Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема7 Натурфилософская картина мира

Поиск

 

1. Учение о первоначалах мира. Фалес. Анаксимен, Анаксимандр, Пифагор.

Основатель Милетской школы – Фалес Милесский (примерно 625-547 гг. до н.э.) полагал, что началом всего существующего является вода. Все возникает из воды и обращается в воду – учил он. Нашу землю он сравнивал с островом, плавающим в океане воды. Оставил определенный след в математике и астрономии:

- предсказал солнечное затмение;

- открыл, что Луна светит не своим светом;

- нашёл способ измерения высоты пирамид по длине их тени;

- указал Полярную звезду и ряд созвездий, что послужило руково дством для мореплавания;

- ввел календарь (360 дней в году и 30х дневных 12 месяцев).

Ученик Фалеса – Анаксимен (около 585–524 гг. до н. э.)- признавал за основу всего «воздух», способный разрежаться и уплотняться. Различной степенью его разрежения и уплотнения он объяснял возникновение всех тел окружающего мира. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь – облаками, водой и землей. Движение воздуха, порождающее многообразный мир, происходит вечно.

Другой ученик Фалеса – Анаксимандр (610–546 г.г. до н.э.) пошел несколько другим путем – отказался от «стихий», первоосновой считал – «апейрон» (беспредельное, неопределенное). Анаксимандр полагал, что «апейрон» первоначально представлял из себя неопределенную туманную массу, находившуюся в постоянном круговом вращении, из которого в конце концов произошло все многообразие мира.

Анаксимандру принадлежитпервая попытка дать общекосмологическую картину мира: Земля – центр Вселенной, ее опоясывают 3 огненных кольца: солнечное, лунное и звездное. Эти кольца покрыты воздушной оболочкой, когда она разрывается – человек видит небесные светила. В отличие от Фалеса Анаксимандр утверждал, что Земля пребывает в Мировом пространстве, ни на что не опираясь – это было самое значительное достижение научной мысли милетской школы.

Особое место в науке Древней Греции занимал Пифагор (582–500 гг. до н.э.), который внёс немалый вклад для своей эпохи, в развитие математики и астрономии. Помимо известной всем «теоремы Пифагора» на счету этого античного учёного имеется и ряд других научных достижений. К их числу относятся, например, открытие того факта, что отношение диагонали и стороны квадрата не может быть выражено целым числом или дробью. Тем самым в математику было введено понятие иррациональности. Имеются упоминания о том что Пифагор придерживался мнения о шарообразности Земли и её вращении вокруг собственной оси. Вместе с тем Пифагор был геоцентристом, т.е. считал Землю центром Вселенной.

«Самое мудрое в мире - число» - учил он. Мир состоит из пяти элементов (земля,огонь,воздух,вода и эфир). Пифагор увязал их с пятью видами правильных многогранников с тем или иным числом граней. Земля состоит из частиц кубической формы, огонь из частиц, имеющих форму четырехгранной пирамиды (тетраэдр), воздух – октаэдр, вода – из двадцатигранников (икосаэдров), а эфир – двенадцатигранников (додекаэдров). Ученики и последователи Пифагора (пифагорейцы) рассматривали всю Вселенную, как гармонию чисел и их отношений, приписывали определенным числам особые, мистические свойства, полагая что, владея всеми вещами, числа могут определить и духовные, в частности, нравственные качества.

 

2. Атомистика Демокрита

 

Атомизм – натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц —атомов. Возникла в древнегреческой философии. Дальнейшее развитие получила в философии и науке Средних веков и Нового времени.

Термин атомизм употребляется в двух смыслах. В широком смысле атомизмом называется любое учение об атомах, в узком — древнегреческая философская школа V—IV веков до н. э., учение которой является самой ранней исторической формой атомизма. В обоих случаях употребляется также термин атоми́стика. Терминатомисти́ческий материали́зм является более узким, так как некоторые сторонники учения об атомах считали атомы идеальными.

Атомизм был создан представителями досократического периода развития древнегреческой философии Левкиппом и его учеником Демокритом Абдерским. Согласно их учению, существуют только атомы и пустота. Атомы — мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов.

Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит «раздробляет» единое бытиеПарменида на множество отдельных «бытий»-атомов, мысля их как материальные, телесные частицы.

Противники атомизма Демокрита утверждали, что материя делится до бесконечности.

Сторонником атомизма был Платон, который считал, что атомы имеют форму идеальных Платоновских тел (правильных многогранников).

Эпикур, основатель эпикуреизма, воспринял от атомистов учение об атомах. Мысль об атомистическом строении мира развивается Эпикуром в письмах к Геродоту и Пифоклу.

В поэме древнеримского эпикурейца Лукреция «О природе вещей» атомы характеризуются как телесные («тельца» — корпускулы) и состоящие из материи.

 

 

3. Учение Аристотеля

 

Непосредственным предшественником философии Аристотеля было учение Платона, однако их сразу разделило важнейшее теоретическое отличие. По системе Платона, общие понятия нашего сознания (идеи) имеют самостоятельно существование вне призрачного мира материальных вещей. По Аристотелю же, идеи неотделимы от вещей и имеют свое бытие в них. Аристотель полагает, что идея и реальное явление существуют не отдельно друг от друга, а в неразрывном сочетании. Идея – только форма, дающая материи смысл.

Согласно философии Платона, источник истинного знания – в воспоминаниях о мире идей, который душа созерцала до своего «телесного рождения». Но Аристотель считает, что никакого особого мира идей нет, и в начале жизни душа подобна чистой вощёной дощечке для письма (tabula rasa), на которой ещё ничего не начертано. Затем она постепенно заполняется «отпечатками», приобретаемыми из опыта. Аристотель, в отличие от Платона, убеждён, что мир явлений не есть «ложный призрак», а обладает подлинной реальностью и содержит в себе истину. Получая от него простые чувственные впечатления, душа при помощи индукции переходит к более сложным общим понятиям.

Аристотель создал учение о категориях. Оно основывалось на платоновской теории идей и мысли о разнокачественных идеях.Аристотель различал, прежде всего, две категории: сущности и качества. Так, поАристотелю, идея добра и само добро соотносятся как сущность и качество. Сущность существует сама по себе, а не в чем-то другом. Качество (и количество) всегда соответствует какой-либо сущности, а не существует само по себе. Сущность — это подлежащее, а качество сказуемое. «Добро», например, это категория качества, т. к. существует не само по себе, но как чье-то свойство (добрые люди, добрые поступки). «Краснота» — тоже категория качества, т. к. не может существовать сама по себе, а только как свойство (красные вещи).

Категории Аристотеля «сущность» и «качество» (или «принадлежность») при переводе на латинский язык обозначились терминами «субстанция» и «акциденция» (они и сейчас используются в философском языке).
2. Учение о материи и форме Аристотеля означало учение о двух началах каждой вещи. Аристотель первый из философов ввел понятие материи, для чего использовал обыденный язык и понятие «материал» (например, лес, строительный материал). Форма у Аристотеля — это не облик предмета, а деятельное начало, заставляющее материю сделаться определенной вещью. Таким образом, основной, деятельной, категорией для Аристотеля была форма, а не материя. Форма — первична, материя — вторична. Впоследствии именно эта точка зрения легла в основу теологии, религиозного формализма и схоластики.
3.Проблеме материи и формы посвящено его произведение «Метафизика«. Метафизикой Аристотель называл собственно философию (или «первую философию»). С IV в. до н.э. так стали называть философию. Что значит «первая философия», и есть ли, по Аристотелю, другие философии? Первая философия, по Аристотелю, и есть, собственно философия. Это учение о высших, т. е. о самых общих, причинах или началах бытия. Другие науки, или «другие философии», в отличие от ее, изучают только частные причины или начала. Философия — это теоретическая наука, изучающая именно бытие, а не деятельность. Первая философия, по Аристотелю, изучает бытие вообще, а «вторые философии» (например, физика или математика) изучают лишь отдельные стороны бытия.
4. Изучение бытия возможно лишь с помощью логики, считал Аристотель. Логику он назвал «органической” наукой». Она есть орудие («органон») для изучения бытия (впоследствии ученики Аристотеля назвали эту часть его учения «Органоном»). Логика, по Аристотелю, имеет методологическое значение для познания. Она помогает отделить общее от частного, истину от ложного знания. Метод выведения общего, с помощью которого можно затем объяснить единичные факторы, Аристотель назвал индукцией (выведение общего из частного). Метод доказательств из силлогизмов, т. е. из общих выводов — получение производных суждений, частных, он назвал дедукцией.

5. Важнейшее учение Аристотеля — о душе человека. На нем основана аристотелевская этика. Главное преимущество человека — его разум, которого нет у животного. Разум есть способность мыслить общее (т. е. способность познать общие начала и на основе этого знания объяснять частное, единичное). На этом основано наличие речи у человека (именно в речи проявляется мысль об общем) и отсутствие ее у животного. Далее, у человека есть наука (т. е. знание общих начал), и ее нет у животного. Разум обусловливает действие человека, формирует его волю. Воля складывается из стремлений и предполагает готовность человека к нравственному выбору (который в свою очередь основан на знании общего).
Особый смысл Аристотель придавал разуму, он считал его извне привнесенным в животную душу и развившим последнюю. По Аристотелю, в душе человека есть как бы две совершенно различные части: животная и разум. Разум — нечто чуждое индивидуальному, это нечто общее, неизменяемое и вечное. Разум у всех один, он чужд индивидуальных различий. Он не связан с телесными процессами, а потому душа бессмертна только в своей разумной части.

Основные сочинения Аристотеля: «Физика», «Метафизика», «О душе», «Никомахова этика», «Политика», «Поэтика». Аристотель, как известно, был учителем Александра Македонскогоа впоследствии, в Афинах, основал свою школу, которая по многообразию изучаемых проблем опередила Платонову Академию. Философская школа Аристотеля получила название «Лицей» (по греч. “Ликей”), т. к. находилась близ храма Аполлона Лицейского (гр. ликейон — название рощи при храме). Лицей Аристотеля (который был вместе с Академией Платона как бы вторым афинским университетом) продолжал работать едва ли не до IV в. н.э.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.167.58 (0.009 с.)