Экономические и политические особенности осуществления нэпа на Кубани. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические и политические особенности осуществления нэпа на Кубани.



 

После восстановления Советской власти на Куба­ни начались преобразования в духе «военного ком­мунизма».

Продразверстка - это составная часть «военного коммунизма». Решение о ее введении на Кубани было принято в середине июня 1920 г. Разверстка не была распределена и проводилась без учета прожиточного минимума. Вывозился даже семенной материал. Продразверстка лишала крестьян стимула в развитии хозяйства. Рабочие мало получали хлеба. Росла безработица. На Кубани активизировались бело-зеленые банды, которые убивали советских активис­тов, грабили население.

«Военный коммунизм» вызвал возмущение, а за­тем сопротивление. Начались многочисленные восста­ния крестьян, военных. Жестокие меры, предприня­тые заблаговременно (взятие заложников, высылка на Соловки и расстрелы офицеров и «буржуа»), сбили накал восстаний.

Новый курс на развитие демократических и лик­видацию военных методов. Объявление продналога на Кубани отчасти успокоило хлеборобов, постепенно облегчило положение крес­тьян и казаков.

Размер хлебного налога для Кубано-Черноморской области составил 18400 тонн, в несколько раз меньше величины продразверстки. Помимо хлебного обложения были установлены на­логи на картофель, масличные семена, яйца, молоч­ные продукты, табак, шерсть, сено, продукты пчело­водства.

Кроме продналога кубанская станица выполняла трудовую и гужевую повинности, платила налоги целе­вого назначения, налоги для местных нужд.

После перехода к нэпу была снижена минималь­ная единица урожайности, подлежавшая обложению налогом, выдавались лишь денежная и семенная ссу­ды, оказывалась помощь при проведении посевной, были аннулированы кабальные сделки.

Переход к нэпу, ликвидация кулацких мятежей, ввод в действие Земельного кодекса РСФСР обнару­жили остроту земельного вопроса на Кубани.

Против землеустройства выступало зажиточное население, в первую очередь казачество и иногород­ние - собственники земли.

Условия нэпа позволили возродить сельскохозяй­ственную кооперацию. В станицах рос­ло число колхозов.

Несмотря на развитие коллективных форм землеполь­зования, ведущим в кубанской станице продолжало оставаться семейно-трудовое хозяйство.

Налоговая политика предполагала рациональное сочетание общегосударственных и личных интересов крестьян. Система нэпа отвечала этому принципу. Первоначально (весной 1921 г.) налог был введен в натуральной форме, величина его зависела от размера пашни и сенокоса, количества продуктивного скота, урожай­ности. Налог мог вноситься шестью видами продук­тов, т. е. единый продоволь­ственный налог.

Важным орудием государства в борьбе за разви­тие экономических связей между городом и деревней был кредит. Если в первые годы после окончания Гражданской войны кредит служил средством поддержания разорившейся казачьей или иногородней семьи, то к началу реконструкции он превратился в средство развития крестьянского хозяйства.

Таким образом, Кубань имела свои особенности осуществления нэпа, которые проявлялись в полити­ке землеустройства, налогов, кредита, машинного снабжения, амнистирования обманутых казаков и крестьян. Благодаря нэпу сельское хозяйство и промышлен­ность Кубани были восстановлены к середине 1920-х годов.

Время нэпа - особая страница в жизни Кубани. Оно наложило свой отпечаток на политические на­строения кубанского казачества. Нэп интересен тем, что при нем появилась реальная альтернатива проти­воборству казачества и Советской власти. В 1920-е годы были сделаны практические шаги, направлен­ные на примирение казачества с Советской властью. Принятие Земельного кодекса РСФСР и начало зем­леустроительных работ с учетом кубанской специфи­ки внесло определенное успокоение в казачью среду. В середине 1920-х годов проходил процесс своеобраз­ного «оказачивания». Несколько увеличилось коли­чество казаков в Советах Кубанского округа, стала ра­сти казачья прослойка в партийных и комсомольских организациях, увеличился прием казачьей молоде­жи в вузы, не чинилось препятствий для развития культурных и бытовых традиций казачества. Казаки на Кубани составляли костяк кавалерийских терри­ториальных формирований Красной Армии.

В последующие годы с отходом от нэпа были ут­рачены и результаты, достигнутые в казачьем вопросе. История кубанского казачества стала составной час­тью нелегкой истории российского крестьянства. Та­ковы основные направления развития экономической политики на Кубани, благодаря которой удалось под­нять разрушенное народное хозяйство области, вы­звать экономическую заинтересованность крестьян и рабочих на земле, провести ряд реформ, так необхо­димых области в то время.


19.

Коллективизация и индустриализация на Кубани.

Наличие большого ко­личества казаков среди хлеборобов осложняло кол­хозное строительство на Кубани. Как и в других зер­новых районах, коллективизация здесь проводилась поспешно и часто насильственными методами.

Если каза­ки не хотели идти в колхозы, их причисляли к враж­дебным элементам, хотя такое поведение было реак­цией на действия Советской власти, на нарушение законности.

Позиция Сталина допускала при­менение чрезвычайных мер в достижении главной цели. Группа Н. И. Бухарина выступала за более осторожные, умеренные темпы коллективизации, ис­ключающие применение чрезвычайных мер к кресть­янству.

Сплошная коллективизация зерновых районов, объяв­ленная Сталиным и поддержанная Пленумом ЦК в ноябре 1929 г., базировалась в основном на сложе­нии простого крестьянского инвентаря. Поспешность и неподготовленность, а также применение чрезвычайных мер и методов руководства способствовали усилению антиколхозных настроений.

Видя нарушения принципов добровольности, казаки и иногородние выходили из колхозов, а единоличники воздержива­лись от вступления в них.

По мере ускорения темпов коллективизации уси­ливались репрессивные меры против лиц, не поддер­живающих создание колхозов. В конце 1920 - начале 1930-х годов была проведена ликвидация кулачества как класса на основе сплошной коллективизации.

Кулацкие семьи выселялись и обосновывались на новых зем­лях.

Часть урожая осталась неубранной, не все колхозы выполнили план хлебозаготовок. Появи­лись первые признаки кризисного состояния колхо­зов. Доля изъятого государством товарного зерна в колхозах Кубани все возрастала. Применение чрез­вычайных мер во время хлебозаготовок вызвало со­противление как колхозников, так и остальных крес­тьян и казаков.

Станицы, не выполнившие план хлебозагото­вок, заносились на так называемую черную доску, что предусматривало ряд наказаний, связанных с по­ставкой продуктов.

Сильный кризис на Ку­бани разразился. На­чался голод. В Северо-Кавказском крае с июля 1932 по декабрь 1933 г. смертность составила примерно, около четырех процентов на­селения. Голод опустошил десятки станиц, но боль­шинство колхозников продолжали самоотверженно трудиться. Они надеялись на будущее.

Из положительных сторон коллективизации мож­но отметить то, что страна получила миллионы рабо­чих рук для индустрии, стали лучше использоваться сельскохозяйственные машины, были подготовлены кадры механизаторов, специалистов, а главное - со­здана тяжелая промышленность, которая оказалась такой необходимой в войне.

Основными отраслями промышленности Кубани являлись: металлообрабатывающая, маслобойная, кожевенная, мукомольная, нефтяная, цементная, де­ревообрабатывающая, табачная.

Полукустарное предприятие в Краснодаре, изготовлявшее топоры, пре­вратилось в завод «Октябрь», выпускающий запас­ные части для тракторов.

В 1921-1922 гг. начали функционировать курор­ты Черноморского побережья Кавказа. Строительство санаторно-курортных учреждений на Кубани получи­ло большой размах в годы первой пятилетки (1928-1932).


20.

Развитие образования и культуры на Кубани в 1920-1930-е гг.

Начавшаяся в 1920-е годы культурная револю­ция имела несколько задач: ликвидация культурной отсталости, и прежде всего неграмотности населения страны, обеспечение условий для развития творческих сил трудящихся, формирование социалистической интеллигенции и утверждение идеологии научного коммунизма в сознании широких масс. Развитие куль­туры с самого начала увязывалось со служением ин­тересам партии и государства, общества и лишь по­том с интересами гармоничной, всесторонне развитой личности, нового человека как продукта культурной политики.

Одним из центральных направлений политики в об­ласти культуры была работа по ликвидации негра­мотности среди населения. Со­здавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней (по срокам обучения пять лет или че­тыре года). Плата за обучение отменялась. Работа по ликвидации неграмотности началась после принятия 26 декабря 1919 г. декрета «О ликвидации неграмот­ности среди населения РСФСР». Он обязывал все на­селение страны от 8 до 50 лет обучаться грамоте на русском или родном языке. Уклоняющиеся от этого могли быть привлечены к уголовной ответственности.

Одновременно осуществлялась идея создания по­литехнической или трудовой школы. Было приня­то «Положение о единой трудовой школе».

Новая школа строилась с ориентацией на потребность государства в трудовых ресурсах. Овладеть профессией подросток мог при поступлении после четырехлетки в низшие професси­ональные школы и школы фабрично-заводского уче­ничества (ФЗУ), после семилетки - в техникум с трех­летним сроком обучения. Девятилетка же давала некоторую профессиональную выучку и подготавли­вала к поступлению в высшую школу. В целом ликвидация неграмотности и развитие школьного обуче­ния проходили успешно. Преобразования коснулись и высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экзаменов и без докумен­тов о среднем образовании. Преимуществами при по­ступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян.

Создание высшей школы стало возможным пото­му, что в период революции и Гражданской войны в Екатеринодаре оказалось много видных представите­лей отечественной науки.

Важной частью культурного строительства стала организация широкой сети библиотек, которые были бесплатными и общедоступными.

Советская власть проявила крайнюю заинтересо­ванность в искусстве. Идеологическая функция ис­кусства воспринималась как доминирующая. С пер­вых дней Советская власть на Кубани проявляла особый интерес к театральному делу, поощряла его, не теряла контроль над ним.

Рабочие и крестьяне стали основными зрителями в театрах и на концертах.

В театре для рабочих и красноар­мейцев показывали спектакли на революционные темы по пьесам

В годы нэпа дотации государства на развитие куль­туры сократились. Тридцать процентов работников искусства оказались безработными.

Учебные заведения были сняты с государственного бюджета. Не выплачивалась зарплата.

Кубанская интеллигенция со спектаклями выез­жала в село.

Большое место в своей культурной политике боль­шевики отводили антирелигиозной пропаганде. Ате­истическая доктрина превратилась в государственную политику. Постепенно церковные праздники стали вытесняться советскими.

Произошли столкновения верующих с влас­тями. Епископ был приговорен к лишению свободы на семь лет. С 1929 г. началось массированное на­ступление на все религии по всей стране, в том числе и на Кубани.

Таким образом, в 1920-е годы проявились две тен­денции в развитии культуры. С одной стороны, на ее демократизацию, с другой - на усиление партийно-государственного контроля.

 

21.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1606; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.23.203.254 (0.012 с.)