Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Психологические школы и направления концаXIX– началаXXвв.
№
| Направление в психологии
| Персоналии
| Предмет и задачи психологии
| Содержание психики
| Метод исследования
|
|
|
|
|
|
|
| Экспериментальная психология
| Вундт Вильгельм Маркс (1832-1920)Эббингауз Герман (1850-1909)
| Элементы психики, их связи и законы, психология народа
| Элементарные и сложные (высшие) познавательные процессы, сложные и простые двигательные реакции
| Эксперимент, интроспекция, анализ продуктов творчества
|
| Структурализм
| Титченер Эдвард Брадфорд (1867-1927)
| Изучение структуры сознания
| Элементы психики
| Усовершенствованная интроспекция
|
| Функционализм
| Брентано Франц (1838-1917)Штумпф Карл(1848-1936)Энджелл Джеймс Роланд (1869-1949)Джеймс Уильям (1842-1910) Гальтон Фрэнсис (1822-1911) Дьюи Джон (1859-1952)Вудвортс Роберт (1869-1962) Спенсер Герберт (1820-1903) Бинэ Альфред(1857-1911)
| Исследование психических актов, направленных на какой-либо предмет или действие и выполняющих определенную функцию
| Интенцио-нальные акты; поток мыслей и переживаний, в котором выделяются относящиеся к внешнему миру и себе; поток активности, объединяющей субъект и объект
| Наблюдение (как самона-блюдение, так и объективное наблюдение со стороны), анализ продуктов деятельности
|
| Вюрцбургская школа
| Кюльпе Освальд (1862-1915) АхНарцисс Каспар (1871-1946) Зельц Отто (1881-1944)
| Изучение динамики протекания познавательных процессов и факторов, на нее влияющих
| Элементы психики, умственные образы и их значения, установки
| Метод систематической экспериментальной интроспекции (словесного отчета)
|
| Французская школа
| Жане Пьер Мари Фели (1859-1947) Рибо Теодюль Арман (1839 - 1916)Дюркгейм Эмиль (1858-1917) Леви-БрюльЛюсьен (1857-1939) Тард Габриель(1843-1904)
| Изучение фактов и закономерностей психической жизни. Главным объектом являются люди с пограничными психическими состояниями
| Сознательный и бессознательный уровни психики, содержанием которых являются знания о мире и о себе, а также поступки человека
| Клинический и кросс-культурный методы
|
| Описательная психология
| Дильтей Вильгельм (1833-1911)Шпрангер Эдуард (1882-1963)
| Описание и анализ психических явлений как отдельных процессов жизненного целого, воплощенных в духовных, культурных ценностях
| Целостные и целена-правлен- ные душевные процессы
| Постижение, основанное на анализе непосредственных переживаний «Я»
|
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ БИХЕВИОРИЗМА
Достоинства бихевиоризма
| Недостатки бихевиоризма
| Бихевиоризм обозначил историческую потребность в расширении понимания предмета изучения психологии и ввел в круг изучаемых психологией явлений поведение человека, сделав его предметом своих исследований и, тем самым, противопоставив сознанию
| Однако при этом потребность в расширении предмета психологических исследований отразилась в бихевиоризме однобоко и неадекватно, так как при этом игнорировалось сознание как объективная сущность; сознание в бихевиоризме было полностью исключено из области изучения, так как не имело объективных наблюдаемых методов
| Исторической заслугой Дж. Уотсона является исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии
| Однако при этом понимание поведения сводится лишь к внешним проявлениям, и игнорируются ненаблюдаемые физиологические и психические процессы
| Важнейшей для психологии как практической науки является выдвинутая Дж. Уотсоном задача управления поведением человека, нацеленность научного исследования на связь с практическими задачами
| Но из-за механической трактовки поведения человек лишается своей активной деятельностной сущности и выступает как реагирующее существо
| Бихевиоризм укрепляет метод лабораторного эксперимента как основного в психологических исследованиях и, более того, вводит практику проведения опытов на животных, что, безусловно, позволяет решить многие практические задачи психологии
| Однако результаты, полученные опытным путем на животных, переносятся без каких-либо ограничений на человека, при этом не учитывается качественная разница в поведении человека и животных
| В рамках бихевиоризма были установлены многие закономерности выработки навыков
| Но были проигнорированы важнейшие компоненты действия - мотивация и психический образ действия
| Достижением бихевиоризма стала разработка практических методик обучения, основанных на контроле внешних воздействий, реакции организма на эти воздействия, а также получении разного рода подкрепления, обусловливающего в дальнейшем формирование той или иной реакции. Такие методики активно разрабатывались Б. Скиннером и получили название метода программированного обучения, который в короткие сроки позволяет осуществлять процесс обучения необходимым знаниям и навыкам, а также корректировать нежелательное поведение.
| Однако эти методики строились на исключающем осознанность принципе подкрепления правильных актов поведения, ведущего к формированию необходимого навыка, что не могло развить внутреннюю познавательную деятельность индивида, т.е. сформировать у него навык интериоризации деятельности - ее свертывание во внутренний план. Таким образом, из специфики обучения исключается один из его важнейших компонентов - осознанность и интериоризация действия
| ИССЛЕДОВАТЕЛИ В ЭПОХУ БИХЕВИОРИЗМА
№
| Персоналии
| Предмет и задачи исследования
| Основные результаты
|
|
|
|
|
| Павлов Иван Петрович (1849-1936)
| Автор учения о ВНД, которая сложилась под влиянием материалистических традиций русской философии и идей И.М. Сеченова. Руководящим являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. В качестве основного акта поведения выступил условный рефлекс
|
| Бехтерев Владимир Михайлович, (1857-1927)
| Осуществил реформацию современной психологии, разработав собственное учение, которое назвал объективной психологией, затем психорефлексологией. Исследовал ряд психиатрических, неврологических, физиологических и психологических проблем. Ориентировался на комплексное изучение проблем мозга и человека
|
| Торндайк Эдвард Ли (1874-1949)
| Экспериментальное исследование условий и динамики научения путем анализа способов решения задачи в проблемном ящике
| Законы образования коннекции (связи), т. е. законы научения. Метод обучения путем проб и ошибок
|
| Уотсон Джон Бродес (1878-1958)
| Изучение поведения, анализ его формирования путем образования связи S-R. Наблюдение за естественным становлением поведения, эмоций, понятий, речи
| Доказательство прижизненное™ образования основных знаний, умений, переживаний человека и возможности повлиять на их содержание
|
| Толмен Эдуард Чейс (1886-1959)
| Изучение деятельности системы организм-среда, формирование целостного, молярного полхода к проблеме поведения
| Внутренняя переменная, опосредующая связь S-R, понятие о когнитивных картах и латентном обучении
|
| Халл (Hull) Кларк Леонард (1884-1952)
| Формирование гипотетико-де-дуктивного подхода к изучению поведения, анализу факторов, влияющих на характер связи S-R
| Понятие первичного и вторичного подкрепления, закон редукции напряжения
|
| Скиннер Беррес Фредерик (1904-1990)
| Разработка методов целенаправленного обучения, управления и коррекции поведения. Изучение оперантного поведения
| Законы оперантного обучения, программированное обучение, методы коррекции поведения
|
| Бандура Альберт (1925-1988)
| Исследование социального научения, изучение механизмов формирования социального поведения и подражания, а также способов коррекции поведения
| Понятие косвенного подкрепления, раскрытие роли модели подражания, исследование самоэффективности, влияющей на регуляцию персонального поведения
|
| Роттер Джулиан (р.1916)
| Исследование социального научения, изучение механизмов формирования социального поведения посредством источников подкрепления: внутреннего и внешнего локусов контроля
| Теория социального научения, ориентированная на социальные исследования значения когнитивных переменных в формировании поведения
|
|