Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виде лепестков розы. Если поместить в центре крест, то получим

Поиск

Найджел Пенник

Магические алфавиты

 

Рис. 1. "Буквенные деревья": еврейское имя Бога, буддийская мантра Хум
и древо связи рун из скандинавской традиции.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Проницательный глаз всегда находил в символе более или менее ясное откровение Богоподобия. Елена Блаватская

Тайны и секреты алфавитов: что нового может поведать нам этот предмет о мире, в котором мы живем, и о нас самих? Очень и очень немного — как может показаться с первого, поверхностного взгляда. Но, вглядевшись поглубже, любой из вас поймет, что это не так. Алфавиты — одно из самых изощренных средств, при помощи которых человечес­тво пытается глубоко осмыслить этот мир и наше место в нем. Правильно составленный алфавит — а все древние алфавиты, несомненно, таковы, — метафоричен по своей природе. Язык сам по себе есть метафора, поскольку он представляет пред­меты и понятия, но при этом сам не является этими предме­тами или понятиями.

Сама сущность языка метафорична. Мы обычно различа­ем вещи, сравнивая их: множество тому примеров можно найти в нашем элементарном описании окружающего мира. На вопрос "Что это такое?" мы всегда готовы ответить сравнением: мы говорим, что это похоже на нечто другое; что существует какая-то другая вещь, реальная или воображаемая, которая каким-то образом напоминает данную вещь. Для описываемой вещи, объекта или качества мы подыскиваем нечто характерное, что укладывается в рамки привычных человеческих понятий. Увидеть этот процесс в действии мож­но на примере человеческого тела. Вспомните: тело может быть физическим, космическим, геометрическим, а иногда мы говорим даже о теле плотины или о плодовом теле гриба! Мы говорим: голова человека, голова процессии, глава книги, голова поезда и глава правительства. У ткани имеется лицо, точно так же, как есть лицо у игральной карты; есть лицо должностное, а есть и подставное; юридическое лицо и лицо под надзором. У грибов есть ножки, у ботинка — язык, игла имеет ушко, а картофелина — глазки. Как видите, таких примеров можно привести очень много. Таким образом, язык, по большей части, воспринимает мир, сравнивая его с уже известными предметами — в частности, с человеческим телом и его частями. Это беспрерывный процесс: новый языковой материал создается по мере необходимости.

В философии эта метафоричность языка проявляется в виде концепции "человек есть уменьшенная модель вселенной (микрокосм)", которая лежит в основе западного эзотерического мышления. Эта концепция заключена в герметической максиме "Как вверху, так и внизу", приписываемой Гермесу Трисмегисту, которого древнеегипетские мифы называют от­цом всех наук. Проницательные люди, понимающие действи­тельность таким образом, утверждают, что все, находящееся внизу, является фактически отражением того, что находится вверху. Этот "малый мир", или микрокосм, представленный физической или психической конституцией человеческого су­щества, является отражением и частью "большего мира" — макрокосма или вселенной. Такие отражения существуют на всех уровнях: спиральные структуры галактик воспроизводят­ся в виде речных водоворотов или в субатомной структуре самой материи. Аналогичная модель лежит в основе "происхождения всех вещей" — этот процесс, который я назвал бы "трансволюцией", может совершаться в течение миллионов лет, а может произойти за несколько тысячных долей секун­ды. Именно постижение этой вселенской модели и осознание ее истинного смысла позволяет нам проникнуть в суть нашей собственной реальности и, таким образом, достигнуть прос­ветления.

Алфавит, подобно языку, есть метафизическое описание реальности. Самая важная функция магических алфавитов состоит в том, чтобы помочь ищущему познать на опыте процессы преобразования. Алфавиты предоставляют нам ряд доступных образов реальности, в некоторых случаях не поддающейся постижению при помощи других средств. Они могут быть использованы для преодоления внешней видимой обо­лочки вещей и проникновения в более глубокие грани реаль­ности. Будучи неизменно динамически действенными, они постоянно рекомбинируют новые способы выражения поня­тий, описания структур, чувств и сущности трансволюции, необъяснимой другими средствами. В своем эзотерическом аспекте они несут значение, которое нельзя адекватно пере­дать никакими другими средствами. Они являются символа­ми, способными выразить опыт, который лежит за пределами слов и способен резко изменить наше сознание и восприятие действительности. Они способны внезапно изменить течение наших мыслей, направив их в новое неожиданное русло. Тот, кто пользуется магическим алфавитом, может пережить обильный прилив нового понимания, за которым последует немедленное осознание совершенно нового восприятия жиз­ни. После такого переживания человеческая жизнь преобра­зовывается во всех своих аспектах. Это внутреннее преобра­зование является одной из главных целей изучения магических алфавитов любой традиционной системы; все алфавитные системы, описанные в этой книге, ведут к такой цели.

Магические алфавиты, если дать этому термину более общую формулировку, указывают на присутствие бесконечно­го в конечном, неограниченного в ограниченном. Соответс­твенно тем философским системам, к которым они принад­лежат, их можно рассматривать как присутствие Бога в мире или же как множество пока нереализованных возможностей существования, которые могут реализоваться по мере возникновения соответствующих условий. Буквы любого алфавита — метафоры реальности; сами по себе они, в большинстве случаев, всего лишь некие символы или формальные знаки, которые не обладают трансцендентным внешним значением — но это значение пребывает в умах тех, кто пользуется буквами или постигает их смысл. Кроме того, буквы, облик которых напоминает естественные геометрические структуры (в частности, шестиугольные ячейки пчелиных сот), сами по себе являются трансцендентными формами. Но, как правило, буквы магических алфавитов представляют собой сложные символические построения, действующие внутри каждой отдельно взятой алфавитной системы. В частности, совершенно одинаковые по своей форме буквы в разных алфавитах могут использоваться для передачи разных звуков — или разных концепций.

Некоторые люди упорно настаивают на том, что правиль­ный способ использования чего бы то ни было может быть только один, а все остальные — неправильные. Я считаю, что такие заявления — не более чем окультуренная форма навяз­чивости. Возьмем, к примеру, начертание буквы X, которая в разных алфавитах обозначает разные звуки. В греческом языке буква "Хи" читается как русское "х"; в римском алфавите — "кс"; в рунических письменах и в одном из вестфальских алфавитов эта буква читается как "г". Первый коэлбрен уэльского барда Мюриг Дафидда обозначал этой буквой звук "а", тогда как участники германского тайного общества Феме, а также инквизиторы произносили эту букву как "h". Секрет­ный алфавит бардов, известный под названием "Бобилет", использовал эту букву для звука "о" — точно так же, как это некогда делал в древней Греции полумифический Аполлоний Тианский; а вот алхимики Ренессанса использовали ее для передачи звука "т". Для звука "т" используется эта буква и в североафриканской письменности "тифинаг". Алфавит, при­писываемый тамплиерам, связывает эту букву со звуком "н". Таким образом, буква "X" соответствует звукам "а, х, г, h, н, о, т" и, собственно, "х". И это только в самых известных магических алфавитах. Здесь мы видим веское доказательство того, что глубокое познание посредством внешних форм букв — явление редкое. Только через их внутреннее значение мы должны подходить к пониманию каждой отдельной буквы в каждом отдельно взятом алфавите. В целом эти алфавиты можно рассматривать точно так же, как и языки, использующие различные слова и разный синтаксис для описания одних и тех же объективных явлений. Нельзя сказать: "этот язык лучше, а этот хуже", но при определенных обстоятельствах тот или иной язык может оказаться более соответствующим. Применение условных знаков известно с глубокой древ­ности. В Европе архаические идеоморфемы находят на многих пещерных стоянках первобытного человека (примерно 12000 — 17000 лет назад до н. э.) Несмотря на то что нет конкретных сведений об их значении, некоторые из этих идеоморфем похожи своими начертаниями на более поздние алфавиты. Прекрасным примером этого является ряд симво­лов, которые начертаны красной охрой на черепе мамонта, найденного в Межириче на Украине. Этой находке — около 14000 лет. Знакам такой огромной древности вряд ли воз­можно дать толкование. И все же они показывают, что предки человека были очень похожи на нас. Значительно позже, в V тысячелетии до н. э., на территориях теперешних Венгрии, Чехословакии, Румынии и Югославии существовала высокая культура, оставившая нам массу изделий с символи­ческими знаками, которые уже можно истолковать с совре­менной точки зрения. Эти идентифицируемые символы — самые древние в Европе. Среди них имеется много знаков, которые позже стали литерами алфавитов, например руничес­ких письмен, подобно магическим и религиозным символам, таким, как крест и свастика. Глиняная посуда и фигурки, найденные в Биланах (Чехословакия), датируются приблизи­тельно концом VI тысячелетия до н..э.; миниатюрные сосуды, найденные на стоянке доисторического человека в Винке(Румыния), имеют множество подобных надписей. В Белг­радском национальном музее экспонируются другие образцы. Эти следы материальной культуры 5000-летней давности яв­ляются частью национальной традиции, которая сохранилась и по сей день, хотя прошло уже более семи тысячелетий.

Преобладает мнение, что все древние символы имели магическое и религиозное значение. Легенды сообщают, что они были дарованы людям богами. В древнегреческих преданиях говорится, что Гермес, бог странствий, торговли и письменности, который изобрел первые буквы, однажды увидел ключ летящих в небе журавлей — и придумал буквы. Разно­образные очертания журавлей подсказали ему мысль о том, что буквы, расположенные в определенном порядке, могут представлять и обозначать звуки. Другая версия происхожде­ния букв гласит, что их создал финикиец Кадм. Исторически известно, что греческое письмо заимствовано из финикийско­го рукописного шрифта. Однако современные научные изыс­кания в области человеческого восприятия открывают и дру­гие возможности, одна из которых таится в глубине нашего собственного человеческого сознания. Современная нейрофи­зиология обнаружила фосфены — геометрические формы и образы, которые подсознательно присутствуют в зрительных центрах коры головного мозга и нервной системе. Эти формы и образы имеются у всех людей: они получили название энтоптических, то есть видимых с закрытыми глазами. Их наблюдают также в состояниях трансформированного созна­ния: во время медитации, экстаза или галлюцинаций, вызван­ных переутомлением, заболеванием и приемом наркотиков. Геометрические формы, соответствующие буквам, часто восп­ринимаются в ранних фазах вхождения в транс.

Рис.2. Древние идеоморфемы наскальных граффити, взятые из разных и находящихся далеко друг ох друга мест, обнаруживают родственные формы, которые предшествуют алфавитным знакам: (слева направо, верхний ряд) (I) Даут, Ирландия; (II, III) Слейв-на-Кайлех, Ирландия; (IV, V) Вишера, Пермская обл., СССР; (VI) Тайа Амарилло, Испания; (VII) Куэва де лас Паомас, Испания;

(VIII, IX) Валь Камоника, Италия; (X) Богуслан, Швеция; (средний ряд) (XI) Богуслан, Швеция; (XII) Нокмари, Ирландия; (XIII) Остерготланд, Швеция; (XIV) Даут, Ирландия; (XV) Слейв-на-Калех, Ирландия; (XVI, XIX) Докмарик, Британия; (нижний ряд) (XX) Томск, СССР; (XXI—XXIII) Атаонь, Ирландия; (XXIV) Сена, Франция; (XXV) Трас уш Монтэ, Португалия; (XXVI) Пуэрто делосРуэдас, Португалия; (XXVI—XXVIII), Валь Камоника, Италия

 

Подобные состояния сознания являются компетенцией шаманов — людей, которые в поисках озарения вступают на тонкую черту между жизнью и смертью. Древнеисландская легенда, повествующая о происхождении рун, связывает их возникновение с изнурением и агонией шаманоподобного бога Одина, истязавшего себя на дереве, "в ветвях на ветру". Такие шаманские приемы самоистязаний применяются и в наше время в туземных религиозных обрядах Северной Аме­рики и Центральной Азии, а также в некоторых сектах японского буддизма. Посредством эзотерических методик достигаются измененные, ранее не известные состояния соз­нания, через которые приобретается новое понимание. В случае необходимости (если вообще возникает необходимость передачи информации другим людям) эти новые проникно­вения в сущность должны преподноситься в формах, которые соответствуют врожденным матрицам человеческого созна­ния. Легенда, повествующая о сокровенной руне Одина, — классический пример сознательного понимания и формали­зации этих фосфенных матриц. Из этого видно, что алфавиты, будь они древнееврейского, древнегреческого, этрусского, ла­тинского, рунического, коэлбренического, готического, вест­фальского или всем нам привычного римского начертания, являются естественными элементами нейронной структуры каждого человеческого существа. Но в то же время они служат метафорами для выражения разнообразных понятий природ­ной реальности. Через изучение этих энтоптических матриц в их универсальном аспекте мы можем найти ключ к понима­нию многих магических алфавитов, подробно описанных в этой книге, и, более того, ключ к дверям личного просветле­ния.

 

ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЙ АЛФАВИТ

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога.

Евангелие от Иоанна, 1,1-2

А лфавит — это система письменного изображения звуков языка, как согласных, так и гласных, передаваемых посредством отдельных знаков. Исторически первым таким алфавитом на территориях современного Ливана и прилегающих землях был финикийский, или западносемитский. Этот алфавит стал отправным пунктом для всех более поздних алфавитов Европы, а также и для древнееврейского и арабского алфавитов. Единственное отличие финикийского от последую­щих европейских состоит в том, что в нем нет гласных букв. Надпись на саркофаге царя Ахирема из Библоса, правившего за 1000 лет до н. э., считается бесспорной версией финикийс­кого алфавита. Этот упорядоченный, состоящий из 22 букв алфавит стал использоваться приблизительно за 1200 лет до н. э.; это — одна из версий различных систем знаков, которые применялись в те времена на территориях восточного Среди­земноморья.

Имеется предположение, что древние египтяне первыми применили принцип "один знак — один звук", хотя они и пользовались громоздким иероглифическим письмом. Египетские иероглифы имели неоднозначное толкование: иероглиф мог представлять либо предмет, который он изображал, либо соответствующий звук или магическую аналогию. Но из на­писания было не ясно, имелись в виду звук, предмет или магическая ссылка — для указания чтения иероглифов требо­вались дополнительные символы. Как обычно, возникла необ­ходимость обозначать звуки, и, в конце концов, была форма­лизована система из 24 знаков согласных. Эти необычные символы использовались в комбинациях с иероглифами, но постепенно, по мере увеличения количества иностранных слов и наименований, для обозначения которых не хватало иерог­лифов на письме, эта система стала использоваться для напи­сания заимствованных слов. Египтяне сами не применяли в качестве алфавита 24-значную систему согласных, однако яс­но, что эти начертания в некоторой степени повлияли на две другие системы письма, предшествовавшие финикийской: "протоханаанская письменность", обнаруженная в ханаанс­ком городе Джебаль, и "синайский" шрифт, дошедший до нас из египетских рудников в Серабит-эль-Хэдем на Синае.

Стандартизированный шрифт царя Ахирама из Библоса получил широкое распространение благодаря торговцам и колонистам. Он достиг берегов Северной Африки, где стал известен как. пунический, а также повлиял на создание тартесского шрифта в Испании. Известна финикийская надпись на критской "геометрической" гробнице в Кноссе. В Италии этот алфавит, по-видимому, подтолкнул к созданию этрусской письменности, и уже наверняка под его влиянием в середине VIII столетия до н. э. был разработан греческий алфавит. Древнееврейский шрифт, представляющий систему согласных из 22 знаков, является только частью этого семейства алфави­тов и базируется, в основном, на финикийской письменности.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ КАББАЛИСТОВ

Древнееврейское письмо сформировалось примерно в то же время, что и раннегреческое, но начертания букв приняли другую форму. Древнееврейский писался и по сей день пи­шется справа налево, в эту же сторону "смотрят" и сами его буквы. Например, буква Реш, которая читается как "р", напоминает строчную латинскую "г", повернутую в другую сторону. Магические значения финикийского алфавита остаются неясными, но многие экзотерические и эзотерические значения древнееврейских букв параллельны древнегреческому и руническому алфавитам. Однако в большей степени по сравнению с греческим, руническим или другими подобными, составленными на духовной основе символическими алфави­тами, тайны древнееврейского алфавита обосновываются в логически стройной философской системе Каббалы, которая развивалась на протяжении длительного времени. Книга, из­вестная как "Сефер Иецира", считается многими каббалистами краеугольным камнем учения Каббалы. Написанная где-то между III—VI столетиями н. э., она излагает подробности доктрины, которая, по преданию, была впервые открыта праотцу Аврааму. Это — учение истинного посвящения.

Раввинская традиция следила за тем, чтобы эта доктрина держалась в секрете, подальше от любопытства простолюди­нов. В умах и руках профанов она могла только разрушить простую веру в Бога и дать людям доступ к средствам черной магии. Поэтому знания передавались из уст в уста от учителя к ученику.

א ב ג ד ה ו ז ח ט
                 
י כ ל מ נ ס ע פ צ
                 
ק ר ש ת ך ם ן ף ץ
                 

 

Рис. 3. Древнееврейский алфавит с цифровыми соответствиями.

 

Эзотерическая еврейская концепция сущности бытия — не то же самое, что экзотерически утвержденный раввинистический иудаизм. Эзотерическая религия утверждает, что библейский Бог, создавший материальные ценности, не явля­ется трансцендентальным. Этот Бог есть существо ограничен­ное, подчиненное высшей форме бытия "Эйн-Соф", что в переводе обозначает "бесконечный" или "вечный". В кабба­листической традиции это имя святое и неупоминаемое. Его трансцендентальность подразумевается как неограниченность бытия во времени и пространстве. Эйн-Соф пребывает вне воздействия причины и следствия, вне желаний, даже вне сферы бытия или небытия. Таким образом, его природа находится вне пределов человеческого понимания. Поскольку Бог-созидатель — всего лишь посредник Эйн-Софа, то созда­ние вселенной как таковой началось непосредственно от Эйн-Софа путем довольно сложного процесса, то есть опери­рования определенными эманациями Эйн-Софа — так назы­ваемыми "Сефирот". Сефирот возникают в каббале как звено между материальной вселенной и Эйн-Софом.

Подобно многим другим культурно взаимосвязанным эзотерическим традициям, древнееврейская каббала основывается не на внешнем опыте пяти чувств, а на внутреннем опыте духовного видения, особо выделяя именно прямой путь к знанию, в основу которого положен самый могущественный из известных магических алфавитов. Книга "Сефер Йецира" посвящена еврейской космогонии и космологии. Она подраз­деляется на 2 части: первая рассматривает эзотерические таинства десяти чисел, в то время как вторая охватывает 22 буквы древнееврейского алфавита. В первой главе книги "Се­фер Йецира" говорится:

JHVH, на 32 тропах вписал Он имя Свое, применив три формы выражения мысли, названия которым: буквы, чис­ла и звуки. Существует десять священных Сефирот. Основой всех вещей являются 22 буквы. Из них три — материнские, семь — двойные и остальные двенадцать — простые. Священных Сефирот по числу— десять. Это десять пальцев на руках: пяти соответствуют осталь­ные пять.

Далее в книге "Сефер Йецира" говорится:

Эти Сефирот явили десять чисел. Первая Сефира — это Дух Бога жизни, более яркий, чем Живой Бог. Звучание голоса, духа и слова исходят от этого Духа. Вторая, — из этого Духа Бог сотворил воздух, превратив его в 22 звука, и установил буквы алфавита... Но Дух превосходит даже это. Из букв алфавита, которые стали проявлением Божественною дыхания (в различных традициях извест­ного как Ци, Пневма, Онд, Ноивр и т. д.), для своею Великого имени Бог выбрал из них три согласные. Это буквы: IHV. Этим именем Он запечатлел вселенную в шести направлениях света. Пятая Сефира: Он обратился вверх и запечатлел ею в виде IHV. Шестая Сефира: Он обратился вниз и запечатлел бездну как IVH. Седьмая Сефира: Он обратился вперед и запечатлел восток как IVH. восьмая Сефира: Он посмотрел назад и запечатлел запад в виде IVH. Девятая Сефира: Он обратился направо и запечатлел юг: ГУН. Десятая Сефира: Он обратился налево и запечатлел север как IVH. Смотри же: дух воздуха, воды, огня, высоты, глубины, востока, запада, севера и юга исходит из десяти Божественных Сефирот!

Творческая сила, давшая первичный толчок появлению космоса, рассматривается, таким образом, как символы, дающие одновременно начало числам и буквам. В книге "Сефер Йецира" утверждается, что 22 буквы древнееврейского алфа­вита являются основой всех явлений. Из этих 22 символов три считаются "материнскими", семь — "двойными" и двенад­цать — "простыми". Три "матери" — это буквы Алеф (А), Мем (М) и ШшГ(5Ь), которыми представлены три элемента: воздух, вода и огонь соответственно. Считалось, что все сотво­ренное исходит из этих трех элементов. Земля состоит из воды, а небеса — из огня. Воздух символизирует дух, который

 

Рис. 4. Древнееврейская "роза": символы расположены по 3-7-12 в

ЗНАЧЕНИЯ ЕВРЕЙСКИХ БУКВ

Некоторые алфавиты, обладающие эзотерической основой, отмечены общим характерным качеством, когда каждому отдельному начертанию присвоено имя, особое предназначе­ние или качество. Такая концепция подхода к буквам достигла очень высокого и совершенного уровня в древнегреческом языке, кельтских огамах и самым ярким образом выражена в северных рунах. В глубинах сознания человеческого существа все эти начертания букв связаны с фундаментальными нейрофизиологическими структурами человека, с биологическими способностями, которые дают толкование нашему восприятию вселенной. На уровне культуры эту концепцию, пожалуй, можно увязать с гипотезой о древнеегипетском происхож­дении фонетического письма. Точно так же эти буквы могли возникнуть в результате ассимиляции более ранних пиктог­рамм некой определенной системой фонетического алфавита. К сожалению, финикийский алфавит 3000-летней давности, являясь исходным пунктом всех западных алфавитов, не оста­вил нам сведений о значении своих отдельных букв. Каждая буква в древнееврейском алфавите названа по имени соответ­ствующего объекта. Алфавитный порядок в древнееврейском языке примерно такой же, как в хорошо знакомом нам русском алфавите, которым набрана эта книга. Первая буква А, вторая Б и т. д. Как и в древнегреческом, огамском и гаэльском алфавитах, так и в древнееврейском языке каждая буква имеет свой цифровой эквивалент.

Первая буква еврейского алфавита — Алеф — является эквивалентом латинской буквы "А". Экзотерически эта буква обладает значением "рогатый скот" или "бык", а эзотерически — "богатство". Можно предположить, что форма буквы взята из пиктограммы, изображавшей рогатую голову коровы или быка. Заняв первое место в алфавите, она как бы отразила заинтересованность пастушеских сообществ в своем главном источнике богатства — крупном поголовье. В традиционном

Рис. 6. Каббалистическая интерпретация буквы Алеф из "Oedipus Aegiptiacum" Афанасия Кирхсра, 1652 г.

обществе корова была животным, от которого зависели все люди, так как она есть источник молока, рогов, кожи и мяса. Эзотерическое значение Алеф, таким образом, — абсолютная независимость от других, самостоятельность, удовлетворенность собой, одновременно это и осознание, что такие условия существования находятся в равновесии с обитанием окружающей среды, как на материальном, так и на духовном уров­нях. Вот поэтому Алеф принимается как выражение гермети­ческого принципа: "Как вверху, так и внизу". Эзотерически, в качестве первой буквы, она символизирует отца, главу семьи, в патриархальном обществе, таком, как древний Израиль. Цифровое значение Алеф равно 1, т. е. Ахад, что обозначает "единство". Астрологически Алеф соответствует Тельцу и созвездию Орион.

Бет — вторая еврейская буква, которая читается как "Б". Она обозначает "дом", а ее форма ясно указывает на происхождение от пиктограммы с изображением дома. Дом — это творение человеческих рук, в котором отражена воля к поселению и намерение остаться в нем. Это — выражение стабильности, собственности и продолжения человеческого рода на одном месте. Бет это владение наследственной собственностью. Находясь в зените, Бет означает замкнутость пространства, т, е. крышу, как неотъемлемое и определяющее качество дома. Она также обозначает семью, деторождение и потомство, преемственность по кровной линии рода. В этом аспекте она уподобляется матери. На более высоком уровне буква Бет подобна Эль, т. е. "дому Бога". Здесь в этой функции она — буква творения, первая буква Книги Бытия. Бет обозначена цифрой 2, Шинай, та, которая повторяет, — сущность творения. Астрономически Бет связана с созвездием Кассиопеи.

Гимел — третья буква. Она читается как "Г"; ее значение — "верблюд". В пустыне верблюд является надежным средс­твом передвижения. Он легко переносит жару и безводье, перевозит людей и товары на значительные расстояния. Та­ким образом, верблюд воплощает в себе способность к успеш­ному преодолению необжитых мест и неблагоприятных вре­мен. Он символизирует уверенность в себе и внутреннюю силу, поскольку находится в гармонии с преобладающими условиями окружающей среды. Отсюда эзотерическое толко­вание буквы Гимел — "природа", которая без вмешательства человека всегда остается саморегулирующейся системой. Цифровое значение Гимел — 3, т. е. Шалош, т. е. триада. Астрологически буква связана с созвездием Девы.

Далет, т. е. "дверь", — четвертая буква алфавита, обозна­чает звук "Д". Дверь, в отличие от стен дома или города, всегда предоставляет доступ. Но это — выборочный доступ. Дверь не пропускает тех, кому не следует входить, и принимает тех, кто может или должен. В зависимости от того, закрыта она или нет, находится результат. Следовательно, по этой причи­не, доступ или его отсутствие, — аспект компетенции Далет. Эзотерически Далет представляет "власть". Интересно отме­тить, что и в огамском, и в руническом алфавитах буквы, обозначающие звук "Д", (Duir и Dag) обладают тождествен­ным значением. В качестве "двойной" буквы. Далет представляет знание и невежество, которые хорошо выражены симво­ликой открывания и закрывания двери. Цифровой эквивалент Далет — 4, Арба, с геометрической формой — прямоуголь­ником.

Хи, "h", — пятый знак алфавита, обозначающий "окно", т. е. то, что пропускает свет в дом или здание. В отличие от двери, принимающей людей и символически представленной Далет, окно дает доступ только свету и воздуху. Оно является тем местом, которое связывает внутренний мир дома с внеш­ним миром, окружающим его. Подобным образом, согласно книге "Сефер Иецира", в человеческом теле Хи служит "ос­новой зрения". Зрение соединяет внутренний мир отдельной личности с внешним миром, окружающим его или ее, осущес­твляя контроль отношений. Эта буква, таким образом, явля­ется соединяющим звеном внутреннего мира с внешним, т. е. тем, что приносит просветление. Эзотерически Хи — "рели­гия", связывающая людей друг с другом, это то, что объеди­няет их с божественным началом, которое существует вне самого человека. Цифровой эквивалент Хи — 5, Хомеш, т. е. "вооруженный". Астрологически Хи связывается с Овном.

Bay — это шестая буква алфавита с фонетическим значе­нием "В"; она представляет гвоздь, шарообразную ручку двери или маленький крючок. Яркая шляпка гвоздя напоминает о дневном свете. Традиционно гвозди использовали при гадани­ях; ответы давались на любой поставленный вопрос по узору отраженных от шляпки гвоздя солнечных зайчиков, интерп­ретируемых как буква или буквы. Гвоздь одновременно — и символ оси, вокруг которой вращаются небеса, и Bay, таким образом, взаимосвязана с делением суток на 24 часа, т. е. временем. По отношению к человеку Bay связана со слухом, а эзотерически имеет значение "свобода". В этом смысле ссылка на дверную ручку очень уместна, т. к. последняя открывает дверь. Цифровое значение Bay — 6, т. е. Шеш, что подразумевает "белый цвет или яркий оттенок".

Заин — седьмая буква алфавита, ее значение — "меч", а в более обобщенном смысле — "оружие" или "декорирован­ный жезл". Обычно она истолковывается как "меч в ножнах", т. е. на отдыхе. Таким образом, Заин символизирует мир и прощение под руководством власти. Эзотерически она обозначает "собственность", то, что нуждается в защите. Это соотносится со всевозможными мифами о мече, воинствен­ностью античного мира, и вместе с тем — с рыцарской доблестью в Европе. Ее фонетическое значение — "3". Число­вой эквивалент Заин — 7, т..е. Шебай, что подразумевает "на отдыхе".

Восьмой буквой является Хет. Эта буква читается как "X" и имеет значение "забор" или "плетень". Забор — это то, что отделяет внутреннее содержимое от внешнего. Это перего­родка, которая служит собственнику. Она оберегает те вещи, которые собственник считает нужным хранить и отделяет их от тех, которые должно убрать прочь. Таким образом, эта буква подразумевает различие и отделение стоящих вещей от непригодных. Другая близкая интерпретация буквы Хет — изобилие и энергия, главная характеристика того, что отделя­ет живое от мертвого. Эзотерически Хет обозначает "распре­деление", как первостепенную функцию энергии. Цифровой эквивалент буквы — 8, т.е. Шмонэ или плодородие; ее астрологическое место находится в созвездии Весы.

Девятая буква Тет читается как "Т", а ее значение — змея. Тет — это символ органического единства. Она представляет собой медную змею из Ветхого Завета, жезл Аарона как еврейскую параллель к магическому посоху Гермеса, кадуцей и христианский, крест Христов, Органическое единс­тво может существовать только тогда, когда поток энергии вселенной поддерживает его, и это представлено во всех. культурах в образе змеи, дракона, Ноивре или Орм. Эзотери­чески Тет обозначает свойство благоразумия, ее цифровое значение равно 9, Тшей, т. е. "ворота".

Йод или Иод является десятым знаком алфавита и читается как "И". Буква И, как символ руки, выражает законченность и полноту. При помощи руки всякое изобретение человеческого разума воплощается в физическую реаль­ность. Человек, используя силу рук и их ловкость, контроли­рует все вокруг и подчиняет себе окружающую среду, поэтому Иод в эзотерическом значении - это предназначение", "судьба", управляемая Богом. Такое значение имеет параллель в греческом алфавите: буква Йота, которая также понимается как "судьба". Цифровое значение Йод эквивалентно 10, Эссер, т. е. все.

Каф — это одиннадцатая буква алфавита; она имеет значение "ладонь" и передает звук "К". Ладонь, как часть тела, имеет важное значение, так как через нее передается лучистая энергия, известная многим как "Пневма", "Онд", "Одиль" и "Нивр". Учение об этой энергии получило наибольшую известность благодаря восточным боевым искусствам, где ее назы­вают "Ци". В христианской практике эта тонкая энергия приносит исцеление при "возложении рук" и также является составным элементом зрелищных подвигов боевого искусства. В христианской символике ладони Иисуса, пронзенные губи­тельными гвоздями, теряют способность излучать благотвор­ную целительную энергию. Иногда на иконах от рук Девы Марии исходят лучи светящейся энергии. Эзотерически Каф олицетворяет "силу", ее числовое значение эквивалентно 20. Астрологически Каф связана с созвездием Льва.

Ламед является двенадцатой буквой алфавита и читается как "Л". Этот алфавитный знак заключает в себе качество "продвижения дел". Ламед представляет инструмент, извест­ный как бычье стрекало или острог для принуждения и послушания рогатого скота. Аналогичные буквы имеются в древнегреческом и рунических алфавитах, где "Л" представле­на "Лямбдой" и "Лагу", которые также обозначают поступле­ние прибылей и прогресс. Ламед — это целеустремленная энергия, необходимая для начинания в любом деле, и неизбежные жертвы, которые сопутствуют любой деятельности. Таким образом, эзотерическое значение Ламед — "жертвен­ность", а числовое значение — 30.

Мем — это тринадцатая буква, которая произносится как "М". Эзотерически Мем обозначает воду. Это понимается как течение, а в более тайном значении как перемены, связанные со смертью. Как тринадцатая буква алфавита, она несет в себе отпечаток того же самого эзотерического значе­ния, что и тринадцатая буква любого другого алфавита. По своему общему финикийскому происхождению она родствен­на букве Мю, также изначально тринадцатой по счету в греческом алфавите. Она обозначает неподвижность звезд, а отсюда и фатализм человеческой судьбы в астрологических толкованиях. Ее астрологический аспект — созвездие Драко­на. Числовое значение Мем — 40; в еврейской традиции это число обозначает полноту и завершение начатого дела.

Нун, четырнадцатая по счету буква алфавита, представле­на понятием "рыба". Ее звучание— "Н". Это еще один случай некоторого родства с предыдущими буквами (такими, как Далет/Хи и Иод/Каф). Рыба — это животное, которое живет в чуждой человеку среде. Символически она представляет зло, однако в эллинистических интерпретациях образов Посейдо­на и Иисуса — спасение. С учетом этого обстоятельства она является воплощением созвездия Водолей. Эзотерически Нун — это обратимость. Такое свойство имеет также руническая буква "Нил", которая выражает качество решения проблем, возникающих вокруг и, в то же время, находящихся внутри ее самой, а также обнаружение этих проблем. Нун обладает подобными свойствами. Ее числовой эквивалент — 50.

Пятнадцатой буквой алфавита является Самех, передаю­щая звук "О", Эта буква понимается как подпорка или поддержка. Без поддержки многие вещи не могут существо­вать, поэтому этой букве придаются дополнительные свойства по сравнению с другими и они необходимы людям и предме­там, чтобы существ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.10.68 (0.019 с.)