Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А. Сен-Симона, Г. Спенсер Т.ПарсонсаСодержание книги Поиск на нашем сайте
48.Воплощения человеческой деятельности многообразны. Социальные изменения осуществляются различными деятелями, но один из них становится в современную эпоху особенно важным. Этот деятель (агент) появляется на экранах телевизора всякий раз, когда мы включаем его, чтобы посмотреть новости. Толпы в городских скверах, протестующие против политики правительства; мрачные лица бастующих британских шахтеров; американские юнцы, пикетирующие атомные станции; студенты, сражающиеся с отрядами полиции на улицах Сеула; мусульмане, атакующие христиан, и наоборот; сербы, воюющие с боснийцами, и боснийцы, воюющие с сербами; черные африканцы, протестующие против апартеида; женщины, пикетирующие клиники, где делаются аборты; французские крестьяне, блокирующие дороги. Социальные движения — это, пожалуй, наиболее мощные силы, вызывающие социальные изменения. Многие авторы отмечают важнейшую роль социальных движений, рассматривая их в качестве «одного из главнейших способов, которым переделываются современные общества» (49; 154); в качестве «создателей социальных преобразований» (215; 426) и «исторических деятелей» (422; 298), «трансформирующих агентов политической жизни» или «носителей исторических проектов» (5; 12). Какое место занимают социальные движения среди других субъектов социальных изменений? Давайте подойдем к решению этого вопроса с точки зрения разделения различных способов, благодаря которым могут возникать социальные трансформации. Некоторые из них идут «снизу», вызываются активностью со стороны широких масс обычных людей; другие — «сверху», под натиском властных элит (правителей, менеджеров, администраторов, и т.д.), способных навязать свои предпочтения остальным членам общества. Одни изменения представляют собой результат преднамеренных действий, заранее продуманных проектов; другие — непредумышленные побочные эффекты, побочный продукт действий, совершаемых во имя иных целей. Сочетание этих двух критериев (место размещения и намерения деятеля) дает четырехчленную типологию.1. Латентные (скрытые, невыявленные) изменения, возникающие «снизу» (например, благодаря людям, живущим повседневной жизнью, делающим тот или иной выбор, принимающим решения по поводу своих частных целей, ненамеренно производящим сдвиги в экономике, демографии, в области жизненных стилей, привычек и т.д.). Аккумулированные и комбинированные результаты разрозненных индивидуальных поступков приводят к зарождению долговременных тенденций. Их можно увидеть на макрошкале, абстрагируясь от массы производных действий. Иногда к подобным долговременным тенденциям относятся как к социальным движениям (или «общим социальным движениям» в противоположность «частным»). Мы не согласны с таким подходом, поскольку существуют более приемлемые термины — «наклонности», «тенденции», «течения», «макропроцессы», которыми обозначается рассматриваемый феномен. Мы намерены использовать термин «социальные движения» в особых случаях.2. Латентные изменения, осуществляемые «сверху» (например, благодаря действиям правительства, приводящим к неожиданным побочным результатам или даже вызывающим «эффект бумеранга», т. е. к изменениям, противоположным тем, которые предполагались).3. Явные изменения, происходящие «сверху» (например, успешное выполнение планов, приведение в действие реформ правительством, административным или управленческим аппаратом).4. Явные изменения, производимые «снизу» (например, когда правительство приступает к политическим реформам под давлением масс). Последняя категория описывает ситуацию, в которой люди сплачиваются и организуются для того, чтобы произвести изменения в обществе. По степени организованности спектр участников может включать в себя как стихийно возникающие, распыленные толпы и сборища, так и социальные движения и, наконец, группы по интересам, лобби и высоко бюрократизированные политические партии, сражающиеся за власть (партии, уже стоящие у власти, принадлежат к другой категории в нашей типологии. Наряду с правителями и правительствами они вводят изменения «сверху»). Определение социальных движений Адекватное определение социального движения должно отличать это явление от остальных категорий субъектов (деятелей), а также от других представителей той же категории. Итак, выделим следующие основные компоненты социальных движений. 1. Коллективность людей, действующих совместно.2. Единство в отношении цели коллективных действий, а именно — изменения в обществе, причем цель должна восприниматься участниками однозначно.3. Коллективность относительно диффузна, с низким уровнем формальной организации.4. Действия имеют относительно высокую степень стихийности и не принимают институциализированные, застывшие формы. Суммируем сказанное. Под социальными движениями мы подразумеваем свободно организованные коллективы, действующие совместно в неинституциализированной форме для того, чтобы произвести изменения в обществе. Некоторые классические дефиниции социальных движений выглядят так. «Коллективные предприятия для установления нового порядка жизни».«Коллективные предприятия для преобразования социального порядка».«Коллективные усилия по изменению норм и ценностей».«Коллективность, действующая в течение некоторого времени для того, чтобы обеспечить изменения в обществе (в группе), частью которого она является, или не допустить изменений».«Коллективные усилия по контролю над изменениями или корректировке их направления». Современные авторы дают более пространные характеристики социальных движений.«Коллективные попытки выражения недовольства, возмущения, поддержки или сопротивления изменениям».«Группы индивидов, объединяющихся ради выражения недовольства общественным порядком и изменения социальных и политических основ, вызывающих такое недовольство».«Нетрадиционные группы, обладающие различной степенью формальной организации, пытающиеся произвести радикальные изменения или препятствовать им». По мнению некоторых исследователей, социальные движения «существуют дольше, чем толпы, массы и сборища, и более интегрированы. Тем не менее, они не организованы так, как обычно организованы политические клубы и другие ассоциации». Другое определение: движение — «это устойчивая поддержка связей между влиятельными национальными деятелями, успешно выступающими от имени тех, чьи интересы формально не имеют представительства в существующих структурах. В этом процессе такие деятели публично выставляют требование изменить распределение власти, что в свою очередь демонстрирует публичную поддержку самого требования». Во всех определениях подчеркивается тесная связь между социальными движениями и социальными изменениями. Как отмечают Вуд и Джексон, «изменения являются основной характеристикой социальных движений... Социальные движения тесно связаны с социальными изменениями». Данное обстоятельство, казалось бы, очевидное, тем не менее требует разъяснения. 1. Цель может быть поддерживающей, утверждающей, когда предполагается ввести в общественную жизнь какие-то новые элементы, будь то новое правительство или политический режим, новые привычки, законы или институты, либо отрицающей, когда планируется остановить, предотвратить или повернуть вспять различные процессы (например, ухудшение экологической обстановки, снижение урожайности, рост преступности, распространение абортов и т.д.). 2. Социальные движения имеют различные причинные связи с изменениями. С одной стороны, они могут рассматриваться как конечная причина последних, т. е. как условия, необходимые и достаточные для их совершения. Проблема в том, что обычно для достижения своей цели общественные движения должны разворачиваться в благоприятных социальных условиях, при наличии благоприятной «структуры возможностей», или, если воспользоваться образным сравнением, должны «подняться на гребень волны» других социальных сил. Они эффективны лишь тогда, когда дополняются другими факторами, и вряд ли служат единственной причиной изменений. Обычно это необходимое, но не достаточное условие социальных преобразований. Но социальные движения могут рассматриваться и просто как симптомы, эпифеномены, сопровождающие процессы, которые раскрываются по своим собственным законам (например, сопровождение прогресса модернизации, урбанизации неожиданными экономическими кризисами). В этом смысле они похожи на лихорадку, отражающую более глубокие изменения в социальном организме. Проблема здесь в том, что многие социальные движения способствуют социальным преобразованиям, влияют на их направление и скорость, не говоря уже о тех, которые действительно инициируют социальные сдвиги. Наиболее разумным является подход, согласно которому движения — это средства в причинной цепи социальной практики, продукты более ранних изменений и вместе с тем производители (или по крайней мере сопроизводители) дальнейших преобразований. Движения возникают не на пустом месте, они объединяют социальный процесс и попытки повлиять на его ход. По словам Тома Бернса, «они являются носителями, равно как и создателями, и реформаторами нормативных систем» (66; iv). Аналогичное замечание делает и Дитер Рухт. «Социальные движения являются одновременно продуктом и производителем социальных процессов. Действуя в пределах исторически созданной и относительно стабильной основы, они также активно участвуют в изменении политических взглядов, властных структур и культурных символов». 49. Движение Политическое - форма, способ практического существования политики. Немецкий философ Якоб Беме (1575-1624) оставил меткое замечание по поводу того, что движение следует понимать как внутреннее состояние объекта, как своего рода "муку материи". Это замечание справедливо и в отношении политического движения. Политическая жизнь, как и всякая другая, не знает абсолютного покоя. Все в ней подвижно, изменчиво, непостоянно. В недрах политики постоянно зарождаются основы будущих политических отношений, которые прокладывают себе дорогу через политические движения разного рода - разной глубины, размаха, сознательности, продолжительности и т. п. При всем разнообразии политических движений все они имеют много общего. Во-первых, все они являются порождением политической жизни общества. Для объяснения их возникновения не следует искать внешних причин. Даже тогда, когда политическое движение оказывается искусственно созданным, спровоцированным, за ним стоят реальные интересы определенных политических сил. Во-вторых, все политические движения отличаются от других форм бытия политики отсутствием четкой и однозначной организации. Политическое движение всегда более или менее аморфно, как правило, строго не структурировано и имеет постоянно меняющийся состав участников. В-третьих, политическое движение если и имеет устойчивую цель, то единое движение к ней весьма условно. Это проявляется в том, что на роль руководителя политического движения постоянно претендуют различные политические лидеры, партии и организации, периодически перехватывающие друг у друга инициативу. Поэтому политическое движение выглядит со стороны как неустойчивое, колеблющееся состояние, что, однако, не мешает ему быть в ряде случаев исключительно мощным и значительным по своему влиянию на политическую жизнь. Основные особенности политического движения подчеркивают общую отличительную характеристику его природы. Она заключается в том, что политическое движение в чистом виде, т. е. если оно не санкционировано господствующей властью, предстает как стихийно-сознательное и случайно-необходимое явление. Естественный процесс зарождения политического движения соответствует именно таким характеристикам, ибо сама жизнь общества оказывается чреватой политическими движениями. Они прорываются наружу через внешне стихийные и случайные события, которые затем выстраиваются в необходимую цепь взаимосвязанных явлений и лишь постепенно становятся объектом сознательного руководства. Структурные особенности политического движения: - отсутствие жесткой организационной структуры (часто можно наблюдать использование движением уже имеющихся структур); - подвижность участников (отсутствие фиксируемого членства); - руководство по признаку лидерства (отсутствие четкой организации мешает бюрократизации аппарата). Классификация политических движений может осуществляться по различным основаниям. Например, по значимости лежащих в их основе проблем, масштабам и глубине происходящих в общества изменений: а) исторические (эпохальные) политические движения (движения рабов, луддитов, левеллеров, крестьянские войны, пролетарские революции и т, д.); б) международные (антивоенные, экологические); в) национальные (за государственный суверенитет); г) локальные (за сохранение Байкала, Арала), местные (за отставку мэра и т. и) Классификация может осуществляться по происхождению политического движения, по отношении к политической системе, по отношению к политической власти и другим основаниям.
50. Семья и соц среда Семья́ — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Социальная среда - часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т.д. Социальная среда представляет собой совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. Различают: - макросреду - социально-экономическую систему в целом; и - микросреду - непосредственное социальное окружение.
51 .) Функции культуры - совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селектированных историческим опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей. При этом все функции культуры социальны, то есть обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти все формы индивид, активности человека в силу его связанности с социальным окружением. Число такого рода функций весьма велико. Они могут быть выстроены в иерархическую структуру от наиболее общих до сравнительно частных, обеспечивающих функции более высокого уровня. Наиболее общей и универсальной функцией культуры следует признать обеспечение социальной интеграции людей: формирование оснований их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня их групповой консолидированности и эффективности взаимодействия, накопление социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых сообществ. Ко второму уровню рассматриваемой иерархии можно отнести функции, обеспечивающие основные формы интегрированного существования сообществ людей: Ø организация людей в их совместной жизнедеятельности посредством их структурной дифференциации на различного рода относительно самодостаточные группы: социально-территориальные соседские общины (племена, этносы, нации), социально-функциональные (производств, военные, учебные и прочие коллективы, специальности, профессии, проф. констелляции, классы), социально-бытовые (семьи, кланы, социальные страты, сословия), коммуникативные (по диалектам, языкам, языковым семьям), религиозно-конфессиональные (религиозные общины, секты, деноминации, конфессии) и т.п.; Ø регуляция процессов взаимодействия между людьми посредством исторической селекции, нормирования и стандартизации наиболее удачных элементов социального опыта в этой области и реализации их в работе регулятивных механизмов конвенционального (ценностные ориентации, мораль, нравственность, обычаи, этикет и пр.) или институционального (право, политика, идеология, церемониал и т.п.) свойства; Ø консолидация и самоидентификация людей в коллективе посредством выработки общих целей и идеалов их совместного существования, групповых интересов и потребностей, чувства солидарности личности с коллективом и защищенности им, удовлетворенности действующими нормами и правилами совместного общежития и взаимодействия, формирования системы образов групповой идентичности (этнических, социальных, конфессиональных, государственных и иных маркеров) и оснований личной самоидентификации человека в коллективе и самоотождествления с ним, заинтересованности членов коллектива в его социальном воспроизводстве как процессе, отвечающем их индивид, и групповым интересам. Третий уровень — функции культуры, обеспечивающие основные средства совместной жизнедеятельности людей. К ним можно отнести: ü культуру демографического и социального воспроизводства членов сообщества, функционирующую посредством выработки норм сексуальных отношений, брачно-семейных и родственных обязательств, норм соседского общежития, стандартов физического развития индивида и охраны его репродуктивных возможностей, а также системы форм и средств целенаправленной межпоколенной трансляции социального опыта (воспитание, просвещение, образование, традиции, обряды и ритуалы и пр.), выработки норм и стандартов социализации и ин-культурации личности, ее социальной и культурной адекватности обществу проживания, стимулирования ее заинтересованности в приемлемых для общества формах социальной самореализации, в т.ч. в творческой и инновативной деятельности, в превращении индивида из “продукта и потребителя” культуры в ее производителя”; ü культуру адаптации сообщества к природным и историческим условиям его обитания, реализуемую посредством накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (прежде всего в обеспечении продовольствием, теплом, жильем, в методах и традициях охраны здоровья и межличностной взаимопомощи людей), обеспечении коллективной безопасности сообщества (оборона) и индивид, безопасности членов сообщества, их имущества и легитимных прав, интересов (правоохранительная система); ü культуру развития искусственной материально-пространственной среды обитания сообщества и обеспечения его членов социальными благами, выраженную в формировании принципов, норм, правил и стандартов построения территориальной инфраструктуры зоны проживания (населенных пунктов и их внутреннюю структуры, транспортных коммуникаций, размещения наиболее важных производств и иных функциональных зон и пр.), развития системы энергообеспечения и производства средств производства (инструментария), обеспечения производства и распределения товаров потребления и услуг и т.п.; ü культуру собственности, власти и социальной престижности, связанную с развитием приемлемых для сообщества технологий и форм властно-собственнических претензий и отношений, способах обретения богатства, формированием иерархии социальных статусов, порядка статусного роста и его символической маркировки (титулатура, регалии, престижные образцы одежды, украшений, обстановки быта, стилистики поведения, этикета и пр.); ü культуру социального патронажа, проявляющуюся в традициях оказания материальной и иной поддержки людям, оказавшимся в ситуации неконкурентоспособности (по возрасту, увечью, врожденным физическим недостаткам, пострадавшим от войны или стихийного бедствия и т.п.), благотворительности, милосердия, помощи терпящим бедствие, идеологии гуманизма и абсолютизации ценности человеческой жизни, мифологии социальной справедливости, “уравниловки”, патронажа коллектива над личностью и т.п.; ü культуру познания и мировоззрения, накопления и кумуляции социально значимых знаний, представлений и опыта: рациональных (наука и обыденные наблюдения), иррациональных (религия, мистика, эзотерика, суеверия), логико-метафизических (философия, здравый смысл, народная мудрость), образных (искусство, метафоричность мышления и суждений, игровые формы поведения и пр.); ü культуру коммуницирования и обмена информацией и социальным опытом между людьми, реализуемую в виде процессов: символизации объектов и явлений (формирование обозначающих понятий, слов, знаков, символов и пр.), сложение языков обмена информацией (“естественных” устных и письменных вербальных, невербальных языков жестов и телесной пластики, символических и церемониальных действий, искусств, специализированных языков служебных и технических символов — математических, компьютерных, топографических, чертежных, нотных и пр., разнообразных систем знаков, звуковых сигналов, знаков различия, функциональной атрибутики, языков цифрового, графического и звукового кодирования объектов и продуктов и т.п.), сложение систем фиксации информации (в графической, звуковой, видовой и иной форме), ее тиражирования и трансляции, а также институтов, занимающихся накоплением, сохранением и обеспечением доступа к социально значимой информации (архивы, библиотеки, музеи, хранилища, банки данных, картотеки и пр.); ü культуру физической и психической реабилитации и релаксации человека, включающую принятые в сообществе нормы и формы охраны здоровья и личной гигиены, традиции кулинарии, социальные нормы отдыха (системы выходных, отпусков, освобождения от активной деятельности по возрасту и состоянию здоровья), традиции физической культуры и спорта, оздоровительного туризма и иных форм активного отдыха, традиции общенациональных и народных праздников, карнавалов, массовых гуляний, разнообразные формы развлекательного, игрового и интеллект, досуга, систему институтов организованного досуга и т.п. Следует подчеркнуть, что во всех рассматриваемых случаях речь идет не о практических технологиях по достижению утилитарного результата (созданию продукта потребления), а о социальных нормах, регулирующих допустимость и предпочтительность тех или иных способов осуществления этой деятельности. Четвертый и последующие уровни функций культуры связаны уже с дифференциацией культуры на специализированные функциональные сегменты (“экономическая культура”, “военная культура”, “культура торговли”, “религиозная культура”, “педагогическая культура” и т.п.) и системы критериев качестваосуществления тех или иных социальных функций (“культура труда и потребления”, “культура быта”, “культура языка”, “культура научного мышления”, “культура художественного творчества” и пр.). В обоих случаях здесь имеется в виду прежде всего уровень соответствия применяемых технологий (а отсюда и качественные параметры результатов) в той или иной сфере жизнедеятельности общепринятым технологическим нормам в соответствующей сфере, которые сложились в процессе исторической селекции такого рода технологий по признакам их приемлемости и допустимости с точки зрения социальной цены и долговременных социальных последствий (критерий утилитарной эффективности в данном случае менее значим) и закрепились в ценностных комплексах специфического свойства, называемых обычно “проф. культурой” и “культурой образа жизни”. Таким образом, во всем многообразии функций культуры можно выделить такие “профильные” направления, как социально-интегративное, организационно- регулятивно-нормативное, познавательно-коммуникативное, рекреационное и оценочное.
52Теоретическая подготовка исследовательской программы по социологии Методы сбора социологической информации, способы анализа и интерпретации полученных знаний. Теоретическая подготовка социологической информации. Каждый из нас соприкасался в разных планах. Существует 3 основных типа подготовки исследовательской программы.1. Подготовительный этап.2. Основной – проведение эмпирического социологического исследования.3. Завершающий – обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций. Всякое исследование начинается с постановки проблемы – вопросов. Проблема- всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результатах, практических или теоретических действий и незнания путей и средств в их реализации. Решить проблему – значит получить новое знание и создать теоретическую модель, обеспечивающую то или иное решение, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явлений, желательно в направлении. Главное – перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы. Для этого необходимо проделать следующую теоретическую работу. 1. установить наличие реальной проблемы.1.1. есть ли показатель количественно или качественно характеризующий данную проблему.1.2. есть ли учет и статистика по этому показателю.1.3. достаточность и достоверность учета и статистики по выявленным показателям.2. вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит социологам.3. Определить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (данные статистики учета, прочие документы, представляющий этот материал, нужно все это проводить в процедурах, предусмотренных законом).4. выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основные направления исследовательского поиска и логики.5. проанализировать уже имеющиеся решения анализируемых проблем для: изучить литературу, провести беседы со специалистами (компетентными людьми), учеными, экспертами, исследовавшими ранее их знакомых с аналогичными проблемными ситуациями. Сама проблема описывается с помощью основных характеристик:5.1. сущность и содержание проблемы.5.2. организационное или физическое состояние – в каких организационных подразделениях и физических объектах выявлена проблема, каковы ее объемы и как она воздействует на окружающих.5.3. понимание и владение проблемой. Является ли проблема открытой, знакомой всем, или она закрыта. Какие люди заинтересованы и каких из них затрагивает проблема. Кто больше всего заинтересован в ее решении и наоборот.5.4. абсолютная и относительная величина, калибр и значимость проблемы. Насколько важна проблема в формате, абсолютных величинах, относительных выражениях и насколько важна в целом.5.5 временные рамки. Когда возникла проблема, один ли раз или наблюдается периодически. Какова тенденция – усиливается или ослабляется. В результате предварительного анализа проблемная ситуация получает четкое выражение в виде формулировки проблемы на основе которого формулируется и включается в программе более полного использования проблемы, подходы к подготовке программы исследования. Цели, задачи исследования, объект, предмет И, общие выводы. Программа является обязательным исходным документом любого ЭСИ и включают в себя следующие разделы:1. теоретический. Цели, задачи исследования, объект, предмет И, определение понятий.2. методический. Обоснование методов сбора данных, их выборку, обработку и анализ.3. организационный. План исследований, процессуальный порядок процедуры исследования, распределения и расстановки финансовых и людских ресурсов. Цели и задачи ЭСИ. Этот раздел программы регулирует стадии предварительного определения, ожидаемого результата и сюда же относятся определения объема затрат, времени и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата. Задачи определяют содержательную, методологическую, организационную конкретизацию цели. Цели разные: выиграть дело, найти преступника и т.д. Предмет ЭСИ. В одной и той же проблемной ситуации, в одном и том же империческом объекте выделяются различные их аспекты, которые являются предметом исследования. При этом каждый из нас выбирает интересующий его предмет исследования, формулирует гипотезу о возможном пути решения проблемы, методы и формы проведения имперического социологического исследования. В их числе:1. исследование путей принятия решений2. роль участников ЭСИ (индивидов, коллективов и социальных коллективов).3. роль специалистов в принятии решений, их позиций, мнений и поведений.4. Появление лиц, обладающих неофициальным влиянием, установление их позиций поведения и таким образом возложение на них ответственности за решения: вопросов, проблем, задач и т.д…5. необходимый этап в разработке ЭСИ, а именно, теоретические и эмпирические интерпретации понятий позволяют решать 3 основные задачи.1. выявить теоретические аспекты понятий, которые используются в конкретном исследовании.2. Возможность вести анализ проблем на уровне теоретических знаний и тем самым обеспечить научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций.3. обеспечить измерение и регулирование изучаемых явлений с помощью статистических показателей на количественном и качественном уровне. Теоретическая интерпретация понятий осуществляется через ряд последовательных этапов:1. осуществление перевода проблемной ситуации в формулировку проблемы в строго научных рамках.2. деление каждого понятия проблемы на такие операционные составляющие, которые могут быть исследованы количественными методами.3. факторная интерпретация понятий проблемы, то есть определение системы ее связей с внешними объектами и внутренними субъективными факторами. Конечная цель выработки таких понятий, которые доступны учету или регистрации. Понятия, обозначающие перечисленные элементы социальной реальности, называются понятиями – индикаторами. Необходимо обеспечить максимальное описание изучаемого предмета в понятиях – индикаторах. Формирование гипотезы Гипотеза ЭСИ – научно обоснованное предположение о структуре изучаемого социального явления или о характере связей между его компонентами. ФГ – заключительная часть теоретической подготовки ЭСИ. Гипотиза вырабатывается на основе имеющихся фактов и факторов по определенным правилам их движения и проверки. 1. Гипотеза должна находиться в согласии со всеми фактами, которых она касается.2. из многих противоречащих друг другу гипотез предпочтительна та, которая единообразно объясняет большое число фактов.3. для объяснения связей серии фактов необходимо выдвигать возможно меньше гипотез, а их связь должна быть более тесной.4. При выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов.5. невозможно руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами. Вывод: гипотеза – это отправная точка для исследования, дальнейшие этапы ЭСИ находятся в прямой зависимости от выводов гипотезы. Для отработки гипотезы и процесса исследования нередко проводится предварительные, разведовательные, пилотажные исследования. В зависимости от теоретического уровня интерпретации понятий гипотезы делятся на основные и выводные (производные и итоговые). Таким образом они образуют иерархические цепочки, дублирующие теоретические интерпритации понятий. Формирование гипотезы – это разработка логических опор для сбора и анализа имперических данных и в этом их главная ценность. Если была сформирована гипотеза, то накопление имперических данных служит для их проверки, поддержания или опровержения. Если же гипотеза не была выдвинута с самого начала, то резко падает научный уровень ЭСИ. А его результаты сводятся к описанию процентного соотношения тех или иных индикаторов и для вольно тревиальным рекомендациям. Методы сбора социологической информации.1. выборка2. анализ документов3. наблюдение.4. опрос5. анкетирование6. интервьюирование Наряду с теоретическим этот методологический раздел программы имеет принципиально важное значение, т.к. включает в себя описание методики и организации исследований. При определении методов сбора информации необходимо принять во внимание следующие моменты:1. оперативность и экономность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных2. ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. Не существует хороших или плохих методов. Есть методы адекватные или неадекватные поставленным исследованием задач.3. надежность метода обеспечивается его не только обоснованностью, но и соблюдением правил и процедур применения.
53.В социологических исследованиях чаще всего пpименяются следующие методы сбоpа пеpвичной социологической инфоpмации: 1) анализ документальных матеpиалов;2) наблюдение;3) опpос;4) экспеpимент.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.100 (0.012 с.) |