Узлы для связывания веревок и петель 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Узлы для связывания веревок и петель



Двойной ткацкий (рис. 36а). Используется для связывания веревок как одинаковой, так и разной толщины, и вязания веревочных петель. Имеет наибольшую прочность – до 56% – из всех узлов для связывания веревки.

Рис. 36. а – двойной ткацкий узел; б – встречная восьмерка; в – встречный проводник; г – ленточный узел

Встречная восьмерка (рис. 36б). Используется для связывания веревок только одинаковой толщины и вязания веревочных петель. Прочность – до 47 %.

Встречный проводник. Ленточный узел (рис. 36 в, г). Применяется для вязания петель из веревки диаметром 9 мм и более и петель из стропы. Петли из ленты вяжутся только этим узлом, отчего он и называется ленточным.

Узлы специального назначения

Самозатягивающиеся узлы. Применяются обычно в аварийной ситуации, когда какой–либо из самохватов сломался, потерся или не закусывает грязную веревку. Их прочность близка к объявленной прочности веревки, из которой они сделаны, потому что, как известно, здесь работает двойная веревка (см. п.6.1). Это позволяет с достаточной безопасностью использовать шнуры диаметром 5 и 6 мм.

Из известных 18 видов самозатягивающихся узлов подходят для использования в технике одной веревки только четыре: классический самозатягивающийся узел "прусик", перекрестный самозатягивающийся узел, его карабинная разновидность "арб" и карабинный узел "бахман" (рис. 37). При необходимости число витков во всех узлах можно увеличить.

Рис. 37. Самозягивающиеся узлы: а – пруссик; б – перекрестный; в – арб; г – бахман

Амортизирующие узлы вяжутся на веревке, соединяющей дополнительное крепление с основным при его дублировании, и используются в случае, если при разрушении основного крепления динамическая нагрузка на дополнительное неизбежна. Их применение особенно необходимо как при работе с веревкой d 9 мм, так и с более толстой, но с явными признаками износа. Амортизирующими являются узлы " бабочка " (рис. 34) и проводник (рис. 38).

Рис. 38. Проводник

Импровизированные приспособления для транспортировки груза и спасательных работ: тормозящий узел (рис. 39).

Рис. 39. Тормозящий узел

За счет трения в его витках регулируется движение нагруженной веревки при спуске. Используется для спуска в колодец пострадавшего или тяжелого груза – узел "реми" (рис. 40).

Рис. 40. Узел реми

Установкой второго карабина в витки тормозящего узла последний превращается в автоблокировочный узел " реми ". При нехватке самохватов с его помощью можно сделать блок-тормоз для подъема груза или человека.

Узел " маринер " (рис. 41) применяется для устройства оттяжки с петлей и блоком при извлечении пострадавшего или тяжелого груза. Узел "маринер" дает возможность при необходимости развязать и снять петлю, когда отклоняемая веревка нагружена.

Рис. 41. Узел маринер

Вспомогательные узлы

Рис. 42. Вспомогательные узлы: а – стремя; б – якорная петля

Стремя (рис. 42а). Имеет ограниченное применение в технике одной веревки. Используется для связывания педали с карабином ведущего самохвата (рис. 47), а также если приходится делать дополнительное промежуточное крепление в уже провешенном колодце, если слабины веревки не хватает для завязывания девятки или восьмерки.

Якорная петля (рис. 42б). Применяется для привязывания петли восьмерки или девятки к "рингам", а также петли к отклоняющему креплению, когда можно обойтись без карабина.

Запомните:

– при завязывании узла на конце веревки, как и при связывании двух веревок или веревочных петель независимо от назначения узла длина остающегося свободного конца веревки не должна быть меньше 5 см;

– одинарный булинь, независимо от того, сделан ли он из одинарной или сдвоенной веревки, обязательно страхуется дополнительным контрольным узлом;

– для самозатягивающихся узлов используется более тонкая веревка, чем та, вокруг которой их завязывают.

Приспособления из веревки

Веревочные петли

Используются для устройства крепления на естественных опорах, как отклонители веревки в колодце, при спасательных и других работах. Петли связывают двойным ткацким узлом или встречной восьмеркой из веревки толщиной 7 и 8 мм и встречным проводником из веревки толщиной свыше 9 мм.

Несмотря на наличие узла, практическая прочность веревки, связанной в петлю, почти не меняется и остается близкой по значению к прочности, объявленной производителем. Например, вспомогательная веревка толщиной 7 мм, имеющая объявленную прочность 1170 кгс, связанная в петлю, рвется при 1150 кгс. Если петля сдвоена (рис. 43–4), практическая прочность возрастает до 2850 кгс, потому что в петле веревка работает соответственно вдвое и вчетверо.

Это, однако, верно только при условии, что плечи петли параллельны одно другому (рис. 43–1). Чем больше угол между ними, тем меньше прочность петли. При угле 30 градусов натяжение в каждом плече увеличивается на 3%, а при 60 градусах – уже на 15% (рис. 43–2,3). Поэтому при использовании петель надо соблюдать то же условие, что и при устройстве V–образного крепления, т.е. не допускать угла между плечами петли свыше 90 градусов. Это легко достигается использованием петель различной длины. Если естественная опора, на которую навешивается петля, более массивна, угол между плечами петли уменьшится, если увеличить длину плеч (рис. 43–5). Кроме того, более длинная петля всегда имеет лучшие амортизационные свойства, что немаловажно для надежности крепления.

Способы правильного использования петель показаны на рис. 43 – 1, 4, 5, 7, 10, 11.

Рис. 43. Веревочные петли: 1 – одиночная; 4 – сдвоенная; 6, 8, 9, 12

– неправильное использование; 1, 2, 3, 4, 5, 7, 10 – правильное использование; 11 – соединение петель

Страховочный конец

Страховочный "ус" – один из важнейших и специфичных для техники одной веревки приспособлений для самостраховки спелеолога за перила, при перестежке через промежуточные крепления и узлы веревки во время спуска и подъема, при устройстве навески, спасательных работах и т.д. (рис. 44).

Рис. 44. Страховочный ремень

Для его изготовления используется только динамическая веревка толщиной не менее 9 мм. Использование веревки диаметром меньше 9 мм, как и разных видов синтетических лент или статической веревки недопустимо! Исследования комиссии по изучению материалов и снаряжения при французской федерации спелеологии (Курби (1)) недвусмысленно подтверждает это (табл. 11).

На двух концах динамической веревки диаметром 9 или 11 мм и длиной 1.5 м делают по короткой петле. Петли вяжут узлом "девятка" для 9–мм и "восьмерка" для 11–мм веревки. В одну из них вставляют дюралюминиевый карабин, который должен быть асимметричным и без муфты для легкого манипулирования при перестежке через промежуточные крепления. Другая петля страховочного конца встегивается в треугольный карабин "мэйон рапид" ("Maillon rapide", MR) нижней обвязки.

После того, как узлы страховочного конца затянуты, его длина не должна превышать 50 см. В противном случае у спелеолога всегда будут возникать проблемы при зависании (рис. 45а) и особенно при перестежке через промежуточные крепления, если навеску делал спелеолог с "усом" нормальной длины. Слабина на перестежке для него всегда будет недостаточной для выстегивания спускового устройства. Чтобы сделать это, каждый раз придется прибегать к помощи педали и ведущего самохвата.

Рис. 45. Страховочный ремень: а – неправильно отрегулированный; б – двойной

Страховочный конец можно сделать и двойным. Для этой цели используют более длинную веревку около 2.7 м при диаметре 11 мм. После того, как на двух ее концах будут завязаны необходимые узлы, веревка сдваивается узлом "восьмерка" (или "девятка" для диаметра 9 мм), в результате чего получается третий узел (рис. 45б). При этом один конец должен иметь длину 50 см, а другой – не более 75 см, включая карабины. Страховочный конец встегивают в треугольный карабин MR нижней обвязки петлей сдвоенного конца.

Короткий "ус" конца служит для самостраховки спелеолога за крепления, а длинный – при страховке за перила в комбинации с коротким, при перестежке с перил на веревку в колодце или обратно и других маневрах.

Кусок веревки, из которой будут делать страховочный конец, предварительно погружают на одни сутки в воду, чтобы потом она не укорачивалась при намокании. До конца срока использования ремня его узлы не развязываются даже при стирке.

Страховочный конец тем более надежен, чем больше значение Н0 имеет веревка, из которой он связан. Из рис. 46 видно, что ПДН2 всегда будет меньше ПДН1, или Н02 больше Н01.

Рис. 46. Зависимость ПДН на страховочный ремень от предела H0: 1 – веревка с меньшим пределом H0; 2 – веревка с большим пределом H0

Если конец новый и сделан из 11 мм динамической веревки, даже при рывке с фактором 2 падающий не почувствует особенно сильного удара. Пиковая динамическая нагрузка остается в пределах допустимого, так как длина конца по определению меньше значения Н0. Тем не менее, сильных и особенно излишних нагрузок на него надо избегать. Как рывки, так и неаккуратные зависания на нем неблагоприятно воздействуют на веревку ничтожной длины, из которой он сделан. В процессе эксплуатации она постепенно исчерпывает свои эластические способности. Даже после десятка более медленных опусканий на страховочный конец пиковая динамическая нагрузка может значительно увеличиться. Поэтому и при нормальном статическом применении страховочного конца всегда следует работать внимательно, чтобы не подвергать его излишним нагрузкам.

Запомните:

– страховочный конец делается только из новой динамической веревки диаметром минимум 9 мм и каждый год сменяется новым, даже если ее внешний вид все еще отличный;

– если страховочный конец сделан из веревки диаметром 9 мм, ни в коем случае нельзя допускать падения на него с фактором, больше 1.

Педаль

Стремя, с помощью которого осуществляется подъем в колодце, и устройство для страховки спелеолога через ведущий зажим обычно делают из одного куска веревки. Получается приспособление, которое называется педалью (рис.47).

Рис. 47. Педаль

Для изготовления ее используется динамическая веревка диаметром 9 мм и длиной около 3 м. На одном конце одиночным булинем или проводником делается большая петля для двух ног, а на другом – очень короткая петля "восьмеркой". Через узел "стремя", завязанный на карабине ведущего зажима, фиксируется необходимая длина страховочного конца и стремени.

Длина стремени подбирается такой, что, когда обе ноги вставлены в него и вытянуты, ведущий зажим находится не более чем в 2–3 см от грудного. Длина страховочного конца подбирается при попытке сменить направление движения с подъема на спуск. После того как спусковое устройство встегнуто в веревку и блокировано и спелеолог, отстегивая грудной зажим, переносит на него вес тела, он не должен зависнуть на страховочном конце. Длина страховки должна быть достаточна для легкого снятия ведущего зажима с веревки, но не более, чем это необходимо.

Педаль можно сделать из двух отдельных кусков веревки. И в этом случае страховочный конец делается из динамической веревки диаметром 9 мм, в то время как для стремени можно использовать вспомогательную статическую веревку диаметром 7 или 8 мм.

Запомните:

– страховочный конец педали встегивается или прямо в треугольный карабин MR нижней обвязки, или в страховочный пояс креста овальным карабином MR диаметром 7 мм. Обычный карабин, с муфтой или без нее, желательно не использовать для этой цели.

Уход за веревкой

Из всего снаряжения для работы на колодцах больше всего постоянной заботы требует веревка. Небрежности в обращении с ней допускать нельзя – за это приходится дорого расплачиваться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1024; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.65.189 (0.08 с.)