Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие № 6. Имя существительное, нормы его употребления.

Поиск

 

ПЛАН

1. Теоретическая часть.

1.1. Трудные случаи употребления имён существительных. Род имён существительных.

1.2. Склонение имён существительных, варианты падежных форм.

1.3. Имя собственное и нормы его употребления.

2. Практические задания.

2.1.Определите род следующих существительных:

Артист, братишка внук, волк, девочки, дедушка, доярка, жена, женщина, заяц, львица, медведь, орел, тигр, тракторист, учительница, художник.

2.2. Определите род несклоняемых существительных иноязычного происхождения, составьте с ними предложения.

Авеню, бигуди, галифе, Гоби, Дели, Замбези, кенгуру, коммюнике, конферансье, кофе, купе, леди, меню, Миссисипи, реле, сабо, салями, танго, филе, фойе, фрау, шимпанзе, эскимо.

2.3. От данных существительных образуйте формы именительного падежа множественного числа:

Абзац, альпинист, баян, богатырь, волжанин, двор, директор, импульс, карандаш, комбикорм, корпус, кубик, мех, орден, парус, плащ, победитель, поэт, пояс, пропуск, пустяк, римлянин, сорт, суп, тон, трубач, фильм, цех, шарф, шифр.

2.4.Выполните упражнения:

1. Вместо точек вставьте окончания и мотивируйте свой выбор.

Прохожий купил в киоске пачку табак… и зажигалку. В компот положили много изюм…и чернослив… Хозяйка протянула гостю чашку горячего ча... Больной принял таблетку валидол… и выпил ложку бром… Столько этого крик... и визг… было, что барабанные перепонки чуть не лопнули. Всадники быстро промчались и скрылись из вид…Отбо…нет от разных заманчивых предложений. Иные судят обе всем с

наскок... Возьмите на складе побольше цемент… и немного алебастр… Трудно даже представить себе, сколько доход... получил в этом году наш завод. Во все фруктовые магазины привезли превосходного виноград… Уступите ему смех…ради. К обеду хотите щей или борщ…? Эх, хорошо бы поддать, пар…! За ночь навалило снег…, так что не пройти от дома к калитке.

 

2. Раскройте скобки, ставя существительные в нужном падеже. Объясните особенности образования падежных форм.

1. На прохожих сиротливо глядели несколько подслеповатых(окошко). 2.Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских (мандарин), вьетнамских (банан), африканских (апельсин) доставляют в промышленные центры в специальных рефрижераторных поездах. 3. Для своей работы кочегар располагает целым набором больших и малых (кочерга). 4. Из свежих (опёнок) молодая хозяйка приготовила к обеду второе блюдо. 5. Уже не разогнуть старику согбенных годами (плечо). 6. На фестивале молодежи и студентов можно было видеть национальные одежды (таджик, киргиз, якут, узбек, монгол, мордвин, осетин, башкир, бурят, туркмен). 7. Миша обнаружил, что у него кончился запас (лезвие) для бритвы. 8. Из всех (кушанье) больше всего понравились гостям пироги с зеленым луком. 9.В универмаге был богатый ассортимент изящных (туфля), узорных (чулок), безразмерных (носок), модных дамских (сапог). 10. Пищей для болотных (цапля) служат лягушки, водяные черви, пиявки. 11. В общежитие поступили комплекты новых (наволочка, простыня, одеяло). 12. Из открытых детских (ясли) слышались веселые голоса. 13. Хозяевами многих (дупло) стали дикие пчелы и осы. 14. Пора летних (сумерки) в лесу — желанное время для охотника.

 

2.5.Раскройте скобки, употребив нужную форму выделенного имени (отчества) и фамилии. Свой ответ мотивируйте.

1. Наталья не любила произведения (Эрих-Мария Ремарк). 2. Мне очень нравились фильмы с (Фани Ардан). 3. Ответ на этот вопрос вы найдете в пособии (Дитмар Эльяшевич Розенталь). 4. После матча Игорю удалось взять автограф у самого (Александр Буре). 5. На занятии мы долго спорили о концепции (Александр Владимирович Бондарко). 6. Этот подход был разработан (Чарльз Дарвин). 7. На кинофестивале я познакомился с (Мишель Пфайфер). 8. Эту пантомиму уже показывали по НТВ в исполнении (Марсель Марсо). 9. Эта роль была блестяще сыграна (Питер Устинов). 10. Мы прочитали новое эссе об (Эрнст Теодор Амадей Гофман). 11. У (Этель Лилиан Войнич) только три законченных романа. 12. Он состоял в охране при (Катрин Денёв). 13. Константин купил книгу (Анна Луиза Жермена де Сталь). 14. После просмотра фильма мы очень долго говорили об (Изабель Арджани). 15. В молодости он снимался с (Чарльз Чаплин). 16. Об этом ты ожешь прочесть у (Марсель Пруст). 17. Это пособие составлено (Валентина Даниловна Черняк). 18. Эта композиция была написана (Д ордж Гершвин) в 20-е годы. 19. У (Остап Сулеиман Берта Мария ендер-бей) было много способов раздобыть деньги. 20. Режиссер уже олучил от (Николъ Кидман) согласие на участие в съемках. 21. Сценарий к «Дерсу Узала» Ю. Нагибин писал совместно с (Акира Куросава).

 

Выполните упражнения:

1. Подберите прилагательные и составьте словосочетания со следующими географическими названиями.

Баку, Титикака, Кале, Канны, Перу, Эри, Сухуми, Миссисипи, Онтарио, Токио, Колорадо, Килиманджаро, Огайо, Рио-де-Жанейро, Ориноко, Афины, Чили, Сочи, Хонсю, Алазани, Алатау.

 

  1. От следующих названий городов образуйте нарицательные существительные со значением «житель (жительница, жители) данного города». Там, где это возможно, дайте варианты.

Образец: Москва: москвич

москвичка

москвичи

 

Курск: Петербург:

Брянск: Смоленск:

Омск: Новгород:

Чернигов: Черновцы:

Псков: Кемерово:

Ярославль: Тверь:

 

3. Раскройте скобки, поставив выделенный глагол в форму прошедшего времени.

1. «Двенадцать стульев» М. Захарова (возродить) интерес к творчеству И. Ильфа и Е. Петрова. 2.«Аргументы и факты» (писать) об этом еще на прошлой неделе. 3. «Джентльмены удачи» сразу же (завоевать) зрительские симпатии. 4. «Чапаев и пустота» (принести) автору шумный успех. 5. «Как закалялась сталь» долгое время (быть) культовой книгой. 6. «8 1/2» (стать) визитной карточкой Ф. Феллини. 7. «Вечерний Петербург» (рассказывать) о прошедшем фестивале в предпоследнем номере.

4. Раскройте скобки, поставив существительное (иногда — прилагательное и существительное) в нужную форму. Там, где это возможно, дайте варианты.

1. Грянул хор, и Тимофей пустился отплясывать («Камаринский»).2. Клад сдал государству, а на вырученные деньги купил (новый; «Москвич»), последнюю модель. 3. В этом сезоне режиссер нашего театра решил поставить («Разбойники») Ф. Шиллера. 4. В заключение певец исполнил (знаменитый, «Коробейники»). 5. На нашей свалке вы можете найти даже (старый; «Запорожец»). 6. Я прочел («Донна Флор и ее два мужа») Ж. Амаду. 7. Там, за околицей, и подбили (фашистский; «Тигр»),

 

Занятие № 7. Имя прилагательное, нормы его употребления.

 

ПЛАН

Теоретическая часть.

1.1. Качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные.

1.2. Образование и употребление форм степеней сравнения.

1.3. Употребление кратких форм прилагательных.

1.4. Употребление полных форм имён прилагательных.

2. Практические задания.

2.1. Выполните следующие упражнения:

1. В следующих предложениях найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Дайте аргументацию и предложите правильный вариант.

1. Третий рассказ показался ему наиболее смешней. 2. Моя работа оказалась наихудшайшей из всех. 3.Отношение к людям должно быть мягше, а взгляд на жизнь — ширше. 4. Вчера ты был менее весел. 5. Мой дядя — прелучшайший и предобрейший человек на свете. 6. Этот костюм мне менее велик, чем тот. 7. Алена гораздо красивше Татьяны. 8. Такой зонт более женский, чем мужской. 9. Надо вести себя скромнейше и простое. 10. Он из нас был самый честнейший. 11. Первее всего нужно доделать то, что мы начали.

 

2. От следующих прилагательных образуйте все возможные формы степеней сравнения. Подберите к ним синонимические выражения. Составьте словосочетания с образованными формами.

Глубокий, дальний, живой, хороший, гордый, здоровый, глазастый, плохой, хромой, молодой, спорный, мокрый, близкий, полосатый, маленький, чуждый, холостой, сухой, грубый, веселый, захудалый.

 

3. От данных прилагательных образуйте краткие формы. Определите, в каких случаях образование таких

форм невозможно и назовите факторы, накладывающие ограничение на образование таких форм.

Бурый, родственный, большой, бледно-розовый, древний, вороной, добрососедский, искренний, светлый, соленый, облезлый, гнедой, безмолвный, фисташковый, примирительный, благонамеренный, сине-зеленый, отсталый, маленький, геройский, чистейший.

 

4. Определите смысловые и стилистические различия между краткими и полными формами следующих

прилагательных. Составьте словосочетания, иллюстрирующие эти различия.

Грамотен — грамотный, велик — великий, должен — должный, глух — глухой, дорог — дорогой, благодарен — благодарный, свободный — свободен, обязан — обязанный, готов — готовый, широкий-широк, больной — болен, зелен — зеленый, виноват — виноватый.

 

5. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм. Определите, в каких случаях допустимо использование а) только краткой формы, б) только полной формы, в) обеих форм. Свой выбор мотивируйте.

1. Я (сыт / сытый). 2. Сегодня он (сердит / сердитый). 3. Профессор (доволен / довольный) успехами студентов. 4. Больной еще (слаб /слабый). 5. Вода в реке была (темна / темная) и (холодна / холодная). 6. Константин Сергеевич очень (умен / умный). 7. Эти многоугольники (симметричны / симметричные). 8. Он слишком (застенчив / застенчивый). 9. Эти ошибки легко (исправимы / исправимые). 10. Эта река слишком (мелководна / мелководная) для судоходства. 11. Кто (бодр / бодрый) душой, тот всегда (весел / веселый) и (здоров / здоровый). 12. Мясо уже почти (готово / готовое). 13. Стены в этой крепости (высоки / высокие).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.166.193 (0.011 с.)