Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анатомическая основа для возникновения эмоций. Функциональная асимметрия мозга и эмоции. Выражение эмоций и способы их оценки. Возможности сознательного управления эмоциями.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сведения об анатомическом субстрате развития тех или других эмоций обычно черпаются из опытов с разрушением и стимуляцией различных отделов мозга, а также из изучения функций мозга человека в клинике в связи с операциями на мозге и проведением различных лечебных процедур.Первая наиболее стройная концепция, связывающая эмоции с функциями определенных структур мозга, была опубликована в 1937 г. И принадлежит американскому невропатологу Дж.Пейпецу. Изучая эмоциональные расстройства у больных с поражением гиппокампа и поясной извилины, он выдвинул гипотезу о существовании единой системы, объединяющей ряд структур мозга и образующей мозговой субстрат для эмоций. Эта система представляет замкнутую цепь и включает: гипоталамус - передневентральное ядро таламуса - поясную извилину - гиппокамп - мамиллярные ядра гипоталамуса. Она получила название круга ПейпецаПозднее П.Мак-Лин в 1952 г., учитывая, что поясная извилина как бы окаймляет основание переднего мозга, предложил назвать ее и связанные с ней другие структуры мозга лимбической системой (limbus -- край). Источником возбуждения для этой системы является гипоталамус. Сигналы от него следуют в средний мозг и нижележащие отделы для инициации вегетативных и моторных эмоциональных реакций. Одновременно нейроны гипоталамуса через коллатерали посылают сигналы в передневентральное ядро в таламусе. По этому пути возбуждение передается к поясной извилине коры больших полушарий.Поясная извилина, по Дж.Пейпецу, является субстратом осознанных эмоциональных переживаний и имеет специальные входы для эмоциональных сигналов, подобно тому как зрительная кора имеет входы для зрительных сигналов. Далее сигнал из поясной извилины через гиппокамп вновь достигает гипоталамуса в области его мамиллярных тел. Так нервная цепь замыкается. Путь от поясной извилины связывает субъективные переживания, возникающие на уровне коры, с сигналами, выходящими из гипоталамуса для висцерального и моторного выражения эмоций.Однако сегодня красивая гипотеза Дж.Пейпеца приходит в противоречие со многими фактами. Так, под сомнением оказалась роль гиппокампа и таламуса в возникновении эмоций. У человека стимуляция гиппокампа электрическим током не сопровождается появлением эмоций (страха, гнева и т.п.) Субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания. Из всех структур круга Пейпеца наиболее тесную связь с эмоциональным поведением обнаруживают гипоталамус и поясная извилина. Кроме того, оказалось, что и многие другие структуры мозга, не входящие в состав круга Пейпеца, оказывают сильное влияние на эмоциональное поведение. Среди них особая роль принадлежит миндалине, а также лобной и височной коре головного мозга. Эмоциональная асимметрия мозга характерна и для нормальных здоровых людей. Для лиц с доминантным правым полушарием характерна повышенная тревожность, нейротизм. Преобладание функций левого полушария, определяемого по группе двигательных, зрительных и слуховых методик, сочетается с низкими значениями тревожности.Возникновение любой эмоции имеет в своей основе активацию различных групп биологически активных веществ в их сложном взаимодействии. Модальность, качество эмоций, их интенсивность определяются взаимоотношением норадренергической, дофаминергической, серотонинергической, холинергической систем, а также целым рядом нейропептидов, включая эндогенные опиаты.Эмоции и чувства заметно проявляются во внешнем облике человека; они влияют на поведение и состояние человека, а также на деятельность его внутренних органов. При волнении мы испытываем сильное сердцебиение, ускоряется пульс, нам становится тяжело дышать, появляется дрожь в руках, ногах, иногда человека бросает в жар; бывает и наоборот: выступает холодный пот на лбу, начинается озноб, из глаз текут слезы. Чувства отражаются и в мимике. Недаром народная пословица говорит: «Лицо — зеркало души».Мышцы лица у нас очень подвижные и легко придают ему различное выражение в зависимости от внутреннего состояния человека. О чувствах говорит и пантомимика, т. е. жесты, осанка, выразительные движения тела, поза человека.Полнее всего может выразить эмоции наша речь. В словах отражаются не только мысли, но и самые разнообразные чувства — от любви до ненависти, от страха до торжества победы. Особенно ярко выражает эмоции поэтическая речь. Немалую роль играет и интонация. Одну и ту же фразу можно сказать так, что в ней будет выражена радость, или печаль, или гнев. Слушая незнакомую иностранную речь, нетрудно понять, в каком настроении находится говорящий человек.Большими средствами для выражения чувств обладает искусство, в особенности музыка. Оаа нередко может выразить чувства глубже, чем речь, вызвав у слушателя такие настроения, которые очень трудно передать словами.Благодаря внешнему выражению чувства легко передаются другим. Действительно, нам становится грустно, когда мы видим плачущего человека, хотя часто и не знаем причины его горя. Напротив, вид веселых, радостных людей и у нас улучшает настроение.У животных тоже есть эмоции, но они имеют примитивный характер. Внешне эмоции животных выражаются голосом и движениями. Если перед посаженной на цепь собакой стоят хозяин и незнакомый человек, то животное бросается к одному, визжа от удовольствия, а на другого злобно лает. У обезьяны можно заметить и мимику, похожую на смех или плач человека.Чарлз Дарвин установил много общего во внешнем выражении эмоции у обезьян и у человека. Он считал, что некоторые наши движения, выражающие эмоции, представляют собой остатки (рудименты) действий нападения и обороны, которые были у наших далеких предков — животных. Действительно, при сильном гневе у человека иногда невольно сжимаются кулаки; испытывая страх, он как бы съеживается, опускает голову, точно хочет спрятаться или обратиться в бегство. Отрицательные и положительные эмоции.Способность выражения эмоций сопоставима со свободой и силой личности. Это относится и к положительным, и к отрицательным эмоциям в равной степени. При этом к положительным относятся те эмоции, которые эффективно выражаются и высвобождаются, а к негативным те, которых человек избегает, отрицает и подавляет.У всех бывало, когда после выражения эмоции, считающейся отрицательной, например, страха, злости или грусти, случалось что-то чудесное: мы чувствовали облегчение, выбрасывали из головы то, за что цеплялись, решали проблему или урегулировали конфликт в отношениях и т.д. Вот почему мы чувствуем себя так замечательно и свободно, поплакав от души.А ещё у всех нас были случаи, когда мы не могли выразить положительные эмоции, например, любовь или благодарность. В результате приходилось подавлять эти чувства, что, скорее всего, отрицательно сказалось на нас и на окружающих.Научно доказано: если мы отрицаем какие-то свои ощущения или избегаем их, это сказывается не только на психическом, но и на общефизическом здоровье человека. Истинная цель состоит в том, чтобы осознать, признать, прочувствовать свои эмоции и найти здоровый способ их выражения, а не испытывать исключительно те, которые мы считаем положительными, избегая при этом тех, что мы считаем негативными. Только так можно создать новое, здоровое отношение к эмоциям человека, которые способны обеспечить его свободу и независимость. Готовность выражения эмоций - это ключевой момент подлинного самовыражения личности. Одной из причин возникновения человеческих эмоций в ходе эволюции была необходимость обеспечить социальную связь между матерью и ребенком. Экологическая ниша человеческого ребенка такова, что носителем всех когнитивных, социальных и физиологических навыков, необходимых для выживания младенца, является заботящийся о нем взрослый. Младенец просто не выжил бы, если бы его мать не испытывала мощной потребности держать его на руках. Ребенок во всем зависит от матери: она удовлетворяет его потребности в пище, тепле, уходе, защищает его от опасности. Не так давно мы поняли, что, кроме всего этого, ребенку для физического здоровья и психологического благополучия необходима также и родительская любовь. Даже взрослому человек бывает трудно справиться с жизненными неурядицами, если он обделен любовью. Именно такого рода обделенность лежит в основе многих психологических нарушений, и особенно депрессии. Другой причиной возникновения эмоций была насущная необходимость в средствах коммуникации между матерью и ребенком, так же как и между взрослыми людьми. Многочисленные исследования, посвященные вопросам эмоционального развития ребенка, показывают, что задолго до того, как ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, он уже может сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с помощью некоторого набора сигналов Например, голод и боль могут проявляться через внешнее выражение физического страдания. О вовлеченности в ситуацию, интересе к человеку или предмету сигнализирует выражение радости и интереса налицо ребенка, тогда как фрустрация выражается гневом. На биологическом уровне эмоция возникает как ощущение, вызываемое процессами, протекающими в нервной и мышечной системах. Если искать причины эмоции на когнитивном уровне, тогда в качестве активаторов эмоции следует рассматривать такие перцептивно-когнитивные процессы, как оценка и атрибуция. Нельзя забывать, что эмоция активируется одновременно и нейрохимическими, и нервно-мышечными, и аффективными, и когнитивными процессами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.155.149 (0.007 с.) |