Теория «трех штилей» М.В. Ломоносова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория «трех штилей» М.В. Ломоносова.



Типы языковых норм.

• орфо­эпические

• лексические

• грамматические (словообразовательные, морфологические, синтаксические)

• орфографические

• пунктуацион­ные нормы

Теория «трех штилей» М.В. Ломоносова.

«высокий стиль» предполагает использование стилисти­чески возвышенной, архаической лексики, по преимуществу старославянского происхождения: лик, очи, перси, рамена, дерзать, зиж­диться, внимать;

«средний стиль» (стилистически нейтральный) объединяет слова из общеупотребительного языка: лицо, глаза, грудь, плечи, стараться, основываться, слушать;

«низкий стиль» характеризуется просторечной лексикой: морда, зенки, девка, мужик, балакать, шляться.

Стили русского литературного языка.

• Научный

• Публицистический

• Официально-деловой

Характерные черты разговорного стиля.

 

• спонтанностью;

• неупорядоченностью;

• фрагментарностью речевых форм;

• экспрессивностью;

• широким использованием паралингвистических средств.

Характерные черты научного стиля речи.

Научный стиль занимает особое место среди книжных сти­лей. Главная функция научного стиля - информативная, заклю­чающаяся в хранении и передаче информации. Тексты научного стиля имеют в основном монологический характер.

В области морфологии научного стиля отмечается:

• количественное преобладание имен;

• широкое использование причастий и деепричастий;

• активное употребление производных предлогов: в связи ' в течение, в соответствии

• большая частотность глаголов несовершенного вида,. как преобладающими типами речи в научных текстах явля i описание и рассуждение.

Синтаксис научного стиля речи отличается ярким своеобразием:

• фразы строятся по определенным лексико-синтакси-ческим моделям: что представляет собой что; что состоит из чего; что заключается в чем; что объясняется чем и т.п.;

• фиксируется обилие устойчивых глагольно-именных со­четаний (описательных предикатов), что подтверждает номинатив­ный характер научного стиля: колебаться - совершать колебания; решать - принимать решение; исследовать - проводить исследо­вание; экспериментировать - ставить эксперименты; осуществ­лять торговлю - торговать и т.д.;

• отсутствуют неполные предложения, что соответствует полноструктурности текста;

• широко используются сложные и осложненные причаст­ными, деепричастными оборотами и вводными конструкциями предложения, а также союзы и скрепы для связи внутри предложе­ний и в сверхфразовых единствах;

• отмечается большое количество безличных и неопреде­ленно-личных предложений;

• преобладают сложноподчиненные предложения с при­чинно-следственным значением;

• не употребляются вставные и присоединительные конст­рукции;

• обязателен прямой порядок слов {тема -рема).

Структура научного текста имеет особую композицию:

• для более легкого восприятия текст обязательно членится на обозримые части: разделы, главы, параграфы,

• четко выделяются абзацы, которые объединяют несколь-^1> Дложений в сверхфразовые единства, помогающие подчерк-

логическую последовательность;

Характерные черты публицистического стиля.

Публицистический стиль характеризуется двумя основными функциями - информационной и воздействующей. Важнейшая чер­та публицистического стиля - сочетание экспрессии и стандарта.

Лексика публицистического стиля отличается разнообразием, широкой образностью, соединением контрастных по стилевой окраске слов, наличием устойчивых речевых оборотов – клише.

Характерные черты официально-делового стиля.

• императивность;

• стандартизированность;

• строгое соответствие литературной норме;

• преимущественно письменная форма;

• беспристрастность изложения фактов,

• точные логические ударения

Виды чтения.

  • Изучающее
  • Ознакомительное
  • Просмотровое
  • Поисковое

 

Аспекты культуры речи.

• нормативный,

• коммуникативный

• этический.

Типы речевых культур.

 

• Элитарный

• Среднелитературный

• Разговорный или фамильярно-разговорный

• Просторечный

Коммуникативные качества речи.

• Коммуникативная целесообразность

• Точность

• Понятность

• Богатство и разнообразие

• Чистота

• выразительность

Типичные ситуации речевого этикета.

• обращение;

• знакомство, приветствие;

• прощание;

• извинение, благодарность;

• поздравление, пожелание;

• одобрение, комплимент;

• сочувствие, соболезнование;

• приглашение;

• совет, просьба;

• согласие, отказ.

Виды речевой деятельности.

• аудирование (слушание);

• говорение;

• чтение;

• письмо.

Основные принципы речевой коммуникации.

• принцип последовательности (вопрос-ответ);

• принцип предпочтительной структуры (немедленное со­гласие, обоснованный отказ, умение держать паузу);

• принцип кооперации (уважение интересов других);

• принцип вежливости.

Виды слушания.

 

• Нерефлексивное

• Рефлексивное

Виды рефлексивных ответов.

• Выяснение

• Перефразирование

• Отражение чувств говорящего

• резюмирование

Правила эффективного слушания.

• не уходите от ответственности за общение; помните, что общении участвуют как минимум два человека: один говорит, ДР. гой слушает (причем в роли слушающего собеседники выступают попеременно);

• будьте внимательными, повернитесь лицом к говорящему, поддерживайте с ним визуальный контакт; убедитесь, что Ваша по­за и жесты говорят о том, что Вы слушаете;

• сосредоточьтесь на словах собеседника, поскольку слу­шание требует сознательной концентрации внимания, а сосредото­ченным внимание может быть недолго;

• старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собе­седника; помните, что люди передают свои мысли и чувства «зако­дированными» - в соответствии с социально принятыми нормами; воспринимайте не только информацию, но и передаваемые чувства;

• придерживайтесь одобрительной установки по отноше­нию к собеседнику, это создает благоприятную атмосферу для об­щения; чем большее одобрение чувствует говорящий, тем точнее он выразит то, что хочет сказать; любая отрицательная установка со стороны слушающего вызывает защитную реакцию, чувство неуве­ренности и настороженность в общении.

Специфические словообразовательные способы и средства, присущие административно-деловому жаргону.

• лексико-семантические (метафорические) новообразова­ния (пересечься, наработки, подвижки, прокрутка, первичка, за­острить, озвучить, пробить, загрузить);

• многочисленные словообразовательные приставочные ва­рианты (заволокитить, задействовать, запросить, отслеживать, отзвониться, проплатить, прописать);

• морфолого-синтаксические словообразовательные нова­ции (бюджетник, пенсионник, дебеторка, неликвид, ежедневка, плотник, конкретика, социалка, нобелевка);

• особые «административные» идиомы (разбор полетов, сделать втык, вызвать на ковер, дать по рукам, спустить приказ, доступ к телу, дать отмашку);

• некоторые субстандартные грамматические трансформа­ции: в части (чего), проговорить (что), проголосовать (что), плюс (кому за что).

Источники происхождения административно-делового жаргона.

?? Как и всякий другой профессиональный жаргон, деловой жаргон формируется в определенном кругу носителей, которые в процессе неформального профессионального общения оперируют специальными понятиями и обозначениями, принятыми именно в этом кругу.

 

Структура аргументации.

тезис - мысль, которую нужно обосновать, поддержать или опровергнуть;

аргументы - доводы, при помощи которых оратор пред­лагает продемонстрировать истинность своих суждений и умозак­лючений;

демонстрации - виды логических связей между тезисом и аргументом.

Максимы речевого общения.

• Максима такта (Не нарушай границ личной сферы!).

• Максима великодушия (Не затрудняй других!).

• Максима одобрения (Не ругай других!).

• Максима скромности (Отстраняй от себя похвалы!).

• Максима согласия (Избегай возражений!).

• Максима симпатии (Демонстрируй благожелатель­ность!).

• Максима взаимной вежливости

Принципы общения, которые необходимо укреплять в мультикультурном коммуникативном сообществе.

• Некатегоричность

• Неимпозитивность

• Толерантность

Виды спора.

• Дискуссия

• Полемика

• Эклектика

• Софистика

Навыки и умения оратора.

Оратор должен обладать определенными навыками и уме­ниями: правильно подобрать литературу, составить план, написать текст. На протяжении всего выступления оратору в любом случае следует сохранять самообладание перед аудиторией, ориентиро­ваться во времени, уместно использовать технические средства и наглядные пособия, понимая, что устное выступление нельзя ото­ждествлять с текстовой презентацией на мониторах.

Лакуны

Лакуны делятся на культурологические и лингвистические.

Культурологические лакуны

 

• ха­рактерологические

• культурно-эмотивные

• кинесические

• поведен­ческие

• этнографические

Лингвистические лакуны

 

• текстовые

• соб­ственно лингвистические.

Типы языковых норм.

• орфо­эпические

• лексические

• грамматические (словообразовательные, морфологические, синтаксические)

• орфографические

• пунктуацион­ные нормы

Теория «трех штилей» М.В. Ломоносова.

«высокий стиль» предполагает использование стилисти­чески возвышенной, архаической лексики, по преимуществу старославянского происхождения: лик, очи, перси, рамена, дерзать, зиж­диться, внимать;

«средний стиль» (стилистически нейтральный) объединяет слова из общеупотребительного языка: лицо, глаза, грудь, плечи, стараться, основываться, слушать;

«низкий стиль» характеризуется просторечной лексикой: морда, зенки, девка, мужик, балакать, шляться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.021 с.)