Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
В. фон Гумбольдт как переводчик
В. фон Гумбольдт считал, что создать полноценный перевод, сохранив все особенности стиля и языка переводимого автора, задача не выполнимая. Это его мнение базируется на его философском понимании языка. Гумбольдт подчеркивал своеобразие каждого национального языка и говорил о том, что проникнуть в тайны чужого языка практически невозможно. По свидетельству современников, Гумбольдт владел двумя десятками языков и очень много занимался переводческой деятельностью. Гумбольдт говорил, что занятие переводом – это «переводческое бешенство», страсть, противостоять которой он не в силах. Следует отметить, что отношение к сути перевода у Гумбольдта с возрастом изменилось. В начале своей переводческой деятельности Гумбольдт старался в переводе придать переводимому тексту поэтичность. Это происходило, наверное, по двум причинам: во-первых, Гумбольдт сам был поэтом, во-вторых, на него сильное влияние оказал немецкий романтизм и дружба с романтиками братьями Шлегелями. В зрелом возрасте Гумбольдт понимает и принимает позицию, согласно которой полностью проникнуть в языковую картину мира переводимого автора нельзя. В 1816 году Гумбольдт перевел на немецкий трагедию Эсхила «Агамемнон». Издание этого перевода знаменательно тем, что в предисловии к переводу Гумбольдт изложил свои взгляды на процесс перевода и свои теоретические принципы перевода. Так, Гумбольдт считает основным требованием в переводе чужеязычного текста требование верности, согласно которому переведенный текст должен соответствовать по содержанию оригинальному. Второе: Гумбольдт считает, что переводчик должен любить переводимого автора, испытывать любовь к переводимому тексту. Третье: Гумбольдт активно выступал против разного рода украшательствам оригинала текста в переводе. Четвертое: Гумбольдт выступает за сохранение колорита языка, колорита самого художественного оригинального текста. Он считал, что читатель должен чувствовать чужую культуру.
Билет 8.
Перевод в Древней Греции
История Древней Греции самобытна, разнообразна, удивительна, загадочна. Историки и литературоведы и сейчас, изучая литературу Древней Греции, пытаются объяснить, почему греческая культура и греческая литература не испытали влияния чужих культур и литератур. Пока объяснение одно: греки считали, что существует только один язык – греческий, а люди, говорящие на других языках – это просто люди, не умеющие вовсе говорить, а потому находящиеся на низшей стадии своего развития. Многими историками нежелание греков признавать чужие языки и чужие культуры объявляется высокомерием греческой нации. Но как бы не оценивалась, какими бы словами с отрицательными коннотациями не называлась греческая цивилизация, она дала миру до сих пор непревзойденные шедевры живописи, архитектуры, скульптуры, литературы. Греческая литература развивалась отдельно, не касаясь литератур соседствующих стран. Перевод был не нужен. Поэтому в 5-4 веках до н.э. – период расцвета античной литературы услуги переводчиков литературе не понадобились. Следует указать на то, что древние греки воспринимали миф как реальность. В мировосприятии древнего грека боги Олимпа – это реальные люди, как он сам и его современники. Древний грек считал, что все деяния богов так же реальны, как реальна сама жизнь. Древние греки воспитывались на мифах, передаваемых из поколения в поколение. А письменные переложения мифов оценивались как авторское искусство. Поэтому и существуют одни и те же мифы в творчестве Эсхила, Софокла, Еврипида. Оценивалось мастерство литератора, изложившего тот или иной всем известный миф. И древних греков не удивляло разнообразие текстового оформления одного и того же сюжета. Но нельзя говорить, что перевода в Греции не было вовсе. Услугами переводчиков пользовались другие сферы деятельности: торговля, в том числе и работорговля, военное дело, дипломатия, миграция. Особенность перевода в Античной Греции состоит в том, что переводчиками были представители других народов, не греки, а люди, научившиеся говорить по-гречески. Усилиями Александра Македонского территория Греции выросла до огромных размеров. На завоеванных землях утверждался греческий язык, устанавливалось так называемое двуязычие. Культура и литература, получившая свое развитие в греческих колониях, стала называться эллинской, от слова «Эллада», «эллин». Древняя Греческая империя, а затем Великая Римская империя занимала огромнейшую территорию вокруг Средиземного моря. Греческий язык постепенно стал языком международным, классическим, образцовым. И поэтому не удивительно, что представители чужих народов изучали греческий язык, чтобы быть цивилизованными, образованными, культурными. На греческий язык в 3-2 веках до н.э. был переведен Ветхий Завет, поскольку древние иудеи, порабощенные греками, стали пользоваться по преимуществу греческим языком и стали обучать грамоте своих детей на греческом языке. По той же причине (царствование греческого языка) были переведены и некоторые египетские памятники литературы. Итак, перевод в Древней Греции имел свои особенности, к числу которых следует отнести: 1. Переводчиками преимущественно были представители других народов. 2. Преимуществом пользовался перевод, имеющий чисто практическую направленность. Если сказать современными словами, то преимущественным являлся информационно-коммуникативный перевод. 3. К сферам, которые пользовались услугами перевода, следует отнести военное дело, торговлю, дипломатию, делопроизводство, наместничество. 4. Переводы осуществлялись в одностороннем порядке: с чужого языка на греческий. 5. По-видимому, были попытки художественного перевода, но они, кроме Ветхого Завета, не сохранились.
Иоганн Вольфганг Гете как переводчик
Иоганн Вольфганг Гете – немецкий писатель, поэт-романтик, переводчик, теоретик перевода, один из самых ярких представителей немецкого романтизма. К самым важным мыслям Гете по отношению к процессу перевода следует отнести: 1. Гете считает, что переводить надо так, чтобы приблизить иностранного автора к читателю. Следовательно, Гете допускает изменения текста в пользу читателя. Эти мысли высказаны Гете по поводу переводов, созданных Виландом. 2. Позднее Гете (анализируя перевода восточной поэзии, в которых в переводе практически исчез национальный колорит) выступает за сохранение особенностей языка текста и формы оригинального текста. То есть, Гете выступает против любых изменений, привносимых в перевод. 3. Большое значение Гете придает переводу-подстрочнику, считая, что именно в таком переводе сохраняется национальный колорит, национальное своеобразие автора, происходит сближение читателя с чужеязычной культурой. 4. Гете подчеркивает важность переводческой деятельности. Известным и крылатым стало его изречение: «Коран гласит: «Бог дал каждому народу пророка, вещающего на его собственном языке». Так и каждый переводчик пророк в своем народе». 5. Гете считает, что каждый переводчик должен осознать свою миссию – быть посредником в духовном товарообмене. 6. Гете считает, что самыми лучшими переводчиками являются немецкие переводчики в силу своего немецкого национального характера, уважающего чужой труд.
Билет 9.
Перевод и Античная культура
Терминами «античность», «античная культура», «античная цивилизация» называют явление, связанное с существованием в многообразии своих отношений двух государств: Древнего Рима и Древней Греции (Эллада). Поскольку для Европы история именно этих государств имела роковое значение, именно поэтому в европейской истории она названа античной (или древней). Античная культура – уникальное явление, давшее человечеству общекультурные ценности во всех областях духовной и материальной деятельности. Культура Древней Греции оставила в наследство искусство высокой классики, заложила основы европейской цивилизации. Культура Древнего Рима, продолжив традиции Греции, оставила образцы для подражания в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Античная цивилизация была разрушена варварскими племенами, начиная с V века. Но полностью уничтожить античные ценности варварам не удалось. Мировая история свидетельствует о том, что шедевры античного искусства многие века служат образцом для подражания во всех видах человеческой деятельности: изобразительное искусство, музыка, поэзия, литература как художественная, так и философская, ораторская, юридическая, хроники (или историческая литература), медицинская.
|