Движение, механизмы его регуляции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Движение, механизмы его регуляции.



. Движение - это жизнь! Однако большинство из нас, научившись ходить, на этом останавливаются. Хотя существует масса способов разнообразить свою жизнь при помощи движения. Это бег, гимнастика, бассейн, боевые искусства, театральное искусство движения...

В рамках общей системы регуляции движений традиционно выделяют три основных компонента: пирамидную, экстрапирамидную и мозжечковую системы. Это деление, основывающееся как на анатомо-физиологических, так и на клинических аргументах, в определенной степени сохраняет свое значение, и в клинике мы можем четко дифференцировать пирамидные, экстрапирамидные и мозжечковые расстройства. Однако новые экспериментальные и клинические данные показывают, что все три системы тесно взаимодействуют между собой на разных уровнях, и поражение одной из них влечет за собой вторичные изменения функционального состояния других. В рамках общей системы регуляции движений традиционно выделяют три основных компонента: пирамидную, экстрапирамидную и мозжечковую системы. Это деление, основывающееся как на анатомо-физиологических, так и на клинических аргументах, в определенной степени сохраняет свое значение, и в клинике мы можем четко дифференцировать пирамидные, экстрапирамидные и мозжечковые расстройства. Однако новые экспериментальные и клинические данные показывают, что все три системы тесно взаимодействуют между собой на разных уровнях, и поражение одной из них влечет за собой вторичные изменения функционального состояния других.

Пирамидная система.

 

+ Нисходящие пути.

- Корково-спинномозговой путь передний (пирамидный путь передний, tractus corticospinalis ventralis) образован аксонами нейронов, расположенных в двигательной зоне коры [предцентральная извилина (gyrus precentralis)]. Волокна пути проходят через внутреннюю капсулу и в переднем канатике, заканчиваются в передних рогах, посегментно перекрещиваясь.

- Корково-спинномозговой путь латеральный (пирамидный путь латеральный, tractus corticospinalis lateralis) начинается в коре предцентральной извилины, проходит через внутреннюю капсулу и после перекреста в продолговатом мозге проходит в боковом канатике, заканчиваясь в передних рогах.

- Уровни (топика, от гр. topos — место) наиболее частого поражения нервных структур пирамидной системы, регулирующей функцию поперечнополосатых мышц и произвольные движения:

- тела нейронов центрального двигательного анализатора, расположенные преимущественно в предцентральной извилине двигательной зоны коры — пирамидные нейроны;

- корково-ядерные и корково-спинномозговые пути;

- вставочные клетки спинного мозга, через которые пирамидные нейроны влияют на мотонейроны передних рогов спинного мозга и черепных нервов;

- тела мотонейронов передних рогов спинного мозга и двигательных ядер черепных нервов, аксоны мотонейронов, нервно-мышечные синапсы.

• Экстрапирамидная система.

 

+ Нисходящие пути.

- Красноядерно-спинномозговой путь (пучок фон Монакова, tractus rubrospinalis) — нисходящий проекционный путь экстрапирамидной системы, начинается от красного ядра, проходит в мозговом стволе и боковом канатике и заканчивается в передних рогах.

- Ретикулоспинальный путь (tractus reticulospinalis) — эфферентный путь экстрапирамидной системы; начинается в ретикулярной формации продолговатого мозга, заканчивается в передних рогах спинного мозга. Контролирует тонус скелетной мускулатуры и висцеральные двигательные функции (например, автоматизм дыхания).

 

+ Уровни (топика) поражения нервных структур экстрапирамидной системы, регулирующих мускулатуру, обеспечивающую непроизвольные («автоматические») движения:

+ нейроны коры (премоторная зона, поясная извилина и др.), подкорковых ядер стриопаллидарной системы, мозжечка, спинного мозга;

+ проводящие пути стриопаллидарной системы (например, красноядерно-спинномозговой или ретикулоспинальный);

• Система координации движений.

 

Уровни (топика) поражения нервных структур, обеспечивающих координацию движений:

- тела нейронов лобной и височной областей коры головного мозга, ядер мозжечка;

- проводящие пути (от нейронов коры мозга и мозжечка к нейронам гипоталамуса, красного ядра среднего мозга, вестибулярных ядер, ретикулярной формации ствола мозга и др.);

- синаптические структуры.

Психофизиология речи

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков. Механизм речи включает в себя три основных звена: восприятие речи, продуцирование и «внутреннюю речь». Процесс речи основан на работе различных анализаторов: слухового, зрительного, тактильного и двигательного.
Для различения высшей нервной деятельности животных и человека И.П. Павлов ввел понятия первой и второй сигнальных систем, выражающих различные способы психического отражения действительности.
Первая сигнальная система – система условнорефлекторных образов, формирующихся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на рецепторы органов чувств раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды.
Специфические особенности высшей нервной деятельности человека заключаются в наличии второй сигнальной системы – системы обобщенного отражения действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, образах, художественных произведениях. Вторая сигнальная система возникла в результате развития речи как средства общения между людьми в процессе труда.
Центральное место во второй сигнальной системе занимает речевая деятельность. Слово, хотя и является реальным физическим раздражителем (слуховым, зрительным, кинестетическим), принципиально отличается от них тем, что в нем отражаются не конкретные, а обобщенные свойства предметов и явлений. Поэтому оно и обеспечивает возможность обобщенного и отвлеченного отражения действительности. Вторая сигнальная система использует не только речевые знаки, но и самые различные средства, включая музыкальные звуки, рисунки, математические символы, художественные образы, мимико-жестикуляционные и эмоциональные голосовые реакции и т.п.
Исследователи выделяют три основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую. Коммуникативная функция обеспечивает общение между людьми с помощью языка. Речь используется для передачи информации и побуждения к действию. Язык представляет собой определенную систему знаков и правил их образования. Человек может владеть многими языками. Это означает, что он использует возможность обозначать один и тот же предмет разными символами как в устной, так и в письменной форме.
Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях – сознательных формах психической деятельности. Речи принадлежит важная роль в развитии произвольного, волевого поведения. Первоначально высшая психическая функция как бы разделена между двумя людьми. Один человек регулирует поведение другого с помощью специальных раздражителей, среди которых наибольшую роль играет речь. Учась применять по отношению к собственному поведению стимулы, которые первоначально использовались для регуляции поведения других людей, человек овладевает собственным поведением.
Программирующая функция речи выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса – внутреннее программирование, осуществляемое с помощью внутренней речи.
Наиболее важные данные об организации речевых процессов получены при изучении локальных поражений мозга. Выделяют две группы структур мозга с различными функциями речевой деятельности. Их поражение вызывает две категории афазий: синтагматические и парадигматические. Первые связаны с трудностями динамической организации речевого высказывания и наблюдаются при поражении передних отделов левого полушария (центр Брока).
Вторые возникают при поражении задних отделов левого полушария (центр Вернике) и связаны с нарушением кодов речи (фонематического, артикуляционного, семантического и т.д.).
В 1861 году французский невропатолог Поль Брока обследовал больного, который понимал речь, но выговорить мог только одно слово – «тан». Брока даже называл его «мистер Тан». После смерти пациента ученый исследовал его мозг и обнаружил повреждения определенной области левого полушария, которая позже в честь ученого была названа зоной Брока. Расположена эта область рядом с моторными зонами, отвечающими за мышцы рта и губ.
В 1876 году врач из Германии Карл Вернике описал другое заболевание, при котором больные достаточно свободно говорили, но с трудом понимали смысл сказанного. Как выяснилось, подобное отклонение вызывается поражением другой области левого полушария (названной в честь исследователя зоной Вернике).
Во время устной речи происходит изменение локального мозгового кровотока – речь активизирует кровообращение как в задней, так и в передней речевых зонах.
У большинства людей речевые структуры локализованы в левом полушарии, а не в правом. Такое утверждение справедливо примерно для 99% правшей и 2/3 левшей.
Хотя с лингвистическими способностями связано преимущественно левое полушарие, тем не менее в правом полушарии хранится довольно большой словарный запас, и человек с его помощью может понимать записанные вопросы. Признаки латерализации полушарий появляются у человека с момента его рождения, тогда как речь возникает у ребенка в возрасте 1 – 2 лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.116.199 (0.025 с.)