Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сосредоточенность во время работы

Поиск

Если мы свой ежедневный труд считаем только работой или просто карьерой, у нас не появится возможности использовать его полностью для развития и обогащения. Если нам становится скучно, мы расстроены, и то, чем занимаемся каждый день, угнетает, мы никогда не получим преимуществ от возможностей, предлагаемых работой. Более того, мы даже не увидим этих возможностей.

Если вы все время смотрите на часы, не можете сосредоточиться и хотите оказаться где-либо в другом месте, вы только теряете самоуважение и чувствуете усталость. Нужно обязательно сконцентрировать свое внимание на поставленной цели. Потому что это — мощная сила, позволяющая добиться почти сверхъестественных результатов. Каждому из нас знакомо чувство сосредоточенности. Может быть вы играли в бридж, читали увлекательную книгу, работали в саду или разгадывали кроссворд, и вдруг время исчезало. Только позже вы осознали, что потеряли счет времени и забыли о своих проблемах.

Иллюстрацией к этому служит опыт игры в теннис моего друга. Вот как он описывает силу сосредоточенности во время любимого занятия:

«Это было как во время замедленной съемки, все предметы потеряли свои обычные качества, все стало более ярким. Я почти видел воздушный след от теннисного мячика, вот какова была степень моей сосредоточенности. Мне было все равно — выигрываю я или нет. Я играл безо всяких страхов и самолюбования. Я просто играл с полным вниманием, и моя игра была безупречной. Более того, я чувствовал себя счастливым и самодостаточным».

Такое состояние ума, ума полностью погруженного в выполнение задачи здесь и сейчас, может быть достигнуто на пути к Естественному Достатку. Сосредоточенность позволяет нам находиться в настоящем, освобождая от сутолоки отвлекающих мыслей и высвобождая нашу энергию, творчество и продуктивность.

Не спрашивайте: «Как я могу заниматься любимым делом, если боюсь... если не уверен в его результате... если нужно сводить концы с концами... если даже не знаю, что я люблю?» — и так далее. Найдите свой путь к естественному достатку, и он даст вам средства к существованию. Кроме того, вознаградит ощущением осмысленного бытия.

 

Комментарий автора.

В середине семидесятых годов тему Естественного Достатка затрагивала монография «Семь законов денег» (в соавторстве с Майклом Филлипсом и другими). Книга профессора Теодора Росзака «Человек — планета» — содержит целую главу о Естественном Достатке, глава «Коли дрова — носи воду» тоже анализирует этот вопрос. Шунрю Судзуки в книге «Разум Дзен, Разум Начинающего» оставила глубокий след в моей жизни. Дальнейшую информацию об этих книгах можно найти в разделе «Ссылки» в конце книги.

 

Глава 2

СИСТЕМА УБЕЖДЕНИЙ ПОД НАЗВАНИЕМ "Я"

 

Слишком поздно. Я потратил очень много лет, в точности делая то, чего от меня ожидали: я был хорошим сыном, хорошим мужем, хорошим отцом...

В своем кругу я известен как «хороший исполнитель». Но когда я спрашиваю себя, что же я на самом деле собой представляю, приходится признавать, что не знаю.

Так долго я пытался соответствовать чужим критериям, так долго мешкал, что так и не понял, кто я такой.

(Менеджер среднего возраста в транснациональной корпорации)

 

Высокое чувство собственного достоинства дает нам власть познать себя. Оно придает решимости жить, расширив свои представления, способы взаимодействия с миром. И наоборот, низкая самооценка уродует способность человека «замахнуться» на то, что он считает истинным и правильным для себя. В самых тяжелых случаях мы прячем свои желания. Стремясь к безопасности, признанию и принадлежности к той или иной среде, люди, не ценящие себя, попирают собственную жизнь и ее цели в угоду желаниям и ожиданиям других.

Люди с высокой самооценкой имеют больше преимуществ, когда приходит время делать выбор Естественного Достатка. Так, в качестве первого шага для дискуссии на эту тему, полезно рассмотреть базовые навыки и особенности, свойственные подобным личностям:

1. Они знают, чего хотят, потому что слышат себя, способны быть внимательными к призыву идти собственной жизненной дорогой и преследовать собственную цель, а не кем-то подсказанную. Этим они утверждают свое уникальное предназначение в жизни.

2. Они уверены, что заслуживают такую жизнь, включая работу, которая делает их счастливыми. Они знают, что заслужили это, потому что чувствуют себя на своем месте и не отказываются от всего правильного и нужного, не отягощены багажом страха, вины и шаблонами поведения, обрекающими на провал.

3. Они решают проблемы творчески и настойчиво, будучи постоянно уверенными в своих способностях. Они научились реагировать на любую проблему и встречают лицом к лицу любой вызов.

4. Они отличаются самодисциплиной и не жалеют времени для достижения желаемого. Они не из тех, кто одержим маниакальным желанием получить все немедленно. Люди с высокой самооценкой охотно платят цену ответственности за собственные жизни. Это значит, что они сознательно ведут себя дисциплинированно, терпеливо, сосредоточенно. Они не ожидают, что кто-то сделает за них черновую работу и быстро избавит их от утомительных, но необходимых действий. Такие свойства еще больше поддерживают их высокую самооценку.

В противоположность им, люди с низкой самооценкой не знают, чего хотят от жизни. Они провели ее в таких ограниченных, изолированных или тяжелых условиях, что их повседневное поведение предельно сковано и определяется страхом. Человек с нормально сформировавшимися взглядами знает, как заботиться о себе и на работе, и в других областях. Он рассчитывает, главным образом, на себя в определении курса собственной жизни и принятии решений, как следует действовать. Активные, творческие и предприимчивые личности совершают куда больше действий, напрямую связанных с их собственными жизненными целями, чем это делают люди с низкой самооценкой. И результат весьма высок. Потому что они чувствуют себя комфортно всегда и во всем.

Молодой человек, соответствующий вышеперечисленным характеристикам, написал мне письмо, в котором рассказывает, как нашел работу, идеально для него подходящую, несмотря на желание родителей и друзей видеть его в другой области. Он пишет:

Я студент дневного отделения и работаю неполный рабочий день. Но эта работа основательно изменила направление моей жизни.

Я работаю младшим преподавателем в детском саду, расположенном на территории университета. Работаю с понедельника до пятницы и отвечаю за группы всех возрастов, но больше всего приходится возиться с детьми, только начинающими ходить... Моя главная обязанность — надзор, питание и смена пеленок. Есть еще и дополнительные обязанности. Мне трудно передать словами чувства, с которыми я приступаю к работе. Так что заранее прошу прощения за сумбурность изложения.

Прежде всего, на тот случай, если вы не догадались по моему почерку, я мужчина. В связи с этим возникали интересные ситуации... Общие ощущения от работы были поначалу смешанными, потому что раньше я никогда не имел дела с маленькими детьми и не был уверен, что смогу освоить «все эти материнские навыки». Но, спустя несколько дней, я уже так полюбил возиться с детишками, что теперь удивляюсь прошлым опасениям.

Когда я работаю, так увлекаюсь, что забываю абсолютно обо всем. Такого я не испытывал ни на одном из моих прежних мест. Еще я заметил, что во время дежурства у меня появляется неистощимый запас сил. И лишь когда прихожу домой, замечаю, как я устал.

Чувствую, что если бы мне даже не платили, я все равно предпочел бы остаться с детьми.

Как я уже упоминал, эта работа помогла изменить мою жизнь... Больше года я был довольно несчастлив, пытаясь освоиться в области информатики. Наконец понял, что должен выбирать другую профессию, но не имел представления, какую.

В старших классах никто не спрашивал, какой род занятий мне больше всего подходит, но интересовались, в какой из областей компьютерных наук я собираюсь специализироваться. Работа с детьми никогда не входила в мои планы. Но, обнаружив у себя подобные способности, я смог с помощью консультанта по вопросам профессионального образования выделить основной набор целей, из которых главнаяизучение вопросов детского развития.

Это типичный пример, когда люди, верящие в себя, прислушиваются к внутреннему голосу при решении важных вопросов. Это также пример, как работа освобождает энергию, эмоции и открывает путь для развития дальнейшей жизни, если человек правильно к ней относится. Он также иллюстрирует еще одну особенность зрелой личности. Зрелость, о которой будет подробнее говориться в третьей части книги, имеет мало общего с биологическим возрастом человека — это способность расценивать работу как игру.

«Не могу себе представить, что бы я без этого делал». «Я бы еще и приплачивал, лишь бы мне разрешали это делать». «Я был так поглощен, что не знаю, куда подевалось время». Все это — отношение людей, объединивших игру и работу. Для них нет разницы между трудом и процессом отдыха. В отличие от людей, которые прикрепляют к своим автомобилям лозунг «Я бы лучше плавал под парусом» — эти люди вообще не хотели бы делать ничего другого, кроме работы.

Как же получается, что некоторые из нас имеют столько реальных и субъективных преимуществ? Очень просто. Здесь нужно вспомнить о чувстве собственного достоинства. Люди, которые любят себя, позволяют себе преуспеть во всех аспектах жизни, в том числе и в работе.

Чувство собственного достоинства, конечно, не статичная вещь, не черное и белое, не конкретный результат. Оно колеблется и приспосабливается к нашим действиям и чувствам в данный период. В какие-то дни, в определенных ситуациях мы более уверены в своих способностях. Крепкое здоровье, хороший сон, знакомая обстановка и доброжелательные люди помогают нам чувствовать себя сильными и способными. В другие дни — например, после трудной работы или столкновения с кем-нибудь мы можем почувствовать себя истощенными, утомленными, может быть, даже испуганными. Как говорит тренер Винс Ломбарди: «Усталость делает из нас трусов».

По собственному опыту мы все, вероятно, знаем, ЧТО значит почувствовать себя трусом. Наверное, нам знакомо также чувство храбрости и силы. Смысл, однако, в том, что, когда мы говорим о чувстве собственного достоинства, мы в действительности обсуждаем главный способ существования человека, его житейские позиции, общую склонность к уважению собственной силы и способностей. Сюда входит все, что человек делает, его отношение к другим; чувствует ли он, что имеет право высказаться в защиту ценных для себя понятий (несмотря на страхи, неприятие, критику и т.п.), верит ли, что заслуживает такой жизни, которая имеет для него смысл и его удовлетворяет.

Поскольку чувства неустойчивы, я не рассматриваю самоуважение как чувство. Это скорее вся система убеждений, которая определяет наши поступки и неизменно подпитывает себя через привычный для нас образ действий. Это способ жизни, являющийся фильтром, через который производится отбор наших представлений. Другими словами, это наша основная система убеждений, помогающая нам формировать действительность.

Хотя обсуждение природы действительности и не является темой нашей книги, все же следует упомянуть, что мы как бы настраиваем нашу реальность. И такая «настройка» преследует нас всю жизнь (если, конечно, мы ничего сознательно не делаем для ее исправления). Уровень жизни, духовный и материальный, вытекает из основных убеждений о собственной ценности, способностях и силе.

Чувство собственного достоинства — наш самый ранний опыт познания себя. Это — самооценка и исходное представление об абстракции, которую мы называем нашим собственным «Я». Формируемая в начале жизни, а может быть, еще и до нашего рождения, самооценка обостряет взгляды на мир, становится формой или средой, из которой вытекают наши представления. После рождения контакт с матерью (положительный или отрицательный), прикосновения, вербальные и невербальные сигналы становятся матрицей (или первичной связью) с миром. В результате матрица (то есть наше представление о себе в связи с миром) становится нашим ощущением окружающего.

Добавлением к формирующему влиянию этих субъективных впечатлений являются другие сигналы. Их мы получаем от взрослых, играющих важную роль в нашей жизни, от тех, к кому обращаемся за похвалой, защитой, пищей, руководством и любовью. Наш разум получает прямую и косвенную информацию, взрослые формируют нас, выказывая свое покровительство или безразличие, справедливое и уважительное отношение или дурное обращение.

Оказывают ли они нам свое уважение? Справедливы они или нет? Слушают ли нас, когда мы говорим о своих нуждах? Как поступают, если мы просим их о чем-то? Помогают решать наши проблемы, или бросаются решать свои вместо наших? Избегают нас? Бросают? Умирают? Предсказуемы или нет? Входят в глубокие доверительные отношения с нами? Все эти сигналы и то, как мы их интерпретируем, формируют основу наших убеждений, помогает создать концепцию мира, себя и других людей в нем. Убеждения формируются непрерывно, последовательно и «вечно», если только позднее мы сознательно не решим истолковать по-новому исходные данные.

И любые события в жизни просеиваются через фильтр этих взглядов. Мы отбрасываем факты, противоречащие нашим взглядам, и выборочно принимаем сигналы, поддерживающие их. Наши мысли, позиция, выбор формируют отношение к окружающим, к событиям и к другим людям. На этот холст накладывается краска впечатлений, опыта и запретов. Так создается портрет нас самих. Мнение о том, ЧТО мы собой представляем, преобразует нас в то, что мы реально и есть. Таким образом, детский разум формируется нами и извне. Чтобы понять глубину и развитие нашей системы убеждений, ее влияние на жизнь, было бы полезно исследовать три ключевых вопроса, на которые мы отвечаем в раннем детстве. Они затрагивают ощущение силы, способностей и привлекательности.

 

Вопрос о силе

Все мы должны четко знать, способны или нет справиться с жизненными трудностями. В молодости мы ищем свидетельства того, что сможем выжить, используя собственные ресурсы. Если дети учатся решать трудные проблемы, они чувствуют, что имеют все необходимое для того, чтобы занять достойное место в обществе. Те же, кто не сумел по каким-то причинам убедиться в своих возможностях, не имеют достаточной информации о собственных силах. И часто вырастают, считая себя никуда не годными. И беспомощности, и силе можно научиться.

Дети, прошедшие через трудное детство, например, часто становятся образцовыми взрослыми. Исследования показывают, что около пятнадцати процентов тех, кто вырос в трудных или ужасающих условиях, становятся в высшей степени дееспособными и сильными. Успешно преодоленные испытания детства взращивают их представление о себе как человеке сильном, с большими внутренними ресурсами.

Легко представить, почему они так же легко вдохновляют окружающих, и к ним тянутся за помощью. Эти люди верят в свои возможности, потому что уже доказали, на что способны в реальных ситуациях.

Одна моя подруга, преуспевающий предприниматель, рассказала о собственном детстве и о том, как сумела выбраться из маленького, нищего южного городка:

На самом деле я не знаю, что дало мне повод думать, будто я смогу найти выход иг той ужасной ситуации. Я не имела образования и вообще никаких зацепок. Но как ребенок из семьи, где было девять детей, я научилась привлекать к себе внимание, когда нуждалась в помощи. Как бы плохо ни складывались дела, я всегда знала, как управлять ситуацией, чтобы обо мне позаботились. Даже если получала отказ, всегда умудрялась вовлечь родителей в свои проблемы. Я хорошо усвоила свои способности и получала все необходимое. Мужчина, чья больная шизофренией мать отравляла жизнь близким и родственникам, рассказывает:

Мне было так плохо дома, что я замкнулся в себе. Я постоянно мечтал, что скоро смогу раздобыть денег и уехать. Часто обращался к чужим, психически здоровым взрослым. Именно они научили, что жизнь может чего-то стоить и быть предсказуемой. Я находил учителей или родителей моих друзей, которые находились рядом в то ужасное время — например, когда я обнаружил свою мать со вскрытыми венами, заливающей своей кровью ванную. Или когда пытался с ней говорить, а она могла лишь беседовать с «голосами», которые постоянно мерещились ей. Именно тогда здоровые взрослые спасли меня.

Они советовали, поощряли, они были образцом для подражания. Построив систему собственных планов, представлений, желаний, имея рядом надежных взрослых, я почувствовал, что сумею справиться со своими проблемами.

Это чувство помогло продержаться первые четырнадцать лет жизни. Вскоре я покинул дом и больше никогда туда не возвращался. И в моей жизни не было ничего более трудного, чем ужасы детства. Я знал: пережив это, я смогу пережить все.

Находя позитивные связи со взрослыми, искусно строя отношения с окружающими так, чтобы их нужды удовлетворялись, дети в такой травмирующей обстановке учатся справляться с проблемой. Они от проблемы не убегают (может быть, еще и потому, что не могут), но изобретательно к ней приспосабливаются. Поступая так, они раскрывают собственные возможности.

Открытие внутренней силы приносит ощущение уверенности в себе, а вместе с ней появляется надежда. Повзрослев, они откроют безбрежный запас находчивости, энергии и творческих навыков, потому что, будучи детьми, заработали право на использование внутренних ресурсов.

И наоборот, люди с низкой самооценкой должны (если хотят вырасти цельными личностями) учиться доверять себе, знать, что у них есть силы, и все трудности преодолимы. Это можно сделать двумя способами. Первый — получение знаний: изуче ние динамики вопроса, чтение, посещение лекций, анализ проблемы. Второй и, вероятно, более важный - практическое решение вопросов, которые кажутся наиболее трудными. В некотором отношении такие люди должны лицом к лицу столкнуться с проблемой, связанной с достижением цели, от которой они, по-видимому, давным-давно отказались, считая такое невозможным.

Недавно у меня в приемной сидела молоденькая девушка, исключенная из университета, совершенно потерянная и ошеломленная. Глаза ее были сухими — она уже выплакала все слезы о напрасно прожитых годах. Жизнь окончена, считала она тогда:

«Я вечно боялась, что не смогу делать то, что от меня потребуется. И так было всегда, когда я пыталась что-нибудь сделатьнапример, получить хорошую работу, жить самостоятельно. Стоило же мне оказаться на верном пути, я тут же все портила: или делала слишком много, или заходила слишком далеко с самого начала. Когда я поступила в колледж и должна была получать отличные оценки, я вложила в занятия всю душу. Но, получив первую тройку, оказалась полностью уничтоженной. И тогда мое поведение изменилось на строго противоположное: я просто прекратила готовиться к занятиям. Когда нужно было активно заниматься, я просто смотрела телевизор, ела, ходила к друзьям. На самом деле, виновата вовсе не злополучная тройка, и так же, как сейчас, дело не в провале на экзамене. Меня беспокоит, что самочувствие мое просто ужасно. Понимаете, там, внутри. Будто на самом деле ничто не имеет значения. Мне даже неприятно слышать, как я разговариваю с вами об этом. Но сейчас я ни о чем другом не могу говорить. Мне противно это, я сама себе противна».

После внимательного изучения ее жизни выяснилось, что она имела властную, подавлявшую ее мать, которая все время твердила: «Надо устроиться. Ищи нужных людей. Найди приличное место». Но ее слова означали и другое, что гораздо опаснее: ты не подходишь для общества, ты ничто и ничего собой не представляешь. Если у двух моих подопечных, с ситуацией которых мы познакомились ранее, существовали конкретные проблемы, с которыми нужно было бороться (например, нищета или больной, умственно нездоровый родитель), то у этой девушки жизнь была более удобной, комфортабельной. Ее задача — просто избавиться от внутреннего представления, что она неполноценная, не может управлять своей судьбой. Чтобы это сделать, требовалось определить собственную суть, а уж потом строить свою жизнь в соответствии с тем, что спрятано глубоко внутри.

Вряд ли родители, сами подавленные низким чувством собственного достоинства и отрицатель ной самооценкой, могут любить, и поэтому частью проблемы моей клиентки было освобождение от постоянно звучащего в мозгу голоса матери.

Это потребовало длительной терапии. Но, независимо от того, требуется подобная или какая-то иная форма работы над собой, всегда верно одна. Только формируя, высвобождая свою индивидуальность, развивая склонности и интересы, выбирая соответствующую форму действий, мы зарабатываем право доверять собственным силам.

 

Вопрос дееспособности

Каждого из нас с самых юных лет волнует проблема дееспособности. Есть ли у нас способности вообще, достаточно ли мы умны, чтобы учиться, решать практические задачи при выполнении собственных решений.

Дети всегда подмечают, «включаются ли другие при сложностях во время учебы, или доверяют им самим выходить из положения, успешно справляясь с обычными задачами. Эти задачи встают во время взросления (обучение чтению, новой игре, умению кататься на велосипеде, танцам, правильному поведению с задиристыми сверстниками и тому подобное), и дети, которым доверяют, делают вывод, что обладают необходимыми качествами и в дальнейшем справятся с жизненными трудностями.

Если, однако, они обнаружат, что не способны адекватно вести себя, если родители, учителя, братья или сестры, одногодки презрительно называют их неумехами, тогда они унесут это горькое сознание неполноценности во взрослую жизнь.

Ребенок может решить, что он совершенно несостоятелен, если родители то и дело бросаются все делать за него. Когда отношение к своему чаду можно уложить в предложение: «Подожди, дай мне это сделать вместо тебя. У меня получится быстрее, лучше и я ничего не перепутаю»,— ребенок выясняет для себя кое-что о собственной дееспособности, точнее — о недостатке таковой. Серия подобных сцен несет сообщение: «Ты глупый и медлительный». Когда родитель неодобрительно хмурится при неспособности ребенка решить проблемы или выговаривает ему, вместо того чтобы научить, как постоять за себя перед хулиганами на игровой площадке, ребенок получает информацию о своей недееспособности.

Люди, чрезмерно зависимые от надежд и указаний авторитетных лиц (скажем, начальника на работе, или доктора, или адвоката), имеют чрезмерную потребность нравиться им. Они берут работу, которая слишком легка для их природных талантов или ума и, похоже, действуют из убеждения, что ничего лучшего не найти. Это часто происходит из-за их неверия в свои силы.

С другой стороны, те, кто имеет трезвый ум, люди независимые и ответственные, верят, что могут контролировать положение дел. Они показывают свою дееспособность ежедневно. Это не только помогает им идти собственным путем, но усиливает убеждение, что они дееспособны. Другими словами, они укрепляют веру в свои способности по мере взросления.

 

Вопрос привлекательности

Мнение «Я привлекательная личность, люди принимают меня и любят находиться рядом» также формируется в раннем детстве. Мы ищем подтверждения, что имеем ценность в глазах других; мы следим, что именно делают наши родители, учителя, ровесники и другие, когда мы рядом. Смотрят ли они прямо в глаза и слушают, когда мы говорим, или заняты более важными делами? Подсказывает ли наше воспитание, что, несмотря на ошибки, мы способны понять, как поступить по-другому в следующий раз? Или мы приучены считать, что вообще ничего не можем сделать правильно? Разговаривают ли с нами спокойно и открыто? Или втолковывают, словно баранам, что и как в точности сделать, будто у нас нет собственного ума. Чувствуем ли мы, что можем во всеуслышание заявлять, чего именно хотим? Или участвуем в странной игре, где нам предложена роль Тупицы, который притворяется, что не знает ответа на определенные вопросы, и что он вовсе не хочет того, чего на самом деле жаждет?

При честных ответах все эти вопросы помогают увидеть, как мы подошли к оценке собственной привлекательности.

Наши ответы определяют уровень признания собственного «я», ощущения исконного права на определенное место в структуре общества (что в огромной степени связано с уже созревшим ощущением своей ячейки на рынке труда) и, в конечном счете, на место в мире вообще.

Те, кто чувствовал себя достойно в детстве, привыкают, что могут честно высказывать мнение и заявлять о нуждах, иметь свои предпочтения, что их не отвергнут, если они обратятся с просьбой. Это крайне важный урок и одновременно дар. Поэтому, когда люди заранее ощущают, что им откажут, они подавляют такие запросы в себе. И в результате, если они слишком робкие, или их чересчур сурово обрывали, когда они высказывали свои мысли, люди забывают, чего хотят, как это было с менеджером, чьи слова открывали эту главу.

Помню, в детстве, родители, родившиеся и выросшие в Европе, учили меня ничего не просить. Перед тем, как пойти со мной в гости, меня инструктировали не просить попить, не проситься в туалет, не брать печенье, когда его предлагают. «Возьми только одно печеньице. И просто сиди, как воспитанная хорошая девочка!» Читатели могут представить, какой я со временем стала «воспитанной» от таких поучений. Я была уверена, что «хорошие девочки» не спрашивают. К счастью, потом, столкнувшись с массой ситуаций, я узнала, что нет ничего неприличного в обыкновенной просьбе. Если бы не был усвоен этот важный урок, мне было бы куда труднее определить, чем заняться в жизни.

Нужны определенные усилия, чтобы высказать ту или иную просьбу, особенно, если вы младший в семье, где хмурые старшие уверены, что лучше знают, что нужно вам, а что нет. Это еще более важно для детей, которые по природе робки или рассматривают вещи, людей и события как нечто пугающее и неуправляемое.

Чтобы быть объективными, отметим: дети по-разному понимают слова и поступки родителей. Одни считают малейшую критику отповедью, резким отторжением, другие — более спокойны и устойчивы в отстаивании своего «Я». Некоторые от природы агрессивны и еще до своего рождения колотят ножками в утробе матери. Другие — спокойные и молчаливые, просто ангелы.

Большая часть представления о себе складывается из понимания, какими считают нас родители, точнее, как, по нашему мнению, они обращаются с нами. Вероятнее всего, именно в этот деликатный период жизни мы ставим цели и обдумываем планы, которые станем воплощать в будущем. Мы просто проглатываем события, переваривая их в информацию о нашем позитивном росте и способностях или слабости и неумении. Затем мысли, выстраиваясь в ряд, формируют базис всей жизни.

Если мы осознаем, что мы «в порядке», то искренне верим, что «Очень хорошие», и жизнь будет прекрасной и веселой. Если же из поведения и разговоров следует вывод, что нам чего-то недостает, напрашивается посылка, что вряд ли мы достигнем настоящего личного счастья. Тогда мы верим, что не заслуживаем того, чего хотим. Таким образом, мы сами себе приказываем привыкнуть к невыгодному положению, приучиться жить в тревоге и серости, к лишенному блеска существованию — вечно удивляясь, почему именно мы испытываем страдания. Но возможна и вера в лучшую долю, которую обрела женщина, сумевшая покинуть свой нищий дом. И тогда мы будем стремиться к воплощению своей веры.

Все вышесказанное подводит к одной мысли: именно в детстве формируется наша взрослая трудовая жизнь. Это включает в себя способность определять, чем хотим заниматься, когда вырастем, способы решения или ухода от проблем, желание стоять в стороне от толпы, умение принимать ответственность за принятые решения и поставленные цели.

Люди с высокой самооценкой следуют своим представлениям, мотивам и целям в жизни. В то же самое время они чувствуют связь с другими людьми, и, улучшая собственную жизнь, облегчают существование других.

Глава 3

ВЫРАЖЕНИЕ СВОЕГО «Я»

 

 

То хорошее, что видят в нас другие — самое ценное, чем мы владеем, и что часто почему-то стараемся в себе подавить. А ведь требуем еще и любви.

Андре Жид (из неизвестной работы)

 

Прежде чем выразить себя в работе, мы должны сделать несколько важных шагов по обретению чувства личного достоинства. Люди с высоким чувством самоуважения овладели ими автоматически. Прежде всего, мы должны узнать и принять свою темную сторону— нашу «тень», как ее называет великий психолог Карл Юнг. Вместе с этим мы должны научиться полностью воспринимать себя такими, какими в действительности являемся.

Это восприятие себя имеет несколько составляющих, не самой последней из которых является умение обращаться с собой с любовью. На самом деле, в этом процессе мы являемся тремя личностями. Одна из них — что-то вроде блудного сына, который плохо ведет себя, особенно если делает неправильный выбор, но хочет вернуться к любви, безопасности и удобствам своего дома. Вторая — его Щедрый любящий отец, без вопросов принимающий его обратно. Последняя личность — сын, который все подвергает сомнению, судит о других и противится этому гостеприимству. Я полагаю, что умиротворить «второго сына» — важнейшая задача для тех, кто не решил ее в детстве. Мы можем сыграть роль отца, чтобы полностью поглотить все остальные «Я», слившись в единое целое.

Пока мы не примиримся с собой, совершив это слияние, вряд ли наша самобытность как работника как-то проявится, ибо это есть способ жить продуктивно и незаурядно. Переделка старых привычек и поведения требует времени. Позволив себе использовать любое необходимое время для роста, мы увидим, что привычные способы существования, даже если они ненавистны,— не исчезают за ночь. Поэтому, вместо того чтобы ожидать немедленных результатов, мы поймем, что придется проявить терпение и не ждать волшебных превращений. Тогда мы вырастем до роли хорошего родителя, как учит нас притча о блудном сыне.

И последнее. Нам необходимо научиться обращаться с собой так, как если бы мы оценивали себя со стороны. Нужно сломать стереотипы поведения, которые портят и сводят на «нет» все то, чем мы в действительности являемся, что любим и ценим. Когда, шаг за шагом, мы достигнем мастерства в каждой из этих областей, то освободим внутреннее знание того, что мы должны сделать в жизни. Эти два шага взаимосвязаны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.189.227 (0.015 с.)