Анатомическая основа для возникновения эмоций. Функциональная асимметрия мозга и эмоции. Выражение эмоций и способы их оценки. Возможности сознательного управления эмоциями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анатомическая основа для возникновения эмоций. Функциональная асимметрия мозга и эмоции. Выражение эмоций и способы их оценки. Возможности сознательного управления эмоциями.



Сведения об анатомическом субстрате развития тех или других эмоций обычно черпаются из опытов с разрушением и стимуляцией различных отделов мозга, а также из изучения функций мозга человека в клинике в связи с операциями на мозге и проведением различных лечебных процедур.Первая наиболее стройная концепция, связывающая эмоции с функциями определенных структур мозга, была опубликована в 1937 г. И принадлежит американскому невропатологу Дж.Пейпецу. Изучая эмоциональные расстройства у больных с поражением гиппокампа и поясной извилины, он выдвинул гипотезу о существовании единой системы, объединяющей ряд структур мозга и образующей мозговой субстрат для эмоций. Эта система представляет замкнутую цепь и включает: гипоталамус - передневентральное ядро таламуса - поясную извилину - гиппокамп - мамиллярные ядра гипоталамуса. Она получила название круга ПейпецаПозднее П.Мак-Лин в 1952 г., учитывая, что поясная извилина как бы окаймляет основание переднего мозга, предложил назвать ее и связанные с ней другие структуры мозга лимбической системой (limbus -- край). Источником возбуждения для этой системы является гипоталамус. Сигналы от него следуют в средний мозг и нижележащие отделы для инициации вегетативных и моторных эмоциональных реакций. Одновременно нейроны гипоталамуса через коллатерали посылают сигналы в передневентральное ядро в таламусе. По этому пути возбуждение передается к поясной извилине коры больших полушарий.Поясная извилина, по Дж.Пейпецу, является субстратом осознанных эмоциональных переживаний и имеет специальные входы для эмоциональных сигналов, подобно тому как зрительная кора имеет входы для зрительных сигналов. Далее сигнал из поясной извилины через гиппокамп вновь достигает гипоталамуса в области его мамиллярных тел. Так нервная цепь замыкается. Путь от поясной извилины связывает субъективные переживания, возникающие на уровне коры, с сигналами, выходящими из гипоталамуса для висцерального и моторного выражения эмоций.Однако сегодня красивая гипотеза Дж.Пейпеца приходит в противоречие со многими фактами. Так, под сомнением оказалась роль гиппокампа и таламуса в возникновении эмоций. У человека стимуляция гиппокампа электрическим током не сопровождается появлением эмоций (страха, гнева и т.п.) Субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания.

Из всех структур круга Пейпеца наиболее тесную связь с эмоциональным поведением обнаруживают гипоталамус и поясная извилина. Кроме того, оказалось, что и многие другие структуры мозга, не входящие в состав круга Пейпеца, оказывают сильное влияние на эмоциональное поведение. Среди них особая роль принадлежит миндалине, а также лобной и височной коре головного мозга. Эмоциональная асимметрия мозга характерна и для нормальных здоровых людей. Для лиц с доминантным правым полушарием характерна повышенная тревожность, нейротизм. Преобладание функций левого полушария, определяемого по группе двигательных, зрительных и слуховых методик, сочетается с низкими значениями тревожности.Возникновение любой эмоции имеет в своей основе активацию различных групп биологически активных веществ в их сложном взаимодействии. Модальность, качество эмоций, их интенсивность определяются взаимоотношением норадренергической, дофаминергической, серотонинергической, холинергической систем, а также целым рядом нейропептидов, включая эндогенные опиаты.Эмоции и чувства заметно проявляются во внешнем облике человека; они влияют на поведение и состояние человека, а также на деятельность его внутренних органов. При волнении мы испытываем сильное сердцебиение, ускоряется пульс, нам становится тяжело дышать, появляется дрожь в руках, ногах, иногда человека бросает в жар; бывает и наоборот: выступает холодный пот на лбу, начинается озноб, из глаз текут слезы. Чувства отражаются и в мимике. Недаром народная пословица говорит: «Лицо — зеркало души».Мышцы лица у нас очень подвижные и легко придают ему различное выражение в зависимости от внутреннего состояния человека. О чувствах говорит и пантомимика, т. е. жесты, осанка, выразительные движения тела, поза человека.Полнее всего может выразить эмоции наша речь. В словах отражаются не только мысли, но и самые разнообразные чувства — от любви до ненависти, от страха до торжества победы. Особенно ярко выражает эмоции поэтическая речь. Немалую роль играет и интонация. Одну и ту же фразу можно сказать так, что в ней будет выражена радость, или печаль, или гнев. Слушая незнакомую иностранную речь, нетрудно понять, в каком настроении находится говорящий человек.Большими средствами для выражения чувств обладает искусство, в особенности музыка. Оаа нередко может выразить чувства глубже, чем речь, вызвав у слушателя такие настроения, которые очень трудно передать словами.Благодаря внешнему выражению чувства легко передаются другим. Действительно, нам становится грустно, когда мы видим плачущего человека, хотя часто и не знаем причины его горя. Напротив, вид веселых, радостных людей и у нас улучшает настроение.У животных тоже есть эмоции, но они имеют примитивный характер. Внешне эмоции животных выражаются голосом и движениями. Если перед посаженной на цепь собакой стоят хозяин и незнакомый человек, то животное бросается к одному, визжа от удовольствия, а на другого злобно лает. У обезьяны можно заметить и мимику, похожую на смех или плач человека.Чарлз Дарвин установил много общего во внешнем выражении эмоции у обезьян и у человека. Он считал, что некоторые наши движения, выражающие эмоции, представляют собой остатки (рудименты) действий нападения и обороны, которые были у наших далеких предков — животных. Действительно, при сильном гневе у человека иногда невольно сжимаются кулаки; испытывая страх, он как бы съеживается, опускает голову, точно хочет спрятаться или обратиться в бегство. Отрицательные и положительные эмоции.Способность выражения эмоций сопоставима со свободой и силой личности. Это относится и к положительным, и к отрицательным эмоциям в равной степени. При этом к положительным относятся те эмоции, которые эффективно выражаются и высвобождаются, а к негативным те, которых человек избегает, отрицает и подавляет.У всех бывало, когда после выражения эмоции, считающейся отрицательной, например, страха, злости или грусти, случалось что-то чудесное: мы чувствовали облегчение, выбрасывали из головы то, за что цеплялись, решали проблему или урегулировали конфликт в отношениях и т.д. Вот почему мы чувствуем себя так замечательно и свободно, поплакав от души.А ещё у всех нас были случаи, когда мы не могли выразить положительные эмоции, например, любовь или благодарность. В результате приходилось подавлять эти чувства, что, скорее всего, отрицательно сказалось на нас и на окружающих.Научно доказано: если мы отрицаем какие-то свои ощущения или избегаем их, это сказывается не только на психическом, но и на общефизическом здоровье человека. Истинная цель состоит в том, чтобы осознать, признать, прочувствовать свои эмоции и найти здоровый способ их выражения, а не испытывать исключительно те, которые мы считаем положительными, избегая при этом тех, что мы считаем негативными. Только так можно создать новое, здоровое отношение к эмоциям человека, которые способны обеспечить его свободу и независимость. Готовность выражения эмоций - это ключевой момент подлинного самовыражения личности. Одной из причин возникновения человеческих эмоций в ходе эволюции была необходимость обеспечить социальную связь между матерью и ребенком. Экологическая ниша человеческого ребенка такова, что носителем всех когнитивных, социальных и физиологических навыков, необходимых для выживания младенца, является заботящийся о нем взрослый. Младенец просто не выжил бы, если бы его мать не испытывала мощной потребности держать его на руках. Ребенок во всем зависит от матери: она удовлетворяет его потребности в пище, тепле, уходе, защищает его от опасности. Не так давно мы поняли, что, кроме всего этого, ребенку для физического здоровья и психологического благополучия необходима также и родительская любовь. Даже взрослому человек бывает трудно справиться с жизненными неурядицами, если он обделен любовью. Именно такого рода обделенность лежит в основе многих психологических нарушений, и особенно депрессии. Другой причиной возникновения эмоций была насущная необходимость в средствах коммуникации между матерью и ребенком, так же как и между взрослыми людьми. Многочисленные исследования, посвященные вопросам эмоционального развития ребенка, показывают, что задолго до того, как ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, он уже может сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с помощью некоторого набора сигналов Например, голод и боль могут проявляться через внешнее выражение физического страдания. О вовлеченности в ситуацию, интересе к человеку или предмету сигнализирует выражение радости и интереса налицо ребенка, тогда как фрустрация выражается гневом. На биологическом уровне эмоция возникает как ощущение, вызываемое процессами, протекающими в нервной и мышечной системах. Если искать причины эмоции на когнитивном уровне, тогда в качестве активаторов эмоции следует рассматривать такие перцептивно-когнитивные процессы, как оценка и атрибуция. Нельзя забывать, что эмоция активируется одновременно и нейрохимическими, и нервно-мышечными, и аффективными, и когнитивными процессами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.133.148 (0.004 с.)