ОСИ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТА ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОСИ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТА ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ



ОСИ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТА ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

ПРИНЦИПЫ ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТА ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОДЫ СБОРА И ИНТЕРПРИТАЦИИ ФАКТОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

ПРИЗНАКИ ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

ИСТОРИЯ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ

СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО
ДВИЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

 

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ В УЧЕНИИ АРИСТОТЕЛЯ

СТРУКТУРА ДУШИ В УЧЕНИИ ПЛАТОНА

СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ МИРА В УЧЕНИИ СТОИКОВ

 

 

СИСТЕМА В ПСИХОЛОГИИ СТОИКОВ

ВИДЫ И ФУНКЦИИ ДУШИ В УЧЕНИИ АРИСТОТЕЛЯ

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА

ДУАЛИЗМ ЭПОХИ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Господствующей идеологией стала религия; в Азии, Аравии и арабоязычных странах – Мусульманская, в Европе – христианская в двух разновиднос-тях (римский католицизм и византийс- кую православие). Утвердившиеся в Европе христианство привнесло воинственную нетерпимость ко всем «языческим» знаниям (1022г. – первые костры инквизиции) Расцвет естествознания на Арабском Востоке. В период средневековья в Европе утвердилась схоластика, способствующая рациональному (логическому) обоснованию христианского вероучения. При монастырях открываются научно-образовательные центры.
Психологические знания приобретают этико-теологический мистический ха-рактер. Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия. Накапливается конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как основах душевной жизни.
Познание развивается в сфере мистики и кабалистики, алхимии и астрологии Зарождается светская опытная наука; естествознание, астрономия, математика, медицина и д.р.

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛИ СРЕДНИХ ВЕКОВ

 

ЕДИНСТВО ЭМПИРИЧЕСКОГО И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В УЧЕНИИ
Ф. АКВИНСКОГО

ПСИХОЛОГИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ДУАЛИЗМ УЧЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ Р. БЭКОНА

ДЕТЕРМИНИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ Р ДЕКАРТА

КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ ДЖ. ЛОККА

СТРУКТУРНАЯ СХЕМА СИСТЕМЫ Г. ГЕГЕЛЯ

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИ

 

Персоналии Основные исследования
Вертгеймер Макс (1880-1943) Исследовал феномены психического поля и законы, по которым оно образуется и реорганизуется
Коффка Курт (1886-1941) Исследовал свойства и законы восприятия, механизмы творческого мышления
Келер Вольфганг (1887-1967) Исследовал законы и развитие образно-схематического мышления, изоморфности психического
Левин Курт (1890-1947) Исследовал психологическое поле личности, социальное поле группы, групповую дифференциацию и виды лидерства
S Перлз Фриц Фридрих Соломон (1893-1970) Разработал теорию личностного развития и терапевтического изменения, основы групповой гештальттерапии

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В ТЕОРИИ З. ФРЕЙДА

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ПСИХОАНАЛИЗА

АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ТЕОРИИ К. ЮНГА

ИЗМЕНЕНИЯ СЕКСУАЛЬНЫХ ВЛЕЧЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. З. ФРЕЙД

Стадия Возрастной период Зона сосредоточения либидо Задачи и опыт соответствующие данному уровню развития
Оральная 0-18 месяцев Рот (сосание, кусание, жевание) Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела
Анальная 1-3 года Анус (удержание или выталкивание фекалий) Приучение к туалету (самоконтроль)
Фаллическая 3-6 лет Половые органы (мастурбация) Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания
Латентная 6-12 лет Отсутствует (сексуальное бездействие) Расширение социальных контактов со сверсниками
Генитальная Пубертат (половое созревание) Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям) Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество

СТРУКТУРА ЗАЩИТНОГО МЕХАНИЗМА ПО ТЕОРИИ ПСИХОАНИЛИЗА

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

№№ Защитный механизм Содержание защитного механизма личности Пример защиты Способ преодоления
Идентификация с кем-то или с чем-то Идентификация с кем-то или с чем-то, находящимся вне психического «Я как он, а не как я» Протест, сопротивление, поиск себя
Вытеснение Движение мотива из сознания в подсознание или от «Эго» в «Оно» под влиянием «Супер-Эго» - его контролирующей функции Ошибочные действия, оговорки, ослышки Осознание. Бдительность
Проекция Появляется как следствие вытеснения. Вытесненное в подсознание содержание переносится на другого человека Ревнивый человек видит в других свои вытесненные желания Самокритика. Внутренний диалог.
Образование симптомов Создание страданий, так как пережитое обращается против себя Внутренняя тревога, беспокойство, чувство напряженности; легкая возбудимость, склонность к депрессии, нет легкости… Исследование причин, внешняя активность, самозащита, здоровая агрессивность.
Перенос Освобождение от блокированных целей при помощи замещающего объекта внешнего мира, что бы сохранить цели, но в другом виде. «Он плохой, как и его отец», «Она во всем повторяет свою мать» (замещение отношений взрослых отношением к ребенку) Сохранение выбранной цели.
Позитивный перенос Пациент видит в терапевте родителя, возникает излишняя эмоциональная близость. «Мое самочувствие улучшилось и все благодаря вам" Осознанность цели, альтруизм, воспитание индивидуального стержня.
Сублимация Перевод напряжения в другое русло Онанизм Раскрепощение сексуальности и самозащиты
Образование реакций Неадекватная реакция на раздражительность Лживость и месть вместо искренних чувств Честность и выражение правдивых чувств и мыслей
Уход, бегство Создание дистанции (любыми способами) по отношению к реальности Роль наблюдателя: «Я лучше посмотрю». Уход от неудач в другую деятельность, например, в общение, в семейную жизнь. Принятие реальности, контакт с ней.
Рационализация Доступное пониманию человека оправдание какого-то своего поступка «Не все так плохо, зато я…» Признание истинных мнений, желаний и чувств.
Оглушение Анестезирование – при помощи алкоголя Расслабление как смысл жизни или способ повысить самооценку, снизить чувствительность к фрустрации. Бдительность, открытый анализ болезней и фрустрации.
Экранирование Огораживание – при помощи психофармакологии Смягчает симптомы психического напряжения – усталость, апатию и пр. Работа с причинами. Приведение симптомов к их причинам.
Регресс Отказ от сопротивления «Тут ничего невозможного сделать» Объяснение силой, доверие к своей силе, развитие инициативы
Играние ролей Оправдание бессилия «Я не могу иначе, я должен то, что должен» Освобождение от ролевых стереотипов; мужество в разрушении ролевых игр.
Притупление чувствительности Контроль над чувствами «Я не могу себе этого позволить, я буду выглядеть смешно или глупо» Доверие к чувствам, развитие их

ПРЕДСТАВИТЕЛИ НЕОФРЕЙДИЗМА

Персоналии Основные исследования
1. Фрейд Анна (1895-1982) Основатель эго-психологии. Расширила роль эго, допустив его независимое от ид функционирование. Дала четкое и ясное описание защитных механизмов личности. Разработала направление психоаналитической терапии – детский психоанализ, в котором учитывались незрелость детской психики и сравнительно низкий уровень вербализации. Разработала на основе психоанализа игровые методы терапии.
2. Хорни Карен Клементина (1885-1952) Лидер неофрейдизма. Работала над проблемами женской психологии. Доказывала, что невроз – это реакция на тревожность, порождаемая в детстве отношениями ребенка с родителями. Невротическая мотивация приобретает три направления: движение к людям как потребность в любви, движение от людей как потребность во власти (порождающая ненависть, протест и агрессию)
3. Мюррей Генри Александр (1902-1994) Специалист в области клинической психологии, проективных тестов, психологии личности, поведения отбора персонала. Его персонология направлена на анализ индивидуальных проявлений. Разработал ряд методик для личностных потребностей (ТАТ)
4. Эриксон Эрик Хомбургер (1902-1994) Один из создателей эго-психологии и концепции идентичности эго. Наибольшее количество разработок посвящено исследованию детского возраста. Разработал концепцию эпигенетического развития личности через восемь кризисных альтернативных стадий решения возрастных «задач развития», полагая, что личность человека меняется на протяжении жизни. Признавал влияние культурных, исторических и социальных факторов на развитие личности.
5. Салливан Гарри Стек (1892-1949) Автор концепции психиатрии как науки о межличностных отношениях. Создатель интерперсонального психоанализа. Разработал представление о личности как многокомпонентной системе, являющейся продуктом межличностных отношений. Выделял ряд стадий онтогенетического развития личности. В качестве элементов структуры личности выделял: 1)систему динамизмов; 2) систему персонификаций; 3) систему когнитивности.
6. Фромм Эрих (1900-1980) Автор теории аналитической социальной психологии и социальной характерологии. Разработал психотерапевтическую методику «гуманистический психоанализ», которая была призвана гармонизировать взаимоотношения между человеком, природой и обществом. Выдвинул два способа реализации внутренней свободы – способ «быть» и способ «иметь». Особое место в теории Э. Фромма занимает проблема индивидуализации, его стадии и диалектика. Считал, что особенность существования человека, его отличие от животного мира заключается в так называемом экзистенциальном противоречии, которое можно разрешить с помощью любви в самом широком понимании этого слова.

 

ОСИ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТА ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.10.166 (0.008 с.)