КОНТРАКЦИЯ (лат. Contractio - сокращение) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КОНТРАКЦИЯ (лат. Contractio - сокращение)



Коллаж

 

Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.

В искусство коллаж был введён как формальный эксперимент кубистами, футуристами и дадаистами. На том этапе в изобразительных целях применялись обрывки газет, фотографий, обоев. Наклеивались на холст куски ткани, щепки и т. п.

Считается, что первыми в искусстве технику коллажа применили Жорж Брак и Пабло Пикассо в 1910-1912 годах. Первым художником, работающим исключительно в технике коллажа был Курт Швиттерс.

 

 

Коллажная техника стала точкой отсчета для рождения целого ряда новых видов художественного творчества: фотомонтаж, ассамбляж, искусство объекта. Часто все эти понятия смешивают даже музейные работники, так как термины ещё слишком новы в обиходе русского искусства. Надо отличать коллаж от близкого, но всё же другого средства изображения - аппликации, то есть применения разнообразных материалов и структур - тканей, газет, фанеры или жести с целью усиления выразительных возможностей. Такой метод создания изображения по своей сути и технике близок к инкрустации. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.

Ещё одним из жанров следует назвать ассамбляж, в котором используются разнообразные предметы и их фрагменты, собранные и скомпонованные на одной плоскости, получаемая композиция имеет объем и глубину, это искусство сродни инсталляции. Иногда используют обозначение «ready-made».
Ассамбляж - включение в произведение искусства трехмерных не художественных материалов и найденных объектов, берущее свое начало в технике коллажа. Получившееся произведение имеет объемную, многослойную структуру. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами.

Mixed Media - Микс
Уже знакомый скраперам термин, как раз и являющийся коллажем в скрапе как таковым.
Здесь смешиваются техники и материалы, приклеиваются кусочки газет, вырезки из журналов, композиция может быть крайне затейливой и даже напоминать архитектуру. Журналинг часто не пишется, а подбирается из строчек газет или подходящих заголовков, получается текст-намек, текст-загадка, которую не всегда получится разгадать.

 

Фотоколлаж — это соединение нескольких фотоэлементов в одной плоскости, проще говоря, в одной картинке. Художественный фотомонтаж — это моделирование собственного мира, обычно подкрепленное философским подтекстом. Журнальный фотоколлаж существует в двух видах: декоративный и псевдо-реалистичный.
Первый — это сложная мозаика фотоэлементов иногда вперемешку с графикой, его основная задача — смысловая и символическая информация. Тут важно создать яркую картинку с помощью любых средств, чаще всего без согласования с реальностью таких качеств, как освещение, пропорции, перспектива, масштабы и тому подобные.
Второй вид — псевдо-реалистичный фотоколлаж — по сути, просто фотомонтаж. Это воздействие на фотографию, способом склеивания нескольких фотоэлементов. Тут задача, как раз наоборот — создать картинку, отличающуюся от реальности лишь тем, что на момент создания снимка этого сюжета или просто его деталей не существовало, но вполне могли бы быть — например, в будущем или же прошлом, то есть создать вполне правдоподобный фотографический сюжет.
Еще один художественный прием — это коллаж-фото-сериал, где одни и те же действующие лица совершают действия в разной последовательности и все они в итоге размещены в одной картинной плоскости. И, тем не менее, при применении любой из техник, фотохудожник пользуется определенным неизбежным правилом — коллаж должен быть лаконичен, понятен и приятен для зрения.

 

 

Теперь более подробно опишем приемы и техники, которые можно использовать при создании коллажа.

 

Краткий словарь специальных терминов

АДГЕЗИВНЫЙ ЦИКЛ

совокупность действий художника по оклеиванию поверхности коллажа самоклеющимися ярлыками (лэйблами) и другими мелкими предметами с целью придания произведению красочности и живописности

АЙ-СТОППИНГ

свойство произведения искусства привлекать внимание зрителя, буквально останавливать глаз. Многие особенности коллажного искусства заставляют обратить на него внимание

АККУМУЛЯЦИЯ

сочетание совершенно одинаковых предметов, собранных вместе с целью создания необычного эстетического эффекта


АЛТАРЬ

в молодежной субкультуре: домашний музей, посвященный какой-либо знаменитости (актеру, спортсмену). Предусматривает использование коллажных композиций, состоящих из газетных и журнальных вырезок


АМПЛИФИКАЦИЯ

создание копии каких-либо предметов в виде увеличенного муляжа с целью создания гротескового эффекта


АМПЛИФИЦИРОВАННЫЙ РЭДИ-МЭЙД

рэди-мэйд, имеющий в основе принцип амплификации


АППЛИКАЦИЯ

приклеивание бумажных вырезок к плотному картону с целью создания коллажирующей композиции


АРТИСТЭМП

непочтовая марка, приклеиваемая к конверту только с целью создания коллажного эффекта


АРТМИНИСТРАЦИЯ

цикл коллажей, высмеивающих административную иерархию

 

АССАМБЛЯЖ

пространственный коллаж из разнородных предметов


БАНКНОТА

банковский билет, включенный в коллажирующую композицию

 

БИСЕР

стеклянные бусины. Помимо использования для вышивки может использоваться для создания коллажных композиций


БУК-АРТ

жанр авангардистского искусства, сырьем для которого является книга. Произведение бук-арта может содержать коллажные элементы


ВИАФИЛЬНЫЙ КОЛЛАЖ (от слова виафилия, любовь к путешествиям)

композиция, предусматривающая использование почтовых штемпелей разных городов, сделанных на почтамтах этих городов специально по просьбе путешественника. В.к. может включать штемпеля и почтовые ярлыки.

 

ВЫКЛЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО

задний план сцены фильма или спектакля, имитирующий коллажную композицию


ВЫРЕЗАЛКИ

обыденное название искусства силуэта или его произведений

 

ГАЗЕТНЫЕ БУКВЫ

отдельные буквы из газетных заголовков, служащие для выклеивания текстов анонимных писем. Тексты из газетных букв начали использовать в девятнадцатом веке преступники для сокрытия авторства письма и на этот вид материального исполнения текста обратили внимание криминалисты. Коллажи и псевдоколлажи из газетных букв часто используются для оформления детективно-приключенческой литературы


ГЕТЕРОГЕННЫЕ ВСТАВКИ

вставки из материалов, не совпадающих по свойствам с основными материалами коллажей


ГЛУБИННАЯ СТРУКТУРА

совокупность внутренних смыслов, заключенных в произведение коллажного искусства. Противопоставляется поверхностно-плоскостной структуре, конституирующей внешний слой


ГРАФФИТТИ

искусство нанесения надписей и рисунков на стены домов. Получило широчайшее распространение с конца шестидесятых годов ХХ века. Повлиял на многие индивидуальные стили коллажных композиций.

 

ДЕКУПАЖ

искусство вырезания из бумаги. Нашел наивысшее воплощение в творчестве А.Матисса. Декупажные действия являются частью создания фотомонтажа


ДЕМБЕЛЬСКИЙ АЛЬБОМ

альбом демобилизованного военнослужащего. Часто содержит коллажные панно, главным элементом которых являются любительские снимки и рисунки самодеятельных художников


ДИАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ

режим интерактивного общения. В коллаже может быть представлен наличием вклеенных кусочков зеркала (чтобы получатель или зритель увидел самого себя) или мест. Куда зритель может сам вписать что-либо, становясь участником создания коллажа

 

ДОКУМЕНТЫ

официальные бумаги, удостоверяющие личность. Фрагменты паспортов и удостоверений личности часто использовались художниками для подчеркивания противопоставления искусства документально-административной реальности


ДРИППИНГ

разбрызгивание краски с целью создания особого живописного эффекта. Метод дриппинга изобретен американским художником Джексоном Поллоком

 

ЗАМАЗЫВАНИЕ

искусственное удаление букв из произведений промграфики, вклеенных в коллаж, с целью создания и нарочитого экспонирования нового слова. З. Может иметь сильный эстетический и смысловой эффект


ЗЕРКАЛО

элемент, в редких случаях включаемый в коллажные композиции с целью создания эффекта интерактивного общения зрителя с произведением искусства

 

ИМБЕДДИНГ

вкрапление в коллаж гетерогенных вставок

ИНКРУСТАЦИЯ

то же, что имбеддинг

 

ИНТЕРАКТИВНЫЙ РЕЖИМ

диалоговый режим

 

ИНТЕРДЕПЕНДЕНЦИЯ

примерно то же, что пермутация (см.)

 

ИНТЕРЬЕРНЫЙ КОЛЛАЖ

коллаж, содержащий выклеенное изображение интерьерного пространства


КВИТАНЦИЯ

документ, подтверждающий получение денег. Неоднократно использовался в произведениях коллажного искусства


КИНОКОЛЛАЖ

использование коллажирующих приемов при монтаже фильмов


КЛЕКСОГРАФИЯ

искусство нанесения клякс и неровных расползающихся пятен на бумагу и картон в эстетических целях. Широко используется в искусстве коллажа


КЛЯКСА

чернильное пятно или пятно краски. Может являться одним из элементов коллажирующей композиции


КОЛЛАЖИРУЮЩЕЕ СОЗНАНИЕ

особый стиль сознания, характерный для последней трети ХХ века и предусматривающий сочетание разнородных потоков. К.С. стало вызывать особый интерес в связи с разработкой теории 'потока сознания'.


КОМБИНИРОВАННЫЕ КАРТИНЫ

(термин Дж. Раушенберга) – картины, которым придано объемное измерение за счет сочетания с объемными элементами, расположенными вблизи картины.

 

ЛЭЙБЛА

этикетка. Может служить структурообразующим элементом в коллажах разных типов. При попадании в художественное пространство коллажного панно подвергается различным преобразованиям


МАНЬЕРИЗМ

течение в искусстве Европы конца XVII – начала XVIII. Для которого было характерно обилие причудливых форм. М. породил творчество Арчимбольдо с его знаменитыми овощными и цветочными портретами


МЭЙЛ-АРТ

искусство создания художественно оформленных почтовых отправлений, окрашенных личностью автора


МЮЛЬТИПЛЬ (франц. Multiple - множественный)

многократное повторение одного и того же изображения в произведении коллажного искусства. Классический пример М. - произведения Энди Уорхола с многократным повторением изображения одного и того же предмета или человека.

НЕВЕЗУЧИЙ РЭДИМЭЙД (the unhappy readymade, термин Марселя Дюшана)

рэди-мэйд-структура, в которой обыгрываются деформация или выцветание бумаги и картона вследствие катастроф или воздействия стихии. Термин предложен М. Дюшаном


НУМИЗМАТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

сувенирный почтовый конверт, в который вкраплена доступная для глаз монета, помещенная в прозрачную кассету

 

ОБСЫПКА

приклейка к поверхности коллажа блесток или каких-либо мелких предметов


ОВОЩНОЙ ПОРТРЕТ (vegetable portrait)

жанр, изобретенный крупнейшим представителем итальянского и чешского барокко Арчимбольдо Великолепным. Представляет собой псевдоколлаж, создающий иллюзию, что портрет человека склеен из атрибутов его деятельности – овощей, фруктов, инструментов, книг и т.д. существует дружеский шарж на М.Дюшана, выполненный в жанре ОП

 

ОУВЕРЛЭППИНГ

(от английского overlapping - нахлест, взаимоналожение) – художественный прием, cвязанный с нарочитым наложением фрагментов материала при их наклеивании на субстрат. При этом создается объемный или псевдообъемный эффект


ОШЕЛОМЛЯЮЩИЙ ПОДАРОК

(франц. Cadeau alarmant, термин Мэн Рэя) – предмет, воплощающий соединение несоединимого. Применительно к плоскостному коллажу ОП может принимать форму сообщения, которое нельзя прочитать, счета. Который нельзя оплатить (именно из-за его вклеенности в панно) или конверта, который невозможно вскрыть.ОП может также представлять собой панель со стоп-краном и объяснением, как им пользоваться (отсутствующим элементом будет вагон, который можно остановить этим стоп-краном)


ПЕРМУТАЦИЯ

(лат. Permutatio - проникновение) – взаиморасположение элементов коллажа таким образом, чтобы у зрителя создалась иллюзия взаимной "вставленности" и "вложенности" элементов друг в друга и перетекания разных фактур из одной в другую. П. является одним из базовых принципах компоновки коллажа наряду с Контракцией (см.), Фрагментаризацией (см.) и Аппликацией (см.).

 

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ

наделение произведения частным смыслом, понятным только тому, кому дарят это произведение. Некоторые коллажи имеют откровенно персонализированный характер, таким образом, их смысл понятен только владельцу и создателю.


ПИКАССИЗ

тенденция к подражанию кубистическим полотнам Пабло Пикассо. Отразилась на тенденциях в искусстве коллажа с первых месяцев существования жанра

 

РЕГРАУНДИНГ

(букв. перенос с одной почвы на другую) перемещение предмета в новый для него контекст

 

РЕКТИФИКАЦИЯ

изменение первоначальных свойств предмета при его превращении в рэди-мэйд


РЕКТИФИЦИРОВАННЫЙ РЭДИ-МЭЙД

объект реальной жизни, превращенный в произведение искусства методом небольшой модификации внешней формы

 

РЕНТГЕНОГРАММА

один из составных частей коллажного искусства (см. шадограмма). В коллажи вклеивается не настоящая рентгеновская пленка, а изображения, имитирующие рентгеновские снимки


РЕФРЭЙМИНГ

смена контекста объекта, трактованная как изменение основополагающих принципов или условий


РЭДИ-МЭЙД

объект реальной жизхни, предмет повседневного обихода, превращенный в произведение искусства. Термин введен Марселем Дюшаном в начале 1910-х годов.

 

СПРЭЙ-АРТ

искусство разбрызгивания аэрозолей и жидкой краски по плоской поверхности. Широко применяется при создании коллажей

 

СТРОФНОЕ ПИСЬМО

письмо, содержащее отметки почты о том, что оболочка повреждена (намочена или деформирована) во время катастрофы. К.п. повлияло на становление жанра невезучий рэди-мэйд

 

СТЭМП АРТ

искусство нанесения на бумагу и картон оттисков резиновыъх штампов. Такого рода оттиски используются мастерами коллажных композиций для создания эстетического эффекта

СЧЕТ

документ, предъявляемый на оплату тех или иных услуг. Счета разных видов неоднократно использовались в коллажах

 

ТИТРЫ

совокупность надписей и изображений, предваряющих художественный фильм. В титрах фильмов часто размещаются коллажные композиции, как правило, созданные специально для фильма.


ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ

один из видов трансформации, при которой меняется окружение предмета (например, обрывок ткани или бумаги попадает в коллажное панно и приобретает новые эстетические свойства)

 

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОПТИЧЕСКАЯ

один из видов трансформации, при которой предмет терпит некие преобразования, являющиеся прежде всего зрительными, а не смысловыми. Например. при съемке искажающей оптикой зритель все равно знает, что именно изображено на снимке. Но оптические преобразования расставляют новые смысловые акценты. На плоскости коллажа нередко размещаются необычные с оптической точки зрения изображения.

 

ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕМАНТИЧЕСКАЯ

один из видов трансформации, при которой меняется значение или внутренний смысл предмета


ТРАНСФОРМАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

один из видов трансформации, при которой меняется выполняемая предметом функция


ФАНАТСКОЕ ИСКУССТВО (ФАН-АРТ)

искусство, творимое поклонниками (фанатами) в честь своих кумиров. Предусматривает создание алтарей (см.) и различного рода панно в честь кумиров. Фан-арт оперирует не только любительскими портретами кумиров, нарисованных в стиле граффитти, но и коллажирующими композициями, склеенными из газетных вырезок.

 

ФОБУА, ФО БУА

(франц. Faux bois, ложное дерево) – стилизация под деревянную фактуру. Фрагменты фо буа часто использовались в декоративных панно


ФОЛДИНГ

(англ. To fold - складывать) – складчатая конструкция. Смятая и сложенная в несколько раз бумага используется для создания объемного эффекта в коллаже

 

ФОТОКОЛЛАЖ - может нести в себе несколько или один из смыслов — философский, сюрреалистический, метафорический, пропагандистский, политический, комический или какой-либо из других; так же может быть без какого-то глубокого смысла, но картинка будет яркой и интересной по настроению. К тому же техника фотоколлажа бывает в виде комбинации из соединений нескольких сюжетов в одном.


ФРАГМЕНТАРИЗАЦИЯ

расчленение пространства на фрагменты. В коллажном искусстве Ф. выступает как обозначение границ разных сущностей и разных пространств

 

ФУТУРИСТИЧЕСКИЙ КОЛЛАЖ

коллаж, созданный в стилистике футуристического искусства. Предполагает использование вмятин, надрывов и деформированных фрагментов бумаги и картона


ФЮМАЖ

обработка плоской поверхности дымом. Используется в современном изобразительном искусстве для создания необычного эффекта закопченной поверхности

 

ХОУМ АРТ

искусство, создаваемое в атмосфере семьи и понятное только членам данного семейства. Х.-А. часто порождает коллажные панно, приуроченные к семейным событиям, художественно оформленные страницы семейных альбомов и другие разновидности коллажного искусства

 

ХОУММЭЙД-ОБЪЕКТ

(англ. Home-made object) – объект, предназначенный для культурной коммуникации внутри одной семьи. Коллаж, выполненный как Х.-О., как правило, содержит символы и шутки, понятные только в контексте данной семьи.

 

ХЭНДМЭЙД-ОБЪЕКТ

(англ. Handmade object) – предмет кустарного производства, самоделка. Хэндмэйд-коллажем является, например. выклейная стенная газета


ШАДОГРАММА

(das Schadogramm, по имени швейцарского художника Кристиана Шада) – коллаж, содержащий рентгеновские снимки или силуэтные изображения, похожие на рентгенограммы


ШИРМА

предмет мебели, выгораживающий часть жилого пространства. С 1840-х годов на ширмах размещали коллажные композиции


ЭПАТАЖ

стремление поразить обыденное сознание в сатирических или иных целях. Именно таким целям часто служат гротескные формы коллажного искусства.


ЭТИКЕТКА

произведение промышленной графики, имеющее соответствующее шрифтовое и художественное оформление. Активно использовалась в коллажном искусстве П.Пикассо, Ж.Браком и М.Дюшаном

 


Теперь хотелось бы рассказать вам о некоторых коллажистах, чьи работы могут вас вдохновить.

Коллажи в стиле pin up. Mixed media art в исполнении Hanneke Treffers

Коллажи, а иначе не назовешь то, что создает Hanneke Treffers, состоят из самых невероятных элементов. Здесь обрывки нот и старые марки, игральные карты и деньги разных республик, обложки журналов и страницы из книг, и на фоне всего этого - авторские рисунки молодой художницы.
Любопытно, что все картинки, созданные таким способом, Hanneke Treffers превращает в изображения, стилизованные под pin-up. Она обрабатывает свои творения красками, чернилами, маркерами и даже шариковой ручкой, но так, чтобы они действительно выглядели, будто прошли через века, огонь, воду и медные трубы. Последний штрих - это подбор подходящей по стилю рамочки и обрамление коллажа в идеальную "оправу".


Самая яркая серия работ Nikki Farquharson – это коллажи «Mixed Media Girls», представляющие собой соединение фотографических изображений и рисунков цветными карандашами и чернилами.

 

Дженнифер Гордон (Jennifer Gordon) создает коллажи из старых писем и книг, найденных изображений и другой печатной продукции, а затем покрывает их красками, пигментами или цветными мелками. Из самых обычных материалов девушке удается создать окно, через которое зритель может заглянуть в таинственный и волнующий мир, населенный своенравными и хрупкими героинями. Художница подчеркивает, что находится в очень плохих отношениях с компьютером, поэтому большинство ее работ (около 75%) сделаны без его использования.

 

 

Коллаж - это искусство, которое бросает вызов живописи" (Луи Арагон).
Коллаж - это когда из разнообразных кусочков вполне понятных предметов создается изображение, которое по смыслу представляет из себя нечто совершенно другое, то есть поэтическая метафора, но только не словами, а изображениями сделанная.
Коллаж - это графическое произведение, смонтированное в виде единой композиции из частей различной природы и различного происхождения.
Коллажи - это композиции, составленные из разных изображений, противоположных по характеру или находящихся в гармонии, помещаемых рядом друг с другом или накладываемых одно поверх другого. Это целое, представляющее собой нечто большее, чем простая сумма составных частей.

"Знаете что такое коллаж?" - спрашивает он меня. "Это, - отвечаю я, все как с похмелья утром".
(С) Журнал "Огонек" 1996г.

Коллажи - это не просто набор картинок, собранных на одной плоскости. Это искусство из несоединимых вещей делать одно целое.
Kоллажем является некоторая совокупность отдельных элементов, "сведенных" воедино и представляющих собой нечто осмысленное

Другие жанры

В настоящее время также встречается применение термина «коллаж» как обозначение отдельного, самодостаточного жанра в искусстве. Коллаж как принцип творчества в кинематографе широко использовал режиссёр Сергей Параджанов. В современной поэзии и рок-музыке техника коллажа наиболее полно проявилась в творчестве Егора Летова. Оба они также увлекались составлением коллажей в обычном смысле этого слова.

Одним из самых известных художников применял коллаж Макс Эрнст, также Джон Хартфилд. В России — Родченко, Телингатер, в наше время Анатолий Брусиловский, который впервые ввёл это слово в употребление в русском языке (в 1962 г. в газете «Неделя», Москва, иллюстрации к рассказам Славомира Мрожека). Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении — смесь разнородных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов.

В 2006 г. в Русском музее в Санкт-Петербурге состоялась большая выставка «Коллаж в России. XX век».

В 2007 г. в Галерее Актёр на открытии вечера «Испанская Фиеста» московским художником И. Каменевым был представлен новый стиль в современном искусстве — «Фотоарт», в основу которого положено наложение элементов, выполненных в живописной технике, на исходное фотографическое изображение.

Термин «коллаж» в его современном толковании используется также для обозначения приёма создания целого изображения из ряда других изображений или их отдельных фрагментов, как правило при помощи компьютерных программ. В основе создания цифрового коллажа — работа со слоями. В процессе создания коллажа могут применяться различные типы наложения, смешивания и прозрачности. Несмотря на то, что в большей части случаев термин «фотомонтаж» был бы более уместен, границы этих двух понятий при манипуляции изображениями с помощью компьютерных программ, практически стираются.

18 сентября в тольяттинском центре современного искусства «Две точки» прошла выставка «Current Collage». Абстрактные коллажи, сделанные из мусора, обрывков журналов, газет, коробок, записок, документов. Самые именитые художники выставки: Ева Хан и Фред Фри.

Фотоколлаж

Фотоколлаж — это свободное, произвольное соединение, иногда даже не взаимосвязанных между собой, нескольких стилей фотоизображения в одной картинке или фотографии.

Эффект фотоколлажа достигается с помощью наложения одного изображения на другое, совмещение нескольких фото изображений в одном, иногда даже с элементами графики (мозаика) или использования хаотичного набора разнообразных изображений (пазл). В ходе развития фотографии появилась возможность использования различных приёмов и методов создания коллажей с применением специальных эффектов. Следует заметить, что данное направление искусства становится более доступным всё большему кругу людей не обладающих профессиональными навыками фотографии или компьютерной обработки фотоснимков (например, с помощью Photoshop). Очень многое прежде всего зависит от фантазии самого автора и его желания сделать что-то необычное или сюрреалистическое. Фотоколлаж возможен в нескольких жанрах, таких как сатирическое, философское, политическое, метаморфическое, пропагандистское и прочее изображение.

Как же появился коллаж? В изобразительное искусство коллаж был введен художниками, которые использовали определенные техники и направления в живописи. Это были

  • кубисты - все, ко любил изображать четкие геометрические формы в темах своих картин,
  • футуристы, спешащие всегда куда-то, изображающие все как бы на лету, на бегу

дадаисты, это именно те, кто использовал в своих произведениях собственно коллаж. Дадаисты использовали кусочки разнообразных материалов: бумаги, обрывков газет, фотографий, кусков ткани и т. д, приклеивая их к холсту.

Коллаж

 

Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.

В искусство коллаж был введён как формальный эксперимент кубистами, футуристами и дадаистами. На том этапе в изобразительных целях применялись обрывки газет, фотографий, обоев. Наклеивались на холст куски ткани, щепки и т. п.

Считается, что первыми в искусстве технику коллажа применили Жорж Брак и Пабло Пикассо в 1910-1912 годах. Первым художником, работающим исключительно в технике коллажа был Курт Швиттерс.

 

 

Коллажная техника стала точкой отсчета для рождения целого ряда новых видов художественного творчества: фотомонтаж, ассамбляж, искусство объекта. Часто все эти понятия смешивают даже музейные работники, так как термины ещё слишком новы в обиходе русского искусства. Надо отличать коллаж от близкого, но всё же другого средства изображения - аппликации, то есть применения разнообразных материалов и структур - тканей, газет, фанеры или жести с целью усиления выразительных возможностей. Такой метод создания изображения по своей сути и технике близок к инкрустации. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.

Ещё одним из жанров следует назвать ассамбляж, в котором используются разнообразные предметы и их фрагменты, собранные и скомпонованные на одной плоскости, получаемая композиция имеет объем и глубину, это искусство сродни инсталляции. Иногда используют обозначение «ready-made».
Ассамбляж - включение в произведение искусства трехмерных не художественных материалов и найденных объектов, берущее свое начало в технике коллажа. Получившееся произведение имеет объемную, многослойную структуру. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами.

Mixed Media - Микс
Уже знакомый скраперам термин, как раз и являющийся коллажем в скрапе как таковым.
Здесь смешиваются техники и материалы, приклеиваются кусочки газет, вырезки из журналов, композиция может быть крайне затейливой и даже напоминать архитектуру. Журналинг часто не пишется, а подбирается из строчек газет или подходящих заголовков, получается текст-намек, текст-загадка, которую не всегда получится разгадать.

 

Фотоколлаж — это соединение нескольких фотоэлементов в одной плоскости, проще говоря, в одной картинке. Художественный фотомонтаж — это моделирование собственного мира, обычно подкрепленное философским подтекстом. Журнальный фотоколлаж существует в двух видах: декоративный и псевдо-реалистичный.
Первый — это сложная мозаика фотоэлементов иногда вперемешку с графикой, его основная задача — смысловая и символическая информация. Тут важно создать яркую картинку с помощью любых средств, чаще всего без согласования с реальностью таких качеств, как освещение, пропорции, перспектива, масштабы и тому подобные.
Второй вид — псевдо-реалистичный фотоколлаж — по сути, просто фотомонтаж. Это воздействие на фотографию, способом склеивания нескольких фотоэлементов. Тут задача, как раз наоборот — создать картинку, отличающуюся от реальности лишь тем, что на момент создания снимка этого сюжета или просто его деталей не существовало, но вполне могли бы быть — например, в будущем или же прошлом, то есть создать вполне правдоподобный фотографический сюжет.
Еще один художественный прием — это коллаж-фото-сериал, где одни и те же действующие лица совершают действия в разной последовательности и все они в итоге размещены в одной картинной плоскости. И, тем не менее, при применении любой из техник, фотохудожник пользуется определенным неизбежным правилом — коллаж должен быть лаконичен, понятен и приятен для зрения.

 

 

Теперь более подробно опишем приемы и техники, которые можно использовать при создании коллажа.

 

Краткий словарь специальных терминов

АДГЕЗИВНЫЙ ЦИКЛ

совокупность действий художника по оклеиванию поверхности коллажа самоклеющимися ярлыками (лэйблами) и другими мелкими предметами с целью придания произведению красочности и живописности

АЙ-СТОППИНГ

свойство произведения искусства привлекать внимание зрителя, буквально останавливать глаз. Многие особенности коллажного искусства заставляют обратить на него внимание

АККУМУЛЯЦИЯ

сочетание совершенно одинаковых предметов, собранных вместе с целью создания необычного эстетического эффекта


АЛТАРЬ

в молодежной субкультуре: домашний музей, посвященный какой-либо знаменитости (актеру, спортсмену). Предусматривает использование коллажных композиций, состоящих из газетных и журнальных вырезок


АМПЛИФИКАЦИЯ

создание копии каких-либо предметов в виде увеличенного муляжа с целью создания гротескового эффекта


АМПЛИФИЦИРОВАННЫЙ РЭДИ-МЭЙД

рэди-мэйд, имеющий в основе принцип амплификации


АППЛИКАЦИЯ

приклеивание бумажных вырезок к плотному картону с целью создания коллажирующей композиции


АРТИСТЭМП

непочтовая марка, приклеиваемая к конверту только с целью создания коллажного эффекта


АРТМИНИСТРАЦИЯ

цикл коллажей, высмеивающих административную иерархию

 

АССАМБЛЯЖ

пространственный коллаж из разнородных предметов


БАНКНОТА

банковский билет, включенный в коллажирующую композицию

 

БИСЕР

стеклянные бусины. Помимо использования для вышивки может использоваться для создания коллажных композиций


БУК-АРТ

жанр авангардистского искусства, сырьем для которого является книга. Произведение бук-арта может содержать коллажные элементы


ВИАФИЛЬНЫЙ КОЛЛАЖ (от слова виафилия, любовь к путешествиям)

композиция, предусматривающая использование почтовых штемпелей разных городов, сделанных на почтамтах этих городов специально по просьбе путешественника. В.к. может включать штемпеля и почтовые ярлыки.

 

ВЫКЛЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО

задний план сцены фильма или спектакля, имитирующий коллажную композицию


ВЫРЕЗАЛКИ

обыденное название искусства силуэта или его произведений

 

ГАЗЕТНЫЕ БУКВЫ

отдельные буквы из газетных заголовков, служащие для выклеивания текстов анонимных писем. Тексты из газетных букв начали использовать в девятнадцатом веке преступники для сокрытия авторства письма и на этот вид материального исполнения текста обратили внимание криминалисты. Коллажи и псевдоколлажи из газетных букв часто используются для оформления детективно-приключенческой литературы


ГЕТЕРОГЕННЫЕ ВСТАВКИ

вставки из материалов, не совпадающих по свойствам с основными материалами коллажей


ГЛУБИННАЯ СТРУКТУРА

совокупность внутренних смыслов, заключенных в произведение коллажного искусства. Противопоставляется поверхностно-плоскостной структуре, конституирующей внешний слой


ГРАФФИТТИ

искусство нанесения надписей и рисунков на стены домов. Получило широчайшее распространение с конца шестидесятых годов ХХ века. Повлиял на многие индивидуальные стили коллажных композиций.

 

ДЕКУПАЖ

искусство вырезания из бумаги. Нашел наивысшее воплощение в творчестве А.Матисса. Декупажные действия являются частью создания фотомонтажа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.152 с.)