Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мораль как фундамент правовой культуры.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Актуальность самой проблемы соотношения морали и права определяется следующими современными тенденциями: расширением области действия судебной власти В настоящее время суды все чаще взыскивают не только материальный, но и моральный ущерб, защищают авторские права, интересы потребителей. Отчасти это связано и с появлением новых форм преступности (в экономической сфере, в сфере защиты информации и др.)., криминализацией экономической сферы, ростом коррупции, появлением открытых моральных проблем современности Открытыми моральными проблемами называются сложные нравственные коллизии, имеющие различные (как правило полярные) подходы к своему решению. Их обсуждение всегда вызывает широкий общественный резонанс, так как они обращены к проблеме ценности человеческой жизни. Многие открытые моральные проблемы связаны с интенсивным развитием биомедицинских наук (эвтаназия, искусственное оплодотворение, трансплантация органов и тканей и др.).. Следует отметить, что формирование правосознания и высокой правовой культуры в современном обществе не возможно без создания условий для полноценного существования и функционирования морали. Поэтому мораль и право тесно взаимосвязаны. Вместе с тем на вопрос о сущности морали и права и их соотношении существуют различные взгляды. В древнем мире отношения между людьми регулировались на основе обычаев, а источником норм морали и права признавался божественный закон. Древнегреческий общественный деятель и законодатель Ликург (VIII век до н.э.) разработал «Кодекс законов, нравов и обычаев». Римский юрист Цельс первым дал определение права: «право - есть наука о добром и справедливом». Отсюда следует, что в древнем мире мораль и право были неразделимы. В позднеантичном обществе начал формироваться новый тип человека, способный на самостоятельные поступки и личную ответственность. Отчасти этому способствовало возникновение римского права, что привело к относительному разделению морального и правового регулирования. В определенном смысле этот процесс был связан и с распространением христианства, которое провозгласило идею равенства (всех людей перед богом, а следовательно и перед законом). В эпоху Возрождения и Реформации, с одной стороны, происходит относительное разделение морали и права. Правовые институты становятся относительно самостоятельными, что способствует развитию и обогащению правосознания. С другой стороны, возникновении концепции общественного договора, теории естественного права (Г. Гроций, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо) подчеркивает глубокую связь морали и права. Для понимания сущности и специфики морального и правового регулирования следует уяснить черты сходства и различия между моралью и правом. Сходства: а) мораль и право выполняют регулятивную функцию и выступают механизмами регулирования поведения индивидов и социальных групп; б) мораль и право выполняют оценочную функцию. Покушение на жизнь, свободу, собственность, насилие и хулиганство осуждается как правом, так и нормами морали; в) мораль и право способствуют поддержанию в обществе стабильности и порядка. Различия: право регулирует отношения, связанные с собственностью, властью, защищают жизненно важные потребности человека. Мораль опирается на внутренние убеждения индивида и на авторитет общественного мнения, право требует только соблюдения установленных законов.
33. Природа и содержание добра и зла. Добро и зло связаны тем, что они взаимно отрицают друг друга. Они содержательно взаимозависимы. Однако равны ли они и своему онтологическому статусу и соразмерны ли по аксиологическому статусу? На этот вопрос давались разные ответы. В современной этике добро и зло – это нравственные оценки того или иного явления. Они находятся в зависимости от общественной практики человека. Однако ранее добро и зло воспринимались людьми в качестве реальных сущностей, принимая вид либо субстанции, либо личности (Бог, Дьявол). Таким образом, существуют две точки зрения на причины возникновения добра и зла. 1. Эти понятия связывались с человеческими потребностями и интересами, желаниями, с наслаждением и страданиями, счастьем и несчастьем человека. Доброе – все то, что приносило наслаждение счастья, удовлетворяло желания; злое – то, что порождало несчастья и страдания. 2. Вторая трактовка выводила понятия добра и зла из божественного веления или разума и отклонений от них: - добро – веление Бога - зло – Дьявола. Содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственного совершенства: добро – это то, что приближает к идеалу, зло – то, что отдаляет от него. Зная, что в истории существовали различные мнения относительно того, к чему должен стремиться человек, чтобы достичь совершенства, легко представить концептуальное разнообразие в трактовках добра и зла. В зависимости от нормативного содержания, вкладываемого в представление об идеале, добро и зло трактовались как счастье и несчастье, наслаждение и страдание, польза и вред, соответствующее обстоятельствам и противоречащее им и т.д. Итак, в выяснении природы добра и зла было бы тщетно искать именно их бытийственную основу. Природа добра и зла не онтологична, а аксиологична (вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности). Объяснение их происхождения не может служить их обоснованием. Поэтому логика собственно, ценностного рассуждения оказывается одинаковой как у того, кто убежден, что базовые ценности даются человеку в откровении, так и у того, кто считает, что ценности имеют «земное» происхождение. Нормативно-ценностное содержание добра и зла определяется не тем, в чем усматривается источник идеала или высшего блага, а тем, каково его содержание. В зависимости от нормативного содержания, вкладываемого в представление об идеале, добро и зло трактовались как счастье и несчастье, наслаждение и страдание, польза и вред, соответствующее обстоятельствам и противоречащее им и т.д. Если нравственный идеал заключается во всеобщем духовном единении людей и в этом состоит абсолютное добро, то злом будет все, что препятствует этому, что мешает человеку творить добро, противостоя соблазнам и стремясь к совершенству. Конкретизируя содержательно понятия добра и зла, следует сказать следующее: а) Добро утверждается в преодолении обособленности, разобщенности, отчуждения между людьми и установлении взаимопонимания, согласия, человечности в отношениях между ними. б) Как человеческие качества добро, т.е. доброта, проявляется в милосердии, любви, а зло, т.е. злобное – во враждебности, насилии. Нормативно-ценностное содержание добра и зла различно в обыденном, религиозном и светском понимании. Человек постоянно сталкивается с добром и злом в повседневной жизни, постоянно совершая моральный выбор, который определяется множеством причин как объективных, так и субъективных.
Проблема ненасилия и право. Идеал ненасилия, сформулированный в Нагорной проповеди Иисуса Христа в качестве средоточия духовных усилий человека, обозначил резкий поворот в истории европейской культуры. Непротивление злу, будучи свидетельством нравственного совершенства, индивидуальной победы над грехом, не рассматривалось в качестве пути преодоления самого зла или, если выражаться мягче, эта очищающая роль ненасилия была слабо акцентирована. Наше время внесло существенные изменения в традиционное понимание ненасилия; они связаны с именами и практической деятельностью Г. Торо. Л.Н. Толстого, в особенности М. Ганди и М.-Л. Кинга, их организованных в различные группы и движения последователей во всем мире. Для современной концепции ненасилия, которая существует не только и не столько как теоретическая конструкция, но прежде всего как сумма практических опытов, характерны, по крайней мере, два важных момента. Во-первых, ненасилие органически увязано с борьбой за справедливость, оно рассматривается как действенное, при том более действенное, чем другие, и адекватное средство в этой борьбе. Ненасильственная борьба есть единственно возможный и реальный путь к справедливости. Она вносит изменения в мир, является завязью нового - справедливого, отвечающего идеалам любви и правды - типа отношений между людьми. Ненасильственная позиция сегодня, как и две тысячи лет назад, требует героизма, но это не героизм ожидания конца ненавистного мира. а героизм ответственного поведения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.253 (0.01 с.) |