ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Щербинин М. Н., заведующий кафедрой философии ИГН, доктор философских наук, профессор



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Щербинин М. Н., заведующий кафедрой философии ИГН, доктор философских наук, профессор



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра философии

 

М. Г. Чистякова

 

ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»

очная форма обучения

 

Тюменский государственный университет

 

Чистякова М.Г. История мировых цивилизаций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 081100.62 «Государственное и муниципальное управление», очная форма обучения. Тюмень, 2011, 20 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: История мировых цивилизаций [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой философии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Щербинин М. Н., заведующий кафедрой философии ИГН, доктор философских наук, профессор

 

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Чистякова М.Г., 2011.

 


Пояснительная записка

1.1 Цели и задачи дисциплины

Цели изучения дисциплины:

1) повышение общекультурного потенциала студентов в социально-культурной сфере посредством приобретения ими знаний в области цивилизационного подхода к решению социальных, культурных, деловых и иных проблем с учетом мирового цивилизационного опыта;

2) формирование целостного представления о мировой истории через выявление основных тенденций развития мировых цивилизаций в социально-экономическом, политическом, культурном аспектах.;

3) стимулирование студента к осознанному и ответственному соучастию в общем диалоге по поводу творчества социальной культуры и цивилизации;

4) приобретение студентами навыков выявления цивилизационных черт в любом проявлении жизнедеятельности обществ, человеческих коллективов, личностей;

Задачи изучения дисциплины:

1) освоение систематизированных знаний об истории мировых цивилизаций;

2) формирование понимания исторической обусловленности современных цивилизаций посредством анализа их исторических особенностей и раскрытия общих механизмов их развития;

3) усвоение студентами научно обоснованного объяснения мирового цивилизационного процесса, характеристик основных и производных типов цивилизаций;

4) способствование образованию целостного системного представления о мире и месте человека в нем;

5) обнаружение на уровне понятийного мышления связи актуальных проблем современных цивилизаций с личными смыслами, профессиональными задачами и проблемами;

6) развитие самостоятельного мышления, способного решать общественные, индивидуальные и профессиональные проблемы с ориентацией на личностный смысл.

 

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «История мировых цивилизаций» относится к Б.1. Профессиональный цикл. Вариативная часть. Дисциплина по выбору. Дисциплине предшествуют следующие предметы, освоение которых необходимо для ее изучения: «Иностранный язык», «История», «Политология», «Социология».

Знание дисциплины может быть использовано при освоении следующих предметов: «История государственного управления», «Основы права», «Гражданское право», «Конституционное право», «Философия».

Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

1) знанием базовых ценностей истории мировых цивилизаций и готовностью опереться на них в личностном и общекультурном развитии (ОК – 1);

2) способностью использовать знание и понимание проблем человека в современном мире, ценностей мировых цивилизаций; развитием навыков межкультурного диалога (ОК – 2);

3) умение использовать в профессиональной деятельности знание истории мировых цивилизаций (ПК - 1);

4) владением навыками организации и проведения дискуссий (ПК – 18).

 

В результате освоения дисциплины «Истории мировых цивилизаций» обучающийся должен:

Знать:

1)Предмет истории мировых цивилизаций, генезис и особенности развития цивилизаций, основные термины;

2) мировоззренческие и социокультурные основания цивилизаций;

3) основные концепции всемирно-исторического процесса;

4) особенности российской цивилизации; ее роль и место в развитии мировых цивилизаций.

 

Уметь:

1) ориентироваться в истории мировых цивилизаций;

2) выявлять истоки и типологические особенности того или иного цивилизационного процесса или явления;

4) определить типы цивилизаций, цивилизационные модели, уровни, ценности, проблемы, перспективы того или иного человеческого сообщества, его части.

5) переносить знания из одного предмета в другой.

 

Владеть:

1) навыками цивилизационной оценки любого общественного, культурного, экономического и т.д. явления, связанного с деятельностью человека;

2) навыками выявления связь отдельных проявлений современных цивилизаций с цивилизациями прошлого;

3) навыками оценки различных проявлений современности в контексте мировых цивилизаций.

2. Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр 2. Форма промежуточной аттестации - контрольная работа, зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

3. Тематический план

Таблица 1

Тематический план

    Тема   недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Из них интерак-тивных в часах Итого количество баллов
Лекции Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа
  Модуль 1
1.1 Введение в историю мировых цивилизаций 1-2   0-10
1.2 Древние цивилизации 3-4 0-10
1.3 Античная цивилизация 5-6   0-10
1.4 Средневековые цивилизации Запада и Востока 7-8 0-15
  Всего 1-8 0-45
  Модуль 2
2.1 Духовная революция эпохи Возрождения 9-10   0-10
2.1 Становление индустриальной цивилизации 11-12   0-10
2.2 Постиндустриальная цивилизация 13-14 0-10
2.3 Цивилизационное разнообразие современного мира 15-16   0-10
2.4 Цивилизационные процессы в России 17-18 0-15
  Всего 11-18 0-55
  Итого (часов, баллов): 1-18 0-100
  из них в интерактивной форме          
                   

Таблица 2

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы Устный опрос Письменные работы Итого количество баллов  
доклад, презентация выступление на круглом столе ответ на семинаре контрольная работа термино-логиический диктант реферат эссе
Модуль 1
1.1 0-4 - 0-2 - 0-4 - - 0-10
1.2 0-4 0-4 - - 0-2 - - 0-10
1.3 0-4 - 0-2 - 0-4 -   0-10
1.4 - 0-4 - 0-7 - - 0-4 0-15
Всего 0-12 0-8 0-4 0-7 0-10 - 0-4 0-45
Модуль 2
2.1 0-4 - 0-2 - 0-4 - - 0-10
2.2 0-4 - 0-2   - - 0-4 0-10
2.3 - 0-4 0-2 - - - 0-4 0-10
2.4 0-4 0-4 0-2   - - - 0-10
2.5 - 0-3 - 0-7 - 0-5   0-15
Всего   0-12 0-11 0-8 0-7 0-4 0-5 0-8 0-55
Итого               0-100

Таблица 3

Планирование самостоятельной работы студентов

Модули и темы Виды СРС Неделя семест-ра Объ-ем часов Кол-во бал-лов
Обязатель-ные Дополнитель-ные
Модуль 1      
1.1 Введение в историю мировых цивилизаций проработка лекций; работа с литерату- рой; подготовка к терминологическому диктанту подготовка докладов и презентаций   1-2     0-2 0-2 0-2   0-4    
1.2 Древние цивилизации проработка лекций; работа с литерату-рой; подготовка к круглому столу; подготовка к термитноло-гическому диктанту подготовка докладов и презентаций   3-4     0-2 0-2 0-2   0-4
1.3 Античная цивилизация проработка лекций; работа с литерату-рой; подготовка к круглому столу;     5-6     0-2 0-2 0-2   0-4
1.4 Средневековые цивилизации Запада и Востока проработка лекций; работа с литерату-рой; подготовка к контрольной работе   7-8 0-4 0-2 0-2     0-7
  Всего по модулю 1: 1-6 0-45
Модуль 2
2.1 Духовная революция эпохи Возрождения проработка лекций; работа с литературой, подготовка к терминоло-гическому диктанту подготовка докладов и презентаций 9-10 0-2 0-2 0-2     0-4
2.2 Становление индустриальной цивилизации проработка лекций; работа с литературойподготовка к терминоло-гическому диктанту подготовка докладов и презентаций   11-12     0-3 0-2 0-2   0-3
2.3 Постиндустриальная цивилизация проработка лекций; работа с литерату-рой; подготовка к контрольной работе подготовка докладов презентаций 13-14 0-3 0-2 0-2   0-3
2.4 Цивилизационное разнообразие современного мира проработка лекций; работа с литерату-рой; подготовка к круглому столу     15-16     0-3 0-2 0-2   0-3
2.5 Цивилизационные процессы в России проработка лекций; работа с литерату-рой; подготовка к контрольной работе; итоговый реферат   17-18 0-3 0-2 0-2   0-3   0-5
  Всего по модулю 2 9-18 0-55
  ИТОГО: 0-100

 

4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1.1 1.2 1.3 1.4 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5
1. История государственного управления + +   + + + + + + +
2. Основы права + + + + + + + + +
3. Гражданское право     + + + + + + +
4. Конституционное право           + + + +

 

5. Содержание дисциплины

 

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 1

  1. «Осевое время» на Западе и на Востоке.
  2. Общая характеристика цивилизаций Древнего Востока.
  3. Человек эпохи античности.
  4. Истоки западной цивилизации.
  5. Роль христианства в становлении западной цивилизации.

Модуль 2

  1. «Государь» Н. Макиавелли и гуманизм эпохи Возрождения
  2. Антропоцентризм Возрождения и христианская картина мира.
  3. Возрождение и Реформация.
  4. Кризисы индустриальной цивилизации.
  5. Проблема человека в постиндустриальной цмвмлмзации.

 

3. Примерные темы докладов, рефератов и презентаций

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 1

Тема 1.1

«Вызов-Ответ», «закрытое общество», кризис, культура, «мир-империя», «мир-экономика», «мир-социализм», «Осевое время», «открытое общество», «стадии роста», формация, цивилизация, «циклическая флуктуация».

Тема 1.2

Антропогенез, брахманизм, буддизм, веды, даосизм, деспотия, дхарма, зиккурат, иероглифика, индуизм, инь и ян, йога, каллиграфия, карма, касты, клинопись, конфуцианство, космоцентризм, майя, мегалиты, миф, монотеизм, «неолитическая революция», пиктография, политеизм, сансара, синкретизм, социогенез, традиционализм, фараон, хамы.

 

Модуль 2

Модуль 1

  1. Что такое «цивилизация»? Основные концепции цивилизаций.
  2. Типология цивилизаций.
  3. Теории упадка цивилизаций.
  4. Основные особенности Древнеегипетской цивилизации.
  5. Основные особенности цивилизации Месопотамии.
  6. Духовные основания цивилизации Древнего Китая.
  7. Духовные основания цивилизации Древней Индии.
  8. Каковы отличительные особенности античной цивилизации в сравнении с Востоком?
  9. Выделите этапы формирования Афинского полиса, соответствующие крупным общественно-политическим и законодательным реформам .
  10. Сравните общественный строй в Афинах и Спарте.
  11. Что такое эллинизм? Назовите его отличительные особенности.
  12. Политическая система Римской республики.
  13. Причины падения Рима.
  14. Основные особенности средневекового общества.
  15. Проанализируйте отличие империй средних веков от Римской империи.
  16. Что такое система вассалитета?
  17. Каковы главные религиозные, политические и другие причины Крестовых походов?
  18. Что такое «Великая хартия вольностей»? При каких обстоятельствах был создан этот документ?
  19. Какие сословно-представительные учреждения возникли в средние века в разных странах Европы?
  20. Какова роль Церкви в средние века? Приведите примеры участия церкви в жизни средневекового общества.

 

Модуль 2

  1. Какие особенности нового мироощущения отражены в словах Леонардо да Винчи: ««Каждый человек всегда находится в центре мира. Каждый – средоточие мира, человек всегда центр мира»?
  2. Основные изменения в социальной структуре европейского общества в раннее Новое время.
  3. Что такое мануфактура? Чем она отличается от цеха, ремесленной мастерской?
  4. Какие изменения в экономической жизни Европы Нового времени говорят о модернизации и зарождении основ индустриального общества?
  5. Цивилизационное значение Великих географических открытий.
  6. Что такое абсолютная монархия? Отличается ли абсолютизм от деспотии и феодальной монархии?
  7. Какую эпоху (век) в истории Европы называют «веком Просвещения»? Каковы главные идеи и значение Просвещения?
  8. Основные принципы Конституции США 1787 года.
  9. Расскажите об основных идеологиях индустриального общества (консерватизме, либерализме, социал-демократии). Когда они сложились, каковы из ключевые идеи, лозунги, представители.
  10. Почему революции 1848 г. называют "синхронными"? Какие общие задачи стояли перед ними в разных странах?
  11. Причины Первой мировой войны.
  12. Когда и с каких событий началась Вторая мировая война, чем и когда закончилась?
  13. Основные международные блоки, которые были созданы в 1949- сер. 50-х гг.
  14. Основные особенности индустриальной цивилизации.
  15. Основные особенности постиндустриальной цивилизации.

 

6. Темы круглых столов

Модуль 1

  1. Всемирная цивилизация: утопия или реальность?
  2. Античность и современная цивилизация Запада.

 

Модуль 2

1. Человек в ситуации цивилизационного кризиса современности.

2. Россия начала XXX тысячелетия: основные проблемы и предполагаемые пути их решения.

 

7. Вопросы к зачету

 

1. Подходы к цивилизационным проблемам и методика их изучения.

2. Цивилизационные кризисы.

3. Сравнительная характеристика основных типов цивилизаций.

4. Значение неолитической революции.

5. Цивилизация Месопотамии.

6. Цивилизация Древнего Египта.

7. Цивилизация Древней Индии.

8. Цивилизация Древнего Китая.

9. Минойская цивилизация.

10. Цивилизация Древней Греции.

11. Цивилизация Древнего Рима.

12. Цивилизация Византии.

13. Европейская цивилизация эпохи средневековья.

14. Восточные цивилизации эпохи средневековья.

15. Цивилизация мусульманского Востока.

16. Европейская цивилизация: Итальянское Возрождение.

17. Европейская цивилизация: Северное Возрождение.

18. Европейская цивилизация Нового времени.

19. Индустриальная цивилизация.

20. Постиндустриальная цивилизация.

21. Русская цивилизация в феодальную эпоху.

22. Становление Российской индустриальной цивилизации.

23. Становление Советской цивилизации.

24. Человек в условиях глобального мира.

25. Цивилизационные проблемы современности.

 

Образовательные технологии

Для реализации различных видов учебной работы используются как традиционные образовательные технологии (проведение лекций, семинарских занятий с опросом, тестирование, эссе, доклады, диктанты на знание терминов), так и интерактивные формы. Круглый стол подразумевает формирование фронтального обсуждения основных идей, содержащихся в теме обсуждения, по заранее разработанному студентами (совместно с преподавателем) плану.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1 Основная литература:

1.Драч Г.В, История мировой культуры (мировых цивилизаций). М. 2005.

2.Костяев А.И., Максимова Н.Ю. Современная российская цивилизациология. М., 2007

3. Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история. М., 2010

4..Фортунатов В. История мировых цивилизаций. СПб., 2011.

 

9.2. Дополнительная литература:

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV – XVIII вв. Т.1-3. М.. 1992.

3. Васильев Л.С. Проблемы происхождения китайской мысли. М., 1989.

4. Васильев К.М. Истоки китайской цивилизации. М.,1998.

5. Джеймс П. Римская цивилизация. М.: Гранд: ФАИР-Пресс, 2000.

6. Дюби Ж. Европа в средние века. М., 1996.

7. История Древнего Востока / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. - М., 1983-1988. Т. 1-2.

8. История древнего мира / Под ред.Дьяконова И.М. М., 1989.

9. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М,, 1992.

10. Малявин В. Конфуций. М. 1993.

11. Межгосударственные отношения и дипломатия на древнем Востоке. М., 1987.

12. Неронова В.Д. Формы эксплуатации древнего мира в зеркале советской историографии. Пермь, 1995.

13. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. М. 1977.

14. Переломов Л.С Империя Цинь – первое централизованное государство Китая. М. 1961.

15. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в истории Китая. М. 1981

16. Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999.

17. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.

18. Тойнби Дж. Постижение истории. М., 1991.

19. Фишер В. Экономика, общество и государство. 1914 – 1980. М., 1999.

20. Шарма Р. Древнеиндийское общество .М., 1987.

21. Шлезингер Д. Циклы американской истории. М., 1992.

22. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М., 1991.

 

9.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

1) http:// www/humanities.edu.ru/ index.html (Портал гуманитарного образования)

2) http://www/hist.msu.ru/ER/index.html (Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ)

3) http://www.philosophy.ru/library/rickert/k_n.html

4) http://itmk.philos.msu.ru/edu/texts/

5) http://www.gumer.info/ (Библиотека Гумер)

6) http://www.libelli.ru/library.htm (бибдиотека Нестор)

7) http://www.bibliotekar.ru/ (Электронная библиотека «Библиотекарь.ru»

8) http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx (Библиотека Русского гуманитарного Интернет-университета)

9) http://abovo.net.ru/ (Научная библиотека)

 

 

10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

Занятия по дисциплине «История мировых цивилизаций» предполагают использование аудиторий, оборудованных компьютером и проектором.

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра философии

 

М. Г. Чистякова

 

ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»

очная форма обучения

 

Тюменский государственный университет

 

Чистякова М.Г. История мировых цивилизаций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 081100.62 «Государственное и муниципальное управление», очная форма обучения. Тюмень, 2011, 20 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: История мировых цивилизаций [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой философии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Щербинин М. Н., заведующий кафедрой философии ИГН, доктор философских наук, профессор

 

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Чистякова М.Г., 2011.

 


Пояснительная записка

1.1 Цели и задачи дисциплины

Цели изучения дисциплины:

1) повышение общекультурного потенциала студентов в социально-культурной сфере посредством приобретения ими знаний в области цивилизационного подхода к решению социальных, культурных, деловых и иных проблем с учетом мирового цивилизационного опыта;

2) формирование целостного представления о мировой истории через выявление основных тенденций развития мировых цивилизаций в социально-экономическом, политическом, культурном аспектах.;

3) стимулирование студента к осознанному и ответственному соучастию в общем диалоге по поводу творчества социальной культуры и цивилизации;

4) приобретение студентами навыков выявления цивилизационных черт в любом проявлении жизнедеятельности обществ, человеческих коллективов, личностей;

Задачи изучения дисциплины:

1) освоение систематизированных знаний об истории мировых цивилизаций;

2) формирование понимания исторической обусловленности современных цивилизаций посредством анализа их исторических особенностей и раскрытия общих механизмов их развития;

3) усвоение студентами научно обоснованного объяснения мирового цивилизационного процесса, характеристик основных и производных типов цивилизаций;

4) способствование образованию целостного системного представления о мире и месте человека в нем;

5) обнаружение на уровне понятийного мышления связи актуальных проблем современных цивилизаций с личными смыслами, профессиональными задачами и проблемами;

6) развитие самостоятельного мышления, способного решать общественные, индивидуальные и профессиональные проблемы с ориентацией на личностный смысл.

 

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «История мировых цивилизаций» относится к Б.1. Профессиональный цикл. Вариативная часть. Дисциплина по выбору. Дисциплине предшествуют следующие предметы, освоение которых необходимо для ее изучения: «Иностранный язык», «История», «Политология», «Социология».

Знание дисциплины может быть использовано при освоении следующих предметов: «История государственного управления», «Основы права», «Гражданское право», «Конституционное право», «Философия».



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.178.91 (0.033 с.)