Тема 18. Основные этапы и тенденции развития государства и права Российской Федерации с 1992 г. по настоящее время.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 18. Основные этапы и тенденции развития государства и права Российской Федерации с 1992 г. по настоящее время.



Превращение России из союзной республики в суверенное государство. Периодизация новейшей истории Российской Федерации.

Курс на радикальные экономические реформы. Либерализация цен. Приватизация. Экономические проблемы в связи с распадом СССР и развалом Совета Экономической Взаимопомощи. Социальное расслоение общества по имущественному признаку, появление новых социальных групп.

Формирование новой российской государственности. Расширение полномочий высших органов государственной власти и управления. Изменения в Конституции РСФСР, направленные на проведение принципа разделения властей.

Конституционный кризис в России в 1993 гг. Роспуск Верховного Совета в сентябре — октябре 1993 г и ликвидация системы Советов. Выборы в Государственную Думу и Совет Федерации. Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. Органы государственной власти и местного самоуправления. Изменение функций экономических министерств.

Федеративное устройство современной России. Федеративный договор 1992 г. Сепаратизм. Федеральные округа. Полномочные представители Президента.

Вооруженные силы. Военная реформа. Органы государственной безопасности и внутренних дел.

Реформы налоговой системы. Кредитно-банковские реформы. Отмена государственной монополии внешней торговли. Управление и правовое регулирование в области сельского хозяйства. Управление и правовое регулирование в социально-культурной сфере. Переход от государственного социального обеспечения к социальному страхованию.

Обновление законодательства, приспособление его к условиям рыночной экономики. Новое гражданское, земельное, трудовое и уголовное законодательство и др. Развитие процессуального права.

Ведущие направления судебной реформы. Система судебной власти в Российской Федерации. Законодательные основы функционирования судебной власти. Структура судебной системы РФ. Конституционные (уставные) суды, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, иные федеральные суды и их роль в обеспечении правосудия. Мировые суды. Развитие института судебной защиты прав граждан.

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Семинар 1. Русская правда как памятник древнерусского права.

 

1. История создания и изучения Русской правды.

2. Основные разряды населения Древней Руси по Русской правде.

3. Становление основных гражданско-правовых институтов.

4. Преступление и наказание в Русской правде.

5. Суд и процесс.

Семинар 2. Псковская судная грамота и ее историческое значение

1. История создания и изученияПсковской судной грамоты.

2. Регулирование гражданско-правовых отношений.

3. Уголовное право Пскова.

4. Организация суда и процесс по Псковской судной грамоте.

Семинар 3. Судебник 1497 г. — памятник права эпохи становления централизованного государства

1. История создания и источники Великокняжеского судебника.

2. Закрепление в Судебнике изменений в социально-экономических отношениях в русских землях.

Уголовное право по Судебнику 1497 г.

4. Судебная система Великого княжества Московского по Судебнику Ивана III.

Семинар 4. Соборное Уложение 1649 г. основа феодального законодательства России.

1. Подготовка и принятие Соборного Уложения 1649 г.

2. Закрепление статуса основных сословий российского общества в Уложении.

3. Регулирование феодального землевладения в Уложении Алексея Михайловича.

4. Система преступлений и наказаний в Соборном Уложении.

5. Развитие процессуального права в Уложении.

Семинар 5. Артикул Воинский и Краткое изображение процессов или судебных тяжеб — памятники уголовного и уголовно-процессуального права периода становления абсолютной монархии в России

1. Особенности разработки и основные источники Артикула Воинского и Краткого изображения процессов.

2. Система преступлений и наказаний по Артикулу Воинскому.

3. Военно-судебная система и процессуальный порядок рассмотрения дел по Краткому изображению процессов.

Семинар 6. Систематизация российского законодательства в первую половину XIX века.

1.Подготовка и осуществление систематизации российского законодательства.

2.Общая характеристика Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

3.Система преступлений и наказаний по Уложению 1845 г.

Семинар 7. Законодательные основы судебной реформы второй половины XIX века.

1. Подготовка и юридическое оформление судебной реформы.

2. Судебная система, закрепленная в Учреждении судебных установлений.

3. Уголовный и гражданский процесс на основе актов судебной реформы.

4. Внесение изменений в уголовное законодательство в связи с созданием мировой юстиции.

5. Военно-судебная реформа.

Семинар 8. Законодательное оформление создания Государственной думы в начале XX века.

1. Законодательное закрепление статуса Государственной Думы в 1905—1906 гг.

2. Создание и совершенствования избирательного законодательства по выборам депутатов Государственной Думы.

Семинар 9. Законодательство Временного правительства.

1. Законодательная деятельность Временного правительство по совершенствованию государственного аппарата.

2. Защита прав и свобод граждан, правовое регулирование социально-экономических отношений.

Семинар 10. Конституционное оформление Советской власти в России.

1. Юридическое закрепление создания советской государственной системы.

2. Разработка и принятие Конституции РСФСР 1918 г.

3. Основные положения первой российской конституции.

Семинар 11. Советское право в период гражданской войны

1. Источники советского права в годы гражданской войны.

2. Кодекс законов о труде 1918 г.: основные положения

3. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г.

4. Положение о мерах перехода к социалистическому земледелию 1919 г.

5. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г.

Семинар 12. Советская кодификация 20-х гг.

1. Предпосылки и особенности кодификации советского права в 20-х гг.

2. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.

3. Земельный кодекс РСФСР 1922 г.

4. Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г.

5. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.

Семинар 13 . Конституция 1936 г. и ее историческое значение

1. Разработка и принятие Конституции СССР 1936 г.

2. Закрепление в Конституции федеративных основ устройства Союза ССР.

3. Система органов власти и управления СССР.

4. Конституционные права, свободы и обязанности советских граждан.

Семинар 14. Советское законодательство периода Великой Отечественной войны.

1. Правовое регулирование перестройкой страны и вооруженных сил в условиях войны. Особые правовые режимы военного времени.

2. Изменения в судебной системе и процессуальном праве.

3. Изменения в законодательстве: гражданском, трудовом, колхозном, семейном, уголовном.

Семинар 15. Советская кодификация конца 50-х— начала 60-х гг.

1. Предпосылки и основные направления советской кодификации конца 50-х—начала 60-х гг.

2. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г.

3. Гражданский кодекс 1964 г.

4. Процессуальное законодательство.

Семинар 16. Конституция СССР 1977 г. и ее основные положения.

1. Предпосылки разработки и принятия новой Конституции СССР.

2. Закрепление в конституции основ общественного и политического строя СССР.

3. Конституция СССР 1977 г. о правах, свободах и обязанностях советских граждан.

4. Государственное устройство и система органов государственной власти и управления, закрепленные в Конституции.

Семинар 17. Юридическое оформление реформы политической системы СССР в период «перестройки»

1. Изменения, внесенные в Конституцию СССР в связи с политической реформой в ходе «перестройки».

2. Акты верховной государственной власти по вопросам федеративных отношений.

3. Расширение суверенных прав РСФСР и их юридическое оформление.

 

Семинар 18. Судебно-правовая реформа в Российской Федерации в 90-е гг. ХХ века — начале XXI века.

1. Разработка и определение основных начал судебно-правовой реформы.

2. Осуществление преобразований судебной системы Российской Федерации и их правовое оформление.

3. Совершенствование процессуального законодательства.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В Российской академии правосудия изучение истории отечественного государства и права организовано на основе требований ФГОС ВПО 2010 г. в соответствии с основной образовательной программой бакалавриата, включающей в себя календарный учебный график, учебный план, рабочую программы учебной дисциплины и другие материалы.

Тематика лекций соответствует темам, указанным в программе курса. В ходе лекций преподаватель обращает внимание студентов на основополагающие положения по изучаемой теме, подробно останавливаясь лишь на более сложных аспектах, определяет вопросы, изучаемые самостоятельно. Лектором для более доступного и наглядного изложения учебного материала могут использоваться мультимедийные средства, представление информации по теме осуществляться в форме презентации с использованием возможностей ее интерактивного освоения.

Для каждой темы изучаемой в курсе предусмотрено проведение групповых занятий в форме семинаров. На семинарах акцент сделан на изучение студентами памятников права. В целях реализации компетентностного подхода предусматривается использование не менее 20 процентов аудиторного времени на активные и интерактивные формы проведения занятий (ролевые игры, составление и решение задач на основе памятников права, проведение семинаров-дискуссий, разбор конкретных ситуаций). При проведении групповых занятий практикуется постановка проблемных вопросов, вытекающих из содержания рассматриваемой темы и с учетом степени усвоения учебного материала. На семинарах предусматривается выступление студентов перед аудиторией с подготовленными к занятию сообщениями по изучаемой теме, исходя из тематики, предлагаемой в методических рекомендациях, а также избранных инициативно и согласованных с преподавателем.

Тематический план семинарских занятий

№№ п/п Темы семинарских занятий Количество часов Активные формы при проведении занятия
1. Русская правда как памятник древнерусского права. Решение задач
2. Псковская судная грамота и ее историческое значение Составление и решение задач
3. Судебник 1497 г. — памятник права эпохи становления централизованного государства Составление и решение задач
4. Соборное Уложение 1649 г. основа феодального законодательства России Ролевая игра
5. Артикул Воинский и Краткое изображение процессов или судебных тяжеб — памятники уголовного и уголовно-процессуального права периода становления абсолютной монархии в России Составление и решение задач
6. Систематизация российского законодательства в первую половину XIX века. Словарный диктант
7. Законодательные основы судебной реформы второй половины XIX века Ролевая игра
8. Законодательное оформление создания Государственной думы в начале XX века. Тестирование
9. Законодательство Временного правительства. Семинар-дискуссия
10. Конституционное оформление Советской власти в России. Историческая реконструкция
11. Советское право в период гражданской войны Словарный диктант
12. Советская кодификация 20-х гг. Решение задач
13. Конституция 1936 г. и ее историческое значение Решение проблемных задач
14. Советское законодательство периода Великой Отечественной войны. Тестирование
15. Советская кодификация 50-х—60-х гг. Семинар-дискуссия
16. Конституция СССР 1977 г. и ее основные положения Решение проблемных задач
17. Юридическое оформление реформы политической системы СССР в период «перестройки» Тестирование
18. Судебно-правовая реформа в Российской Федерации в 90-е гг.ХХ века —начале XXI века. Семинар-дискуссия
  Итого  

 

В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» преподаватель имеет право «выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса», при этом обязан «обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов».

Вне занятий могут быть осуществлены встречи с учеными, занимающимися историко-правовыми исследованиями, проведены студенческие научные конференции и семинары, организованы коллективное и индивидуальное посещение музеев и исторических мест с последующей подготовкой сообщений и выступлений на занятиях, а также заседаниях студенческого научного кружка.

В процессе обучения осуществляется текущий, рубежный и итоговый контроль. Текущий контроль производится преподавателем на занятиях в форме тестирования, решения задач, выполнения письменных контрольных работ и устных ответов. Рубежный контроль — при выполнении контрольных заданий (не менее трех): подготовка презентаций, написание рефератов, решение ситуационных задач с анализом памятника права. Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.

По истории отечественного государства и права предусматривается выполнение курсовых и дипломных работ в соответствии с предлагаемой тематикой и требованиями.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Общие рекомендации:

1. Студент при изучении учебной дисциплины руководствуется программой курса, указаниями лектора и преподавателя, проводящего групповые занятия, планом семинара, методическими рекомендациями по изучаемой теме и учебными материалами.

2. На лекциях вести краткую запись учебного материала. Внимательно слушать указания лектора по рассматриваемой теме. После занятий просмотреть конспект и при необходимости дополнить его положениями, которые не были рассмотрены на лекции и были отнесены для самостоятельного изучения.

3. Во время самостоятельной работы студент изучает обязательную литературу: учебники, учебные пособия, хрестоматии, а также дополнительную литературу. При этом могут использоваться фонды, как академической, так и других библиотек. Для подготовки к занятиям, написания рефератов и курсовых работ рекомендуется использовать публикации в периодических научных изданиях, а также интернет-ресурсы.

4. При подготовке к семинару изучить в соответствии с программой материал темы. Выполнить указания преподавателя к занятию. Прочитать и уяснить методические рекомендации, изложенные в учебно-методическом комплексе.

5. На семинаре активно участвовать в обсуждении поставленных вопросов. В ходе ответа стремиться к тому, чтобы максимально полно раскрыть содержание вопроса. Если имеются дискуссионные аспекты, то их выделить и сделать ссылки на соответствующую литературу и памятники права.

6. Подготовка сообщения для выступления на семинаре по избранной теме требует изучения научных публикаций, логичного построения материала и его лаконичного изложения. Возможно использование мультимедийных средств и информационных технологий.

7. В ходе изучения учебной дисциплины необходимо выполнить три контрольных задания. Требования к ним и их содержание изложены в специальном разделе учебно-методического комплекса.

8. Предусмотренная учебным планом курсовая работа по истории отечественного государства и права выполняется по предложенной тематике. Требования к курсовой работе излагаются в методических рекомендациях по написанию курсовых работ.

9. Итоговый контроль производится в форме экзамена. При этом студент должен знать, что конечная оценка за учебную дисциплину, складывается из результатов учебной работы студента в течение учебного семестра, выраженных в баллах по рейтинговой системе, и баллов полученных при ответе на экзамене. При подготовке к экзамену необходимо ориентироваться на контрольные вопросы из учебно-методического комплекса, которые периодически уточняются, утверждаются кафедрой, все изменения доводятся до студентов заблаговременно, до начала сессии.

10. В учебно-методическом комплексе предложена тематика дипломных работ, которые могут выполняться по истории отечественного государства и права. Требования к их написанию изложены в специальных Методических рекомендациях.

11. При изучении учебной дисциплины проводятся индивидуальные и коллективные консультации, в ходе которых преподаватель дает указания, рекомендации по подготовке к занятиям, экзаменам, по написанию научных, курсовых и дипломных работ, рефератов, по разработке презентаций и выполнению других контрольных заданий. На консультациях студенты могут получить ответы на вопросы, разъяснения по учебному материалу и методике изучения дисциплины.

 

Методические рекомендации по подготовке к групповым
занятиям:



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.179.111 (0.012 с.)