Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постоянная составляющая вертикали

Поиск

Все вертикальные слова объединяет наличие некоего вертикального коэффициента, косвен­но указывающего на победу или поражение в борьбе с силой земного тяготения (подъем, взлет или приземленность, падение). Иначе говоря, во всех этих сло­вах содержится образ проявления энергии внешнего мира и ее влия­ние на человека — вертикальный энергетический конфликт. В этом конфликте, и это находит свое отражение в «вертикальных» словах, человеку отведена роль постоянного преодоления.

Во всех словах, относящихся к трем этапам речевой вертикали, можно выделить обобщающую их постоянную эмоциональную ок­раску — в некотором роде постоянную составляющую.

В данном случае постоянной составляющей будет тот или иной подразумеваемый уровень на вертикали, который возник благода­ря преодолению или подчинению силы тяжести и относительно ко­торого существует определенная вертикальная деятельность.

У каждого из нас постоянно присутствует две невидимые психо­логические вертикальные оси: внешняя и внутренняя.

Внешняя вертикаль асимметрична.. Она выходит вверх (из те­мени) и вниз (между ног). Высота ее практически бесконечна. Даже тогда, когда мы находимся в закрытом помещении, она пронзает все потолки и крыши. Низ же ее, на каком бы уровне (этаже) мы не на­ходились, всегда-у нас непосредственно под ногами. «Обратите вни­мание на то, что жест вниз ограничен (земля), а жест вверх не ог­раничен (небо); как великолепна философия: всякое падение пре­дельно, всякий полет беспределен...» [6]. В этом высказывании С.М.Волконского, кроме замечательно верного наблюдения содер­жится и типичное заблуждение, так как ведущими ассоциациями верха и низа он считает небо и землю. То, что они являются произ­водными, мы только что показали.

Где лежит граница между верхом и низом? Известно, что все рас­стояния, определяемые «на глаз», человек мысленно измеряет ют кончика своего носа (в этом случае результат измерений наиболее то­чен). Поэтому предположим, что верх это все, что выше носа, а низ, соответственно, все, что ниже. Выражения «задрать нос», «повесить нос», «держать нос по ветру» ясно указывают на основную точку отсчета.

«Нос термометр страсти», приводит это дельсартовское за­мечание С.М.Волконский {6].

Исходный уровень, расположенный на уровне кончика носа, есть знак своего Я. Любое знаковое движение головы как бы переносит это Я в ту или иную сторону пространства.

Вежливый поклон при встрече — это знак, основанный на сме­щении относительно постоянной составляющей вниз. Гордо вски-

нутая голова — это знак, основанный на смещении относительно по­стоянной составляющей вверх.

Можно упасть на колени, униженно согнуть спину, стыдливо опустить глаза (или, наоборот, подпрыгнуть от радости, запроки­нуться от хохота, закатить глаза вверх от восхищения) — здесь при­сутствует всего один знак низа (или, наоборот, верха), так как все они основаны на смещении по вертикальной оси относительно уже известной нам постоянной составляющей (своей или собеседника), а приведенный ряд лишь показывает его разную энергетику.

Такая вертикальная постоянная составляющая, не всегда явно обнаруживаемая в слове, вполне очевидна в вертикальной панто­мимике.

Наличие в нашей речи ансамбля слов с вертикальной ассоциа­цией — это своеобразный перевод с языка, свойственного всему жи­вому, языка тела. Мы уже говорили о том, что основой этого языка является конкретное действие в ином контексте и ставшее потому знаком.

Действия ребенка, направленные на преодоление силы тяжести как важный акт самоутверждения, а также проходящие по вертика­ли взаимоотношениями со взрослыми, со сверетниками, с младши­ми детьми и с предметами во время игр — все нашло свое отражение в нашем внеречевом визуальном языке общения.

Процесс формирования вертикальных ассоциаций не заканчива­ется в детстве, но продолжается в течение всей жизни на основе личного опыта, благодаря общественной памяти и на основе фор­мирования современных нам ассоциаций. Комплекс таких ассоциа­ций постоянно обогащают произведения визуального искусства и литература. В качестве примера приведем ансамбль вертикально-векторных ассоциаций в стихотворении А.С.Пушкина:

«Я памятник себе ВОЗДВИГ нерукотворный, [ВЕРХ]

К нему не зарастет народная ТРОПА, [НИЗ]

Вознесся ВЫШЕ он главою непокорной

Александрийского столпа..

ВЕЛЕНЬЮ Божию, о муза, будь ПОСЛУШНА, [СНИЗУ-ВЕРХ]

Обиды не страшась, не требуя венца; [СНИЗУ-ВВЕРХ]

Хвалу и клевету приемли РАВНОДУШНО [НАРАВНЕ]

И не ОСПОРИВАЙ глупца». [СВЕРХУ-ВНИЗ]

 

Вертикальная пристройка

Определение «пристройки» в значении приспособиться (приловчиться, приноровиться) как части взаимодействия существует издрев­ле. Это слово уже как термин ввел в театральную практику К.С.Ста­ниславский. В дальнейшем это понятие вошло и в психологию об-

щения, включая, конечно, и основы общения сценического. Особая заслуга принадлежит здесь П.М.Ершову, который охарактеризовал «пристройку» как: «...в сущности, преодоление физических [и пси­хологических — А.р.] преград, препятствий на пути субъекта к его цели... Для человека здорового встретить вошедшего гостя и для это­го встать, пройти через всю квартиру — это одна "пристройка". А для тяжелобольного — только встать — это целое дело, целый по­ступок, к которому нужно приспособиться, "пристроиться"» [15].

По П.М.Ершову «..."пристройки" могут быть, разумеется, беско­нечно разнообразны. Тем не менее, они поддаются некоторой об­щей профессионально-технической классификации.

Прежде всего, все "пристройки" могут быть разделены на две группы: для воздействия на неодушевленные предметы, и для воз­действия на партнера.

"Пристройки" для воздействия на человека можно разделить на группы: одну назовем "пристройки снизу", другую — "пристройки сверху". А так как пристраиваться "сверху" и пристраиваться "снизу" можно в разной степени, то легко себе представить некоторую сред­нюю, промежуточную пристройку — третью группу пристроек — "пристройку наравне"1.

Людям, привыкшим повелевать (например, командирам, началь­никам, администраторам), людям самоуверенным, властным, людям нахальным и богатым, — в одних случаях основательно, в других нет — свойственна тенденция пристраиваться "сверху". Людям, при­выкшим повиноваться, людям скромным, застенчивым, робким, бед­ным, свойственна, наоборот, тенденция пристраиваться "снизу".

Это, разумеется, не значит, что все начальники и командиры (или все богатые) всегда пристраиваются "сверху", а все подчиненные (или все бедные) — "снизу". Это значит лишь то, что весь жизненный опыт взаимоотношений каждого данного человека... влечет за собой тенден­цию преимущественно к тем или другим "пристройкам".

Причем, человек, максимально расположенный к "пристройкам сверху", при известном стечении обстоятельств будет пристраивать­ся "снизу" для воздействия на того, к кому он же при других обстоя­тельствах стал бы согласно своей привычки пристраиваться "свер­ху". Так, мать или отец, уговаривая больного ребенка, могут при­страиваться "снизу", хотя это явно не соответствует соотношению сил. Здесь характер "пристройки" будет обусловлен тем, что роди-

1 Здесь следует отметить не вполне удачное слово «наравне», обозначающее нулевую точку между верхом и низом. Ведь наравне могут быть и люди, одновременно пристроенные к друг к другу сверху или снизу. Быть может, здесь уместнее было бы слово «партнерски»?

46 N

тели нуждаются в определенных Действиях ребенка, зависят от них.

Любовь, внимание, заинтересованность в партнере вообще, и часто вопреки соотношению сил, ведут к "пристройке снизу". В некоторых семьях "культ ребенка" выражается, в частности, в том, что взрослые пристраиваются к нему "снизу". Кстати говоря, резуль­татом этого оказывается ложное представление ребенка о своих пра­вах и достоинствах, что делает его избалованным и неприспособ­ленным к жизни.

И наоборот, самый скромный, робкий или зависимый человек принадлежащих обстоятельствах будет пристраиваться "сверху" для воздействия на самого сильного или наглого партнера... Ярким при­мером "пристройки снизу" может служить фигура папы Сикста в Сикстинской мадонне Рафаэля.

...В русской жанровой и исторической живописи XIX века об­разцов "пристроек" самого разнообразного характера множество. Хо­рошие примеры "пристроек снизу": Юшанов — "Проводы началь­ника", Федотов — "Разборчивая невеста"; "пристроек сверху": Федотов — "Свежий кавалер", Перов — "Приезд гувернантки в ку­печеский дом", Репин — "Отказ от исповеди", Ге — "Что есть исти­на?" (фигура Пилата), Суриков — "Утро стрелецкой казни" (фигу­ра Петра I)...

В характере "пристройки" находят себе отражение внутренний мир человека — и его прошлый жизненный опыт, и то, как он вос­принимает и оценивает наличные окружающие его обстоятельства.

Пристройка "снизу" есть пристройка снизу, между прочим, и в буквальном смысле слова — чтобы поймать взгляд партнера, чтобы видеть его глаза, удобнее смотреть на партнера несколько снизу вверх. Таким образом, пристройка "снизу" связана с мускульной тен­денцией "быть ниже" партнера» [15].

Кроме пристроек «сверху» и «снизу», П.М.Ершов выделил и при­стройку «наравне», которая, по его мнению, «...характеризуется со­ответственно мышечной освобожденностыо, или даже — разболтан­ностью, небрежностью». Иллюстрирует свою мысль П.М.Ершов на примере рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий». «Нетрудно уви­деть, — пишет П.М.Ершов, — как "пристройка наравне", после того как "тонкий" оценил общественное положение "толстого", смени­лась "пристройкой снизу"...».

«Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искриви­лось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемодан, узлы, картонки съежились, поморщились...».

Любопытно, что «пристройки», которые можно обнаружить в ри­сунках на античных вазах, относительно свободны, так как каждая

из них выражена не в очень большой степени и в них нет ни полной зависимости, ни полной независимости. Вероятно, это и в некото­рой степени характеризует взаимоотношения между людьми в ан­тичном обществе; здесь еще не изжита патриархальная простота, здесь больше человеческого достоинства, чем, скажем, в рабовла­дельческом обществе «азиатского типа».

И наконец, важное замечание П.М.Ершова: «..."пристройки" об­ладают чрезвычайной выразительностью именно потому, что они непроизвольны. Они "автоматически", рефлекторно отражают то, что делается в душе человека: и его душевное состояние, него отно­шение к партнеру, и его представление о самом себе, и степень его заинтересованности в цели» [15].

Если вспомнить наше определение постоянной составляющей вертикали, мерилом которой является направленность кончика но­са, то по этому вектору легко будет определить характер пристрой­ки и ее топономной сущности. Пристройка есть указание собесед­нику (объекту) на ту топоному, с какой собеседник (субъект) се­бя в данный момент отожествляет.

Так, например, «пристройка сверху» как знак имеет значение «я выше тебя, я сверху» или, что то же самое, «я взрослее тебя». А мы знаем, что таким ассоциативным значением обладает вертикальная топонома. И чем выше она расположена, тем главнее. Поэтому «при­стройка сверху» — это не что иное, как привлечение внимания собе­седника к той или иной топономе. Если внимание таким образом было привлечено, то это равносильно произнесенному или напи­санному слову. Иначе говоря, внимайие, направленное к той или иной топономе, есть знак.

Отожествление же себя с топономой — это указание на свое же­лание и, если хотите, готовность занять иное положение, в данном случае на вертикали. Даже взлететь! Была бы возможность. Но так как этого не дано, то хотя бы показать, куда устремляет человека это «полетное» чувство его превосходства.

То же самое можно сказать и о «пристройках снизу». С той-лишь разницей, что это не буквальное коленопреклонение или даже па­дение ниц, а лишь указание на готовность к унизительному поступку.

Как показал опыт работы автора с актерами, для «пристройки» вовсе не обязательно манипулировать носом по вертикали. Доста­точно устремить косвенное внимание1 (т.е. внимание без прямого обращения взора на объект) к необходимой в данном случае топо­номе, расположенной вверху (воображаемая точка над головой со-

1 К рассмотрению косвенного внимания, наряду с другими его видами, мы еще вернемся.

беседника) или внизу (точка ниже кончика его носа, вплоть до уров­ня пола). Тот факт, что в акте внимания участвуют буквально все мышцы нашего тела, делает внешнее проявление «пристройки» вполне читаемым и без утрированной пантомимики.

Следует отметить, что феномен «косвенности», как это отмечал еще В.М.Бехтерев, обладает гораздо большей внушающей силой по сравнению с обращением «в лоб». Это необходимо помнить всякий раз, когда мы будем рассматривать проявление косвенности в быту и в искусстве.

Вроде бы не так явно проявленная сосредоточенность на опреде­ленной топономе выходит на первый план для собеседника, а на­рочитые пристройки остаются в тени. Т.е. мышечное выражение ис­тинной устремленности внимания гораздо красноречивее утриро­ванной нарочитой пластики, выражающей пристройку иного на­правления. Неопытные актеры как раз и пытаются не столько управ­лять своим вниманием, сколько изображать его. Профессиональные артисты высокого класса поступают иначе. Они, за счет разной на­правленности действительной и обманной «пристроек», дают зри­телю возможность разгадать такой пространственный подтекст.

Внешнее поведение тела в момент подсознательного обращения к вертикальным топономам П.М.Ершов определил как «вес тела». Вот, что он пишет по этому поводу: «Многие особенности "пристро­ек" (и вообще поведения человека) связаны с ощущением (разуме­ется, подсознательным) веса собственного тела.

Действуя, человеку приходится орудовать своим телом, которое имеет определенный вес. Человек молодой, сильный, здоровый, ув­леченный заманчивой перспективой, не замечает веса своего тела и отдельных органов его, не ощущает и тех усилий, которые нужны для того, чтобы встать, повернуть голову, поднять ее, поднять корпус и т.д. Тот же самый человек, находясь в состоянии крайнего утом­ления или после тяжелой болезни, менее расточителен в расходо­вании энергии. Для дряхлого, больного, "согбенного" старика груз собственного тела может быть почти непосильным. Он может не осознавать этого и не думать о весе своего тела, своих рук и ног, но он ощущает, что всякое движение требует от него усилий.

Если у человека мало сил, он, естественно, их экономит. Он де­лается осторожен и предусмотрителен в движениях: избегает лиш­них движений, резких поворотов, неустойчивых положений, широ­ких жестов. Поэтому действие, которое сильный, здоровый и моло­дой человек совершит расточительно и смело, расходуя энергию, человек слабый, старый, больной совершит бережно, экономя силы.

При этом вес тела играет, очевидно, роль не абсолютной ве­личины, а величины относительной — в отношении веса к силам

человека. Между самым сильным, здоровым и молодым человеком, с одной стороны, и самым слабым, больным и старым с другой, расположены все люди. Каждый более или менее приближается ли­бо к тому, либо к другому.

В эту общую схему вносит существенную поправку фактор, имею­щий для нас особенно большое значение, фактор этот централь­ная нервная система, или состояние сознания человека, состояние его духа, вплоть до настроения его в каждую данную минуту.

Иногда старый, тучный и больной человек действует (а значит и двигается) неожиданно смело, решительно и легко; иногда молодой, сильный и здоровый сутулится, осторожен, тяжел и робок в движе­ниях; иногда бодрый, легкий и активный человек мгновенно "увя­дает", а "увядший" оживает.

Увлеченность делом, перепективы успеха, надежды "окрыляют" человека, увеличивают его силы или уменьшают относительный вес его тела. Падение интереса к делу, ожидание поражения, угасание уменьшают силы или увеличивают относительный вес тела.

Поэтому улучшение настроения, оживление надежд, появление перспектив, сознание своей силы, уверенность в себе, в своих пра­вах все это влечет за собой выпрямление позвоночника, подъем головы и общей мускульной мобилизованности "кверху", облегчение головы, корпуса, рук, ног и пр., вплоть до открытых глаз, приподня­тых бровей и улыбки, которая опять-таки приподнимает углы рта и щеки. Всем известно, что дети и подростки подпрыгивают от радо­сти. (Кстати говоря, и всякая пляска содержит в себе преодоление веса собственного тела, демонстрацию силы человека, демонстра­цию победы над этим весом).

По характеру движений человека, в частности, по тому, сколько усилий он тратит, чтобы действовать (как он двигается, действуя), мы "читаем" и его общее душевное состояние и его настроение духа в данную минуту. Например, по тому "в каком весе" выходит чело­век, державший экзамен, из аудитории, иногда можно безошибочно определить, выдержал он экзамен или "провалился".

Как и характер "пристройки", изменения "веса" выдают то, что делается в душе человека. Если вы сообщите нечто важное вашему собеседнику, то, нравится это ему или нет, это выразится, прежде всего, в том, "потяжелеет" ли он, или "станет легче". Его слова могут выражать совсем другое они могут лгать, скрывать, смягчать и т.д... "Вес тела" не может лгать.

Вы сообщаете вашему сослуживцу: "Я поссорился с тем-то или с тем-то". Ваш собеседник выразил вам полное сочувствие и даже стал на вашу сторону,.но при этом стал чуть-чуть "легче" весом. Он рад вашей ссоре, она ему выгодна. Вы сообщаете домашним, что поте-

ряли значительную сумму денег; желая ободрить вас, вам выража­ют словами полное безразличие к потере, но при этом чуть-чуть "тя­желеют". Они огорчены.

...Соответствие или несоответствие воспринятого интересам [вос­принимающего] всегда выражается в изменении "веса его тела"...» [15].

Из всего сказанного П.М.Ершовым не Трудно сделать вывод о том, как красноречива наша подсознательная устремленность к той или иной вертикальной топономе. Мы обращены к «верхней топо-номе» — и как бы становимся «легче». Обращены к «нижней топоно­ме» — и «тяжелеем».В данном случае здесь прослеживается и знако­вое указание на различные возрастные особенности: ведь как легко ходить взрослому и как тяжело идти тому, кто делает самые первые шаги в жизни.

В заключение разговора о вертикали, учитывая то, что движения по ней долгое время остаются для ребенка несамостоятельными и зависимыми от взрослых как и весь процесс общения с внешним миром, отметим ее доминирующее значение как иерархически со­циальной связи между ребенком и окружающей его средой. Имен­но в этом своем доминирующем значении и остается психологичес­кая вертикаль на всю жизнь для каждого из нас.

Но вернемся к поэтапному развитию ребенка. После того как в его подсознании уже достаточно прочно образовалась психологичес­кая вертикаль, наступает его знакомство со второй по счету психо­логической координатой. Этому предшествует сагиттальная зона ближайшего развития1. Типичный пример ее существования — ис­пользование ребенком взрослого как средства своего передвижения. Кому неизвестен этот приказывающий указательный жест ребенка, удобно расположившегося на руках у взрослого и заставляющего его переносить себя то к одному предмету, то к другому! Так, еще не умеющий ходить, недавно появившийся человек начинает позна­вать сагитталь.

Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САГИТТАЛЬ

Странно, что для многих из нас, существующих в трехмерном пространстве, хорошо известно название двух координат — верти­каль и горизонталь — как бы пронзающих нас сверху и сбоку, и не­ведомо название третьей, также проходящей сквозь нас, но уже спе-

Зоиа ближайшего развития — понятие, принятое в психологии, обозначающее период, когда ребенок способен выполнить то или иное действие, но только с помощью взрослого.

реди назад1. Это измерение имеет свое, хотя и редко употребляе­мое название — сагитталь (от лат. sagitta — стрела). Оно объединяет все то, что находится спереди (фронт) и сзади (тыл) от каждого из нас.

До этого мы рассмотрели развитие значения вертикали во взаимоотношении: человек — окружающая среда, начиная с мо­мента рождения и до периода полного взросления. Но сделано это было с некоторой степенью условности, так как уже через некоторое время после рождения абсолютное доминирование вертикали ослабевает, и активное существование происходит с более сильным предощущением других координат пространст­ва. Эти координаты включаются в орбиту человеческой деятель­ности не сразу, но с определенной очередностью и в срответст-вии с возрастом.

Известно, что только к четырем месяцам жизни ребенка его взгляд на мир становится по-настоящему активным. Но при этом немного запаздывает (как бы давая укрепиться вертикальным ассо­циациям) развитие движений рук. Затем формируется акт хвата­ния. Проявляются первые направленные действия младенца на объ­ект, координированные с глазами. К этому же возрасту относится и начало понимания речи.

В этот период закладывается комплекс ощущений, который в дальнейшем будет иметь огромное значение в жизни человека.

Различают три фазы сагиттального движения: устремлен­ность к объекту, достижение его и обладание им. Сравним с вы­сказыванием у М.А.Чехова: «Во-первых, вы держите незримо объект вашего внимания. Во-вторых, вы притягиваете его к себе В-третьих, сами устремляетесь к нему. В-четвертых, вы прони­каете в него» [32].

Под «проникновением» в объект внимания, наверное, следу­ет понимать не умозрительное представление о нутре пред­мета, но акт эмпатического2 слияния субъекта и объекта в еди­ное целое.

1 Существование сагиттали как неотъемлемой части трехмерности игнорирует даже СМ Волконский «Весь мир физический разделяется скрещиванием двух великих линий Перпендикуляр [вертикаль] — нормальное деление широт на Правое и Левое, горизонталь — нормальное деление высот и глубин на Верхнее и Нижнее» Хотя он же, в противоречие себе, указывает на сагиттальные направления

1 Эмпатия — вчуствование, способность войти в эмоциональное состояние другого человека, а также субъективное приписывание реальному предмету, включая произведение искусства, своих собственных чувств, представлений и установок

Определяя феноМен эмпатии, Е.Я.Басин пишет: «Мы понимаем эмпатию как процесс моделирования "Я"... "по образу и подобию" любого другого явления. Это значит, что человек может [как бы] перевоплощаться в образ любого явления, объекта и т.д. Воображен­ное "Я" формируется в результате перехода самых разнообразных образов из системы "не-Я" в систему "Я", в результате чего образ как бы превращается в "Я", приобретает функции "Я", т.е. может управлять сознанием и поведением. Превращаться в "Я-образы", с которыми идентифицирует себя реальное "Я" человека, могут как образы других людей (реальных или выдуманных), так и образы любых других объектов, в том числе и неодушевленных. Можно с уверенностью предположить, что формирование "Я-образов" (а это означает одновременно и идентификацию с ними) лежит в основе словоупотреблений термина "эмпатия". Итак, эмпатия — это моде­лирование "Я" "по образу и подобию" любого другого явления в результате перехода самых разнообразных образов из системы "не-Я" в систему "Я"...»- [1].

Все фазы движения к объекту, объединенные в одно неразрыв­ное целое у взрослого, для ребенка большой период времени настоль­ко раздельны, что соединение их в одну общую цепь требует многих месяцев усилий и тренировок.

Каждая фаза в младенчестве обладает самостоятельной цен­ностью: направленность — способностью к ориентации, достиже­ние — удовольствием от самого движения как такового, облада­ние — владением.

Постоянная составляющая сагиттали тоже расположена на уров­не носа — самой «выдающейся» частью тела при ползании на четве­реньках.

Если в вертикальном периоде значение топоном укладывалось в понятия [как] высоко и [как] низко, то в сагиттальном — [как] близко спереди и [как] близко сзади.

Все движения по сагиттали условно можно разделить на движе­ние «да» (вперед) и движение «нет» (назад). В раннем детстве эти моменты согласия-несогласия носят совершенно предметный характер. «Да» для ребенка — это, прежде всего, импульсивное при­ятие, которое означает: хочу взять, хочу присвоить (конфету, иг­рушку и т.п.), а «нет», соответственно, не хочу брать. Если «нет» для взрослого может означать «иное мнение», то для ребенка — это лишь импульсивный отказ от конкретного объекта. Однако детство сохраняется во взрослости, и даже крупный ученый в процессе научной дискуссии, мимически выражает свое несогласие с оппо­нентом точно так же как младенец, которого насильно кормят ман­ной кашей.

Инстинкт самосохранения заставляет ребенка при встрече с но­вым предметом начать процесс знакомства с сагиттального «нет», т.е. с неприятия, с отказа. Эта врожденная осторожность, проявлен­ная внешне на микроуровне, в дальнейшем станет общепонятным знаком встречи с новизной. Например, восклицание Фамусова: «Ба, знакомые все лица!» сопряжено вначале с движением, отказа, так как означает неожиданную встречу.

С.М.Волконский отмечал: — «Перед всяким сильным движением вперед отклоняйтесь назад, — это своего рода разбег. Однородное явление наблюдается в области слова. Чем сильнее на вас подейст­вовало то, что вы услышали, тем позднее вы отвечаете: замедление ответа есть то же уклонение назад». И еще: «Подчеркивание, опре­деление (данного, этого предмета) — жест вперед, грудь дающего — выпукла, грудь берущего — вогнута» [6].

Говоря о подобного рода «отказных» сагиттально-пластических моментах в актерской практике, С.М.Эйзенштейн пишет: «И если отказный взмах нужен для удара по шляпке гвоздя, то для "удара" по психике зрителя, когда в нее надо "вонзить" тот или иной сце­нически выразительный элемент, действие ваше вынуждено при­бегнуть к тому же принципу отказа и в той же принципиальной на­правленности» [33].

В.Э.Мейерхольд сравнивал пластический отказ со стрельбой из лука, когда перед тем как выстрелить (вперед) надо натянуть тети­ву (назад).

Все, что вызывает нас на принятие или отказ от решения, выра­жается в непроизвольном импульсивном движении вперед или на­зад вдоль сагиттали, в зависимости от силы мотива: всем телом, жестом или взглядом. При этом все формы движения (шаг, жест, поворот головы, взгляд) по сагиттали для всех нас однозначны. Вы­бор конкретной формы при таком движении зависит лишь от степе­ни значимости объекта и нашего умения владеть собой1. Все это —

1 С.М.Волконский пишет: «Обратите внимание на то, какой оттенок радости сообщается слову Здравствуйте!, когда оно сопровождается движением назад; какой сердечностью, интимностью, окрашивается приветствие высшего к низшему, когда корпус откидывается назад. Как сильные мира сего знают это свойство своего привета, и сколько маленьких людей, во время какой-нибудь церемонии затерянных в толпе, чувствовали себя поднятыми на седьмое небо только потому, что проходившее высокопоставленное лицо, откинувшись назад, произносило такие значительные слова, как "Здравствуйте, любезнейший"» 6.

Отметим, что откидывание назад выражает то, чего в словах пет: «Кого я вижу!, Вы ли это!, Вот приятная неожиданность!».. Т. е. то же самое «нет», но в значении «да» как радостно-кокетливого «Не может быть! Нет, не верю!».

отражение того периода, когда, благодаря развитию собственной ак­тивности, у ребенка развивается ощущение своей независимости от взрослых, от вертикали.

«Если отказ есть пластическое "нет!", то легко догадаться, что будет пластическое "да!", — пишет об этом сагиттальном фено­мене Ю.А.Мочалов. — Театральная практика не выработала на­именования этой реакции. И нет, к сожалению, для нее более точного определения, чем устремление. В некоторых случаях мо­жет подойти более короткое слово "выпад", но лишь тогда, когда искомый характер движения рывкообразен и сродни выпаду фех­товальному.

Чаще всего мгновенное "да!" есть, по существу, реакция хищника.

Сравним прыжок кошки на внезапно упавшую птицу или бросок чайки на воду с реакцией коровы или лошади на появле­ние пищи. Человека флегматичного справедливо будет уподо­бить травоядному, тогда как жизненно активного человека — в невульгарном значении слова — хищнику. В самомделе, что есть так называемая хорошая физическая реакция? Например, спорт­смена на мяч? Не что иное, как способность хищного зверя пере­ступить через предполагаемое торможение: "Как? Мяч летит ми­мо меня...".

Что есть хорошая психологическая реакция? Например, умение раньше других сказать: "Я решаюсь!" По существу то же самое.

Осознанное устремление предполагает готовность.

Неосознанное — непосредственность. Это еще один случай ре­акции устремления: "Ты любишь меня? Да".

Это может быть сказано словом, мощным броском всего тела или даже стремительным перебегом (как это гениально делала Джуль­етта Улановой), а может быть едва заметным движением глаз. Но в любом случае это ответное движение к партнеру с подтекстом: "да!"...» [21].

В жизни каждого ребенка, когда он начинает делать первые са­мостоятельные перемещения в пространстве, например, активно ползает, наступает период, когда само по себе независимое от взрос­лого движение доставляет огромное наслаждение. Это ощущение настолько сильно, что сохраняется до глубокой старости, особенно у тех, кто постоянно испытывает охоту к перемене мест. Для них, любителей прогулок, туристов-пешеходов и путешественников, сам факт перемещения дает то самое наслаждение, о котором Ф.М.Дос­тоевский писал: «Колумб был счастлив не когда открыл Америку, а когда открывал ее».

Мы сохраняем вместе с подсознательной радостью от своей спо­собности ходить и мышечные ощущения, которые очень точно

охарактеризовал пианист Г.Коган: «Ребенок, совершая свои первые шаги, "ходит" не только ногами, но и руками, губами, глазами и т.д». Однако о том, как мы «ходим глазами» — речь позднее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.214.244 (0.015 с.)