Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение двойной записи. Задача о взаиморасчётах

Поиск

Научная разработка закона двойной записи хозяйственных операций и разных способов его применения возникла в средние века.
В 1494 г. систему двойной записи описал ученый-математик, францисканский монах, друг Леонардо да Винчи - Лука Пачоли в одиннадцатом трактате "О счетах и записях" девятого отдела сочинения "Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях". Позже система получит название "староитальянской".
В трактате "О счетах и записях" Лука Пачоли путем анализа хозяйственных операций и уже существовавших способов ведения книг - мемориала, журнала, Главной книги и инвентарной книги описал закон двойной записи и показал, что, основываясь на нем, в любом хозяйстве можно построить целесообразную систему счетов и книг.
В настоящее время все историки сходятся во мнении, что двойная запись в бухгалтерском учете возникла не во времена Луки Пачоли, а гораздо раньше. Лука Пачоли только описал уже сложившуюся до него систему.
Сегодня достоверно известно, что первая книга, в которой описывалась система двойной записи - книга Бенедетто Котрульи "О торговле и современном купце", написанная от руки в 1458 г., но напечатанная только в 1573 г. Поэтому книга Луки Пачоли признается всеми историками науки как первая печатная работа, давшая толчок развитию новой системы бухгалтерского учета.
Двойная запись в более удобном и полном виде отражала хозяйственный процесс. Система счетов простой бухгалтерии дополнилась счетами собственных средств, а материальные счета получили денежную оценку, вследствие чего все факты хозяйственной жизни стали отражаться дважды.
Появление операционных счетов, которые в условной форме фиксировали изменения и движения средств, позволило установить систематическое наблюдение за такими величинами, как капитал и прибыль. Счета дали бухгалтерам возможность перейти от простого денежного учета к учету всех объектов и операций в денежном выражении.
Двойная запись, став неотъемлемой частью бухгалтерского учета, превратила весь учет в стройную систему, облегчающую контроль как за сохранностью ценностей, так и за управлением ими.

Задача о взаиморасчётах

Пусть имеются три игрока А,В,С, которые заняты игрой, результатом которой является выигрыш (проигрыш) денежных единиц. Есть некто, назовём его «бухгалтер», который ведёт учёт результатов игры.

1. 3.09 А выиграл у В 10 д.ед.

2. 3.09 С выиграл у А 5 д.ед.

3. 5.09 Б выиграл у С 4 д. ед.

и т.д.

Однако удобней записать, используя специальный учётный регистр – таблицу или журнал операций следующего вида

Журнал учёта обязательств участников А, В, С за сентябрь 2010 г.

Дата Обязательства Сумма Комметарий
К получ. К оплате
  03.09 А В 10 д.ед  
  03.09 С А 5 д.ед  
  05.09 В С    
    А С    
    В А    
    С В    
    А В    
    С А    
Итого     51 д.ед  

 

Журнал регистрации или журнал операций относится к типу хронологических регистров. Записи в нём выполняются по фактическому наступлению событий.

Подсчитаем итоги по однотипным событиям – или по корреспонденции игроков.

S(А,В) – сумма А к получ. от В

S(А,В)= S1(А,В)+ S7(А,В)=10+2=12 д.ед.

S(С,А)= S2(С,А)+ S8(С,А)=5+6=11 д.ед.

S(В,С)=4 д.ед.

S(А,С)=9 д.ед.

На основании этих данных заполним таблицу, которая называется Главная книга.

Главная книга обязательств участников А, В, С за сентябрь 2010

 

Обязательства Сумма
К получ. К оплате
  А В  
  А С  
  В А  
  В С  
  С А  
  С В  
Итого    

 

Главная книга – систематический регистр, так как записи в нём систематизированы за сентябрь 2010 г. данных главной книги достаточно, чтобы произвести расчёты между участниками А, В, С. Это можно сделать 2мя путями:

а) по принципу «каждый сам за себя» - схема валовых расчётов

б) произвести взаиморасчёт долгов

Δ S(А,В)= S(А,В)- S(В,А)=12-8=+4 д. ед.

Δ S(А,С)= S(А,С)- S(С,А)=9-11=-2 д.ед.

и т.д.

Эти расчёты можно систематизировать, если представить данные главной книги в виде шахматного баланса

Матрица дебетовых Матрица кредитовых Матрица сальдовых

обязательств обязательств обязательств

 

К пол К оплате
А В С  
А        
В        
С        
       

 

К пол К оплате
А В С  
А        
В        
С        
       

 

К пол К оплате
А В С  
А     -2  
В -4   -3 -7
С        
-2   -5  

 

 

-

 

Общее уравнение взаиморасчётов:

МС0+МДО-МКО=МС1

МС0=0

МС0- на начало периода

МС1- на к из уравнения только итоговые столбцы. Получим векторное уравнение в алгебраической форме

 

А 0 21 19 +2

В 0 12 19 -7

С 0 + 18 - 13 = +5

0 51 51 0

 

Оборотно - сальдовый баланс обязательств

Счета Сальдо нач. Обороты Сальдо кон.
К пол. К опл. К пол. К опл. К пол. К опл.
А            
В            
С            
Итого            

3. Планы счетов. Принципы их построения

План счетов — система бухгалтерских счетов, предусматривающих их количество, группировку и цифровое обозначение в зависимости от объектов и целей учёта. В План счетов включаются как синтетические (счета первого порядка), так и связанные с ними аналитические счета (субсчета или счета второго порядка). Построение плана счетов обеспечивает согласованность учётных показателей с показателями действующей отчётности.

Особенности объектов учёта в некоторых организациях обусловливают применение различных бухгалтерских счетов и, соответственно, различных планов счетов. Различают следующие планы счетов:

  • план счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций (общий);
  • план счетов бухгалтерского учёта в кредитных организациях;
  • план счетов бюджетного учёта.

Общие бухгалтерские принципы построения плана счетов включают:

1. Международные принципы его построения и вытекающие из них требования к бухгалтерскому учету: «имаж фидель» (фотографически точное отражение имущественного и финансового положения фирмы), оценка средств и источников, осторожность, разделение бухгалтерских периодов, постоянство используемых методов, доброкачественность информации и продолжение деятельности.

2. Четкое выделение в плане счетов 4-х категорий счетов:

  • балансовые счета (активные, пассивные, активно-пассивные). Обычно в эту группу входит 5 классов счетов, позволяющих составлять бухгалтерский баланс;
  • счета «затраты – выпуск – результаты», предназначенные для определения результата в целом по предприятию по видам деятельности: эксплуатационной, финансовой, чрезвычайной. В этой группе в зависимости от учетных систем представлено 2-3 класса счетов;
  • системы управленческой, маржинальной, аналитической, вспомогательной бухгалтерий, использующиеся для принятия тактических и стратегических решений, определения и анализа себестоимости, результатов работы в разрезе центров ответственности. В зависимости от систем управленческая бухгалтерия включает 1-3 класса счетов;
  • счета, осуществляющие связь между финансовой и управленческой бухгалтериями (отражающиеся, переплетающиеся, параллельные, собирательно-распределительные или предназначенные для перегруппировки затрат от элементов к статьям). Обычно эти счета включаются в классы управленческой бухгалтерии.

Указанный принцип используется в планах счетов Европейского экономического сообщества, Организации африканского единства, Латиноамериканских государствах.

Использование этого принципа в мировой практике учета позволяет решить две основные управленческие проблемы:

  • организовать финансовое управление предприятием по данным финансовой бухгалтерии (прибыли и убытки по эксплуатационной, финансовой и чрезвычайной деятельности, самофинансирование, имущественное положение фирмы, возможные дивиденды на акции и облигации и т.д.);
  • организовать тактическое и стратегическое управление фирмой по данным управленческой бухгалтерии (результаты деятельности по центрам ответственности, эффективность капитальных вложений, приобретенных «ноу-хау», лизинговых операций, результаты реализации продукции и услуг по районам страны и мира, категориям населения и др.).

3. Определение финансовых результатов работы предприятия 4 разными способами по 4 категориям счетов: балансовым, «затраты – выпуск», управляющим и связывающим финансовую и управленческую бухгалтерии.

При этом один и тот же финансовый результат фирмы определяется разными способами с различной степенью детализации (в целом по предприятию – соизмерением затрат с выпуском, по центрам ответственности и для целей контроля – по отражающим счетам).

4. В большинстве региональных и национальных планах счетов выделяются основные счета, субсчета первого и второго порядков, при этом координирование счетов производится, как правило, по десятичной системе, что особенно важно при автоматизации учетных процессов и решении управленческих проблем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.45.90 (0.009 с.)