались суды, так возникает инквизиция. Образование в руках церкви. Школы и ВУЗы. В средние века открылся 1-е университеты: Болонский (Испания 11 век), Сорбона (Франция 11 век). Первые крупные ученые: Роджер Бэкон (в качестве метода познания не церковные нормы, а опыт, опирается на разуме). Патриарх Фотий «Мириобиблион». Схоласты: Беда Достопочтенный «Сочинения по Английской истории», Фома Аквинский «Пять доказательств бытия бога». Литература: развивается устная поэзия (героические эпосы), саги, рыцарская лит-ра, поэзия бродячих людей – вагантов, песни, баллады. Особое место у городской лит-ры – сатирические бытовые сцены. Героический эпос «Песнь о Роланде», «Беовульф», «Сага об Эрике рыжем», роман «Тристан и Изольда». Поэзия: Бертран Деборн и Арно Даниэль. Рождается тв-во жонглеров, бродячих актеров. Осн жанры театры: драма, комедия, моралите. Архитектура основные стили: А. Романский – стилизация, формализм, узкие окна, пример – собор Нотрдамм в Пуатье, Б. Готика – высокие стрельчатые окна, витражи, высокие колонны, тонкие стены, здания устрамлялись в небо, пример – Вестминское аббадство в Лондоне.Пламенеющая готика (во Франции) – тончайшая резьба по камню. Кирпичная готика – характерна для Сев. Европы.

Культура Византии

Византия – это восточная Римская империя. Первоначально основным центром была колония Византий, затем им стал Константинополь. В Византию входили территории: Балканского п-ова, Малая Азия, Месопотамия, Индия с Палестиной, Сирия, Сев. Африка, Сев. Причерноморье. Просуществовала эта империя с 4 в до н.э. – сер 15 века, пока не была разрушена турками-сельджуками. Она наследница греко-римской культуры. Культура противоречива, т.к. пыталась совместить идеалы античнoсти и христианства. Мир воспринимался как прекрасное Божие творение. Выделяли Божественную сущность человеческой души. Роль городов. В 4-5 веках крупнейшими городами были: Александрия, Антиохия (Сирия), Эдес (Месопотамия), Тир, Бейрут, Эфес, Смирна, Никея (Малая Азия), Фессалоники и Коринф (Европейская часть). Особую роль играл Константинополь (расположен в пролива Босфор). Уже в 4 в он стал крупнейшим торгово-ремесленным центром, его называли «Мастерской вселенной». В порт прибывали суда из разных стран. Росло также Его значение как культурного и религиозного центра. Шло строительство светских зданий, зрелищных сооружений, храмов. Роль церкви. Византия – это государство-империя. Император имел неограниченную власть. Он считался смертным, но по отношению к обществу он был подобием Отца Небесного. Императоры показывали себя верными сынами церкви, хотя оказывали глубокое влияние. Церковь воздействовала на общество. Церковь вела борьбу с ересями (отклонялись от официального учения). в 9 в Восточная церковь (православная) обособилась от Западной (католической). В 11 в произошел раскол церкви, они стали независимыми ответвлениями от христианства. Сама Византия отделилась от западного христианство. Период раннего средневековья. Образование было на высшем уровне. Предпочтение отдавалось энциклопедическим знаниям. Изучались Законы Божии, музыка, эстетика, физ воспитание. В Византии развивается институт монашества, особенно в 7-9веках. Появляется много религиозной лит-ры жития святых. Была открыта первая высшая школа в 9 веке в Константинополе (закрытая в 7), и медицинское училище. Наука. В географии – чертили карты морей, стран, гордов, это для Запада было непостижимым. Значительные успехи в медицине: врач Орибазий составил медицинскую энциклопедию из 70 книг. После утверждения христианства, научные деятели подверглись гонениям, были закрыты школы, уничтожена часть Александрийской библиотеки. Наука становится богословской. В сер 6 в монах Косьма Индикоплов написал «Христианскую топографию» (форма земли плоский четырехуг). В 6-7 в господствовала алхимия в поисках божественного эликсира (металл в золото, лечить любые болезни, возвращать молодость). Развивалась химии_ краски для живописи и тканей, керамики, мозаик, эмалей. В 7 в Византийцы изобрели «божественный огонь» - смесь, которая горела на воде, он применялся в осаде крепостей. Ученый Лев Математик усовершенствовал световой телеграф. Врач Никита составил сборник по хирургии 9в. Философия. В 4-5 веке распространен неоплатонизм – сочетание стоического, эпикурейского и скептического учений с философией Платона и Аристотеля. Представители: Прокл и Иоанн Филоспон или Грамматик. Лит-ра. Светские поэты пересказывают античные мифы, используют античную метрику, и церковные поэты. Больше евангельским сюжетам. Стихотворный размер народный стих – это церковная поэзия народным языком (Роман Сладкопевец). Поэмы о борьбе с врагами – поэма о Дигенисе Акрите. Животный эпос – сатирическое изображение господ. Сохранилась практически только богословская лит-ра: Косма Магомский (8в - песнопевец), Иоанн Дамаскин (каноны –гимы из 9 песней), Феодор Студит (каноны, гимны). Написан «Мириобиблион» автор- Фотий – это аннотации к 280 античным и ранневизантийским пр-ниям с комментариями. Искусство и Архитектура. Задачи Византийского искусства – воплотить в художественных образах божественные идеи и красоту человеческого духа. В архитектуре появляются округлые формы, возникает ротонда, базилика, купола. Самый знаменитый – Собор Святой Марии (6 в. Константинополь), был построен Анфимием и Исидором. По форме это купольная базилика. Складывается стиль настенной живописи – мозаика. Мозаика церкви св Виталия в Равенне, мозаика Софии Константинопольской 9в. Рождается иконопись – она изобр Божественный мир в образах земной реальности (Богоматерь с младенцем, Иисус). Скульптуры из слоновой кости – консульские диптихи. Музыка. Гимны – это религиозно-философская песенная лирика, сочетавшая мистику с эмоциональным содержанием (Иоанн Дамаскин). Период Македонской династии и династии Комников. Пробуждается интерес к классической лит-ре и философии. Наука и образование. В 9 в возрождается университет – это центр светского образования для всей империи. В 10 в созданы сборники и энцикллопедии (исторические, с/х, медицинские и ветеринарные). ~ 975 создана Суда – 30 тыс статей объяснения античных реалий, биографические заметки, цитаты из древних авторов и т.п. В 11 в Михаил Пселла – автор «Хронографии», жизнеописаний императоров. Лит-ра. Представители: Константин VII Багрянородный, Симеон Метафраст, приспосабливали культурное наследие к интересам господствующей элиты. В 11 в Михаил Пселл – сочинения по истории, богословию, математике, стихи, оды («Хронография»). Искусство и архитектура. Вместо базилики – крестово-купольный храм, это стало доминировать в 10-12в. Храмы становятся меньше, но выше. Купол смотрелся изнутри – символизировал Вселенную. Новый облик храмов – облицовываются. Первый новый тип – базилика Василия Македонянина «Новая церковь». В искусстве 10-11 в господствует пышная декоративность. В 11-12 в церковная роспись складывается в схему – все храмы расписываются по ней. 11-12 в подъем в искусстве иконописи – икона Владимирской Богоматери, относится к типу умиление. Высокое мастерство в обработке золота, парчовые ткани, изделия из стекла, резьба из слоновой кости. Музыка - церковное пение. Эпоха Палеологов. В 13 в Константинополь захвачен крестоносцами. Спад культуры. Уничтожались культурные ценности. Крупный историк – Никита Хониат, автор труда из 21 книги. География – Никифор Влеммид, автор «История земли», Всеобщая география». Максим Плануд указал на индийское происхождение арабской системы цифр «Счетное искусство по индийскому образцу». Математика – Николай Артабасд Рабд. Философ 15в- Георгий Гемист Плифон, гуманистическое мировоззрение. Поздневизантийскую философскую мистику представляли Григорий Синаит, Николай Кавасил, Григорий Палама. Лит-ра. Представители – Никифор Григор, Лапиф, Акиндин. Первые итальянские гуманисты_ Мануил Хрисолор, Плифон и Виссарион Никейский. Искусство и архитектура. Храмы более живописны, пропорции более хрупкие – церковь Апостолов в Солуни. Живопись – драматическое переживание евангельской истории. Цвета более приглушенные, фреска, миниатюра, икона. 14 в Феофан Грек – роспись Спасо-Преображенского собора в Новгороде.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.004 с.)